Конспект внеурочного занятия по математике

  • docx
  • 19.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лог.задачи о лгунах и правдолюбах, в которых 1 часть ложь,другая истина.docx

 

Технологическая карта

 внеурочного занятия математики

 

ТЕМА

 Логические задачи о лгунах и правдолюбах.

 

Цели занятия:

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержатаельная: Формировать умение решать логические задачи о лгунах и правдолюбах.

 

 

УМК «Школа России»

 

Технология обучения – ПДО

 

Тип занятия –  открытия нового знания (ОНЗ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 331 группы

Зубакова Татьяна Дмитриевна

МОУ СОШ №16, 4А класс, каб. № 32

Дата проведения занятия 19.11.19

Смена 1   Номер занятия  3

Начало занятия 9ч 50мин

ФИО учителя школы:

Ирина Владимировна

ФИО преподавателя-консультанта:

Лыюрова Наталья Степановна

Допущена к проведению занятия:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)                                    

 

____________________, дата ________

       (подпись учителя)

 

 

___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ:

·         замотивированы к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

·         учатся проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности;

·         проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

·         умеют оценивать свою работу на занятии.

 

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Регулятивные:

·                    Умеют планировать свою деятельность;

·                    Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

·                    Умеют определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

·                    Адекватно проводят самооценку результатов своей учебной деятельности.

 

  1. Познавательные:
  • Владеют действиями построения рассуждений;
  • Умеют анализировать;
  • Умеют отвечать на вопросы;
  • Выполняют логические операции: сравнение, выявление закономерностей;
  • Устанавливают причинно-следственные связи между объектам.
  1. Коммуникативные:
  • Умеют взаимодействовать с учителем;
  • Умеют слушать и вступать в диалог;
  • Умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1)   связанные с актуализацией:.

а)Знают понятие «логическая задача»

2)   связанные с изучением нового

          а)Знают понятие «логические задачи о гунах и правдолюбах»

          б)Умеют решать логические задачи о лгунах и правдолюбах методом предположений

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

  • Вести понятие «логическая задачи о лгунах и правдолюбах»
  • Научить решать логические задачи способом предположений

 

 

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развивать логическое мышление, интерес к изучению математики.
  • Развивать грамотную математическую речь.

 

 

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитывать внимание и аккуратность в оформлении заданий.
  • развивать такие черты характера как аккуратность, усидчивость, коллективизм

 

Оборудование.

ü  у учителя: компьютер, мультимедийный проектор, ПО Microsoft Office Power Point 2007

 

 

ü  у учащихся: дидактический материал

 

 

 

Библиографический список

 

1.

 

 

 

 

Оформление доски

Ольга - 1 место, Нина – 2 место

Ольга – 2 место, Поля – 3 место

Мария – 2 место, Поля 4 место
Логические задачи о лгунах и правдолюбах                                             

https://i.pinimg.com/736x/d6/bc/ff/d6bcff888b9d2b79d1489ff7c6bcae2d--leaf-template-tree-templates.jpg

 

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

2 урок – математика, 3 урок – музыка

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление работы на листах-заданиях учащихся

(образец, вставка на клетчатой разлиновке)

 

 

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.      Этап. Организация начала занятия

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся  к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Дидактические средства: презентация

Формы и методы контроля: фронтальная, беседа

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

Метапредметные:

регулятивные: умеют планировать свою деятельность

коммуникативные: взаимодействуют с учителем 

- Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Татьяна Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по математике.

 

- Посмотрите на слайд. Прочитайте высказывание.

«Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым».

                                               (А.П. Конфорович)

-Как вы думаете, о каких крепостях здесь говорится?

-Крепости – это математические знания.

-А почему уступает лишь сильным и смелым?

-Потому что понять математику может не каждый человек, нужно быть сильным, смелым.

-Математика – это точная наука. Она требует точных вычислений и решений. Поэтому необходимо быть очень внимательным, усидчивым, уметь логически рассуждать, знать математические правила.

-Кто хочет и получить новые математические знания, покажите «класс».

 

-Вижу, что многие желают достичь крепости.

-Надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем на занятии.

 

2.      Этап. Актуализация опорных знаний и умений.

Цель. Актуализировать те знания и умения, которые потребуются для усвоения детьми решения логических задач о лгунах и правдолюбах.

Задание 1.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Дидактические средства: наглядность-презентация

Формы и методы контроля: фронтальная, беседа

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

·         Ввести понятие «логическая задача»

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные:

·         Учить проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности;

·         Учить самостоятельно выполнять работу и осознавать личностную ответственность за проделанную работу

 

Метапредметные:

регулятивные: научить выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

коммуникативные: учить взаимодействовать с учителем

- Ребята, сейчас я буду читать вам задачи, а вы внимательно слушайте. Кто будет готов ответить, поднимает руку.

- Слушаем первую задачу. Может ли страус назвать себя птицей?

 

 

 

Нет, страусы не разговаривают.

- Верно, теперь слушаем следующую задачу. Электричка едет со скоростью 70 км/час. В какую сторону летит дым?

 

У электрички нет дыма.

- Молодцы, и последняя задача. Что находится между небом и землёй?

- Буква И

- Верно.

 

- Что с вами сейчас решали?

- Задачи

- На уроках математики мы решаем такие задачи?

Нет

- А чем такие задачи отличаются от тех задач, которые мы решаем на уроках математики?

На уроках мы решаем задачи с помощью арифметических действий, а в таких задачах вычисления не нужны

- Тогда с помощью чего решаются такие задачи?

Нужно логически рассуждать

- Как же называются такие задачи?

Логические задачи

-Чем же сегодня на занятии мы с вами будем заниматься?

Решать логические задачи

- Верно.

 

3.      Этап. Постановка учебной проблемы.

Цель. Организовать работу по постановке цели занятия, формулированию учебной проблемы, построению плана достижения цели.

·         Создание проблемной ситуации

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

Метапредметные:

регулятивные:

- научить выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

-Учить определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

 

познавательные:

-учить владеть действиями построения рассуждений;

 

коммуникативные:

- учить слушать и вступать в диалог

- учить излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

 

Задача:

·         4 ученицы – Мария, Нина, Ольга и Поля- участвовали в лыжных соревнованиях и заняли 4 первых места. На вопрос, кто какое место занял, они далии 3 разных ответа:

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

Отвечавшие при этом признали, что одна часть каждого ответа верна, другая – неверна. Какое место заняла каждая из учениц?

Задание.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Дидактические средства: презентация

Формы и методы контроля: фронтальная, беседа

 

-У вас на партах есть карточка №1. Прочитайте её и запишите ответ на чистом листочке. Можете решать устно.

 

 

 

Карточка №1.

4 ученицы – Мария, Нина, Ольга и Поля- участвовали в лыжных соревнованиях и заняли 4 первых места. На вопрос, кто какое место занял, они далии 3 разных ответа:

·         Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

·         Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

·         Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

Отвечавшие при этом признали, что одна часть каждого ответа верна, другая – неверна. Какое место заняла каждая из учениц?

-Сколько всего учениц?

4 ученицы

-А сколько всего мест они заняли?

4 места

-Верно. В жизни бывает, что, например, 1 место могут занять 2 девочки?

-бывает

-А по задаче может такое быть?

-нет. Каждая девочка заняла одно место.

– Я буду называть имя девочки, а вы будете показывать пальцами, какое место она заняла. (ответы записываются на доске)

Какое место заняла Ольга? Показали.

Так, вижу, что показываете разные ответы, а кто-то не решил задачу.

Какое место заняла Нина? Показали.

Какое место заняла Мария? Показали.

Какое место заняла Поля? Показали.

Например:

1 место – Н, М

2 место – О, П, Н

3 место – О, М

4 место – П, М

 

·         Побуждение к осознанию противоречия

– Так! Посмотрите, какие ответы у нас получились. Что заметили?

– У нас получилось, что несколько девочек заняли одно место.

-Может такое быть по условию задачи?

-Нет

-        Почему у нас так получилось?

-Мы не смогли правильно решить третью задачу.

-        Почему вы не смогли решить задачу?

-Мы не умеем решать такие задачи

·         Побуждение к формулированию учебной проблемы, цели и построению плана достижения цели

-Как называется такая задача?

-Логическая задача

 

-Почему она называется логической?

-Потому что, чтобы её решить, надо рассуждать логически, не нужно выполнять вычислений.

-Ребята, в чем девочки признались?

-в том, что одна часть каждого ответа верная, другая неверная.

-Значит, что можем сказать о частях каждого ответа девочек?

Части ответов правдивые и ложные.

 

-Как же называются такие логические задачи?

Логические задачи о лгунах и правдолюбах.

 

-Почему они так называются?

-Потому что в задаче кто-то лжет, а кто-то говорит правду.

 

-Кто назовёт тему нашего занятия?

Логические задачи о лгунах и правдолюбах.

 

-Какую цель поставим перед собой?

Научиться решать логические задачи о лгунах и правдолюбах.

 

4.      Этап. Поиск решения учебной проблемы.

Цель. Организовать подводящий диалог с целью решения задачи методом предположений

·         Вариант 2. Методом подводящего диалога

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: презентация, дидактический материал

Формы и методы контроля: фронтальные, беседа.

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

-Ввести способ предположений для решения задач

 

 

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

 

Метапредметные:

регулятивные:

- научить выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

 

 

познавательные:

-учить владеть действиями построения рассуждений;

  -учить анализировать.

- учить отвечать на вопросы

 

коммуникативные:

- учить слушать и вступать в диалог

- учить излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

 

4 ученицы – Мария, Нина, Ольга и Поля- участвовали в лыжных соревнованиях и заняли 4 первых места. На вопрос, кто какое место занял, они далии 3 разных ответа:

·         Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

·         Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

·         Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

Отвечавшие при этом признали, что одна часть каждого ответа верна, другая – неверна. Какое место заняла каждая из учениц?

I этап. Анализ задачи

-Прочтите еще раз задачу.

4 ученицы – Мария, Нина, Ольга и Поля- участвовали в лыжных соревнованиях и заняли 4 первых места. На вопрос, кто какое место занял, они далии 3 разных ответа:

  • Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
  • Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
  • Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

Отвечавшие при этом признали, что одна часть каждого ответа верна, другая – неверна. Какое место заняла каждая из учениц?

-О чем говорится в задаче?

-Об ученицах

-Сколько их?

-4

-Как их зовут?

-Мария, Нина, Ольга и Поля.

-Что делали девочки?

-Участвовали в лыжных соревнованиях

-Что в задаче известно?

-Девочки заняли 4 первых места. На вопрос, кто какое место занял, они далии 3 разных ответа:

  • Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
  • Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
  • Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Что известно об ответах девочек?

-Одна часть каждого ответа верная, а другая неверная.

-Давайте покажем дугой первую часть ответа и вторую. Найдите на партах карточку №2. И вместе со мной отмечаем первую часть ответа и вторую.

(на доске учитель показывает дугой обе части каждого ответа)

Карточка №2.

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Что требуется найти в задаче?

- Какое место заняла каждая из учениц?

-Давайте решать задачу вместе.

 

II этап. Поиск решения и решение задачи

Поиск решения и решение задачи методом предположений

- Ребята, такие задачи решаются способом предположений.

(на доске появляется карточка «предположение»)

 

-Что мы можем предположить?

-Какое место заняла каждая девочка.

(Высказывают предположения)

- Давайте сначала предположим, что Нина заняла 2 место. (это предположение обозначается буквой И в красном квадрате)

-Я буду делать записи на доске, а вы возьмите в руку карандаш и приготовьте ластик

-Мы с вами сказала, что одна часть каждого ответа верная, а другая неверная.

Верная часть ответа – это истина, то есть правда. Эту часть мы будем обозначать буквой И (истина).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Как же тогда называется неверная часть ответа?

-неправда, ложь

-Верно, ложь. Мы будем обозначать неверную часть ответа буков Л.

 

-Мы с вами предположили, что Нина заняла 2 место.

-Тогда какая часть ответа в первом ответе будет верна?

 

 

Вторая часть ответа

-Над этой часть ответа поставим букву И, которая означает «истина, правда».

И

 

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Если вторая часть верная, то какая будет вторая часть?

НЕверная

-Почему?

-потому что в задаче сказано, что одна часть ответа верная, а другая – неверная.

-Ставим над первой часть букву Л, которая означает «ложь».

ЛИ

 

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

- Посмотрите на первую часть второго ответа.

(обвести дугой)

Может Ольга занять 2 место?

-Нет

- Почему?

-Потому что по нашему предположению 2 место заняла Нина.

-Значит, какая это часть?

-Неверная, ложная

-Ставим букву Л.

Л

И

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

Л

 

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Тогда какую букву должны поставить над второй частью ответа?

ИЛ

 

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

ИЛ

 

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Почему?

-Потому что в условии сказано, что одна часть ответа верная, другая неверная.

-Смотрим на 3 ответ. Может Мария занять 2 место?

-Нет

-Почему?

-Потому что мы предположили, что 2 место заняли Нина.

-Значит, какую букву ставим над первой частью ответа?

ИЛ

 

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

ИЛ

 

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

Л

 

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

 

 

 

-Тогда вторая часть ответа должна быть…

-Поставим букву И.

-верной.

 

Л

И

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

ЛИ

 

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

Л

И

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Что получилось? Что можем сказать про Полю?

Она заняла 3 и 4 место.

-Но может быть, что Поля заняла 3 и 4 место?

-Нет

-Почему?

-Потому что каждая участница заняла одно место

— Значит, вторая часть ответа какая?

-неверная

-Какой вывод можем сделать?

-наше предположение, что Нина заняла 2 место, неверное

-Давайте предположим, что Ольга заняла 2 место. (это предположение обозначается буквой И в красном квадрате)

-Ставим букву И над первой частью второго ответа.

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

И

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Тогда вторая часть какая?

-Неверная, ставим букву Л

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

И

Л

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Если мы предположили, что Ольга заняла 2 место, то другие девочки могут занять 2 место?

Нет

-Почему?

-В задаче сказано, что девочки заняли 4 первых места, значит, каждая заняла одно место

-Значит, над какими частями мы можем поставить букву Л?

Л

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

ЛИ

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Л

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Смотрим на 1 ответ, вторая часть неверная, значит, первая…

-верная

-Какую букву поставим?

Л

И

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

ЛИ

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Л

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

 

 

 

-Смотрим на третий ответ. Над второй частью какую букву поставим?

ЛИ

 

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

ЛИ

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

ИЛ

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

 

 

 

-Почему?

-потому что одна часть должна быть верная, другая неверная

-Что у нас получилось?

-Получилось, что Ольга заняла 1 и 2 места.

-Может такое быть по задаче?

-Нет

-Значит, какой вывод можем сделать?

- Наше предположение, что Ольга заняла 2 место неверное.

-Давайте предположим, что Ольга заняла 1 место. (это предположение обозначается буквой И в красном квадрате)

- Какую букву ставим над первой часть ответа?

 

И

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

— Значит, вторая часть ответа будет…

-Неверной, ставим букву Л

Л

И

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Если мы предположили, что Ольга заняла 1 место, то может она занять 2 место?

-нет

-Почему?

-потому что каждая девочка заняла одно место

-Значит, первая часть второго ответа какая?

-НЕверная

-Какую букву поставим?

Л

И

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

Л

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

— Значит, вторая часть второго ответа будет…

-верной, ставим букву И

 

 

ЛИ

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

ИЛ

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Смотрим на 3 ответ. Может ли Поля занять 4 место?

-нет

-Почему?

-потому что она заняла 3 место

-Значит, какую букву ставим над этой частью?

 

 

ЛИ

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

ИЛ

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Л

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Тогда первая часть третьего ответа будет…

-верной

 

 

 

ЛИ

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

ИЛ

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

ИЛ

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Что у нас получилось?

1 место – Ольга

 2 место – Мария

3 место – Поля

-Кто же занял 4 место?

-Нина

-Какой был вопрос задачи?

-Какое место заняла каждая из участниц?

-Мы ответила на вопрос задачи?

-Да

- Наше предположение, что Ольга заняла 1 место, верное?

-Да

Промежуточная рефлексия

 

- Что мы с вами делали?

-Решали задачу

- Как называются такие задачи? Про кого они?

-Логические задачи о лгунах и правдолюбах

- Как мы решала задачу?

-С помощью предположений

5.      Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.

(Рекомендация: учащиеся фронтально,  в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового материала с проговариванием решения вслух.)

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Дидактические средства: презентация

Формы и методы контроля: фронтальная, беседа

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

-Продолжить учить решать комбинаторные задачи разными способами. 

 

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

 

Метапредметные:

регулятивные:

- учить планировать свою деятельность

 

познавательные:

-учить владеть действиями построения рассуждений;

  -учить анализировать.

- учить отвечать на вопросы

 

коммуникативные:

-учить слушать и вступать в диалог

- учить излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

 

Задача1.

Учитель составил расписание уроков на вторник для учеников 4а класса. Всего в расписании 4 урока: математика, русский язык, музыка и чтение. Когда ученики 4а класса спросили расписание уроков, учитель дал им такие ответы:

·         1 урок – математика, 2 урок – чтение

·         2 урок – математика, 3 урок – музыка

·         2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

Известно, что одна часть ответа верная, вторая неверная. Какое расписание уроков составил учитель?

I этап. Анализ задачи.

-Посмотрите на слайд. Прочтите задачу.

 

-О чем говорится в задаче?

- О расписании уроков

- Сколько всего уроков в расписании

- 4

-Какие это уроки?

- Русский язык, математика, чтение и музыка

-Какие ответы дал учитель?

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

- Что известно в задаче?

- что одна часть ответа верная, вторая неверная

- Что требуется найти в задаче?

- Какое расписание составил учитель?

- Как называется способ, которым будем решать задачу?

- Способ предположений

- Что можно предположить?

- Каким уроком будет каждый предмет.

II этап. Поиск решения и решение задачи

Поиск решения и решение задачи методом предположений

- Найдите на партах карточку №3.

Карточка № 3.

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

-Давайте предположим, что 2 урок - чтение

 

 

-…,значит вторая часть ответа какая?

-верная

 

-…,какую букву ставим над этой частью ответа?

И

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

 

 

 

-…, рассуждай дальше.

-Вторая часть ответа верная, значит, другая часть неверная, ставим букву Л

 

Л
л
И

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

 

 

 

-…, как рассуждаем дальше?

-Мы знаем, что 2 урок – чтение, значит, математика 2 уроком быть не может. Ставим над первой частью ответа Л.

ИЛ
л

 

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

Л
л

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

 

-…,рассуждай дальше.

-Первая часть ответа неверная, значит другая ответа верная. Ставим букву И.

ИЛ
л

 

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

ИЛ
л

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

-…, рассуждай дальше.

-Музыка не может быть 4 уроком, потому что уж известно, что она 3 уроком. Значит, вторая часть ответа неверная. Ставим букву Л.

верная. Ставим букву И.

ИЛ
л

 

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

ИЛ
л

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

Л
л

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

-…, тогда что можем сказать о первой части ответа?

-она верная, ставим букву И

Ставим букву И.

ИЛ
л

 

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

ИЛ
л

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

ИЛ
л

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

-Что у нас получилось?

- 2 урок -русский язык и чтение

 

-Может так быть?

-нет

 

-Какой вывод сделаем?

-наше предположение о том, что 2 урок – чтение, неверное

 

-Давайте предположим, что 2 урок – математика.

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

И

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

-…, рассуждай.

-первая часть ответа верная, значит, вторая – неверная, ставим букву Л

1 урок – математика, 2 урок – чтение

Л
л

И

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

-…,как будем рассуждать дальше?

-известно, что 2 уроком математика, значит чтение 2 уроком быть не может. Ставим букву Л. Тогда первая часть ответа будет верной, ставим букву И

 

ИЛ
л

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

Л
л

И

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

-Что увидели?

-математика стоит 1 и 2 уроком

 

-Может такое быть?

-нет, потому что всего должно быть 4 урока

 

-Значит, наше предположение верное?

-нет

 

- Предположим, что 1 урок -математика.

И

 

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

 

-…,тогда вторая часть ответа будет…

-неверной

Л
л
И

 

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

-…, рассуждай над вторым ответом.

-первая часть неверная, потому что мы предположили, что математика 1 уроком. Ставим букву Л. Тогда вторая часть будет верной.

 

Л
л
И

 

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

ИЛ
л

 

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

-…,что можем сказать о 3 ответе?

- вторая часть неверная, потому что музыка 3 уроком. Ставим букву Л. Тогда первая часть верная. Ставим букву И.

 

Л
л
И

 

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

ИЛ
л

 

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

ИЛ
л

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

-Что у нас получилось?

1 урок – математика

2 урок – русский язык

3 урок - музыка

 

- И какой будет 4 урок?

-чтение

 

-Расписание состоит из 4 уроков?

-да

 

- Какой был вопрос задачи?

-Какое расписание составил учитель?

 

-Мы ответила на вопрос задачи?

-Да

 

6.      Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой

Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях.

Задание

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная

Дидактические средства: презентация, дидактический материал

Формы и методы контроля: фронтальная, беседа

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: проверить умения учащихся самостоятельно решать логическую задачу о лгунах и правдолюбах.

 

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

Метапредметные:

регулятивные: учить планировать свою деятельность

познавательные: учить отвечать на вопросы

коммуникативные: учить взаимодействовать с учителем.

Дача самостоятельной работы

Три ученика различных школ города приехали на отдых в один летний лагерь. Вожатый спросил у мальчиков, в каких школах они учатся и получил такие ответы:

·         Петя учится в школе №24, а Лёня - в школе №8

·         Лёня учится в школе №24, а Петя - в школе №30

·         Коля учится в школе №24, а Петя – в школе №8

Мальчики признались, что в ответах одна часть верная, а другая неверная. В какой школе учится каждый мальчик?

Карточка №4.

И

 

·         Петя учится в школе №24, а Лёня - в школе №8

·         Лёня учится в школе №24, а Петя - в школе №30

·         Коля учится в школе №24, а Петя – в школе №8

-Ребята, а сейчас проверим, как вы научились решать задачи о лгунах и правдолюбах.

 

- У меня есть две карточки с задачей. Одна карточка с подсказкой, а другая без подсказки.

- Ребята. Кто хочет считает, что справить без подсказки, поднимите руки.

- Хорошо, у остальных на карточках есть подсказка. Вам дано верное предположение и расставлены цифры. В какой последовательности расставлены цифры, в такой последовательности нужно рассуждать.

 

 

 

Раздаются карточки с задачей без подсказки.

 

Карточка №4.

1)

И

                       2)

·         Петя учится в школе №24, а Лёня - в школе №8

 

         3)                                        4)

·         Лёня учится в школе №24, а Петя - в школе №30

 

                       6)                                           5)

·         Коля учится в школе №24, а Петя – в школе №8

 

Выполнение самостоятельной работы обучающимися

Проверка самостоятельной работы

 

 

-Ребята, посмотрите на слайд. Сравните свой ответ с ответом на слайде.

 

 

 

     Ответ на слайде:

Л
л
И

 

 

Петя – школа № 24, Лёня – школа № 8

 

ИЛ
л

 

Лёня – школа № 24, Петя – школа № 30

 

ИЛ
л

 

Коля – школа №24, Петя – школа № 8

 

Ответ: Лёня учится в школе №8, Петя учится в школе №30, Коля учится в школе №24.

        Кто решил правильно? Поднимите руку.

 

        Хорошо. Я вижу, вы справились с заданием. Молодцы.

 

7.       Этап. Рефлексия учебной деятельности на занятии.

Цель. Организовать рефлексию и самооценку  обучающимися  собственной учебной деятельности.

·    фиксирование нового содержания

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные: учить оценивать свою работу на занятии.

 

Метапредметные:

регулятивные:

- учить выполнять самоконтроль;

- учить адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности

 

-Ребята, наш урок подходит к концу.

 

-Что мы сегодня узнали на уроке?

-Как решаются логические задачи о лгунах и правдолюбах.

-Почему задачи называются о лгунах и правдолюбах?

-Потому что одна часть ответа верная, а другая ложная.

·    соотнесение  цели  учебной  деятельности  и  ее  результата

- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

- Научиться решать логические задачи о лгунах и правдолюбах.

- Исходя из самостоятельной работы, какой вывод каждый для себя может сделать? -Научился ли он решать логические задачи о лгунах и правдолюбах?

 

(Что посоветуем ребятам, которые не смогли решить задачу?)

- Да, я научился, потому что я правильно решил задачу.

- Нет, я не смог решить задачу, значит, я не научился.

 

-Потренироваться в решении таких задач

- Значит какой можем сделать вывод?

- Что мы достигли нашей цели.

·         рефлексия процесса учебной деятельности

- Посмотрите на доску.

-На этом дереве нет ни одного листочка.

-Давайте исправим это. 

https://i.pinimg.com/736x/d6/bc/ff/d6bcff888b9d2b79d1489ff7c6bcae2d--leaf-template-tree-templates.jpg

 

-Цвет листочка вы будете выбирать сами:

Зеленый цвет означает, что уроке работал активно, всегда участвовал в обсуждении решения задач. Жёлтый лист: не всегда был включен в обсуждения. Красный цвет: вообще не участвовал в обсуждении решения задач. (Что вам мешало?)

 

·         планирование цели дальнейшей деятельности

- Ребята, чему будем учить дальше?

- Будем учиться решать логически задачи других видов.

- Занятие окончено.

 


 

Скачано с www.znanio.ru