Конспект внеурочного занятия по математике
Оценка 4.8

Конспект внеурочного занятия по математике

Оценка 4.8
docx
19.01.2021
Конспект внеурочного занятия по математике
Лог.задачи о лгунах и правдолюбах, в которых 1 часть ложь,другая истина.docx

 

Технологическая карта

 внеурочного занятия математики

 

ТЕМА

 Логические задачи о лгунах и правдолюбах.

 

Цели занятия:

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержатаельная: Формировать умение решать логические задачи о лгунах и правдолюбах.

 

 

УМК «Школа России»

 

Технология обучения – ПДО

 

Тип занятия –  открытия нового знания (ОНЗ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 331 группы

Зубакова Татьяна Дмитриевна

МОУ СОШ №16, 4А класс, каб. № 32

Дата проведения занятия 19.11.19

Смена 1   Номер занятия  3

Начало занятия 9ч 50мин

ФИО учителя школы:

Ирина Владимировна

ФИО преподавателя-консультанта:

Лыюрова Наталья Степановна

Допущена к проведению занятия:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)                                    

 

____________________, дата ________

       (подпись учителя)

 

 

___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ:

·         замотивированы к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

·         учатся проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности;

·         проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

·         умеют оценивать свою работу на занятии.

 

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Регулятивные:

·                    Умеют планировать свою деятельность;

·                    Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

·                    Умеют определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

·                    Адекватно проводят самооценку результатов своей учебной деятельности.

 

  1. Познавательные:
  • Владеют действиями построения рассуждений;
  • Умеют анализировать;
  • Умеют отвечать на вопросы;
  • Выполняют логические операции: сравнение, выявление закономерностей;
  • Устанавливают причинно-следственные связи между объектам.
  1. Коммуникативные:
  • Умеют взаимодействовать с учителем;
  • Умеют слушать и вступать в диалог;
  • Умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1)   связанные с актуализацией:.

а)Знают понятие «логическая задача»

2)   связанные с изучением нового

          а)Знают понятие «логические задачи о гунах и правдолюбах»

          б)Умеют решать логические задачи о лгунах и правдолюбах методом предположений

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

  • Вести понятие «логическая задачи о лгунах и правдолюбах»
  • Научить решать логические задачи способом предположений

 

 

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развивать логическое мышление, интерес к изучению математики.
  • Развивать грамотную математическую речь.

 

 

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитывать внимание и аккуратность в оформлении заданий.
  • развивать такие черты характера как аккуратность, усидчивость, коллективизм

 

Оборудование.

ü  у учителя: компьютер, мультимедийный проектор, ПО Microsoft Office Power Point 2007

 

 

ü  у учащихся: дидактический материал

 

 

 

Библиографический список

 

1.

 

 

 

 

Оформление доски

Ольга - 1 место, Нина – 2 место

Ольга – 2 место, Поля – 3 место

Мария – 2 место, Поля 4 место
Логические задачи о лгунах и правдолюбах                                             

https://i.pinimg.com/736x/d6/bc/ff/d6bcff888b9d2b79d1489ff7c6bcae2d--leaf-template-tree-templates.jpg

 

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

2 урок – математика, 3 урок – музыка

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление работы на листах-заданиях учащихся

(образец, вставка на клетчатой разлиновке)

 

 

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.      Этап. Организация начала занятия

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся  к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Дидактические средства: презентация

Формы и методы контроля: фронтальная, беседа

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

Метапредметные:

регулятивные: умеют планировать свою деятельность

коммуникативные: взаимодействуют с учителем 

- Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Татьяна Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по математике.

 

- Посмотрите на слайд. Прочитайте высказывание.

«Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым».

                                               (А.П. Конфорович)

-Как вы думаете, о каких крепостях здесь говорится?

-Крепости – это математические знания.

-А почему уступает лишь сильным и смелым?

-Потому что понять математику может не каждый человек, нужно быть сильным, смелым.

-Математика – это точная наука. Она требует точных вычислений и решений. Поэтому необходимо быть очень внимательным, усидчивым, уметь логически рассуждать, знать математические правила.

-Кто хочет и получить новые математические знания, покажите «класс».

 

-Вижу, что многие желают достичь крепости.

-Надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем на занятии.

 

2.      Этап. Актуализация опорных знаний и умений.

Цель. Актуализировать те знания и умения, которые потребуются для усвоения детьми решения логических задач о лгунах и правдолюбах.

Задание 1.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Дидактические средства: наглядность-презентация

Формы и методы контроля: фронтальная, беседа

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

·         Ввести понятие «логическая задача»

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные:

·         Учить проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности;

·         Учить самостоятельно выполнять работу и осознавать личностную ответственность за проделанную работу

 

Метапредметные:

регулятивные: научить выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

коммуникативные: учить взаимодействовать с учителем

- Ребята, сейчас я буду читать вам задачи, а вы внимательно слушайте. Кто будет готов ответить, поднимает руку.

- Слушаем первую задачу. Может ли страус назвать себя птицей?

 

 

 

Нет, страусы не разговаривают.

- Верно, теперь слушаем следующую задачу. Электричка едет со скоростью 70 км/час. В какую сторону летит дым?

 

У электрички нет дыма.

- Молодцы, и последняя задача. Что находится между небом и землёй?

- Буква И

- Верно.

 

- Что с вами сейчас решали?

- Задачи

- На уроках математики мы решаем такие задачи?

Нет

- А чем такие задачи отличаются от тех задач, которые мы решаем на уроках математики?

На уроках мы решаем задачи с помощью арифметических действий, а в таких задачах вычисления не нужны

- Тогда с помощью чего решаются такие задачи?

Нужно логически рассуждать

- Как же называются такие задачи?

Логические задачи

-Чем же сегодня на занятии мы с вами будем заниматься?

Решать логические задачи

- Верно.

 

3.      Этап. Постановка учебной проблемы.

Цель. Организовать работу по постановке цели занятия, формулированию учебной проблемы, построению плана достижения цели.

·         Создание проблемной ситуации

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

Метапредметные:

регулятивные:

- научить выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

-Учить определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

 

познавательные:

-учить владеть действиями построения рассуждений;

 

коммуникативные:

- учить слушать и вступать в диалог

- учить излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

 

Задача:

·         4 ученицы – Мария, Нина, Ольга и Поля- участвовали в лыжных соревнованиях и заняли 4 первых места. На вопрос, кто какое место занял, они далии 3 разных ответа:

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

Отвечавшие при этом признали, что одна часть каждого ответа верна, другая – неверна. Какое место заняла каждая из учениц?

Задание.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Дидактические средства: презентация

Формы и методы контроля: фронтальная, беседа

 

-У вас на партах есть карточка №1. Прочитайте её и запишите ответ на чистом листочке. Можете решать устно.

 

 

 

Карточка №1.

4 ученицы – Мария, Нина, Ольга и Поля- участвовали в лыжных соревнованиях и заняли 4 первых места. На вопрос, кто какое место занял, они далии 3 разных ответа:

·         Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

·         Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

·         Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

Отвечавшие при этом признали, что одна часть каждого ответа верна, другая – неверна. Какое место заняла каждая из учениц?

-Сколько всего учениц?

4 ученицы

-А сколько всего мест они заняли?

4 места

-Верно. В жизни бывает, что, например, 1 место могут занять 2 девочки?

-бывает

-А по задаче может такое быть?

-нет. Каждая девочка заняла одно место.

– Я буду называть имя девочки, а вы будете показывать пальцами, какое место она заняла. (ответы записываются на доске)

Какое место заняла Ольга? Показали.

Так, вижу, что показываете разные ответы, а кто-то не решил задачу.

Какое место заняла Нина? Показали.

Какое место заняла Мария? Показали.

Какое место заняла Поля? Показали.

Например:

1 место – Н, М

2 место – О, П, Н

3 место – О, М

4 место – П, М

 

·         Побуждение к осознанию противоречия

– Так! Посмотрите, какие ответы у нас получились. Что заметили?

– У нас получилось, что несколько девочек заняли одно место.

-Может такое быть по условию задачи?

-Нет

-        Почему у нас так получилось?

-Мы не смогли правильно решить третью задачу.

-        Почему вы не смогли решить задачу?

-Мы не умеем решать такие задачи

·         Побуждение к формулированию учебной проблемы, цели и построению плана достижения цели

-Как называется такая задача?

-Логическая задача

 

-Почему она называется логической?

-Потому что, чтобы её решить, надо рассуждать логически, не нужно выполнять вычислений.

-Ребята, в чем девочки признались?

-в том, что одна часть каждого ответа верная, другая неверная.

-Значит, что можем сказать о частях каждого ответа девочек?

Части ответов правдивые и ложные.

 

-Как же называются такие логические задачи?

Логические задачи о лгунах и правдолюбах.

 

-Почему они так называются?

-Потому что в задаче кто-то лжет, а кто-то говорит правду.

 

-Кто назовёт тему нашего занятия?

Логические задачи о лгунах и правдолюбах.

 

-Какую цель поставим перед собой?

Научиться решать логические задачи о лгунах и правдолюбах.

 

4.      Этап. Поиск решения учебной проблемы.

Цель. Организовать подводящий диалог с целью решения задачи методом предположений

·         Вариант 2. Методом подводящего диалога

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: презентация, дидактический материал

Формы и методы контроля: фронтальные, беседа.

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

-Ввести способ предположений для решения задач

 

 

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

 

Метапредметные:

регулятивные:

- научить выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

 

 

познавательные:

-учить владеть действиями построения рассуждений;

  -учить анализировать.

- учить отвечать на вопросы

 

коммуникативные:

- учить слушать и вступать в диалог

- учить излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

 

4 ученицы – Мария, Нина, Ольга и Поля- участвовали в лыжных соревнованиях и заняли 4 первых места. На вопрос, кто какое место занял, они далии 3 разных ответа:

·         Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

·         Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

·         Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

Отвечавшие при этом признали, что одна часть каждого ответа верна, другая – неверна. Какое место заняла каждая из учениц?

I этап. Анализ задачи

-Прочтите еще раз задачу.

4 ученицы – Мария, Нина, Ольга и Поля- участвовали в лыжных соревнованиях и заняли 4 первых места. На вопрос, кто какое место занял, они далии 3 разных ответа:

  • Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
  • Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
  • Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

Отвечавшие при этом признали, что одна часть каждого ответа верна, другая – неверна. Какое место заняла каждая из учениц?

-О чем говорится в задаче?

-Об ученицах

-Сколько их?

-4

-Как их зовут?

-Мария, Нина, Ольга и Поля.

-Что делали девочки?

-Участвовали в лыжных соревнованиях

-Что в задаче известно?

-Девочки заняли 4 первых места. На вопрос, кто какое место занял, они далии 3 разных ответа:

  • Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
  • Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
  • Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Что известно об ответах девочек?

-Одна часть каждого ответа верная, а другая неверная.

-Давайте покажем дугой первую часть ответа и вторую. Найдите на партах карточку №2. И вместе со мной отмечаем первую часть ответа и вторую.

(на доске учитель показывает дугой обе части каждого ответа)

Карточка №2.

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Что требуется найти в задаче?

- Какое место заняла каждая из учениц?

-Давайте решать задачу вместе.

 

II этап. Поиск решения и решение задачи

Поиск решения и решение задачи методом предположений

- Ребята, такие задачи решаются способом предположений.

(на доске появляется карточка «предположение»)

 

-Что мы можем предположить?

-Какое место заняла каждая девочка.

(Высказывают предположения)

- Давайте сначала предположим, что Нина заняла 2 место. (это предположение обозначается буквой И в красном квадрате)

-Я буду делать записи на доске, а вы возьмите в руку карандаш и приготовьте ластик

-Мы с вами сказала, что одна часть каждого ответа верная, а другая неверная.

Верная часть ответа – это истина, то есть правда. Эту часть мы будем обозначать буквой И (истина).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Как же тогда называется неверная часть ответа?

-неправда, ложь

-Верно, ложь. Мы будем обозначать неверную часть ответа буков Л.

 

-Мы с вами предположили, что Нина заняла 2 место.

-Тогда какая часть ответа в первом ответе будет верна?

 

 

Вторая часть ответа

-Над этой часть ответа поставим букву И, которая означает «истина, правда».

И

 

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Если вторая часть верная, то какая будет вторая часть?

НЕверная

-Почему?

-потому что в задаче сказано, что одна часть ответа верная, а другая – неверная.

-Ставим над первой часть букву Л, которая означает «ложь».

ЛИ

 

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

- Посмотрите на первую часть второго ответа.

(обвести дугой)

Может Ольга занять 2 место?

-Нет

- Почему?

-Потому что по нашему предположению 2 место заняла Нина.

-Значит, какая это часть?

-Неверная, ложная

-Ставим букву Л.

Л

И

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

Л

 

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Тогда какую букву должны поставить над второй частью ответа?

ИЛ

 

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

ИЛ

 

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Почему?

-Потому что в условии сказано, что одна часть ответа верная, другая неверная.

-Смотрим на 3 ответ. Может Мария занять 2 место?

-Нет

-Почему?

-Потому что мы предположили, что 2 место заняли Нина.

-Значит, какую букву ставим над первой частью ответа?

ИЛ

 

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

ИЛ

 

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

Л

 

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

 

 

 

-Тогда вторая часть ответа должна быть…

-Поставим букву И.

-верной.

 

Л

И

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

ЛИ

 

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

Л

И

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Что получилось? Что можем сказать про Полю?

Она заняла 3 и 4 место.

-Но может быть, что Поля заняла 3 и 4 место?

-Нет

-Почему?

-Потому что каждая участница заняла одно место

— Значит, вторая часть ответа какая?

-неверная

-Какой вывод можем сделать?

-наше предположение, что Нина заняла 2 место, неверное

-Давайте предположим, что Ольга заняла 2 место. (это предположение обозначается буквой И в красном квадрате)

-Ставим букву И над первой частью второго ответа.

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

И

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Тогда вторая часть какая?

-Неверная, ставим букву Л

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

И

Л

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Если мы предположили, что Ольга заняла 2 место, то другие девочки могут занять 2 место?

Нет

-Почему?

-В задаче сказано, что девочки заняли 4 первых места, значит, каждая заняла одно место

-Значит, над какими частями мы можем поставить букву Л?

Л

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

ЛИ

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Л

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Смотрим на 1 ответ, вторая часть неверная, значит, первая…

-верная

-Какую букву поставим?

Л

И

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

ЛИ

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Л

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

 

 

 

-Смотрим на третий ответ. Над второй частью какую букву поставим?

ЛИ

 

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

ЛИ

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

ИЛ

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

 

 

 

-Почему?

-потому что одна часть должна быть верная, другая неверная

-Что у нас получилось?

-Получилось, что Ольга заняла 1 и 2 места.

-Может такое быть по задаче?

-Нет

-Значит, какой вывод можем сделать?

- Наше предположение, что Ольга заняла 2 место неверное.

-Давайте предположим, что Ольга заняла 1 место. (это предположение обозначается буквой И в красном квадрате)

- Какую букву ставим над первой часть ответа?

 

И

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

— Значит, вторая часть ответа будет…

-Неверной, ставим букву Л

Л

И

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Если мы предположили, что Ольга заняла 1 место, то может она занять 2 место?

-нет

-Почему?

-потому что каждая девочка заняла одно место

-Значит, первая часть второго ответа какая?

-НЕверная

-Какую букву поставим?

Л

И

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

Л

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

— Значит, вторая часть второго ответа будет…

-верной, ставим букву И

 

 

ЛИ

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

ИЛ

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Смотрим на 3 ответ. Может ли Поля занять 4 место?

-нет

-Почему?

-потому что она заняла 3 место

-Значит, какую букву ставим над этой частью?

 

 

ЛИ

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

ИЛ

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

Л

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Тогда первая часть третьего ответа будет…

-верной

 

 

 

ЛИ

 

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

 

ИЛ

 

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

 

ИЛ

 

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место

-Что у нас получилось?

1 место – Ольга

 2 место – Мария

3 место – Поля

-Кто же занял 4 место?

-Нина

-Какой был вопрос задачи?

-Какое место заняла каждая из участниц?

-Мы ответила на вопрос задачи?

-Да

- Наше предположение, что Ольга заняла 1 место, верное?

-Да

Промежуточная рефлексия

 

- Что мы с вами делали?

-Решали задачу

- Как называются такие задачи? Про кого они?

-Логические задачи о лгунах и правдолюбах

- Как мы решала задачу?

-С помощью предположений

5.      Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.

(Рекомендация: учащиеся фронтально,  в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового материала с проговариванием решения вслух.)

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Дидактические средства: презентация

Формы и методы контроля: фронтальная, беседа

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

-Продолжить учить решать комбинаторные задачи разными способами. 

 

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

 

Метапредметные:

регулятивные:

- учить планировать свою деятельность

 

познавательные:

-учить владеть действиями построения рассуждений;

  -учить анализировать.

- учить отвечать на вопросы

 

коммуникативные:

-учить слушать и вступать в диалог

- учить излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

 

Задача1.

Учитель составил расписание уроков на вторник для учеников 4а класса. Всего в расписании 4 урока: математика, русский язык, музыка и чтение. Когда ученики 4а класса спросили расписание уроков, учитель дал им такие ответы:

·         1 урок – математика, 2 урок – чтение

·         2 урок – математика, 3 урок – музыка

·         2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

Известно, что одна часть ответа верная, вторая неверная. Какое расписание уроков составил учитель?

I этап. Анализ задачи.

-Посмотрите на слайд. Прочтите задачу.

 

-О чем говорится в задаче?

- О расписании уроков

- Сколько всего уроков в расписании

- 4

-Какие это уроки?

- Русский язык, математика, чтение и музыка

-Какие ответы дал учитель?

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

- Что известно в задаче?

- что одна часть ответа верная, вторая неверная

- Что требуется найти в задаче?

- Какое расписание составил учитель?

- Как называется способ, которым будем решать задачу?

- Способ предположений

- Что можно предположить?

- Каким уроком будет каждый предмет.

II этап. Поиск решения и решение задачи

Поиск решения и решение задачи методом предположений

- Найдите на партах карточку №3.

Карточка № 3.

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

-Давайте предположим, что 2 урок - чтение

 

 

-…,значит вторая часть ответа какая?

-верная

 

-…,какую букву ставим над этой частью ответа?

И

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

 

 

 

-…, рассуждай дальше.

-Вторая часть ответа верная, значит, другая часть неверная, ставим букву Л

 

Л
л
И

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

 

 

 

-…, как рассуждаем дальше?

-Мы знаем, что 2 урок – чтение, значит, математика 2 уроком быть не может. Ставим над первой частью ответа Л.

ИЛ
л

 

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

Л
л

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

 

-…,рассуждай дальше.

-Первая часть ответа неверная, значит другая ответа верная. Ставим букву И.

ИЛ
л

 

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

ИЛ
л

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

-…, рассуждай дальше.

-Музыка не может быть 4 уроком, потому что уж известно, что она 3 уроком. Значит, вторая часть ответа неверная. Ставим букву Л.

верная. Ставим букву И.

ИЛ
л

 

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

ИЛ
л

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

Л
л

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

-…, тогда что можем сказать о первой части ответа?

-она верная, ставим букву И

Ставим букву И.

ИЛ
л

 

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

ИЛ
л

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

ИЛ
л

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

-Что у нас получилось?

- 2 урок -русский язык и чтение

 

-Может так быть?

-нет

 

-Какой вывод сделаем?

-наше предположение о том, что 2 урок – чтение, неверное

 

-Давайте предположим, что 2 урок – математика.

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

И

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

-…, рассуждай.

-первая часть ответа верная, значит, вторая – неверная, ставим букву Л

1 урок – математика, 2 урок – чтение

Л
л

И

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

-…,как будем рассуждать дальше?

-известно, что 2 уроком математика, значит чтение 2 уроком быть не может. Ставим букву Л. Тогда первая часть ответа будет верной, ставим букву И

 

ИЛ
л

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

Л
л

И

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

-Что увидели?

-математика стоит 1 и 2 уроком

 

-Может такое быть?

-нет, потому что всего должно быть 4 урока

 

-Значит, наше предположение верное?

-нет

 

- Предположим, что 1 урок -математика.

И

 

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

 

-…,тогда вторая часть ответа будет…

-неверной

Л
л
И

 

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

-…, рассуждай над вторым ответом.

-первая часть неверная, потому что мы предположили, что математика 1 уроком. Ставим букву Л. Тогда вторая часть будет верной.

 

Л
л
И

 

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

ИЛ
л

 

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

-…,что можем сказать о 3 ответе?

- вторая часть неверная, потому что музыка 3 уроком. Ставим букву Л. Тогда первая часть верная. Ставим букву И.

 

Л
л
И

 

 

1 урок – математика, 2 урок – чтение

ИЛ
л

 

 

2 урок – математика, 3 урок – музыка

 

ИЛ
л

 

2 урок – русский язык, 4 урок – музыка

 

-Что у нас получилось?

1 урок – математика

2 урок – русский язык

3 урок - музыка

 

- И какой будет 4 урок?

-чтение

 

-Расписание состоит из 4 уроков?

-да

 

- Какой был вопрос задачи?

-Какое расписание составил учитель?

 

-Мы ответила на вопрос задачи?

-Да

 

6.      Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой

Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях.

Задание

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная

Дидактические средства: презентация, дидактический материал

Формы и методы контроля: фронтальная, беседа

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: проверить умения учащихся самостоятельно решать логическую задачу о лгунах и правдолюбах.

 

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

Метапредметные:

регулятивные: учить планировать свою деятельность

познавательные: учить отвечать на вопросы

коммуникативные: учить взаимодействовать с учителем.

Дача самостоятельной работы

Три ученика различных школ города приехали на отдых в один летний лагерь. Вожатый спросил у мальчиков, в каких школах они учатся и получил такие ответы:

·         Петя учится в школе №24, а Лёня - в школе №8

·         Лёня учится в школе №24, а Петя - в школе №30

·         Коля учится в школе №24, а Петя – в школе №8

Мальчики признались, что в ответах одна часть верная, а другая неверная. В какой школе учится каждый мальчик?

Карточка №4.

И

 

·         Петя учится в школе №24, а Лёня - в школе №8

·         Лёня учится в школе №24, а Петя - в школе №30

·         Коля учится в школе №24, а Петя – в школе №8

-Ребята, а сейчас проверим, как вы научились решать задачи о лгунах и правдолюбах.

 

- У меня есть две карточки с задачей. Одна карточка с подсказкой, а другая без подсказки.

- Ребята. Кто хочет считает, что справить без подсказки, поднимите руки.

- Хорошо, у остальных на карточках есть подсказка. Вам дано верное предположение и расставлены цифры. В какой последовательности расставлены цифры, в такой последовательности нужно рассуждать.

 

 

 

Раздаются карточки с задачей без подсказки.

 

Карточка №4.

1)

И

                       2)

·         Петя учится в школе №24, а Лёня - в школе №8

 

         3)                                        4)

·         Лёня учится в школе №24, а Петя - в школе №30

 

                       6)                                           5)

·         Коля учится в школе №24, а Петя – в школе №8

 

Выполнение самостоятельной работы обучающимися

Проверка самостоятельной работы

 

 

-Ребята, посмотрите на слайд. Сравните свой ответ с ответом на слайде.

 

 

 

     Ответ на слайде:

Л
л
И

 

 

Петя – школа № 24, Лёня – школа № 8

 

ИЛ
л

 

Лёня – школа № 24, Петя – школа № 30

 

ИЛ
л

 

Коля – школа №24, Петя – школа № 8

 

Ответ: Лёня учится в школе №8, Петя учится в школе №30, Коля учится в школе №24.

        Кто решил правильно? Поднимите руку.

 

        Хорошо. Я вижу, вы справились с заданием. Молодцы.

 

7.       Этап. Рефлексия учебной деятельности на занятии.

Цель. Организовать рефлексию и самооценку  обучающимися  собственной учебной деятельности.

·    фиксирование нового содержания

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные: учить оценивать свою работу на занятии.

 

Метапредметные:

регулятивные:

- учить выполнять самоконтроль;

- учить адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности

 

-Ребята, наш урок подходит к концу.

 

-Что мы сегодня узнали на уроке?

-Как решаются логические задачи о лгунах и правдолюбах.

-Почему задачи называются о лгунах и правдолюбах?

-Потому что одна часть ответа верная, а другая ложная.

·    соотнесение  цели  учебной  деятельности  и  ее  результата

- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

- Научиться решать логические задачи о лгунах и правдолюбах.

- Исходя из самостоятельной работы, какой вывод каждый для себя может сделать? -Научился ли он решать логические задачи о лгунах и правдолюбах?

 

(Что посоветуем ребятам, которые не смогли решить задачу?)

- Да, я научился, потому что я правильно решил задачу.

- Нет, я не смог решить задачу, значит, я не научился.

 

-Потренироваться в решении таких задач

- Значит какой можем сделать вывод?

- Что мы достигли нашей цели.

·         рефлексия процесса учебной деятельности

- Посмотрите на доску.

-На этом дереве нет ни одного листочка.

-Давайте исправим это. 

https://i.pinimg.com/736x/d6/bc/ff/d6bcff888b9d2b79d1489ff7c6bcae2d--leaf-template-tree-templates.jpg

 

-Цвет листочка вы будете выбирать сами:

Зеленый цвет означает, что уроке работал активно, всегда участвовал в обсуждении решения задач. Жёлтый лист: не всегда был включен в обсуждения. Красный цвет: вообще не участвовал в обсуждении решения задач. (Что вам мешало?)

 

·         планирование цели дальнейшей деятельности

- Ребята, чему будем учить дальше?

- Будем учиться решать логически задачи других видов.

- Занятие окончено.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта внеурочного занятия математики

Технологическая карта внеурочного занятия математики

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯЗАДАЧИ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯЗАДАЧИ

ЛИЧНОСТНЫЕ: · замотивированы к обучению и целенаправленной познавательной деятельности · учатся проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности; · проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному…

ЛИЧНОСТНЫЕ: · замотивированы к обучению и целенаправленной познавательной деятельности · учатся проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности; · проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному…

Оборудование. ü у учителя: компьютер, мультимедийный проектор,

Оборудование. ü у учителя: компьютер, мультимедийный проектор,

ХОД ЗАНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ХОД ЗАНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Учить определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Учить определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

П, М · Побуждение к осознанию противоречия –

П, М · Побуждение к осознанию противоречия –

Метапредметные: регулятивные : - научить выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Метапредметные: регулятивные : - научить выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Поиск решения и решение задачи методом предположений -

Поиск решения и решение задачи методом предположений -

Почему?-потому что в задаче сказано, что одна часть ответа верная, а другая – неверная

Почему?-потому что в задаче сказано, что одна часть ответа верная, а другая – неверная

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место -Почему?-Потому что в условии сказано, что одна часть ответа верная, другая неверная

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место -Почему?-Потому что в условии сказано, что одна часть ответа верная, другая неверная

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место -Что получилось?

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место -Что получилось?

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место -Смотрим на 1 ответ, вторая часть неверная, значит, первая…-верная -Какую букву поставим? -И

Мария заняла 2 место, Поля – 4 место -Смотрим на 1 ответ, вторая часть неверная, значит, первая…-верная -Какую букву поставим? -И

Почему?-потому что одна часть должна быть верная, другая неверная -Что у нас получилось?-Получилось, что

Почему?-потому что одна часть должна быть верная, другая неверная -Что у нас получилось?-Получилось, что

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

Ольга заняла 1 место, Нина -2 место

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Вторая часть ответа верная, значит, другая часть неверная, ставим букву

Вторая часть ответа верная, значит, другая часть неверная, ставим букву

Первая часть ответа неверная, значит другая ответа верная

Первая часть ответа неверная, значит другая ответа верная

Что у нас получилось?- 2 урок -русский язык и чтение -Может так быть?-нет -Какой вывод сделаем?-наше предположение о том, что 2 урок – чтение, неверное…

Что у нас получилось?- 2 урок -русский язык и чтение -Может так быть?-нет -Какой вывод сделаем?-наше предположение о том, что 2 урок – чтение, неверное…

Что увидели?-математика стоит 1 и 2 уроком -Может такое быть?-нет, потому что всего должно быть 4 урока -Значит, наше предположение верное?-нет -

Что увидели?-математика стоит 1 и 2 уроком -Может такое быть?-нет, потому что всего должно быть 4 урока -Значит, наше предположение верное?-нет -

Ставим букву Л. Тогда первая часть верная

Ставим букву Л. Тогда первая часть верная

Формы и методы контроля: фронтальная, беседа

Формы и методы контроля: фронтальная, беседа

Коля учится в школе №24, а Петя – в школе №8

Коля учится в школе №24, а Петя – в школе №8

Ребята, наш урок подходит к концу

Ребята, наш урок подходит к концу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2021