Внеклассное занятие.
Тема: «Зиму провожаем – весёлую Масленицу встречаем!»
Конспект внеклассного занятия
«Зиму провожаем – весёлую Масленицу встречаем!»
(В рамках внеурочной деятельности)
Цель: приобщение учащихся к культуре русского народа через изучение традиций и обрядов, произведений различных видов искусства
Задачи:
1.Образовательная:
Познакомить учащихся с русским народным праздником Масленица, с музыкой, пословицами и народным фольклором, с традиционными костюмами и угощениями.
Прогнозируемый результат - формирование универсальных учебных действий
2.Развивающая:
Развитие эстетического кругозора учащихся через обращение к произведениям устного народного творчества;
Формирование умений воспринимать народную музыку, выразительного чтения со сцены и театрального мастерства, развитие вокально-хоровые навыков,
3.Воспитательная:
Воспитание интереса к красоте русских традиций и обрядов, бережного отношения к художественному наследию русского народа, устойчивого интереса к русской музыкальной культуре, чувства коллективизма.
Личностные УУД-уважительное отношение к национально-культурным традициям страны, осознание учащимися личной ответственности за результат, полученный в группе, способность к самооценке;
Регулятивные УУД- целеполагание, определение и понимание учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; различение способа и результата действия; проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, умение оценивать результат и осуществлять рефлексию своей деятельности;
Познавательные УУД- умение извлекать необходимую информацию из различных источников, структурировать и представлять ее в виде продукта творческой деятельности, строить логическое рассуждение, формулировать вывод
Коммуникативные УУД - умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, учиться выполнять различные роли в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Ход занятия
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередное занятие по внеурочной деятельности. Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось удачным? (смайлики). Желаю вам сохранить хорошее настроение в течение всего занятия.
II. Мотивация на учебную деятельность. Эмоциональный настрой.
Для того чтобы узнать тему нашего занятия прослушайте стихотворение.
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.
- Ребята, вы догадались о каком празднике говорится в этом стихотворении? (Этот праздник называется Масленица), а наше занятие «Зиму провожаем – весёлую Масленицу встречаем" (Слайд 1)
- О чем мы сегодня будем говорить на занятии?
- Сегодня будем праздновать масленицу, поговорим об обрядах и обычаях с которыми встречали этот праздник наши предки. (Песня Масленка сырная) (Слайд 2)
- Ребята, а кто знает как в народе называют масленицу?
Маслена-честная, веселая, широкая — так называли неделю перед Великим постом на Руси.
- Мы сегодня Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну заклинаем!
Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались пением так называемых веснянок. Их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой. Такие песни назывались закличками. Вот некоторые из них:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.
- А что ещё вы знаете о Масленице?
1-й ребенок. (Слайд № 3)
Понедельник – это встреча.
И работать нам не лень!
Строим горки мы из снега.
И играем целый день.
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. По домам ходили ряженые и напрашивались на угощение.
Масленица: Ох, и весело было! Давайте и мы повеселимся!
Игра «Блины – лепёшки»
Дети делятся на две половины: одна по сигналу ведущего будет кричать слово – «блины», а другая – «лепёшки». Текст такой:
Хороша
была зима, её мы провожаем
И тепло весеннее радостно встречаем.
Печем с припеком мы (знак рукой в сторону «блинов») блины!
И вкусные (знак рукой в сторону «лепёшек») лепешки!
И весело, и дружно хлопаем в ладошки (все хлопают).
Наступила долгожданная масляна неделя,
И никто не сосчитает, сколько же мы съели.
Ели-ели мы (знак рукой) блины!
И еще (знак рукой) лепешки!
А теперь вокруг себя покрутимся немножко (все крутятся).
Вокруг песни, танцы, смех, шумное гулянье,
В каждом доме оценили хлопоты-старанье,
На столе стоят (знак рукой) блины!
А рядышком (знак рукой) лепешки!
Чтобы больше в нас вошло – прыгаем на ножке (все прыгают).
Еще кружок вокруг себя (все кружатся),
И хлопаем в ладошки (все хлопают).
2-й
ребенок.
Вторник — заигрыши. Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки. Вот и у нас сейчас веселье начнётся. Давайте и мы Масленицу игрой потешим. (Слайд №4)
2 Ведущий:
Эй, девчонки – хохотушки!
Запевайте-ка частушки!
Начинайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Частушки.
Мы при всём честном народе
Вам частушки пропоём,
Зиму-матушку проводим
И весну встречать начнём.
***
В
понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке,
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.
***
Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Всё друзья плясали, пели,
Мы блиночки кушали!
***
Мы мороза не боимся,
Нынче Маслену сожжём.
Хорошо повеселимся
С ярким радужным огнём.
***
Мы на масленой неделе
Все блины с припёком ели.
До чего же вкусные
Праздники все русские!
***
Как на Масленице нашей
Всем становится теплей.
Уходи, зима, подальше,
Нам с блинами веселей.
***
Масленица шумная,
Праздник удалой!
В этот день прощаемся,
Зимушка, с тобой.
***
Мы на Масляной неделе
Сто блинов, наверно, съели.
С мёдом, маслом и вареньем.
Вкуснотища! Объеденье!
Все:
Ох, кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.
3-й ребенок. Среда — лакомка. С этого дня пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Трудно еще солнышку растопить снежные заносы - надо дать ему горячих помощников. Поэтому пекли именно блины, а не пряники или баранки. (Слайд №5)
Песня с движениями «Ой, блины»
4-й ребенок.
Четверг - разгуляй. Гулянье в самом разгаре: пляски, хороводы, игры, кулачные бои, снежные крепости, катание с Масленицей, Ходили на ледяные горки, где усаживались толпой на больших санях и скатывались с горы. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лен.
(Слайд №6)
Учитель:
Катались и стар, и млад. Но не у всех были сани. Можно кататься с ледяных гор на лыжах, и в тазике, и на метле. А на чем катались наши предки? Угадайте, на чем катались наши предки с ледяных гор? На лавке. Если лавку перевернуть вверх ножками, то получаются идеальные сани!
5-й ребенок.
Пятница — тещины вечерки. (Слайд №7)
На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабушек)
блинами. Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь
зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья
угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Блин – символ солнца, красных
дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей.
Учитель:
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Игра «Солнышко»
Участники делятся на две команды, и становится в ряд. Для состязания понадобится
два листа формата А-3, на которых нарисован круг, фломастеры. По команде,
каждый из участников подбегают к листу бумаги и дорисовывают по одному лучу. Победители
- команда, в которой все участники успеют дорисовать по одному лучу.
6-й ребенок. (Слайд № 8)
Суббота — золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. Родственники собираются на чаепитие с блинами. Считалось, что, чем богаче Масленицу отпразднуешь, тем богаче год будет. А заодно поют песни, озорные частушки, танцуют. В Масленую неделю полагалось:
Есть -до икоты,
Орать - до хрипоты,
Петь - до надсаду,
Плясать-до упаду!
В субботу все родные в гости друг к другу ходят,
долго сидят, много едят
и разговаривают.
Посиделки у друзей
Мы в субботу проведем.
Угостимся мы блинами,
Медом, сыром, пирогами!
(Слайд № 9)
Песня "Как вставала я ранёшенько"
7-й ребенок.
Последний день Масленицы - прощеное воскресенье или проводы. Воскресенье - прощенный день. В этот день устраивали проводы Масленицы. Из соломы раскладывали большой костер и сжигали на нем куклу Масленицы. Пепел от того костра разбрасывали по полям, чтобы по осени был богатый урожай. В прощенное воскресенье люди мирились, просили прощения друг у друга. Было принято говорить: «Прости меня, пожалуйста». На что отвечали: «Бог тебя простит». Потом целовались и забывали обиды навсегда. (Слайд № 10)
- Что значит попросить прощение? (признать свою вину, свой грех, покаяться в нём, повиниться).
Воскресенье светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в Прощеный день.
Чучело соломенное — зимушку — сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
4. Итог занятия. (Слайд № 11)
Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. Вот так мы отпраздновали сегодня любимый праздник наших дедов и прадедов – широкую русскую Масленицу. Пришло время повторить то, о чём вы узнали сегодня.
- С каким древним народным праздником мы с вами сегодня познакомились?
- Как русский народ называл Масленицу? (широкой, веселой, разгульной).
- Как праздновали Масленицу?
- В какие игры играли?
- Какую поговорку о масленице, вы запомнили?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Понравилось вам занятие?
- А расскажите, что нового вы узнали?
Учитель: Спасибо вам за работу, занятие окончено.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.