Конспект внеурочного занятия «Дикие и домашние животные».

  • docx
  • 12.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект внеурочного занятия.docx

Конспект внеурочного занятия «Дикие и домашние животные».

Цель: формирование умения различать диких и домашних животных.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с тем, как происходит одомашнивание диких животных, показать значение домашних животных для человека.

Воспитательные: воспитывать любознательность, доброе и ответственное отношение к животным, желание помогать им.

Развивающие: развивать устную речь, память, мышление, внимание, воображение детей.

Ход занятия.

1.    Организационный момент. Повторение пройденного материала.

- Здравствуйте ребята! Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесёт нам всем радость общения.

- Сегодня на занятии, ребята, вас ожидает много интересных заданий, вы будете работать в парах, индивидуально, в группах. За правильные ответы вы будете получать жетоны – лапка. В конце занятия мы с вами проведём самооценку по данному шаблону. (приложение №1)

- Оценивать буду я вас, будете оценивать  себя сами и друг друга.

- А помощниками будут вам: внимание, находчивость, смекалка.

-Давайте организуем своё рабочее место, посмотрим всё ли у нас на месте.

-На занятии мы будем много говорить, по этому сейчас мы поработаем с чистоговоркой:

v Су-сы-со-са полосатая оса.

v Ут-ут-ут-ут у пенка грибы растут.

v Ит-ит-ит-ит заяц под кустом сидит.

-Хорошо ребята, мы подготовили к работе свой речевой аппарат, продолжаем работу.

2. Актуализация знаний. Определение темы занятия.

- Перед вашими глазами девиз нашего занятия, я вам его прочитаю.

«Нельзя открыть нового мира, не зная старого».

- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

-Давайте вспомни о чем мы говорили на прошлом занятии?

- Вспомните, что включает в себя понятие живая природа?

(ответы детей растительный и животный мир)

-На какие группы делится животные?

(ответы детей звери, птицы, рыбы, насекомые)

-Как называются животные, тело которых покрыто шерстью?

(звери)

-Хорошо.

На столе лежат карточки с изображением животных.

Я буду загадывать загадки, кто правильно ответит, тот выходит к столу находит нужную картинку и вешает на доску.

1.Кто зимой холодной

Бродит злой голодный? (Волк)

-Подбери картинку к отгадке. Прикрепи на доску.

2.Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (Заяц)

3. У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост

 Я коварна и хитра.

Глубоко моя нора. (Лиса)

4. Из берлоги слышен храп

Спит хозяин, косолап.

Всю округу замело,

Но ему во сне тепло. (Медведь)

5.Кто мурлычет у окошка:

Ты погладь меня немножко!

От тепла и ласки

Я зажмурю глазки (Кошка)

6.С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком. (Собака)

7.Выгоняли рога

Погулять на луга.

И рога вечерком

Прибрели с молочком. (Корова)

8.Облачко на ножках бегает по дорожке. (Овца)

-Перечислите ещё раз отгадки.

-Как одним словом можно их назвать? (ответы детей животные)

-Правильно.

-Как вы думаете, на какие группы можно разделить этих животных?

(диких и домашних) (вызываю двух ребят делят)

-Хорошо ребята.

- Как вы думаете, о чем пойдёт речь на нашем занятии? ( о домашних и диких животных)

-Правильно ребята тема нашего занятия «Дикие и домашние животные».

-Зная тему, давайте попробуем определить цель нашего занятия.

-Чему мы должны научиться?

-Всё ли мы знаем о животных? (1.Почему появились домашние животные и дикие; 2.Где живут эти животные; 3.Как называются их детёныши; 4.Какую пользу приносят. Вешаю план занятия)

-Для  того, чтобы ответить на все эти вопросы, мы должны будем на занятии

-Думать

-Рассуждать

-Использовать свои знания

-Быть активными

-Итак, вперёд, к новым открытиям.

3. Работа по теме занятия.

-А всегда ли на Земле существовали домашние животные?

-Как вы думаете, откуда появились домашние животные? (предположения детей)

-Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как же появились домашние животные.

Рассказ  о появлении домашних животных.
Давным-давно на Земле были только дикие животные, дикая природа, а люди жили в пещерах. Чтобы прокормить себя, люди охотились на диких животных. (слайд  )

   Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки.

   Потом человек обуздал дикую лошадь, поселил в своём жилище. Лошадь долгие годы была для человека неоценимым помощником по хозяйству, надёжным транспортом.

   Так же человек приручил корову, овцу, козу, свинью и даже зайца, который превратился в кролика. Сказывают, что трудней всего было приручить кошку.

   Таким  образом, у всех животных остались в дикой природе братья и сёстры.

- Хотите узнать, кто был предками домашних животных?...

-Я предлагаю сыграть в игру «Назови предка домашнему животному» (словесная игра-беседа) (оцениваю я)

-Я называю домашнего животного, а вы – дикого предка.

Собака-волк, кролик-дикий кролик, который похож очень на зайца, свинья-кабан, кошка-степной дикий кот, корова-ТУР…

-Хорошо.

-Так почему же, ребята, часть животных стала домашними?

Ответ детей: «Человеку нужны были помощники»

-Так, из – за вмешательства человека часть животных стала домашними, а часть осталась дикими. Они многое разучились делать: добывать пищу, строить жилища, даже ухаживать за собой.

-Посмотрите, у вас на столе карточки жёлтого цвета.

-И сейчас я вам предлагаю выполнить такое задание. Соедините животное с его жилищем.

-Какие правила будем соблюдать? Шаблон правила (приложение 2)

РАБОТАЕМ ТИХО! ДРУЖНО! БЫСТРО!

 

-После проверки задания вы оцените себя сами.

КОШКА

В МУРАВЕЙНИКЕ

СОБАКА

В БЕРЛОГЕ

БЕЛКА

В НОРЕ

МУРАВЕЙ

В КУРЯТНИКЕ

ЛИСА

В КОНЮШНЕ

КУРИЦА

В ДУПЛЕ

ЛОШАДЬ

В БУДКЕ

МЕДВЕДЬ

В ДОМЕ

Проверка

-Вот, что получилось: у собаки-будка, у белки-дупло, у волка-логово, у лисы- нора, у курицы-курятник, у лошади-конюшня, у медведя-берлога.

-Назовите диких животных.

-Кто же строит жилища для диких животных? (они строят сами себе жильё)

-Назовите домашних животных.

-А кто строит жильё для домашних животных? (строит человек)

-Давайте сделаем вывод. Дикие животные строят сами, домашним строит человек. (вывешиваю на доску)

-В чём ещё отличие в жизни домашних и диких животных?

-Я предлагаю выполнить ещё одно задание. У вас на столе лежат конверты с карточками.

- Вам надо сложить животное и то чем он питается. (приложение)

- После выполнения задания вы обменяетесь карточками, проведем проверку и оценим друг друга.  

Проверка

-Как добывают пищу дикие животные? (сами)

-А как добывают пищу домашние животные? ( кормит человек)

- Давайте сделаем вывод. Дикие животные добывают пищу сами, а домашних животных кормит человек. (вывешиваю на доску)

-Ребята, какие вы молодцы! Часть нашего исследование мы выполнили. Вернёмся к нашему плану. (отмечаю)

-Почему появились дикие и домашние животные? (отмечаю)

-Где живут эти животные? (отмечаю)

-Прежде чем идти дальше, немного разомнёмся

(Физминутка)

-Продолжаем работу.

- Ребята посмотрите на слайд.(письмо из Простоквашино)

«Помогите малышам:

Потеряли дети мам.

Без Родителей, одни.

Попадут в беду они.

Помогите малышам!

Поскорей найдите мам!

-Ну что, ребята , поможем? Я буду вам зачитывать четверостишье, 

1.Жеребёнок тонконогий

Бойко скачет по дороге.

Он такой скакун хороший –

Не догонит мама … .   (Лошадь)

 

2.Шею вытянул гусёнок,

Озирается спросонок.

Еле-еле соню сына

Под крыльцом нашла … . (Гусыня)

3.Забрели четыре брата

В поле сладкого овса.

-Эй, пора домой, ягнята!

Вас домой зовёт … .  (овца)

4.Какой-то зверь летит вдогонку.

Не бойся! – это стрекоза.

Прогонит вмиг её … . (коза)

5.Купаться в речке страшновата.

Залезли в лужу поросята.

Умылась дружная семья –

Не узнает детей … . (свинья)

6.- Ну-ка марш назад, цыплятки!

Залезать нельзя на грядки!

Ищет вас, волнуется

Ваша мама … . (курица)

7.И у зверей в лесу детишки –

Непоседы, шалунишки.

Бельчата играют в горелки у … … . (белки)

8.Лохматы медвежата толстопятые

До весны в берлоге

У … … (медведицы) спят,

Есть, наверно, не хотят.

9.А лисёнок у  … (лисы) хитрый

Как бесёнок.

Напроказит, а потом

Заметает всё хвостом.

10.Зайчонок спит крепким сном.

У … (зайчихи) под кустом.

11.В норке маленький мышонок

У мамы … (мышки),

Протирает глазки, жмурится спросонок.

Малыши и мамы рады –

Снова вместе, снова рядом.

И за помощь всех ребят

Малыши благодарят. (слайд)

- Какие вы молодцы! Все правильно отвечали. (оцениваю я)

-Сердобольные мамочки принесли вам подарочки. Но слишком быстро они бежали, все гостинцы растеряли.

-Давайте найдём их. Вы будете работать в парах. После выполнения задания мы проведем проверку, оценивать вас буду я.

1 пара – корова (молоко, мясо, масло, йогурт, кожа)

2 пара – пчелы (прополис, мёд, воск)

3 пара – утка (мясо, яйцо, перо, пух, жир)

4 пара – овца (шерсть, мясо)

Проверка (слайд)

-Молодцы. Вторую часть нашего исследования мы выполнили. Вернёмся к нашему плану. (отмечаю)

-Как называются детёныши зверей и животных? (отмечаю)

-Какую пользу приносят животные людям? (отмечаю)

-Как же нам это удалось? (ответы детей отгадывали загадки, рассматривали картинка, обсуждали, что дают нам животные)

-Какой мы можем сделать вывод? Домашние животные необходимы людям. Они нас кормят и одевают. Вот какие разные продукты питания и предметы одежды получают благодаря домашним животным. (слайд)

-Сейчас мы разделимся на 2 группы. И выполним ещё одно задание. Вам надо рассказать о животном по данной схеме (приложение)

1. Кто это?

2. Чем питается?

3. Где живет?

4. Какую пользу приносит людям?

-Мы с вами сегодня много узнали и хотелось бы чтобы вы сделали ещё один вывод. А какие животные дикие или домашние нуждаются в нашей заботе, в нашей любви и внимании? (ответы детей)

ВЫВОД: Все животные нуждаются в заботе человека.

-И хотелось бы завершить наше занятие такими строками

Дерево, цветок, трава, и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

-Какой вывод можно сделать из этого стихотворения?

-Что мы должны запомнить прежде всего? (Ответы детей)

-Давайте подведем итог. Вы работали сегодня самостоятельно, в парах, группами. У  кого же больше жетонов?

-Молодцы.

-Что нового узнал(а) на занятии? (как появились животные, …)

-Что тебе понравилось?

-Какие затруднения испытывал(а) при выполнении заданий?

- На этом наше занятие подошло к концу, до свидания ребята!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Их расстреляли на рассвете

Когда еще белела мгла,

Там были женщины и дети

И эта девочка была.

Сперва велели им раздеться,

Затем к обрыву стать спиной,

И вдруг раздался голос детский

Наивный, чистый и живой:

-Чулочки тоже снять мне, дядя?

Не упрекая, не браня,

Смотрели прямо в душу глядя

Трехлетней девочки глаза.

«Чулочки тоже..?»

И смятеньем эсесовец объят.

Рука сама собой в волнении

Вдруг опускает автомат.

И снова скован взглядом детским,

И кажется, что в землю врос.

«Глаза, как у моей Утины» —

В смятеньи смутном произнес,

Овеянный невольной дрожью.

Нет! Он убить ее не сможет,

Но дал он очередь спеша…

Упала девочка в чулочках.

Снять не успела, не смогла.

Солдат, солдат, а если б дочка

Твоя вот здесь бы так легла,

И это маленькое сердце

Пробито пулею твоей.

Ты человек не просто немец,

Ты страшный зверь среди людей.

Шагал эсесовец упрямо,

Шагал, не подымая глаз.

Впервые может эта дума

В сознании отравленном зажглась,

И снова взгляд светился детский,

И снова слышится опять,

И не забудется навеки

«ЧУЛОЧКИ, ДЯДЯ, ТОЖЕ СНЯТЬ?»

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru