Технологическая карта внеурочного занятия математики
ТЕМА Логические задачи о лгунах и правдолюбах.
|
Цели занятия: Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. Содержатаельная: Формировать умение решать логические задачи о лгунах и правдолюбах.
УМК «Школа России»
Технология обучения – ПДО
Тип занятия – открытия нового знания (ОНЗ)
|
|
|
Составила студентка 331 группы Зубакова Татьяна Дмитриевна МОУ СОШ №16, 4А класс, каб. № 32 Дата проведения занятия 19.11.19 Смена 1 Номер занятия 3 Начало занятия 9ч 50мин ФИО учителя школы: Ирина Владимировна ФИО преподавателя-консультанта: Лыюрова Наталья Степановна Допущена к проведению занятия: ____________________, дата ________ (подпись преподавателя)
____________________, дата ________ (подпись учителя)
___________
|
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ |
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
ЛИЧНОСТНЫЕ: · замотивированы к обучению и целенаправленной познавательной деятельности · учатся проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности; · проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; · умеют оценивать свою работу на занятии.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
· Умеют планировать свою деятельность; · Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; · Умеют определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; · Адекватно проводят самооценку результатов своей учебной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) связанные с актуализацией:. а)Знают понятие «логическая задача» 2) связанные с изучением нового а)Знают понятие «логические задачи о гунах и правдолюбах» б)Умеют решать логические задачи о лгунах и правдолюбах методом предположений |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ:
РАЗВИВАЮЩИЕ:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
|
Оборудование. ü у учителя: компьютер, мультимедийный проектор, ПО Microsoft Office Power Point 2007
ü у учащихся: дидактический материал
Библиографический список
1.
|
Оформление доски
Оформление работы на листах-заданиях учащихся (образец, вставка на клетчатой разлиновке)
|
ХОД ЗАНЯТИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
1. Этап. Организация начала занятия Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Форма организации учебной деятельности: фронтальная Дидактические средства: презентация Формы и методы контроля: фронтальная, беседа |
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Метапредметные: регулятивные: умеют планировать свою деятельность коммуникативные: взаимодействуют с учителем |
|
- Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Татьяна Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по математике. |
|
|
- Посмотрите на слайд. Прочитайте высказывание. |
«Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым». (А.П. Конфорович) |
|
-Как вы думаете, о каких крепостях здесь говорится? |
-Крепости – это математические знания. |
|
-А почему уступает лишь сильным и смелым? |
-Потому что понять математику может не каждый человек, нужно быть сильным, смелым. |
|
-Математика – это точная наука. Она требует точных вычислений и решений. Поэтому необходимо быть очень внимательным, усидчивым, уметь логически рассуждать, знать математические правила. -Кто хочет и получить новые математические знания, покажите «класс». |
|
|
-Вижу, что многие желают достичь крепости. -Надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем на занятии. |
|
|
2. Этап. Актуализация опорных знаний и умений. Цель. Актуализировать те знания и умения, которые потребуются для усвоения детьми решения логических задач о лгунах и правдолюбах. |
||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности: фронтальная Дидактические средства: наглядность-презентация Формы и методы контроля: фронтальная, беседа |
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: · Ввести понятие «логическая задача» ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: · Учить проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности; · Учить самостоятельно выполнять работу и осознавать личностную ответственность за проделанную работу
Метапредметные: регулятивные: научить выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; коммуникативные: учить взаимодействовать с учителем |
|
- Ребята, сейчас я буду читать вам задачи, а вы внимательно слушайте. Кто будет готов ответить, поднимает руку. - Слушаем первую задачу. Может ли страус назвать себя птицей? |
Нет, страусы не разговаривают. |
|
- Верно, теперь слушаем следующую задачу. Электричка едет со скоростью 70 км/час. В какую сторону летит дым? |
У электрички нет дыма. |
|
- Молодцы, и последняя задача. Что находится между небом и землёй? |
- Буква И |
|
- Верно. |
|
|
- Что с вами сейчас решали? |
- Задачи |
|
- На уроках математики мы решаем такие задачи? |
Нет |
|
- А чем такие задачи отличаются от тех задач, которые мы решаем на уроках математики? |
На уроках мы решаем задачи с помощью арифметических действий, а в таких задачах вычисления не нужны |
|
- Тогда с помощью чего решаются такие задачи? |
Нужно логически рассуждать |
|
- Как же называются такие задачи? |
Логические задачи |
|
-Чем же сегодня на занятии мы с вами будем заниматься? |
Решать логические задачи |
|
- Верно. |
|
|
3. Этап. Постановка учебной проблемы. Цель. Организовать работу по постановке цели занятия, формулированию учебной проблемы, построению плана достижения цели. |
||
· Создание проблемной ситуации |
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Метапредметные: регулятивные: - научить выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. -Учить определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
познавательные: -учить владеть действиями построения рассуждений;
коммуникативные: - учить слушать и вступать в диалог - учить излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
|
|
Задача: · 4 ученицы – Мария, Нина, Ольга и Поля- участвовали в лыжных соревнованиях и заняли 4 первых места. На вопрос, кто какое место занял, они далии 3 разных ответа: Ольга заняла 1 место, Нина -2 место Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место Мария заняла 2 место, Поля – 4 место Отвечавшие при этом признали, что одна часть каждого ответа верна, другая – неверна. Какое место заняла каждая из учениц? |
||
Задание. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная Дидактические средства: презентация Формы и методы контроля: фронтальная, беседа |
||
-У вас на партах есть карточка №1. Прочитайте её и запишите ответ на чистом листочке. Можете решать устно.
|
Карточка №1. 4 ученицы – Мария, Нина, Ольга и Поля- участвовали в лыжных соревнованиях и заняли 4 первых места. На вопрос, кто какое место занял, они далии 3 разных ответа: · Ольга заняла 1 место, Нина -2 место · Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место · Мария заняла 2 место, Поля – 4 место Отвечавшие при этом признали, что одна часть каждого ответа верна, другая – неверна. Какое место заняла каждая из учениц? |
|
-Сколько всего учениц? |
4 ученицы |
|
-А сколько всего мест они заняли? |
4 места |
|
-Верно. В жизни бывает, что, например, 1 место могут занять 2 девочки? |
-бывает |
|
-А по задаче может такое быть? |
-нет. Каждая девочка заняла одно место. |
|
– Я буду называть имя девочки, а вы будете показывать пальцами, какое место она заняла. (ответы записываются на доске) Какое место заняла Ольга? Показали. Так, вижу, что показываете разные ответы, а кто-то не решил задачу. Какое место заняла Нина? Показали. Какое место заняла Мария? Показали. Какое место заняла Поля? Показали. Например: 1 место – Н, М 2 место – О, П, Н 3 место – О, М 4 место – П, М |
|
|
· Побуждение к осознанию противоречия |
||
– Так! Посмотрите, какие ответы у нас получились. Что заметили? |
– У нас получилось, что несколько девочек заняли одно место. |
|
-Может такое быть по условию задачи? |
-Нет |
|
- Почему у нас так получилось? |
-Мы не смогли правильно решить третью задачу. |
|
- Почему вы не смогли решить задачу? |
-Мы не умеем решать такие задачи |
|
· Побуждение к формулированию учебной проблемы, цели и построению плана достижения цели |
||
-Как называется такая задача? |
-Логическая задача
|
|
-Почему она называется логической? |
-Потому что, чтобы её решить, надо рассуждать логически, не нужно выполнять вычислений. |
|
-Ребята, в чем девочки признались? |
-в том, что одна часть каждого ответа верная, другая неверная. |
|
-Значит, что можем сказать о частях каждого ответа девочек? |
Части ответов правдивые и ложные. |
|
-Как же называются такие логические задачи? |
Логические задачи о лгунах и правдолюбах. |
|
-Почему они так называются? |
-Потому что в задаче кто-то лжет, а кто-то говорит правду. |
|
-Кто назовёт тему нашего занятия? |
Логические задачи о лгунах и правдолюбах. |
|
-Какую цель поставим перед собой? |
Научиться решать логические задачи о лгунах и правдолюбах. |
|
4. Этап. Поиск решения учебной проблемы. Цель. Организовать подводящий диалог с целью решения задачи методом предположений |
||
· Вариант 2. Методом подводящего диалога Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Дидактические средства: презентация, дидактический материал Формы и методы контроля: фронтальные, беседа. |
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: -Ввести способ предположений для решения задач
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Метапредметные: регулятивные: - научить выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
познавательные: -учить владеть действиями построения рассуждений; -учить анализировать. - учить отвечать на вопросы
коммуникативные: - учить слушать и вступать в диалог - учить излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
|
|
4 ученицы – Мария, Нина, Ольга и Поля- участвовали в лыжных соревнованиях и заняли 4 первых места. На вопрос, кто какое место занял, они далии 3 разных ответа: · Ольга заняла 1 место, Нина -2 место · Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место · Мария заняла 2 место, Поля – 4 место Отвечавшие при этом признали, что одна часть каждого ответа верна, другая – неверна. Какое место заняла каждая из учениц? |
||
I этап. Анализ задачи |
||
-Прочтите еще раз задачу. |
4 ученицы – Мария, Нина, Ольга и Поля- участвовали в лыжных соревнованиях и заняли 4 первых места. На вопрос, кто какое место занял, они далии 3 разных ответа:
Отвечавшие при этом признали, что одна часть каждого ответа верна, другая – неверна. Какое место заняла каждая из учениц? |
|
-О чем говорится в задаче? |
-Об ученицах |
|
-Сколько их? |
-4 |
|
-Как их зовут? |
-Мария, Нина, Ольга и Поля. |
|
-Что делали девочки? |
-Участвовали в лыжных соревнованиях |
|
-Что в задаче известно? |
-Девочки заняли 4 первых места. На вопрос, кто какое место занял, они далии 3 разных ответа:
|
|
-Что известно об ответах девочек? |
-Одна часть каждого ответа верная, а другая неверная. |
|
-Давайте покажем дугой первую часть ответа и вторую. Найдите на партах карточку №2. И вместе со мной отмечаем первую часть ответа и вторую. (на доске учитель показывает дугой обе части каждого ответа) |
Карточка №2.
Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
Мария заняла 2 место, Поля – 4 место |
|
-Что требуется найти в задаче? |
- Какое место заняла каждая из учениц? |
|
-Давайте решать задачу вместе. |
|
|
II этап. Поиск решения и решение задачи |
||
Поиск решения и решение задачи методом предположений |
||
- Ребята, такие задачи решаются способом предположений. (на доске появляется карточка «предположение») |
|
|
-Что мы можем предположить? |
-Какое место заняла каждая девочка. (Высказывают предположения) |
|
- Давайте сначала предположим, что Нина заняла 2 место. (это предположение обозначается буквой И в красном квадрате) -Я буду делать записи на доске, а вы возьмите в руку карандаш и приготовьте ластик. -Мы с вами сказала, что одна часть каждого ответа верная, а другая неверная. Верная часть ответа – это истина, то есть правда. Эту часть мы будем обозначать буквой И (истина). |
|
|
-Как же тогда называется неверная часть ответа? |
-неправда, ложь |
|
-Верно, ложь. Мы будем обозначать неверную часть ответа буков Л. |
|
|
-Мы с вами предположили, что Нина заняла 2 место. -Тогда какая часть ответа в первом ответе будет верна? |
Вторая часть ответа |
|
-Над этой часть ответа поставим букву И, которая означает «истина, правда». |
Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
Мария заняла 2 место, Поля – 4 место |
|
-Если вторая часть верная, то какая будет вторая часть? |
НЕверная |
|
-Почему? |
-потому что в задаче сказано, что одна часть ответа верная, а другая – неверная. |
|
-Ставим над первой часть букву Л, которая означает «ложь». |
Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
Мария заняла 2 место, Поля – 4 место |
|
- Посмотрите на первую часть второго ответа. (обвести дугой) Может Ольга занять 2 место? |
-Нет |
|
- Почему? |
-Потому что по нашему предположению 2 место заняла Нина. |
|
-Значит, какая это часть? |
-Неверная, ложная |
|
-Ставим букву Л. |
Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
Мария заняла 2 место, Поля – 4 место |
|
-Тогда какую букву должны поставить над второй частью ответа? |
-И
Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
Мария заняла 2 место, Поля – 4 место |
|
-Почему? |
-Потому что в условии сказано, что одна часть ответа верная, другая неверная. |
|
-Смотрим на 3 ответ. Может Мария занять 2 место? |
-Нет |
|
-Почему? |
-Потому что мы предположили, что 2 место заняли Нина. |
|
-Значит, какую букву ставим над первой частью ответа? |
-Л
Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
Мария заняла 2 место, Поля – 4 место
|
|
-Тогда вторая часть ответа должна быть… -Поставим букву И. |
-верной.
Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
Мария заняла 2 место, Поля – 4 место |
|
-Что получилось? Что можем сказать про Полю? |
Она заняла 3 и 4 место. |
|
-Но может быть, что Поля заняла 3 и 4 место? |
-Нет |
|
-Почему? |
-Потому что каждая участница заняла одно место |
|
— Значит, вторая часть ответа какая? |
-неверная |
|
-Какой вывод можем сделать? |
-наше предположение, что Нина заняла 2 место, неверное |
|
-Давайте предположим, что Ольга заняла 2 место. (это предположение обозначается буквой И в красном квадрате) -Ставим букву И над первой частью второго ответа. |
Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
Мария заняла 2 место, Поля – 4 место |
|
-Тогда вторая часть какая? |
-Неверная, ставим букву Л Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
Мария заняла 2 место, Поля – 4 место |
|
-Если мы предположили, что Ольга заняла 2 место, то другие девочки могут занять 2 место? |
Нет |
|
-Почему? |
-В задаче сказано, что девочки заняли 4 первых места, значит, каждая заняла одно место |
|
-Значит, над какими частями мы можем поставить букву Л? |
Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
Мария заняла 2 место, Поля – 4 место |
|
-Смотрим на 1 ответ, вторая часть неверная, значит, первая… |
-верная |
|
-Какую букву поставим? |
-И
Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
Мария заняла 2 место, Поля – 4 место
|
|
-Смотрим на третий ответ. Над второй частью какую букву поставим? |
-И
Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
Мария заняла 2 место, Поля – 4 место
|
|
-Почему? |
-потому что одна часть должна быть верная, другая неверная |
|
-Что у нас получилось? |
-Получилось, что Ольга заняла 1 и 2 места. |
|
-Может такое быть по задаче? |
-Нет |
|
-Значит, какой вывод можем сделать? |
- Наше предположение, что Ольга заняла 2 место неверное. |
|
-Давайте предположим, что Ольга заняла 1 место. (это предположение обозначается буквой И в красном квадрате) - Какую букву ставим над первой часть ответа? |
Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
Мария заняла 2 место, Поля – 4 место |
|
— Значит, вторая часть ответа будет… |
-Неверной, ставим букву Л
Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
Мария заняла 2 место, Поля – 4 место |
|
-Если мы предположили, что Ольга заняла 1 место, то может она занять 2 место? |
-нет |
|
-Почему? |
-потому что каждая девочка заняла одно место |
|
-Значит, первая часть второго ответа какая? |
-НЕверная |
|
-Какую букву поставим? |
Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
Мария заняла 2 место, Поля – 4 место |
|
— Значит, вторая часть второго ответа будет… |
-верной, ставим букву И
Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
Мария заняла 2 место, Поля – 4 место |
|
-Смотрим на 3 ответ. Может ли Поля занять 4 место? |
-нет |
|
-Почему? |
-потому что она заняла 3 место |
|
-Значит, какую букву ставим над этой частью? |
-Л
Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
Мария заняла 2 место, Поля – 4 место |
|
-Тогда первая часть третьего ответа будет… |
-верной
Ольга заняла 1 место, Нина -2 место
Ольга заняла 2 место, Поля – 3 место
Мария заняла 2 место, Поля – 4 место |
|
-Что у нас получилось? |
1 место – Ольга 2 место – Мария 3 место – Поля |
|
-Кто же занял 4 место? |
-Нина |
|
-Какой был вопрос задачи? |
-Какое место заняла каждая из участниц? |
|
-Мы ответила на вопрос задачи? |
-Да |
|
- Наше предположение, что Ольга заняла 1 место, верное? |
-Да |
|
Промежуточная рефлексия |
|
|
- Что мы с вами делали? |
-Решали задачу |
|
- Как называются такие задачи? Про кого они? |
-Логические задачи о лгунах и правдолюбах |
|
- Как мы решала задачу? |
-С помощью предположений |
|
5. Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. (Рекомендация: учащиеся фронтально, в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового материала с проговариванием решения вслух.) |
||
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная Дидактические средства: презентация Формы и методы контроля: фронтальная, беседа |
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: -Продолжить учить решать комбинаторные задачи разными способами.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Метапредметные: регулятивные: - учить планировать свою деятельность
познавательные: -учить владеть действиями построения рассуждений; -учить анализировать. - учить отвечать на вопросы
коммуникативные: -учить слушать и вступать в диалог - учить излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
|
|
Задача1. Учитель составил расписание уроков на вторник для учеников 4а класса. Всего в расписании 4 урока: математика, русский язык, музыка и чтение. Когда ученики 4а класса спросили расписание уроков, учитель дал им такие ответы: · 1 урок – математика, 2 урок – чтение · 2 урок – математика, 3 урок – музыка · 2 урок – русский язык, 4 урок – музыка Известно, что одна часть ответа верная, вторая неверная. Какое расписание уроков составил учитель? |
||
I этап. Анализ задачи. |
||
-Посмотрите на слайд. Прочтите задачу. |
|
|
-О чем говорится в задаче? |
- О расписании уроков |
|
- Сколько всего уроков в расписании |
- 4 |
|
-Какие это уроки? |
- Русский язык, математика, чтение и музыка |
|
-Какие ответы дал учитель? |
1 урок – математика, 2 урок – чтение
2 урок – математика, 3 урок – музыка
2 урок – русский язык, 4 урок – музыка |
|
- Что известно в задаче? |
- что одна часть ответа верная, вторая неверная |
|
- Что требуется найти в задаче? |
- Какое расписание составил учитель? |
|
- Как называется способ, которым будем решать задачу? |
- Способ предположений |
|
- Что можно предположить? |
- Каким уроком будет каждый предмет. |
|
II этап. Поиск решения и решение задачи |
||
Поиск решения и решение задачи методом предположений |
||
- Найдите на партах карточку №3. |
Карточка № 3.
1 урок – математика, 2 урок – чтение
2 урок – математика, 3 урок – музыка
2 урок – русский язык, 4 урок – музыка
|
|
-Давайте предположим, что 2 урок - чтение |
|
|
-…,значит вторая часть ответа какая? |
-верная |
|
-…,какую букву ставим над этой частью ответа? |
-И
1 урок – математика, 2 урок – чтение
2 урок – математика, 3 урок – музыка
2 урок – русский язык, 4 урок – музыка
|
|
-…, рассуждай дальше. |
-Вторая часть ответа верная, значит, другая часть неверная, ставим букву Л
1 урок – математика, 2 урок – чтение
2 урок – математика, 3 урок – музыка
2 урок – русский язык, 4 урок – музыка
|
|
-…, как рассуждаем дальше? |
-Мы знаем, что 2 урок – чтение, значит, математика 2 уроком быть не может. Ставим над первой частью ответа Л.
1 урок – математика, 2 урок – чтение
2 урок – математика, 3 урок – музыка
2 урок – русский язык, 4 урок – музыка
|
|
-…,рассуждай дальше. |
-Первая часть ответа неверная, значит другая ответа верная. Ставим букву И.
1 урок – математика, 2 урок – чтение
2 урок – математика, 3 урок – музыка
2 урок – русский язык, 4 урок – музыка |
|
-…, рассуждай дальше. |
-Музыка не может быть 4 уроком, потому что уж известно, что она 3 уроком. Значит, вторая часть ответа неверная. Ставим букву Л. верная. Ставим букву И.
1 урок – математика, 2 урок – чтение
2 урок – математика, 3 урок – музыка
2 урок – русский язык, 4 урок – музыка |
|
-…, тогда что можем сказать о первой части ответа? |
-она верная, ставим букву И Ставим букву И.
1 урок – математика, 2 урок – чтение
2 урок – математика, 3 урок – музыка
2 урок – русский язык, 4 урок – музыка |
|
-Что у нас получилось? |
- 2 урок -русский язык и чтение |
|
-Может так быть? |
-нет |
|
-Какой вывод сделаем? |
-наше предположение о том, что 2 урок – чтение, неверное |
|
-Давайте предположим, что 2 урок – математика. |
1 урок – математика, 2 урок – чтение
2 урок – математика, 3 урок – музыка
2 урок – русский язык, 4 урок – музыка |
|
-…, рассуждай. |
-первая часть ответа верная, значит, вторая – неверная, ставим букву Л 1 урок – математика, 2 урок – чтение
2 урок – математика, 3 урок – музыка
2 урок – русский язык, 4 урок – музыка |
|
-…,как будем рассуждать дальше? |
-известно, что 2 уроком математика, значит чтение 2 уроком быть не может. Ставим букву Л. Тогда первая часть ответа будет верной, ставим букву И
1 урок – математика, 2 урок – чтение
2 урок – математика, 3 урок – музыка
2 урок – русский язык, 4 урок – музыка |
|
-Что увидели? |
-математика стоит 1 и 2 уроком |
|
-Может такое быть? |
-нет, потому что всего должно быть 4 урока |
|
-Значит, наше предположение верное? |
-нет |
|
- Предположим, что 1 урок -математика. |
1 урок – математика, 2 урок – чтение
2 урок – математика, 3 урок – музыка
2 урок – русский язык, 4 урок – музыка
|
|
-…,тогда вторая часть ответа будет… |
-неверной
1 урок – математика, 2 урок – чтение
2 урок – математика, 3 урок – музыка
2 урок – русский язык, 4 урок – музыка |
|
-…, рассуждай над вторым ответом. |
-первая часть неверная, потому что мы предположили, что математика 1 уроком. Ставим букву Л. Тогда вторая часть будет верной.
1 урок – математика, 2 урок – чтение
2 урок – математика, 3 урок – музыка
2 урок – русский язык, 4 урок – музыка |
|
-…,что можем сказать о 3 ответе? |
- вторая часть неверная, потому что музыка 3 уроком. Ставим букву Л. Тогда первая часть верная. Ставим букву И.
1 урок – математика, 2 урок – чтение
2 урок – математика, 3 урок – музыка
2 урок – русский язык, 4 урок – музыка |
|
-Что у нас получилось? |
1 урок – математика 2 урок – русский язык 3 урок - музыка |
|
- И какой будет 4 урок? |
-чтение |
|
-Расписание состоит из 4 уроков? |
-да |
|
- Какой был вопрос задачи? |
-Какое расписание составил учитель? |
|
-Мы ответила на вопрос задачи? |
-Да |
|
6. Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях. |
||
Задание Форма организации учебной деятельности: индивидуальная Дидактические средства: презентация, дидактический материал Формы и методы контроля: фронтальная, беседа |
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: проверить умения учащихся самостоятельно решать логическую задачу о лгунах и правдолюбах.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Метапредметные: регулятивные: учить планировать свою деятельность познавательные: учить отвечать на вопросы коммуникативные: учить взаимодействовать с учителем. |
|
Дача самостоятельной работы Три ученика различных школ города приехали на отдых в один летний лагерь. Вожатый спросил у мальчиков, в каких школах они учатся и получил такие ответы: · Петя учится в школе №24, а Лёня - в школе №8 · Лёня учится в школе №24, а Петя - в школе №30 · Коля учится в школе №24, а Петя – в школе №8 Мальчики признались, что в ответах одна часть верная, а другая неверная. В какой школе учится каждый мальчик? |
Карточка №4.
· Петя учится в школе №24, а Лёня - в школе №8 · Лёня учится в школе №24, а Петя - в школе №30 · Коля учится в школе №24, а Петя – в школе №8 |
|
-Ребята, а сейчас проверим, как вы научились решать задачи о лгунах и правдолюбах. |
|
|
- У меня есть две карточки с задачей. Одна карточка с подсказкой, а другая без подсказки. - Ребята. Кто хочет считает, что справить без подсказки, поднимите руки. - Хорошо, у остальных на карточках есть подсказка. Вам дано верное предположение и расставлены цифры. В какой последовательности расставлены цифры, в такой последовательности нужно рассуждать. |
Раздаются карточки с задачей без подсказки.
Карточка №4. 2) · Петя учится в школе №24, а Лёня - в школе №8
3) 4) · Лёня учится в школе №24, а Петя - в школе №30
6) 5) · Коля учится в школе №24, а Петя – в школе №8
|
|
Выполнение самостоятельной работы обучающимися |
||
Проверка самостоятельной работы |
|
|
-Ребята, посмотрите на слайд. Сравните свой ответ с ответом на слайде.
|
Ответ на слайде:
Петя – школа № 24, Лёня – школа № 8
Лёня – школа № 24, Петя – школа № 30
Коля – школа №24, Петя – школа № 8
Ответ: Лёня учится в школе №8, Петя учится в школе №30, Коля учится в школе №24. |
|
‒ Кто решил правильно? Поднимите руку. |
|
|
‒ Хорошо. Я вижу, вы справились с заданием. Молодцы. |
|
|
7. Этап. Рефлексия учебной деятельности на занятии. Цель. Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. |
||
· фиксирование нового содержания |
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: учить оценивать свою работу на занятии.
Метапредметные: регулятивные: - учить выполнять самоконтроль; - учить адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности
|
|
-Ребята, наш урок подходит к концу. |
|
|
-Что мы сегодня узнали на уроке? |
-Как решаются логические задачи о лгунах и правдолюбах. |
|
-Почему задачи называются о лгунах и правдолюбах? |
-Потому что одна часть ответа верная, а другая ложная. |
|
· соотнесение цели учебной деятельности и ее результата |
||
- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? |
- Научиться решать логические задачи о лгунах и правдолюбах. |
|
- Исходя из самостоятельной работы, какой вывод каждый для себя может сделать? -Научился ли он решать логические задачи о лгунах и правдолюбах?
(Что посоветуем ребятам, которые не смогли решить задачу?) |
- Да, я научился, потому что я правильно решил задачу. - Нет, я не смог решить задачу, значит, я не научился.
-Потренироваться в решении таких задач |
|
- Значит какой можем сделать вывод? |
- Что мы достигли нашей цели. |
|
· рефлексия процесса учебной деятельности |
||
- Посмотрите на доску. -На этом дереве нет ни одного листочка. -Давайте исправим это. |
|
|
-Цвет листочка вы будете выбирать сами: Зеленый цвет означает, что уроке работал активно, всегда участвовал в обсуждении решения задач. Жёлтый лист: не всегда был включен в обсуждения. Красный цвет: вообще не участвовал в обсуждении решения задач. (Что вам мешало?) |
|
|
· планирование цели дальнейшей деятельности |
||
- Ребята, чему будем учить дальше? |
- Будем учиться решать логически задачи других видов. |
|
- Занятие окончено. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.