Антипина Татьяна Геннадьевна,
воспитатель группы продлённого дня,
МОУ «СОШ №17»,
город Котлас.
Конспект внеклассного занятия для детей с ОВЗ, 1 класс.
«Первые весенние цветы».
Цель. Расширение первичных естественно научных и экологических представлений о первых весенних цветах.
Задачи.
Обучающие. Расширение и уточнение словаря по теме «Весна». Знать и называть первые весенние цветы: подснежник, мать-и- мачеха, тюльпан, ландыш; строение цветка: стебель, листья, бутон.
Развивающие.
Развитие связной речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения. Совершенствование грамматического строя речи. Упражнять в умении работать с раздаточным материалом. Закрепить знание основных цветов, знаний признаков весны.
Воспитательные.
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа.
Разучивание стихов о весне; наблюдение весенних признаков в природе;
рассматривание иллюстраций, слайдов первоцветов;
изготовление поделок с первоцветами.
Методы и приёмы.
Наглядные (показ способов действий, показ образца).
Словесные (рассказ педагога, вопросы, чтение стихов, рассуждения).
Игровые (дидактические игры, создание игровой ситуации).
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу поговорить с вами о цветах, но сначала хочу, чтобы вы отгадали загадку о времени года:
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно, это весна. Всё живое в природе - животные, люди, растения ждут прихода весны! А почему ее все так ждут? Ребята, что приносит нам весна?
Дети: Тепло.
Воспитатель: Сейчас мы с вами повторим признаки весны. Я начну говорить предложение, а вы должны закончить это предложение весенними признаками.
1) Зимой солнце стоит низко, а весной (высоко).
2) Осенью птицы улетают, а весной…(прилетают)
3) Осенью и зимой некоторые животные ложатся в спячку, а весной… (просыпаются)
4) Осенью листья опадают, а весной…(распускаются)
5) Осенью трава желтеет, а весной …(зеленеет)
Вывешивание картин - признаков весны. Солнце, птицы, медведь, ёж, дерево с листочками, трава.
Правильно, весной становится много солнечного света и тепла. Начинается весна с таяния снега, затем земля полностью освобождается от снега, на реках тает лед. Природа пробуждается от зимы: на деревьях набухают почки, прилетают перелетные птицы, появляется первая травка и первые весенние цветы.
Какой же первый цветок? (отгадайте загадку):
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Дети: Подснежник.
Воспитатель: Правильно, это подснежник. Его так назвали,
потому что прорастает он под снегом. Он появляется с первым солнечным теплом, очень красивый и нежный цветок. После того, как прогреется земля, появляются еще цветы. А какие вы отгадайте сами:
Смотрит солнышко – росток.
Не травинка, не листок:
Появился самый первый.
Желтый маленький цветок
Дети: Мать-и-мачеха.
Воспитатель: А еще появляется очень красивый необычный цветок:
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
Дети: Ландыш.
Воспитатель: вот ещё загадка:
Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный словно пан
Нежный, бархатный… (тюльпан).
Воспитатель: Давайте полюбуемся этими красивыми цветами, которые приносит нам весна. Показывает рисунки с изображением весенних цветов: ландышей, тюльпанов, мать-и-мачехи, нарциссов и другие.
Воспитатель: Дети, а можно ли рвать цветы?
Дети: Нельзя.
Воспитатель: Правильно. Чтение стихотворения Т. Собакина.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ-
Если МЫ сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Воспитатель: Сейчас я вам дам задания в парах. Проверим, какие вы запомнили первые цветы и как внимательно можете собрать картинки. Я вам даю разрезные картинки и образец, а вам нужно вместе дружно в паре собрать картинку с изображением первоцвета по образцу.
Молодцы, справились с заданием. Всё правильно собрали.
А теперь: «Раз, два, три превращаемся в цветы» (встаём около парты для физкультминутки).
Физкультминутка:
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. Потягивания, руки в стороны.
К солнцу тянутся цветы,
С ними потянись и ты. Потягивания, руки вверх.
Ветер дует иногда,
Только это не беда. Машут изображая ветер.
Наклоняются цветочки,
Опускают стебелёчки. Наклоны.
А потом они встают
И по-прежнему цветут. Встают изображая «головки» цветов поднятыми руками.
Воспитатель: Сейчас посмотрите на доску. У нас есть зелёная поляна. Но она без цветов. Поэтому я предлагаю вам, нарисовать, весенние цветы и любоваться ими на нашей поляне. Для этого нам нужно вспомнить, что есть у цветка? Дети перечисляют строение цветка: стебель, листья, бутон.
Воспитатель: Давайте рассмотрим картинки, с изображением цветов, и обсудим, какие части цветка и каким цветом мы будем раскрашивать.
Воспитатель: Но перед тем как раскрашивать, мы выполним гимнастику для наших пальчиков:
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питанье
(ритмично двигать пальцами вместе - врозь)
Дружно дают под землей корешки.
(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
А теперь можно приступать к работе. Дети приступают к работе, затем устраивается выставка детских работ. Каждый ребёнок выходит со своей работой и приклеивает свой цветок на цветочную поляну. Называет цветок.
Воспитатель: Молодцы, дети. Вот теперь наша поляна заполнилась первыми весенними цветами. Мы с вами повторили весенние признаки и узнали о первых весенних цветах. Какие цветы вы запомнили? Давайте повторим.
Вы внимательно слушали, отвечали на вопросы, собирали картинки, рисовали.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.