Конспект внеурочного занятия «Дикие и домашние животные».
Цель: формирование умения различать диких и домашних животных.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с тем, как происходит одомашнивание диких животных, показать значение домашних животных для человека.
Воспитательные: воспитывать любознательность, доброе и ответственное отношение к животным, желание помогать им.
Развивающие: развивать устную речь, память, мышление, внимание, воображение детей.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Повторение пройденного материала.
- Здравствуйте ребята! Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесёт нам всем радость общения.
- Сегодня на занятии, ребята, вас ожидает много интересных заданий, вы будете работать в парах, индивидуально, в группах. За правильные ответы вы будете получать жетоны – лапка. В конце занятия мы с вами проведём самооценку по данному шаблону. (приложение №1)
- Оценивать буду я вас, будете оценивать себя сами и друг друга.
- А помощниками будут вам: внимание, находчивость, смекалка.
-Давайте организуем своё рабочее место, посмотрим всё ли у нас на месте.
-На занятии мы будем много говорить, по этому сейчас мы поработаем с чистоговоркой:
v Су-сы-со-са полосатая оса.
v Ут-ут-ут-ут у пенка грибы растут.
v Ит-ит-ит-ит заяц под кустом сидит.
-Хорошо ребята, мы подготовили к работе свой речевой аппарат, продолжаем работу.
2. Актуализация знаний. Определение темы занятия.
- Перед вашими глазами девиз нашего занятия, я вам его прочитаю.
«Нельзя открыть нового мира, не зная старого».
- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
-Давайте вспомни о чем мы говорили на прошлом занятии?
- Вспомните, что включает в себя понятие живая природа?
(ответы детей растительный и животный мир)
-На какие группы делится животные?
(ответы детей звери, птицы, рыбы, насекомые)
-Как называются животные, тело которых покрыто шерстью?
(звери)
-Хорошо.
На столе лежат карточки с изображением животных.
Я буду загадывать загадки, кто правильно ответит, тот выходит к столу находит нужную картинку и вешает на доску.
1.Кто зимой холодной
Бродит злой голодный? (Волк)
-Подбери картинку к отгадке. Прикрепи на доску.
2.Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц)
3. У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса)
4. Из берлоги слышен храп
Спит хозяин, косолап.
Всю округу замело,
Но ему во сне тепло. (Медведь)
5.Кто мурлычет у окошка:
Ты погладь меня немножко!
От тепла и ласки
Я зажмурю глазки (Кошка)
6.С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком. (Собака)
7.Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком. (Корова)
8.Облачко на ножках бегает по дорожке. (Овца)
-Перечислите ещё раз отгадки.
-Как одним словом можно их назвать? (ответы детей животные)
-Правильно.
-Как вы думаете, на какие группы можно разделить этих животных?
(диких и домашних) (вызываю двух ребят делят)
-Хорошо ребята.
- Как вы думаете, о чем пойдёт речь на нашем занятии? ( о домашних и диких животных)
-Правильно ребята тема нашего занятия «Дикие и домашние животные».
-Зная тему, давайте попробуем определить цель нашего занятия.
-Чему мы должны научиться?
-Всё ли мы знаем о животных? (1.Почему появились домашние животные и дикие; 2.Где живут эти животные; 3.Как называются их детёныши; 4.Какую пользу приносят. Вешаю план занятия)
-Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, мы должны будем на занятии
-Думать
-Рассуждать
-Использовать свои знания
-Быть активными
-Итак, вперёд, к новым открытиям.
3. Работа по теме занятия.
-А всегда ли на Земле существовали домашние животные?
-Как вы думаете, откуда появились домашние животные? (предположения детей)
-Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как же появились домашние животные.
Рассказ о
появлении домашних животных.
Давным-давно на Земле были только дикие животные, дикая природа, а
люди жили в пещерах. Чтобы прокормить себя, люди охотились на диких животных.
(слайд )
Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки.
Потом человек обуздал дикую лошадь, поселил в своём жилище. Лошадь долгие годы была для человека неоценимым помощником по хозяйству, надёжным транспортом.
Так же человек приручил корову, овцу, козу, свинью и даже зайца, который превратился в кролика. Сказывают, что трудней всего было приручить кошку.
Таким образом, у всех животных остались в дикой природе братья и сёстры.
- Хотите узнать, кто был предками домашних животных?...
-Я предлагаю сыграть в игру «Назови предка домашнему животному» (словесная игра-беседа) (оцениваю я)
-Я называю домашнего животного, а вы – дикого предка.
Собака-волк, кролик-дикий кролик, который похож очень на зайца, свинья-кабан, кошка-степной дикий кот, корова-ТУР…
-Хорошо.
-Так почему же, ребята, часть животных стала домашними?
Ответ детей: «Человеку нужны были помощники»
-Так, из – за вмешательства человека часть животных стала домашними, а часть осталась дикими. Они многое разучились делать: добывать пищу, строить жилища, даже ухаживать за собой.
-Посмотрите, у вас на столе карточки жёлтого цвета.
-И сейчас я вам предлагаю выполнить такое задание. Соедините животное с его жилищем.
-Какие правила будем соблюдать? Шаблон правила (приложение 2)
РАБОТАЕМ ТИХО! ДРУЖНО! БЫСТРО! |
-После проверки задания вы оцените себя сами.
КОШКА |
В МУРАВЕЙНИКЕ |
СОБАКА |
В БЕРЛОГЕ |
БЕЛКА |
В НОРЕ |
МУРАВЕЙ |
В КУРЯТНИКЕ |
ЛИСА |
В КОНЮШНЕ |
КУРИЦА |
В ДУПЛЕ |
ЛОШАДЬ |
В БУДКЕ |
МЕДВЕДЬ |
В ДОМЕ |
Проверка
-Вот, что получилось: у собаки-будка, у белки-дупло, у волка-логово, у лисы- нора, у курицы-курятник, у лошади-конюшня, у медведя-берлога.
-Назовите диких животных.
-Кто же строит жилища для диких животных? (они строят сами себе жильё)
-Назовите домашних животных.
-А кто строит жильё для домашних животных? (строит человек)
-Давайте сделаем вывод. Дикие животные строят сами, домашним строит человек. (вывешиваю на доску)
-В чём ещё отличие в жизни домашних и диких животных?
-Я предлагаю выполнить ещё одно задание. У вас на столе лежат конверты с карточками.
- Вам надо сложить животное и то чем он питается. (приложение)
- После выполнения задания вы обменяетесь карточками, проведем проверку и оценим друг друга.
Проверка
-Как добывают пищу дикие животные? (сами)
-А как добывают пищу домашние животные? ( кормит человек)
- Давайте сделаем вывод. Дикие животные добывают пищу сами, а домашних животных кормит человек. (вывешиваю на доску)
-Ребята, какие вы молодцы! Часть нашего исследование мы выполнили. Вернёмся к нашему плану. (отмечаю)
-Почему появились дикие и домашние животные? (отмечаю)
-Где живут эти животные? (отмечаю)
-Прежде чем идти дальше, немного разомнёмся
(Физминутка)
-Продолжаем работу.
- Ребята посмотрите на слайд.(письмо из Простоквашино)
«Помогите малышам:
Потеряли дети мам.
Без Родителей, одни.
Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!
-Ну что, ребята , поможем? Я буду вам зачитывать четверостишье,
1.Жеребёнок тонконогий
Бойко скачет по дороге.
Он такой скакун хороший –
Не догонит мама … . (Лошадь)
2.Шею вытянул гусёнок,
Озирается спросонок.
Еле-еле соню сына
Под крыльцом нашла … . (Гусыня)
3.Забрели четыре брата
В поле сладкого овса.
-Эй, пора домой, ягнята!
Вас домой зовёт … . (овца)
4.Какой-то зверь летит вдогонку.
Не бойся! – это стрекоза.
Прогонит вмиг её … . (коза)
5.Купаться в речке страшновата.
Залезли в лужу поросята.
Умылась дружная семья –
Не узнает детей … . (свинья)
6.- Ну-ка марш назад, цыплятки!
Залезать нельзя на грядки!
Ищет вас, волнуется
Ваша мама … . (курица)
7.И у зверей в лесу детишки –
Непоседы, шалунишки.
Бельчата играют в горелки у … … . (белки)
8.Лохматы медвежата толстопятые
До весны в берлоге
У … … (медведицы) спят,
Есть, наверно, не хотят.
9.А лисёнок у … (лисы) хитрый
Как бесёнок.
Напроказит, а потом
Заметает всё хвостом.
10.Зайчонок спит крепким сном.
У … (зайчихи) под кустом.
11.В норке маленький мышонок
У мамы … (мышки),
Протирает глазки, жмурится спросонок.
Малыши и мамы рады –
Снова вместе, снова рядом.
И за помощь всех ребят
Малыши благодарят. (слайд)
- Какие вы молодцы! Все правильно отвечали. (оцениваю я)
-Сердобольные мамочки принесли вам подарочки. Но слишком быстро они бежали, все гостинцы растеряли.
-Давайте найдём их. Вы будете работать в парах. После выполнения задания мы проведем проверку, оценивать вас буду я.
1 пара – корова (молоко, мясо, масло, йогурт, кожа)
2 пара – пчелы (прополис, мёд, воск)
3 пара – утка (мясо, яйцо, перо, пух, жир)
4 пара – овца (шерсть, мясо)
Проверка (слайд)
-Молодцы. Вторую часть нашего исследования мы выполнили. Вернёмся к нашему плану. (отмечаю)
-Как называются детёныши зверей и животных? (отмечаю)
-Какую пользу приносят животные людям? (отмечаю)
-Как же нам это удалось? (ответы детей отгадывали загадки, рассматривали картинка, обсуждали, что дают нам животные)
-Какой мы можем сделать вывод? Домашние животные необходимы людям. Они нас кормят и одевают. Вот какие разные продукты питания и предметы одежды получают благодаря домашним животным. (слайд)
-Сейчас мы разделимся на 2 группы. И выполним ещё одно задание. Вам надо рассказать о животном по данной схеме (приложение)
1. Кто это?
2. Чем питается?
3. Где живет?
4. Какую пользу приносит людям?
-Мы с вами сегодня много узнали и хотелось бы чтобы вы сделали ещё один вывод. А какие животные дикие или домашние нуждаются в нашей заботе, в нашей любви и внимании? (ответы детей)
ВЫВОД: Все животные нуждаются в заботе человека.
-И хотелось бы завершить наше занятие такими строками
Дерево, цветок, трава, и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
-Какой вывод можно сделать из этого стихотворения?
-Что мы должны запомнить прежде всего? (Ответы детей)
-Давайте подведем итог. Вы работали сегодня самостоятельно, в парах, группами. У кого же больше жетонов?
-Молодцы.
-Что нового узнал(а) на занятии? (как появились животные, …)
-Что тебе понравилось?
-Какие затруднения испытывал(а) при выполнении заданий?
- На этом наше занятие подошло к концу, до свидания ребята!
Их расстреляли на рассвете
Когда еще белела мгла,
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
Затем к обрыву стать спиной,
И вдруг раздался голос детский
Наивный, чистый и живой:
-Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не упрекая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
«Чулочки тоже..?»
И смятеньем эсесовец объят.
Рука сама собой в волнении
Вдруг опускает автомат.
И снова скован взглядом детским,
И кажется, что в землю врос.
«Глаза, как у моей Утины» —
В смятеньи смутном произнес,
Овеянный невольной дрожью.
Нет! Он убить ее не сможет,
Но дал он очередь спеша…
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, а если б дочка
Твоя вот здесь бы так легла,
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты человек не просто немец,
Ты страшный зверь среди людей.
Шагал эсесовец упрямо,
Шагал, не подымая глаз.
Впервые может эта дума
В сознании отравленном зажглась,
И снова взгляд светился детский,
И снова слышится опять,
И не забудется навеки
«ЧУЛОЧКИ, ДЯДЯ, ТОЖЕ СНЯТЬ?»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.