министерсво образования, науки и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
Внеурочного занятия по русскому языку
Студентки 331 группы
Социально – педагогического отделения
Место проведения урока:
Школа № 16, класс 4 "в"
Дата проведения урока: 03. 12. 2019
Начало урока 9:50
ФИО студентки:
Зубакова Татьяна Дмитриевна
ФИО учителя школы:
Ермолина Тамара Федосеевна
ФИО преподавателя-консультанта:
Суровцева Нина Александровна
Допуск к проведению внеурочного занятия:
__________________, дата_______
(подпись преподавателя)
__________________, дата_______
(подпись учителя)
Тема. Весёлая грамматика.
Учебный предмет: Класс: |
Внеурочное занятии по русскому языку 4 «В» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока: |
Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. Содержательная: закрепить знания об имени существительном. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технологии, методы: |
ПДО |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия, термины: |
Имя существительное, единственное и множественно число, падеж, склонение, род |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип внеурочного занятия: |
Закрепление знаний |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемый результат: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметный
|
Личностный:
Познавательный:
Регулятивный:
Коммуникативный:
· Умеют работать в парах |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация пространства: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы работы по организации деятельности детей:
|
Ресурсы:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока Задачи этапа
|
Наглядность, оформление доски |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности 1. Замотивировать учащихся к деятельности (Л) 2. Учить формулировать высказывания в устной форме. (К.) |
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» К. Г. Паустовский |
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас занятие по русскому языку. -Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. - Посмотрите на слайд. Прочитайте высказывание К.Г.Пауствоского. -Каким называет русский язык К.Г.Пауствоский?
-Как вы думаете, почему так говорит автор о русском языке?
-Словарный запас русского языка действительно велик. Богатство русского языка заключается в его природном изобилии, красоте и силе, которое вызывает восхищение европейских народов. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, уметь владеть им. -Мне очень хочется, чтобы вы с радостью, с интересом изучали язык, на котором мы разговариваем. |
Читают
-Самый богатый, меткий, могучий, волшебный В русском языке очень много слов, язык помогает выразить мысли и чувства. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановки темы и задач занятия. Актуализация знаний об имени существительном. 1. Учить формулировать тему занятия. (Р.) 2. Учить отвечать на вопросы(К.) 3.Учить формулировать высказывания в устной форме. (К.) |
|
-Послушайте и отгадайте загадку. Школа, дом, трава, земля. Любой предмет обозначаю я Кто? Учитель, врач, сосед. Что? Диван, велосипед. Бываю разного я рода: Тротуар, окно, природа. Изменяюсь по числам, по падежам. Спешу я в гости к ученикам. Вот какая я часть речи удивительная, Называюсь я… -Правильно. -По каким признакам вы догадались, что это имя существительное?
-О чем же мы сегодня с вами будем говорить? -Что такое имя существительное? |
-Существительное
-Отвечает на вопросы Кто? Что? Обозначает предмет, бывает разного рода, изменяется по числам и по падежам -Об имени существительном -Это часть речи, отвечающая на вопросы Кто? Что? в предложении чаще всего бывает подлежащим. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление знаний об имени существительном. Закрепить знания о роде имён существительных. (Р.) Учить отгадывать загадки.(П.) Ввести понятие «общий род»(П.) Учить строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К.) Учить строить простые рассуждения (К.) Учить делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (Р.) Учить отбирать основную информацию из текста (П.) Закрепить знание о числе имён существительных. (Р.) Совершенствовать умение образовывать форму множественного числа. (П.) Учить анализировать текст. (П.) Учить определять падеж имён существительных по предлогам. (П.) Учить работать со схемой. (Р.) Учить разгадывать ребусы. (П.) Совершенствовать умение работать в паре. (Л.) Закрепить умение определять склонение имён существительных. (Р.)
|
Цветок, книги, тетрадь, карандаши, звезда, шары, лимон, праздник, стулья, глаза.
Карточка №1 Ед.ч. Мн.ч. Человек Курица Лист (бумаги) Лист (дерева) Якорь Ясень Слесарь (когда проверяют, слова во втором столбике постепенно появляются)
У Родительного – с, от, до, из, без, у, для около , У Дательного – к, по , У Винительного – в, на, за, про, через , У Творительного – с, за, под, над, между , У Предложного – о, об, в, по, на, при .
Ученики посадили цветы около школы. По крыше ходит черный кот. Скоро построят новый мост через реку. Над городом повисли грозовые облака. Сегодня на уроке мы говорили о приближающемся празднике.
Р.п. – с, от, до, из, без, у, для около , Д.п. – к, по , В.п. – в, на, за, про, через , Т.п. – с, за, под, над, между , П.п. – о, об, в, по, на, при .
Карточка №3 1 скл 2 скл 3 скл
|
1) Род – признак имени существительного. Работа с загадками. - Найдите в стихотворении строчку, в которой говорится о роде существительного. - А какого рода может быть существительное?
-Верно. Имя существительное принадлежит к одному из трёх родов. Это очень важный признак. А какие слова помогают нам определить род существительного? - Найдите у себя на парте вот такие карточки. (на слайде карточка) - Сейчас я буду читать вам загадки. Вы должны отгадать их, а слова – отгадки записать в нужный столбик. Что нужно сделать, чтобы знать, в какой столбик записать слово? -Приготовились, внимательно слушаем. По двору рыщет, Поёт и свищет, Деревья качает, К земле наклоняет. -Определяем род, записываем в нужный столбик. -Слушаем следующую загадку. Важная часть дома Всем хорошо знакома. На О начинается, на О кончается. Что это? Кто догадается?
-Слушаем дальше. Кто проходит, Кто уходит – Все её за ручку водят.
- Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Сорвали все рубашка.
- Всем она давно знакома. Ждёт послушно возле дома, Только выйдешь з ворот – Куда захочешь поведёт.
— Это маленькая крыша. Поднимай её повыше! Будет не страшна тогда С неба льющая вода!
- Я раскрываю почки В зелёные листочки. Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня…
- Что выше леса, Краше света, Без огня горит?
- Всегда по рту, А не проглотишь.
-Давайте проверим. Какие слова вы записали в первый столбик? -У всех такие слова? - Какие слова отнесли к ж.р.? -Ребята, вы согласны?
-Какие слова записали в третий столбик?
- Давайте проверим. Посмотрите на правильные ответы, если у вас есть ошибки, исправьте их. 2) Анализ языкового материала. Понятие «общий род» имён существительных. - Посмотрите на слайд. Прочитайте слова.
- Определите род у этих слов и запишите в нужный столбик.
- Давайте попробуем вместе определить род этих слов. Кто такой неряха? -Может быть мальчик неряхой? -Тогда к какому роду отнесем слово? -А девочка может быть? -Тогда в этом случае какого рода будет слово неряха? - Кого можно назвать соней? - К какому роду можно отнести это слово? -А слово грязнуля какого рода? -Ребята, на самом деле эти слова не относят ни к м.р., ни к ж.р. В русском языке есть такие слова, которые могут обозначать общий род, то есть относят к мужчине или к женщине. (на доске появляется карточка «общий род») -Значит, эти слова к какому роду относятся? - Какие ещё слова относятся к общему роду? Приведите примеры. 3) Число – один из признаков имени существительного. Анализ языкового материала. -Посмотрите на слайд. Прочитайте слова. Найдите на парте чистые листочек и запишите эти слова, разделив их на 2 группы. -Какие слова записали в первый столбик?
-Какие слова записали во второй столбик?
- По какому признаку вы разделили все слова на группы?
- Верно. В начале урока мы свами читали стихотворение и сказали, что имена существительные изменяются по числам. -Представляете, в древнерусском языке, кроме единственного и множественного, было ещё двойственное число. -Как вы думаете, какие слова относили к этому числу? - Двойственно число употреблялось, когда речь шла о двух предметах, а парных предметах. Например, слова глаза, берега, рога. -Но со временем двойственное число исчезло. И слова стали относить ко множественному числу. 4) Задание на образование формы множественного числа. - Найдите на парте карточку №1. На карточке записан столбик слов единственного числа. Вам нужно образовать от каждого слова форму множественного числа. - Давайте проверим. Какое слово образовали от слова человек? (аналогично проверяют остальные слова) 5) Изменение по падежам – признак имён существительных. -Ребята, послушайте сказку. - Жили-были 6 братьев, 6 падежей. У Именительного всегда всё ЕСТЬ . Он так и говорил: «У меня ЕСТЬ Кто? или Что? ». А Родительный был жадным. И всегда говорил: «У меня НЕТ ни Кого? и ни Чего? ». А Дательный был добрый и всегда всем всё давал. Только и слышно было повсюду: « ДАТЬ Кому? или Чему? ». Винительный всегда всё видел. И говорил всем: «Я ВИЖУ Кого? или Что? ». Братец Творительный был всегда всем доволен. Только и слышно было: «Я ДОВОЛЕН Кем? или Чем? ». А Предложный всегда обо всех думал. И говорил: «Я ДУМАЮ о Ком? или о Чём? ». У братьев были друзья – предлоги, которые всегда были с ними рядом. У Родительного – с, от, до, из, без, у, для около , У Дательного – к, по , У Винительного – в, на, за, про, через , У Творительного – с, за, под, над, между , У Предложного – о, об, в, по, на, при . И только у братца Именительного не было друзей-предлогов. Все ему говорили: «Как же ты можешь жить без друзей?». А он отвечал: «У меня итак всё ЕСТЬ, мне итак хорошо!» . Но однажды братец Именительный потерялся. А так как друзей у него не было, то искать его отправились братья Падежи. Вот собрались они у домика, где жил братец Именительный и стали думать – где им братца искать. -Он ушёл из дома, - говорит Родительный. - А к кому он мог пойти? – спрашивает Дательный. -Наверное, он отправился на поиски друзей и заблудился, - ответил Винительный. - Наверное бродит сейчас один, между деревьями, бедняга! – говорит братец Творительный. - Мы должны позаботиться о нём! – сказал Предложный. И они отправились в лес, искать братца. Долго искали его в страшном дремучем лесу, и наконец-то нашли! Радости их не было предела! И братец Именительный тоже обрадовался им. Он сказал: «Пусть у меня нет друзей-предлогов, но зато у меня есть самые лучшие братья на свете! И мы всегда будем неразлучны!». Отправились они все вместе домой и стали жить-поживать да людям служить! -О чём эта сказка? - Кто был у братьев? -Какие друзья? -А почему у каждого падежа свои друзья?
-А зачем нам нужно знать предлоги падежей?
-Правильно, если мы будем знать, с какими предлогами употребляется каждый падеж, мы с легкостью сможем определить падеж слова, к которому относится предлог. 6) Анализ языкового материала с целью определения падежа имён существительных. - Посмотрите на слайд. Даны предложения. Давайте с помощью предлогов определим падеж существительных. - Читаем первое предложение. -Коля, какой предлог есть в этом предложении? - Какой падеж употребляется с этим предлогом? -К какому слову относится предлог? -Значит, в каком падеже слово школы? -Хорошо, читаем второе предложение. (аналогично оставшиеся предложения) -Молодцы, справились с заданием.
7) Склонение – признак имён существительных. Работа по схеме. -Ребята, найдите карточку №2. Посмотрите на схему.
Окончание
Род ср.р. ж.р.
-Как вы думаете, что это за схема? (-Для чего нам нужно знать склонение и род?) -Значит, что должно быть в верхних клеточках? -Заполняем на карточках. -Какое окончание имеют существительные 1 склонения? -Записываем. -А существительного какого рода относятся к 1 склонению?
1 скл 2 скл 3 скл
Окончание
Род ж.р., м.р. ср.р. ж.р.
-Какое окончание имеют существительные 2 склонения среднего рода? -Какого ещё рода могут быть существительные 2 склонения? -Какое окончания они имеют? -Какое же окончания имеют существительные 3 склонения женского рода?
1 скл 2 скл 3 скл Окончание
Род ж.р., м.р. ср.р. м.р. ж.р.
8) Разгадывание ребусов. -Сейчас вы поработаете в парах. Давайте вспомним, как нужно работать в паре.
-Найдите карточку №3. Вам нужно будет вместе с соседом по парте отгадать ребусы. А слова-отгадки записать в нужный столбик. (Если дети не смогут отгадывать, то сначала обговаривается, как решать, что означают знаки в ребусах) -Какие слова вы записали в первый столбик? -Кто записал другие слова? -Какие слова отнесли ко 2 склонению?
-Какие слова записали в третий столбик?
|
-Бываю разного я рода -Мужского, женского и среднего рода. -Он мой, она моя, оно моё
-Нужно определить род
Записывают слово ветер
Записывают слово окно
Записывают слово дверь
Записывают слово дерево
Записывают слово дорога
Записывают слово зонт
Записывают слово весна
Записываю слово солнце
Записывают слово язык
-Ветер, зонт, язык -Дверь, дорога, весна -Окно, дерево, солнце
Читают слова: неряха, соня, грязнуля. Кто-то отнесет к м.р., кто-то к ж.р. или к ср.р., а кто-то затруднится.
-Это неряшливый человек -Да -К м.р. -Может -Ж.р. -Девочку, мальчика -К м.р. или к ж.р. -М.р. и ж.р.
-К общему роду Тихоня, растрепа, забияка, самоучка, сластёна, недотрога.
Делят слова на 2 группы - Цветок, тетрадь, звезда, лимон, праздник -Книги, карандаши, шары, стулья, глаза - По числу, в 1 столбике – ед.ч., во 2 – мн.ч.
Высказывают предположения
Образуют форму множественного числа -Люди
-О падежах -Друзья -Предлоги -Каждый падеж употребляется с определенными предлогами -По предлогам можно определить падеж
- Около -Т.п. -школы -Т.п. Самостоятельно объясняют. -Во 2 предложении есть предлог по, с ним употребляется Д.п., значит, слово крыше Д.п. -С предлогом через употребляется В.п.,значит, слово реку в В.п. -С предлогом над употребляется Т.п., значит, слово городом в Т.п. -С предлогом о употребляется П.п., значит слово празднике в П.п.
-Склонение имён существительных
-1 скл, 2 скл и 3 скл -а, я -Ж.р. и м.р.
- о, е -М.р. -Нулевое
-Нулевое
-Слушать друг друга, не спорить, не перебивать, уметь доказать своё мнение Работают в парах
-История, гроза
-Апельсин, окно, солнце -Кровать, радость |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточная рефлексия Учить производить самоконтроль своих знаний. (Л.) |
|
- Ребята, какие знания мы сегодня закрепили?
-А что нового узнали на занятии? |
-Знания об имени существительном, о его признаках -В русском языке есть общий род -Раньше было двойственное число, к которому относили слова, обозначающие парные предметы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия и итоги ·Учить анализировать свою работу. (Р.) Учить рефлексии деятельности (Р) |
Лесенка успеха
|
-Ребята, у каждого на парте есть карточка с такой лесенкой. Она называется лесенка успеха. -Если вы сегодня на занятии выполняли все задания правильно, без ошибок, нарисуйте человечка на самой верхней ступеньке. Если вы допустили несколько ошибок, нарисуйте человечка на средней ступеньке. А если вы не выполняли задания или допускали много ошибок, то нарисуйте человечка на самой нижней ступеньке. |
Рисуют человечков на ступеньках
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.