Конспект внеклассного занятия «Зиму провожаем – весёлую Масленицу встречаем!»
Оценка 4.8

Конспект внеклассного занятия «Зиму провожаем – весёлую Масленицу встречаем!»

Оценка 4.8
docx
08.10.2023
Конспект внеклассного занятия «Зиму провожаем – весёлую Масленицу встречаем!»
Внеклассное занятие. Зиму провожаем - весёлую Масленницу встречаем.docx

 

priroda-17

 

Внеклассное занятие.

Тема: «Зиму провожаем – весёлую Масленицу встречаем!»

                           

 

 

 

 

 

Конспект внеклассного занятия

«Зиму провожаем – весёлую Масленицу встречаем!»

(В рамках внеурочной деятельности)

 Цель: приобщение учащихся к культуре русского народа через изучение традиций и обрядов, произведений различных видов искусства       

Задачи:

1.Образовательная:

 Познакомить учащихся с русским народным праздником Масленица, с  музыкой, пословицами и народным фольклором, с традиционными костюмами и угощениями.

Прогнозируемый результат - формирование универсальных учебных действий

 2.Развивающая:

Развитие эстетического кругозора учащихся через обращение к произведениям устного народного творчества;

Формирование умений воспринимать народную  музыку, выразительного чтения со сцены и театрального мастерства,  развитие вокально-хоровые навыков,  

3.Воспитательная:

Воспитание интереса к красоте русских традиций и обрядов,  бережного отношения к художественному наследию русского народа, устойчивого интереса к русской музыкальной культуре,  чувства коллективизма.

Личностные УУД-уважительное отношение к национально-культурным традициям страны, осознание учащимися личной ответственности за результат, полученный в группе, способность к самооценке;

Регулятивные УУД- целеполагание, определение и понимание учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; различение способа и результата действия; проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, умение оценивать результат и осуществлять рефлексию своей деятельности;

Познавательные УУД- умение извлекать необходимую информацию из различных источников, структурировать и представлять ее в виде продукта творческой деятельности, строить логическое рассуждение, формулировать вывод

Коммуникативные УУД - умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, учиться выполнять различные роли в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Ход занятия

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередное занятие по внеурочной деятельности. Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось удачным? (смайлики). Желаю вам сохранить хорошее настроение в течение всего занятия.

II. Мотивация на учебную деятельность. Эмоциональный настрой.

Для того чтобы узнать тему нашего занятия прослушайте стихотворение.

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдет

Сырная Седмица,

А за ней - Великий пост,

Время, чтоб молиться.

- Ребята, вы догадались о каком празднике говорится в этом стихотворении? (Этот праздник называется Масленица), а  наше занятие  «Зиму провожаем – весёлую Масленицу встречаем" (Слайд 1)

 


- О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

- Сегодня будем праздновать масленицу, поговорим об обрядах и обычаях с которыми встречали этот праздник наши предки.  (Песня Масленка сырная) (Слайд 2)

- Ребята, а кто знает как в народе называют масленицу?

Маслена-честная, веселая, широкая — так называли неделю перед Великим постом на Руси.

 - Мы сегодня Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну заклинаем!

Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались пением так называемых веснянок. Их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой. Такие песни назывались закличками. Вот некоторые из них:

Весна, весна красная!

  Приди, весна, с радостью.

  С радостью, радостью,

  С великою милостью:

  Уроди лен высокий,

 Рожь, овес  хороший.

- А что ещё  вы знаете о Масленице?

1-й ребенок.          (Слайд № 3)

Понедельник – это встреча.

И работать нам не лень!

Строим горки мы из снега.

И играем целый день.

В этот день из соломы делали чучело Масленицы, и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. По домам ходили ряженые и напрашивались на угощение.

Масленица: Ох, и весело было!  Давайте и мы повеселимся!

Игра «Блины – лепёшки»

Дети делятся на две половины: одна по сигналу ведущего будет кричать слово – «блины», а другая – «лепёшки». Текст такой:

Хороша была зима, её мы провожаем
И тепло весеннее радостно встречаем.
Печем с припеком мы (знак рукой в сторону «блинов») блины!
И вкусные (знак рукой в сторону «лепёшек») лепешки!
И весело, и дружно хлопаем в ладошки (все хлопают).
Наступила долгожданная масляна неделя,
И никто не сосчитает, сколько же мы съели.
Ели-ели мы (знак рукой) блины!
И еще (знак рукой) лепешки!
А теперь вокруг себя покрутимся немножко (все крутятся).
Вокруг песни, танцы, смех, шумное гулянье,
В каждом доме оценили хлопоты-старанье,
На столе стоят (знак рукой) блины!
А рядышком (знак рукой) лепешки!
Чтобы больше в нас вошло – прыгаем на ножке (все прыгают).
Еще кружок вокруг себя (все кружатся),
И хлопаем в ладошки (все хлопают).

2-й ребенок.

Вторник — заигрыши. Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки. Вот и у нас сейчас веселье начнётся.  Давайте и мы Масленицу игрой потешим. (Слайд №4)

2 Ведущий:

Эй, девчонки – хохотушки!

Запевайте-ка частушки!

Начинайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Частушки.

Мы при всём честном народе
Вам частушки пропоём,
Зиму-матушку проводим
И весну встречать начнём.

***

В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке,
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.

***

Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Всё друзья плясали, пели,
Мы блиночки кушали!

***

Мы мороза не боимся,
Нынче Маслену сожжём.
Хорошо повеселимся
С ярким радужным огнём
.

***

Мы на масленой неделе
Все блины с припёком ели.
До чего же вкусные
Праздники все русские!

***

Как на Масленице нашей
Всем становится теплей.
Уходи, зима, подальше,
Нам с блинами веселей.

***

Масленица шумная,
Праздник удалой!
В этот день прощаемся,
Зимушка, с тобой.

***

Мы на Масляной неделе
Сто блинов, наверно, съели.
С мёдом, маслом и вареньем.
Вкуснотища! Объеденье!

Все:

Ох, кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего.

3-й ребенок. Среда — лакомка.  С этого дня пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Трудно еще солнышку растопить снежные заносы - надо дать ему горячих помощников. Поэтому пекли именно блины, а не пряники или баранки. (Слайд №5)

Песня с движениями «Ой, блины»

4-й ребенок.

Четверг - разгуляй. Гулянье в самом разгаре: пляски, хороводы, игры, кулачные бои, снежные крепости, катание с Масленицей, Ходили на ледяные горки, где усаживались толпой на больших санях и скатывались с горы. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лен.

(Слайд №6)

Учитель:

Катались и стар, и млад. Но не у всех были сани. Можно кататься с ледяных гор на лыжах, и в тазике, и на метле. А на чем катались наши предки? Угадайте, на чем катались наши предки с ледяных гор? На лавке. Если лавку перевернуть вверх ножками, то получаются идеальные сани!

5-й ребенок.

Пятница — тещины вечерки.  (Слайд №7)

На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабушек) блинами. Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями.  Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей.

Учитель:

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Игра «Солнышко»
Участники делятся на две команды, и становится в ряд. Для состязания понадобится два листа формата А-3, на которых  нарисован круг, фломастеры. По команде, каждый  из участников  подбегают к листу бумаги и дорисовывают по одному лучу.  Победители - команда, в которой все участники успеют дорисовать по одному лучу.

6-й ребенок. (Слайд № 8)

Суббота — золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. Родственники собираются на чаепитие с блинами. Считалось, что, чем богаче Масленицу отпразднуешь, тем богаче год будет. А заодно поют песни, озорные частушки, танцуют. В Масленую неделю полагалось:

Есть -до икоты,   

Орать - до хрипоты,

Петь - до надсаду,

Плясать-до упаду!

В субботу все  родные в гости друг к другу ходят,

долго сидят, много едят

и разговаривают.

Посиделки у друзей

Мы в субботу проведем.

Угостимся  мы блинами,

Медом, сыром, пирогами!

(Слайд № 9)

Песня "Как вставала я ранёшенько"

7-й ребенок.

Последний день Масленицы - прощеное воскресенье или проводы. Воскресенье - прощенный день. В этот день устраивали проводы Масленицы. Из соломы раскладывали большой костер и сжигали на нем куклу Масленицы. Пепел от того костра разбрасывали по полям, чтобы по осени был богатый урожай. В прощенное воскресенье люди мирились, просили прощения друг у друга. Было принято говорить: «Прости меня, пожалуйста». На что отвечали: «Бог тебя простит». Потом целовались и забывали обиды навсегда. (Слайд № 10)

 

- Что значит попросить прощение? (признать свою вину, свой грех, покаяться в нём, повиниться).

Воскресенье светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в Прощеный день.

Чучело соломенное — зимушку — сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

4.  Итог занятия. (Слайд № 11)

Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. Вот так мы отпраздновали сегодня любимый праздник наших дедов и прадедов – широкую русскую Масленицу. Пришло время повторить то, о чём вы узнали сегодня.

- С каким древним народным праздником мы с вами сегодня познакомились?

- Как русский народ называл Масленицу? (широкой, веселой,  разгульной).

- Как праздновали Масленицу?

- В какие игры играли?

- Какую поговорку о масленице, вы запомнили?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Понравилось вам занятие?

- А расскажите, что нового вы узнали?

 Учитель: Спасибо вам за работу, занятие окончено.

 


 

Внеклассное занятие. Тема: «Зиму провожаем – весёлую

Внеклассное занятие. Тема: «Зиму провожаем – весёлую

В рамках внеурочной деятельности)

В рамках внеурочной деятельности)

Желаю вам сохранить хорошее настроение в течение всего занятия

Желаю вам сохранить хорошее настроение в течение всего занятия

Сегодня будем праздновать масленицу, поговорим об обрядах и обычаях с которыми встречали этот праздник наши предки

Сегодня будем праздновать масленицу, поговорим об обрядах и обычаях с которыми встречали этот праздник наши предки

В этот день из соломы делали чучело

В этот день из соломы делали чучело

И хлопаем в ладошки (все хлопают)

И хлопаем в ладошки (все хлопают)

Всё друзья плясали, пели, Мы блиночки кушали! ***

Всё друзья плясали, пели, Мы блиночки кушали! ***

Песня с движениями «Ой, блины» 4-й ребенок

Песня с движениями «Ой, блины» 4-й ребенок

Пятница — тещины вечерки . (Слайд №7)

Пятница — тещины вечерки . (Слайд №7)

Суббота — золовкины посиделки

Суббота — золовкины посиделки

Песня "Как вставала я ранёшенько" 7-й ребенок

Песня "Как вставала я ранёшенько" 7-й ребенок

Что значит попросить прощение? (признать свою вину, свой грех, покаяться в нём, повиниться)

Что значит попросить прощение? (признать свою вину, свой грех, покаяться в нём, повиниться)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2023