Конспект внеурочного занятия по теме "Семья - островок безопасности"

  • docx
  • 30.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 42.docx

 

Тема: «Семья-островок безопасности»

Цель: Создать условия для:

·   Ознакомления детей со своими правами и их правами в семье;

·   Развития речи, мышления, воображения, памяти;

·   Воспитания в детях гуманных чувств по отношению к своим близким;

Планируемы результаты:

Личностные

·                   мотивация к учебной и творческой деятельности.

·                     понимание недопустимости ссор и конфликтов на национальной почве.

·                     понимание ценностей семейных отношений;

Предметные

·                     осознавать, что в обществе люди зависят друг от друга;

·                     понимать, что все люди в обществе равны;

Метапредметные

Регулятивные

·                     проводить наблюдения за героями литературных произведений по соблюдениям Декларации Прав Человека;

·                     оценивать правильность выполнения заданий;

·                     планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон);

Коммуникативные

·                     объяснять смысл пословиц и поговорок об устройстве жизни в семье;

·                     высказывать суждения о правах и обязанностях детей;

·                     предлагать пути решения затруднительных жизненных ситуаций ребенка.

Познавательные

·                     группировать, классифицировать объекты, устанавливать причинно- следственные связи (на доступном уровне);

·                     решать практические задачи с помощью сравнения, наблюдения на основе своего жизненного опыта.

 

 

 

 

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Здравствуйте, ребята
-А прежде чем начать наше занятие, давайте е с вами сыграем в игру которая называется:

«Ёжики, ёжики»

Ведущий спрашивает у участников игры: «кто дружнее: девочки или мальчики? хотите узнать? в этом поможет вам игра. повторяем все вместе слова и движения:

- два прихлопа (хлопают),

два притопа (топают),

ёжики - ёжики (выполняют движение, напоминающее вкручивание лампочек)…

наковали - наковали (одним кулаком стучит по другому),

ножницы - ножницы (выполняют движения режущих ножниц),

бег на месте, бег на месте (имитируют бег),

зайчики - зайчики (изображают зайчиков, хлопающих ушами)…

ну-ка, дружно, ну-ка, вместе…»

После этих слов девочки громко кричат: «девочки!!!», - мальчики: «мальчики!!!», - а затем кричат все вместе. ведущий, подводя итоги игры, говорит о том, что дружнее всего получилось тогда, когда кричали все вместе.

 

 Учащиеся приветствуют учителя

 

 

 

Играют в игру «ежики-ежики»

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:  мотивация к учебной и творческой деятельности.

 

Основная часть

Цель:

Изучение истории происхождения слова семья, прав ребенка в семье и обязанности родителей

-Ребята, кто-нибудь заметил, что один из зайчиков стоял в стороне очень грустный  и не играл вместе с нами?

-Он пришел к нам с просьбой о помощи

-У него случилась беда, он очень хочет узнать историю появления семьи и какие существуют в ней права.

 -Давайте поможем ему в этом разобраться.

- Но прежде чем приступить я предлагаю вам отгадать ребус, в котором зашифровано слово(7Я)

Что вы знаете о семье? Какая она семья?

А что у вас ассоциируется со словом семья?

Как вы уже догадались мы будем говорить сегодня о семье. Но так как у нас правовое занятие, давайте попробуем придумать тему занятия.

-Я предлагаю вам тему: «Семья- островок безопасности»

Как вы думаете, что мы должны узнать на сегодняшнем занятии?

Давайте посмотрим на слайд и продолжим предложения.

Я хочу узнать, что такое...

Я хочу научиться…

Сегодня на уроке я хочу…

Чтобы помочь зайчику, давайте отправимся с вами в путешествие по островам на волшебном поезде, чтобы узнать ответы на все вопросы, сядьте поудобнее и пристегните ремни.

Первая наша остановка на «Историческом» острове

Дети, у каждого из вас есть семья.

Что для вас значит это слово?

Семья — это мама, папа, их дети, бабушки и дедушки.

Это «островок безопасности», где люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге.

-Да, ребята, члены семьи - это самые близкие, родные и дорогие друг другу люди.

У каждого есть свой дом, где живет семья.

Давайте исследуем наш остров и узнаем историю появления семьи.

Как появилось слово "семья"? 
Когда-то о нем не слыхала земля... 
Но Еве сказал перед свадьбой Адам: 
- Сейчас я тебе семь вопросов задам. 
Кто деток родит мне, богиня моя? 
И Ева тихонько ответила: 
- Я. 
- Кто их воспитает, царица моя? 
И Ева покорно ответила: 
- Я. 
- Кто пищу сготовит, о радость моя? 
И Ева все также ответила: 
- Я. 
- Кто платье сошьет, постирает белье 
Меня приласкает, украсит жилье? 
Ответь на вопросы, подруга моя! 
- Я... Я... – Тихо молвила Ева. 
- Я... Я... 
Сказала она знаменитых семь "Я". 
Вот так на земле появилась семья.

-Давным-давно в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, а женщины готовили пищу и заботились о детях. Таким образом, семья образовалась по необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.

 

Но чтобы узнать какие существуют права ребенка в семье нам необходимо отправиться на «Правовой» остров.

Я предлагаю вам посмотреть внимательно мультик и ответить на вопросы

(Выпуск 1)
-У всех ли детей одинаковые права?

- Почему нужно уважать людей, отличающихся от тебя чем-нибудь?

- Что вы видите на этом острове (семейная фотография) ?

Ответы детей.

- А теперь, ребята, скажите, с кем вы живете?

-Да, с родителями;

- А как одним словом можно назвать вас и ваших родителей?

Семья важна и дорога каждому человеку. Поэтому она находится под защитой государства. --------Вспомните, с помощью каких нормативных актов государство защищает и регулирует такой социальный институт как семья?

-Как вы думаете, какие права в него входят?

Право ребенка жить и воспитываться в семье

Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

Право ребенка на защиту
Право ребенка выражать свое мнение
Право ребенка на имя, отчество и фамилию

Изменение имени и фамилии ребенка

Имущественные права ребенка

-Так же, ваши родители имеют свои обязанности, которые они должны выполнять по отношению к вам:

·         содержание детей

·         воспитание детей

·         образование детей

·         сохранение личного достоинства детей

·         защита ребенка

Если же родители не соблюдают эти обязанности, то несут юридическую ответственность:

·         лишение родительских прав

·         ограничение в родительских правах, временное ограничение на право жить с ребенком

– в книге прав ребенка записано, что каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи. Вот как, ребята!

Я предлагаю вам посмотреть внимательно мультик и ответить на вопросы

(Выпуск 5)
-О каком праве идет речь?

Что сделал Пин?

-Правильно ли он поступил в начале?

-Что потом он осознал?

Семья — самое дорогое, что есть у человека. Неслучайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье.

Давайте разделимся на 4 группы (по рядам) и обсудим значения пословиц

1*Дружная семья гору сдвинет.

2*Дома и стены помогают.

3*В родной семье и каша гуще.

4*В гостях хорошо, а дома лучше.

 (дети рассуждают)

Покажите готовность группы, если закончили обсуждение.

Давайте послушаем своих одноклассников, которые нам приготовили рассказ о своих членах семьи.

Ребята, я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда не огорчали, заботились о них, когда станете взрослыми людьми.

И следующая наша остановка на острове «Театральный»

-Ребята, все знают сказку «Теремок»

Давайте представим, что все жители теремка-это одна большая семья и разыграем эту сценку

ТЕАТР-ЭКСПРОМТОМ

«Т Е Р Е М О К»

 Реквизит: текст сказки, листки с ролями.

 Все тянут бумажки с ролями.

 Автор читает текст.

 Как только называется какой-либо персонаж, тот должен говорить свои слова:

 Теремок (Скрип-скрип!)

 Мышка-норушка (Ух, ты!)

 Лягушка-квакушка (Квантересно!)

 Зайчик-побегайчик (Вот это да!)

Лисичка-сестричка (Тра-ля-ля!)

 Волчок-серый бочок (Тыц-тыц-тыц!)

 Медведь косолапый (Ничего себе!)

       Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась, заглянула внутрь, и подумала мышка, что коль теремок пустой, станет она там жить. Прискакала к терему лягушка-квакушка, стала в окошки заглядывать. Увидела её мышка-норушка и предложила ей жить вместе. Согласилась лягушка-квакушка, и стали они вдвоём жить. Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился, смотрит, а тут из теремка выскочили мышка-норушка и лягушка-квакушка и потащили зайчика-побегайчика в теремок.

 Идет мимо лисичка-сестричка. Смотрит - стоит теремок. Заглянула в окошко а там мышка-норушка, лягушка-квакушка и зайчик-побегайчик живут. Жалобно так попросилась лисичка-сестричка, приняли и её в компанию. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спросил кто в тереме живёт. А из теремка отозвались мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и пригласили его к себе. С радостью побежал в теремок волчок-серый бочок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок-серый бочок. Вдруг идет медведь косолапый. Увидел он теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь.

Испугались мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок-серый бочок и позвали медведя косолапого к себе жить.

       Медведь полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и решил что лучше на крыше будет жить. Влез на крышу медведь и только уселся - затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы, да стали горевать - где ж им дальше-то жить? Делать нечего, принялись они бревна носить, доски пилить - строить новый теремок.

              Лучше прежнего выстроили!

 И стали жить поживать мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка -сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый в новом теремке.

Можно ли назвать семьей наших жителей?

Почему?

Какие должны быть отношения в семье?

- Ребята, мы почти закончили наше путешествие и нам осталось посетить последний остров «А ну-ка нарисуй»

Давайте нарисуем каждый свою семью, свой «островок безопасности».

Наше путешествие подошло к концу и мы помогли зайчику изучить историю происхождения семьи и права ребенка в семье.

-«Семья»

 

 

Отправляются в путешествие на «Исторический остров»

Семья — это мама, папа, их дети, бабушки и дедушки. Это «островок безопасности», где люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге.

 

Слушают легенду

 

 

 

 

 

 

 

Отправляются на «правовой» остров

 

-У всех детей одинаковые права

-Потому что они такие же, как и мы все

-Фотография, на которой изображена семья

 

- с мамой, с папой.

 

 

 

- Семья.

 

 

 

Отправляются на остров «Театральный»

Разыгрывают сценку театра-экспромт «Теремок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семейный кодекс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-можно назвать их семьей, потому что они дружны, помогают друг другу, живут вместе , заботятся и любят друг друга

-В семье должны быть хорошие взаимоотношения . Должно быть уважение к домочадцам.

-Право на любовь и понимание

-Не правильно, он должен понимать ситуацию ребенка

-Он осознал , что поступил не правильно

- Обсуждают значение пословиц

- Слушают рассказы одноклассников о своих членах семьи

 

 

 

 

 

 

 

Рисуют свой «островок безопасности «

Личностные

·                     понимание недопустимости ссор и конфликтов на национальной почве.

·                     понимание ценностей семейных отношений;

Предметные

·                     осознавать, что в обществе люди зависят друг от друга;

·                     понимать, что все люди в обществе равны;

Метапредметные

Регулятивные

·                     -проводить наблюдения за героями литературных произведений по соблюдениям Декларации Прав Человека;

·                     -оценивать правильность выполнения заданий;

·                     -планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон);

Коммуникативные

·                     -объяснять смысл пословиц и поговорок об устройстве жизни в семье;

·                     -высказывать суждения о правах и обязанностях детей;

·                     предлагать пути решения затруднительных жизненных ситуаций ребенка.

Познавательные

·                     -группировать, классифицировать объекты, устанавливать причинно- следственные связи (на доступном уровне);

·                     -решать практические задачи с помощью сравнения, наблюдения на основе своего жизненного опыта.

 

·                      

Заключительная часть

Цель:

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Выставка рисунков.

Наше занятие подошло к концу, у вас на столах лежат 2 картинки солнышко и тучка, если вам понравилось занятие то поднимите солнышко, а если вам было трудно или что то не понятно поднимите тучку.

Анализируют занятие и поднимают ту, картинку , которая соответствует их настроению

Регулятивные: оценивать правильность выполнения заданий