Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе на тему "Эколого-лингвистический КВН"
Оценка 4.8

Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе на тему "Эколого-лингвистический КВН"

Оценка 4.8
docx
18.02.2020
Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе на тему "Эколого-лингвистический КВН"
Эколого -лингвистический КВН(6 класс).docx

Эколого-лингвистический  КВН между 6-А и 6-Б, проведённый на берегу пруда посёлка Дзержинского

Цели: закрепить знания о лексике, ее основных терминах, формировать понятие экологии, окружающего мира через игру. Развивать сообразительность, логику мышления. Воспитывать интерес к изучению родного языка, стремление к здоровому образу жизни.

Ход урока:

I.                   Вступительное слово.

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный КВН: эколого – лингвистический! Мы попытаемся решить несколько задач:

1)    Хорошо, интересно и полезно для здоровья отдохнуть;

2)    Повторить основные термины по только что изученной теме «Лексика». Повторять и закреплять лексические понятия будем через игру, розыгрыш, шутку, поэтому жанр урока – КВН.

3)    Еще раз повторим об экологии, приметах, вспомним народные пословицы о бережном отношении к природе и, вообще, окружающего мира.

Звучит песня «Мы начинаем КВН».

Мы начинаем КВН

Для чего, для чего?

Чтоб не осталось в стороне

Никого, никого!

II.                Представление команд:

6 –А - «Лексомы»

6 –Б – «Лингвы»

III.             Разминка. (вопросы задаются поочередно каждой каманде).

1.     Что такое лексика?

2.     Лексический запас.

3.     Какие знаете науки о языке?

4.     Что такое лексикон?

5.     Сколько слов в русском языке?

6.     Какие словари знаете?

7.     На какие три раздела делится лексика? (по употреблению, по происхождению, по времени проявления).

8.     Как делятся слова по употреблению? (обще употребляемые и профессиональные).

9.     Ответь на вопрос: Экология – это…

10.  Человек, деревья, животные относятся к миру…

 

IV.            Приветствие и пожелание соперникам.

Кто больше найдет вежливых, учтивых приветственных штампов? Побеждает тот, кто приветствие называет последним. (Дорогие леди и джентльмены, дамы и господа, товарищи, сеньоры и сеньориты); Мы рады вас видеть, слышать, лицезреть: наше Вам с косточкой, привет и т.д. желаем Вам стать победителями, акулами пера, всезнайками, обладать всем запасам слов и т.д.).

 

5. Музыкальный конкурс.

Песни  кто больше вспомнить о лете, солнце, счастье, детстве.

6. Домашнее задание по фразеологии (инсценировать фразеологизм: брать быка за рога).

 

Инсценировка команды «Лексомы».

Тетя Маша мирно ведет за веревку своего бычка Фильку (два ученика, накрытые коричневым покрывалом, брыкаются, смешно выбрасывают ноги). Вдруг подбегает ученик 6 класса Курочкин, хватается за рожки бычка. Действие происходит у окон школы.

Тетя Маша – «Ви шо посказилися у цій школі, Надія Федорівна! Відчипить свого хлопця від мого бичка».

Курочкин – «Надежда Федоровна! Выгляньте в окно! Ставьте 4 бала! Я бычка за рога беру!».

Надежда Федоровна – «О ужас! Староста, неси журнал, немедленно ставлю «2» за четверть!»

(Курочкин отлетает на землю, падает с открытым ртом, бычок последний раз его бодает).

Группа учеников озвучивают пьесы по очереди.

- Дети, всегда учите уроки.

- И вы будете знать, что фразеологизм

- Это устойчивое сочетание слов

- С переносным значением

- А брать быка за рога означает

- Браться за дело

- Быстро и сразу

- Не откладывая это дело в долгий ящик

- Эх, Курочкин, учи уроки! (хором)

 

Инсценировка команды «Лингвы».

Учитель – «Курочкин, к доске»

Курочкин – «Все пропала»

Учитель – «Что такое фразеологизм?»

Курочкин – «Фразеологизм – это часть речи…, член предложения (ученики пытаются подсказать)».

Учитель – «Что означает », например, фразеологизм брать быка за рога?

Курочкин – «Ага, а он как боднет!» Узнаете кузькину мать.

Учитель – «Нет, тут надо что-то делать и, действительно, брать быка за рога, иначе тебе, Курочкин, тройки по русскому языку не видать.

Тетя Маша – (ведет бычка Фильку, зовет корову Зорьку, которая потерялась).

- Зорька! Зорька! Где же ты треклятая?

Курочки – «Тетя Маша! Тетя Маша! Стойте!»

Тетя Маша – «Що таке? Зорьку мою бачив?Деж вона бандитка?

Курочкин – «Не. Мне Надежда Федоровна сказала, что 4 балла за четверть не будет, если быка за рога не возьму».

7.Турнир эрудитов.

Заменить все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.

1.Доктор прописал пациенту инъекции.(Врач рекомендовал больному уколы)

2.Разъяренная вьюга замела тропинки. (Сильная метель занесла дорожки).

3.Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак. (Водитель опять начал пытливо вглядываться в темень).    

4.Караульный спрятался от ливня под кровлей здания. (Сторож с крылся от дождя под крышей дома).

8. Конкурс. Кто быстрее и лучше уберет территорию возле ручья.

Найти иноязычные слова и заменить их русскими.

1.При проверке было выявлено немало дефектов (ошибок).

2.Он пишет мемуары (воспоминание).

3.Ваши аргументы убедительны (доказательства).

4.Все работали с энтузиазмом (с воодушевление).

5.Мы гордимся нашим голкипером (вратарем).

6.В сплаве обнаружено мизерное количество меди (маленькое).

Конкурс « Мисс Лесная Мавка» - (готовит девочка наряд из природного материала (цветы, камыш, листва).

Игра «Следствие ведут знатоки».

Угадай о какой профессии идет речь.

1.Он показал мне свои акварели и натюрморты – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

2.Лешему он (Римский – Корсаков) придумал два леймотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторы и тарелки. Сурово и уныло звучит леймотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

Игра «Соколиный глаз».

Кто найдет в тексте больше устаревших слов.

Снился Святославу смутный сон.

В стальном граде в тереме высоком,

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком.

Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значении?

                                                               Хороший вечер

Я проснулся поутру.

Пляшет солнце на ветру.

Веселятся все поля без меня.

И резвятся тополя без меня.

И смеется все земля,

И шмели снуют, звеня

Все на свете без меня, без меня!

И я тогда вскочил,

Башмаки скорей схватил.

Мне Ветер, Ветер, Ветер

Сказал, куда идти.

И мой хороший Ветер

Играл со мной в пути.

                                (Э.Мошковский)

Игра «Перевертыши».

Заменить в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении:

Железный гвоздь – характер

Румяная девочка – яблоко

Глухая собака – ночь

Кудрявый малыш – береза

Сладкий пирог – жизнь

Золотые часы – руки

Загорелая дача – душа

Гаснет свеча – день

Собака воет – ветер

Цыган пляшет – дождь

Девочки шепчутся – травы

Отец спит – природа

 Конкурс «Красная книга».Найти растения , или назвать их, занесенные в Красную книгу.

Заменить в словосочетании зависимое слово так, чтобы главное слово в первом и втором словосочетании стали омонимами.

Гибкий лук – горький лук

Водопроводный кран – подъемный кран

Трамвайный парк – городской парк

 Вкусные лисички- рыжие лисички

Хлебный ток – электрический ток

Ржавый ключ – нотный ключ

Электрический разряд – спортивный разряд

Песчаная коса – девичья коса

Угадай слово по толкованию его лексического значения:

1.Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания (термос).

2.Начальный момент спортивного состязания по определению какого – либо расстояния на скорость (старт)

3.Городская наземная электрическая дорога (трамвай).

4.Красная строка, отступ в начале строки ( абзац).

5.Тот, кто свое отчество, предан Родине (патриот).

6.Дословная выдержка из какого- либо текста ( цитата).

Объяснить разницу в значении слов:

Адресат – адресант, дипломат – дипломант, описка – отписка, сытый – сытный, поступок – проступок, опечатка – отпечатка, позлотить – проглотить.

К словам, которые устарали и не употребляются в современном русаком языке, подоб рать родственные слова, активно используемые в наши дни:

Персты – наперсток, печатки

Шелом – ошеломить

Кика (головной убор) – кичится

Коло ( круг, окружность) – около, кольцо, кольчуга, околица, колесо

Чаять (ожидать) – нечаянный.

Конкурс «Экибана» (составить букет из полевых цветов, дать ему название).

Игра «Корректор».

Найти ошибку в выборе слова:

1) После теплых атмосверных осадков на листьях смеркали яркие капли. (роса)

2) В констетуции есть отрицательные  и положительные дефекты. (ошибки)

3)Из передовой бригады он перешел в отсталую. (отстающюю)

4) В центре города построен (воздвигнут) пам’ятник герою.

Найти лишене слово.

1)    Петя ушиб колено (ноги).

2)    Робинзоны ослабли от недоедания (пищи).

3)    Собрание будет в декабре (месяце).

4)    Города были превращены в руины (развалины).

5)    Путь кораб (свою) автобиографию.

Игра «Бумеранг».

Найти синоним.

Простой человек – бесхитростный

Простая задача – легкая

Простая истина – прописная

Беспокойный человек – неугомонный

Беспокойный вигляд – тревожный

Крепкая дружба – надежная

Крепкая подошва – прочная

8.Конкурс капитанов.

Из букв слова «красота» образовать как можно більше нових слов:

1)    Оса – раса

Рак – крот

Кара – кора

      2)Найти антонимы.

Близький берег – далекий

Близький человек – чужой

Веселая комедия – скучная

Веселое настроение – грустное

Глибокий колодец – мелкий

Глубокие знания – поверхностные

Мелкая рыба – крупная

Мелкая река – глубокая.

2)    Кто из капитанов сосредоточеннее? (смотреть в глаза и не моргнуть).

9.Конкурс по фразеологии.

1) Пантомимой зобразить фразеологізм, противники должны определить , что это за фразеологізм:

Водить за нос.

Реветь в три речья .

Делов шляпе.

Сесть в калошу.

2)Назвать фразеологизмы, в состав котрого входять собственные существительные.

Куда Макар телят гонял.

Мили, Емеля, твоя неделя.

Федот, да не тот.

На малань и ну свадьбу.

3)    ?На фразеологізм подоб рать :

1 - команде синоним, 2- команде антоним.

Хоть пруд пруди.

Куры клюют

Кот наплакав

Тьма кромешная

Незги не видать

Світло хоть голки соберай

Работать спустя рука вабить баклуши

Не пеоклодая рук

Драматический конкурс

Фольклерный конкурс « Кто більше вспомнить пословиц и поговорок о приметах».


 

Эколого-лингвистический КВН между 6-А и 6-Б, проведённый на берегу пруда посёлка

Эколого-лингвистический КВН между 6-А и 6-Б, проведённый на берегу пруда посёлка

Лексический запас. 2.

Лексический запас. 2.

Вдруг подбегает ученик 6 класса

Вдруг подбегает ученик 6 класса

Учитель – «Нет, тут надо что-то делать и, действительно, брать быка за рога, иначе тебе,

Учитель – «Нет, тут надо что-то делать и, действительно, брать быка за рога, иначе тебе,

Лешему он (Римский – Корсаков) придумал два леймотива

Лешему он (Римский – Корсаков) придумал два леймотива

Румяная девочка – яблоко Глухая собака – ночь

Румяная девочка – яблоко Глухая собака – ночь

Тот, кто свое отчество, предан

Тот, кто свое отчество, предан

Простая задача – легкая Простая истина – прописная

Простая задача – легкая Простая истина – прописная

Пантомимой зобразить фразеологізм, противники должны определить , что это за фразеологізм:

Пантомимой зобразить фразеологізм, противники должны определить , что это за фразеологізм:

Драматический конкурс Фольклерный конкурс «

Драматический конкурс Фольклерный конкурс «
Скачать файл