Конспект внеурочного занятия по теме "История развития прав человека"

  • docx
  • 30.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 43.docx

Тема: История развития прав человека

Цель: создать условия для:

¾  ознакомления с понятием «Право», историей развития и его видами, знакомство с декларацией о правах ребенка

¾   развития творческой возможности и привития устойчивого интереса к правовым знаниям.

¾  воспитания гражданской активности, патриотизма

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

¾    понимание необходимости соблюдать устав школы;

¾    понимание ценностей семейных отношений;

¾    способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.

Предметные УУД:

¾  понимать значение Декларации Прав Человека;

¾  понимать, что человек часть общества;

¾  понимать значение государства в жизни человека

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

¾    понимать своё продвижение во владении знаниями курса;

¾    проводить наблюдения за героями литературных произведений по соблюдениям Декларации Прав Человека;

¾    оценивать правильность выполнения заданий;

¾    в ходе представления проекта дать оценку его результатам;

Коммуникативные УУД:

¾    высказывать суждения о правах и обязанностях человека;

¾    приводить примеры защиты людей от несправедливости и зла с помощью права;

¾    предлагать пути решения затруднительных ситуаций , возникающих в жизни школьника

Познавательные УУД:

¾    группировать, классифицировать объекты, устанавливать причинно- следственные связи (на доступном уровне);

¾    решать практические задачи с помощью сравнения, наблюдения на основе своего жизненного опыта.

Методы обучения: Словесные (беседа, объяснение), наглядные (иллюстрации, демонстрации), инструктаж.

Средства: Театрализация, раздаточный материал, слайдовая презентация, видеоматериал

 

 

Ход занятия:

Этапы занятия, цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Вводная часть

Цель: создать благоприятную психологическую атмосферу, включить учебную деятельность

 

 (1сл) Здравствуйте ребята, присаживайтесь

(2 сл)-Давайте сыграем с вами в игру.

Я буду читать фразы, как только вы услышите команду и найдете это у себя, то вы должны будете выполнить задание.

-Например:

-Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.

-Пусть похлопают в ладоши все, у кого карие глаза.

-Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что

то розовое в одежде.

-Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.

-Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.

-Пусть хлопнут в ладоши те, кто не обзывает других.

-Молодцы ребята.

 

Дети здороваются.

 

 

 

 

 

 

Встают

Хлопают в ладоши

Касаются кончика носа

Гладят по голове

 

Улыбаются

Хлопают в ладоши

 

 

 

 

2. Основная часть

Цели:

-активизировать познавательную деятельность;

-применять знания, полученные в образовательном процессе.

(3сл)-Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди.

Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, огнём, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища и многое другое

Одновременно с этим появились главные вопросы

·         что люди могут делать и что не могут?

·         что они обязаны делать и что не обязаны?

·         на что они имеют право и на что не имеют?

-Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве.

(4сл)-Для того ,чтобы понять ,что такое закон давайте, посмотрим мультик, а после ответим на вопросы.

-Как вы думаете, какая тема будет на сегодняшнем занятии?

-И тема нашего занятия - «История прав человека»(5сл)

А какие цели мы с вами выполним?

Хочу узнать …

Хочу разобраться …

Хочу запомнить …

Хочу научиться …

-Ребята, как вы поняли, что такое закон и для чего он нужен?

(6сл)-Законы– это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны, а из законов вытекают права.

-Ребята, а вы знаете, что такое права?

-И какие права бывают?

-И первое право, это право на детство.

(7сл)-Детство — замечательная пора, когда можно строить воздушные замки, мечтать, верить в эльфов и гномов, приветствовать самого Деда Мороза и получать желанные подарки. В детстве все интересно и загадочно.

Однако многие дети на земле лишены детства и несмотря на то, что в разных странах мира «детство» охраняется законом и особым отношением к нему, миллионы детей живут в лишениях и отчаянии.

(8сл)- Печальной была учесть детей в прошлые времена.

В древней Греции, если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы.

(9сл)- Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. За убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.

(10сл)-Несмотря на юный возраст и время, многие дети подвергаются рабству.

Одно из  нарушение прав человека - является  рабство.

(11сл)А чтобы узнать, что такое рабство, давайте посмотрим мультик

-Как вы поняли, что такое рабство?

-Это лишение человека его прав. Раб принадлежит хозяину. И хозяин решает жить рабу или нет.

В настоящее время в мире насчитывается примерно 500 000 рабов.

- В России была особая форма нарушения прав человека .

 (12сл)Это – крепостное право.

Что такое крепостное право?

-Жизнь при которой крестьяне были в полной и неоспоримой зависимости от помещиков ( богатых владельцев земель), включая следующие признаки, соответствующие понятию крепостное право:

1.    (13сл)Крепостным запрещено покидать своего хозяина.

2.    (14сл)Если покинул его ищут, возвращают, а помещик решает , как наказать.

3.    (15сл)Дети, внуки, племянники и прочие потомки и родственники тоже становятся крепостными.

4.    (16сл)Невозможность приобретения земли для жизни.

5.    (17сл)Крепостных продают и покупают. Часто продают детей , а родители не нужны новому владельцу. Их разлучают.

6. Раб для хозяина был идентичен вещи. Он порой стоил дешевле лошади. Можно было убить раба.
 А помещик в голодные годы должен был кормить своих крепостных, дабы они не погибли, а убивать крестьян было строжайше  запрещено законом.

В этих случаях их судили согласно действующему законодательству.

 (18сл)-Особое значение имеет “Декларация прав ребёнка
Согласно “Декларации прав ребёнка” было принято международное соглашение – конвенция о правах ребёнка 20 ноября 1989 г.

 (19сл)-А сейчас мы с вами узнаем, что такое конвенция о правах ребенка.

 

(20сл)Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:- Помой посуду, сынок.

Сын:- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:- Это проявление жестокости, папа.

- А правильно ли поступил мальчик?

-Были нарушены его права?

 (22сл)-Предлагаю вам посадить дерево прав, каждый должен выбрать одно право,  раскрасить его и прикрепить на дерево.

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят мультик

 

 для того, чтоб в обществе был, порядок.

 

Право это- один из видов регуляторов общественных отношений;

Право на жизнь, на учебу, медицину и тд.

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят мультик

 

-Это лишение человека его прав.

 

 

 

 

 

Жизнь, при которой крестьяне были в полной и неоспоримой зависимости от помещиков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Разыгрывают сценку

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.

 

 

Предметные УУД:

¾понимать значение Декларации Прав Человека;

 

¾понимать, что человек часть общества;

 

¾понимать значение государства в жизни человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

¾   высказывать суждения о правах и обязанностях человека;

¾   приводить примеры защиты людей от несправедливости и зла с помощью права;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

¾   решать практические задачи с помощью сравнения, наблюдения на основе своего жизненного опыта.

 

3.Заключительная часть.

Цель: подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.

А теперь проверим, как вы запомнили права, поиграв с вами в игру, я буду читать вам ситуации, а вы должны сказать, какие были нарушены права.

(23сл)1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах сестер.

Какое право нарушено было бы, если подобное происходило в наши дни?

(24сл)2. В сказке “Приключения Буратино”. Папа Карло купил Буратино азбуку, а Буратино отправился в кукольный театр.
    Какое право нарушил Буратино?

(25сл)3. Имела ли право Снежная королева в сказке Андерсена увозить Кая из своего дома.
    Какое право нарушила Снежная Королева, назовите.

(26сл)4. В сказке Михайлова “Три поросенка” волк имел право занимать и разрушать дома поросят?
    Какое право нарушил волк?

(27сл)5. Сказка “Серая шейка”. Может ли лиса съесть уточку? Какое право нарушено?
    В какой сказке ещё нарушается это право? (Колобок)

(28сл)6. Какого сказочного героя мучили, оскорбляли за то, что он не такой как все? (Гадкий утёнок)

(29сл)

-Ребята посмотрите на слайд, все ли цели и задачи нам удалось выполнить.

Хочу узнать …

Хочу разобраться …

Хочу запомнить …

Хочу научиться …

 

-Наше занятие подходит к концу и нам пора подвести итоги . Если вы довольны своей работай на занятии, то поднимите веселый смайлик, а если не довольны то грустный. Спасибо за занятие, до свидания.

 

1.Право на свободу, запрещение рабства и принудительного труда.

 

 

 

2.Право на образование

(каждый должен получить образование)

 

3. право на непрекосновенность 

 

4. нарушается право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяевами.

5.право на жизнь.

 

 

6. нарушено право ребенка на индивидуальность «Ребенок не обязан быть как все»

Регулятивные УУД:

¾   проводить наблюдения за героями литературных произведений по соблюдениям Декларации Прав Человека;