Конспект внеурочного занятия-путешествия
в Клубе Веселых Математиков ("КВМ")
класс – 3-В класс
Цели занятия:
развитие математической интуиции, смекалки, логического мышления;
воспитание активной позиции в обучении, интереса к математике, самостоятельности, инициативности;
способствовать формированию чувства ответственности за свою команду;
воспитывать здоровую атмосферу
соперничества.
Задачи УУД (универсальной учебной деятельности):
Личностные УУД: развитие способностей к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: обучение преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей; обучение проведению сравнения, классификации по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: обучаться учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, учебная доска, геометрические фигуры (из картона), клей, рисунки с числовыми ребусами, раздаточный материал для выполнения заданий.
Предварительная подготовительная работа к проведению внеурочного мероприятия: подготовка вопросов, интересных задач на сообразительность из области математики, разработка презентации, карточек с заданиями.
Содержание занятия.
1.Организационный
момент (2 мин):
Здравствуйте ребята, участники клуба весёлых математиков.
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
Сегодня на заседание нашего клуба пришли гости, давайте поздороваемся с ними (обучающиеся поворачиваются к гостям и приветствуют их ).
.
Ребята, вы умеете фантазировать? Тогда представьте, что вы члены экипажа корабля.
Два корабля отправятся
в плавание через море Загадок по Математическому океану на остров «Знание».
Чтобы добраться до заветного острова корабли сделают несколько остановок.
Посмотрите на карту.... (карта на доске).
Первым острова достигает тот экипаж, члены которого лучше знают
математику.
Ребята, давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать во время путешествия.
(Учитель выслушивает ответы обучающихся. На экране появляется слайд "Правила дружной работы").
2. Разминка(3 мин):
Перед отправкой в путешествие каждому экипажу необходимо выполнить следующее задание:
1. Выбрать капитана корабля.
2. Дать название кораблю используя математические термины.
3. Каждый экипаж должен собрать свой корабль из геометрических фигур ( у каждого экипажа конверт с геометрическими фигурами, необходимо собрать и наклеить геометрические фигуры на лист бумаги формата А4 в виде корабля).
3. Выполнений заданий экипажами, для достижения цели - острова "Знание".
Экипажи готовы к отправке. Не забудьте взять с собой остроту мысли, находчивость, смекалку и сообразительность. Экипажи кораблей ______________________________ , наши лучшие математики, которые никогда не унывают, быстро считают, хорошо решают все задачи, любознательны, живут всегда весело и дружно.
Корабли вышли в море Загадок. Членам экипажей предлагаю ответить на интересные вопросы. За каждый правильный ответ, экипаж получает жетон. 5 жетонов - 1 смайлик.
1) Суша возле воды. (берег)
2) Ни корабль, ни лодка, ни вёсел, ни паруса, а плывёт - не
тонет. (бревно, плот)
3) Какие вы знаете «цветные» моря? ( Чёрное, Красное, Белое, Жёлтое)
4) Что бросают, когда это необходимо, и поднимают, когда это не нужно? (якорь)
5) Служит ли он на корабле, его узнаешь на земле:
На голове фуражка
И на груди - тельняшка.
(моряк)
6) Комната на корабле.(каюта)
7) Лопата для разгребания воды.(весло)
8) Подвал на корабле. (трюм)
9) Лодка на корабле. (шлюпка)
10) Окно на корабле. (иллюминатор)
11) Кухня на корабле. (камбуз)
12) Суша, окружённая водой. (остров)
13) Кругом вода, а с питьём беда. Кто знает, где это
бывает? (в море (в море вода солёная))
14. Какая птица носит название корабля? (фрегат)
15) Что на свете всего быстрее? (мысль)
Итак, корабли вышли из моря Загадок и вошли в Математический океан, ветер стал усиливаться, вокруг темнеет....на небе появились звезды....Ребята, вглядитесь в звездное небо.... звезды нам о чем-то говорят... на слайде задание на "звездном небе".
На столе у каждой команды карточки с заданием.
Экипажи, внимание! Разгадайте высказывание величайшего греческого математика Пифагора о числах. Пифагор считал, что числа очень важны для жизни людей. Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.
Ответ: Миром управляют числа.
Ребята, как вы понимаете эти слова? (Ответы обучающихся)
Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, сравнивать, производить вычисления и многое другое. Все эти знания нам пригодятся в нашем путешествии.
Я вам предлагаю отгадать математический фокус.
( на экране портрет Пифагора + фраза " Миром управляют числа")
Я могу отгадать задуманное вами число (договоритесь в каждой команде какое число вы загадаете).
Задумайте число от 1 до 10
Прибавьте к нему 5
Результат умножьте на 3
От того, что получилось, отнимите 15 и запишите ответ.
Если вы назовёте мне ответ, я скажу какое число вы загадали.
( Для этого названный ответ нужно разделить на 3).
Ребята, а вы догадались как это получилось?
Подумайте и поразмышляйте в своей команде каким образом получился этот математический фокус?
(Дети рассуждают, обдумывают, пытаются найти ответ). Высказывают свое мнение.
Пока мы решали, находили решение фокуса, стало совсем темно и уже ничего не видно и не слышно за грохотом волн. Помощи ждать не приходится: в Математическом океане ребята одни. Спасение возможно, если они выполнят следующее задание.
Капитан из конверта "Сосчитай-ка" раздает каждому члену команды
карточку с примером. Каждый член команды выполняет вычисление, затем из
полученных результатов необходимо найти произведение.
Побеждает экипаж корабля справившийся с заданием первый.
Считайте, ребята, скорее считайте.
Хорошее дело смелей умножайте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Скорее работу свою начинайте!
734-(201+136) = 397 28+356-384 = 0 (273+199)-471= 1 45+11-24 = 32 25+73+43 =141 100-28+37 = 35 240 - (5*3) = 225 (20:5) - (40-36) = 0 (9*9) - (209-128) = 0 (456-407) *0 = 0 (22+22+22) *1 = 66 (99-66)-(33*1) = 0
Произведение ответов = 0. |
(734-337)-397 = 0 568- 928+356) = 184 (471-199) -271 = 1 63+11-28 = 46 73+123-27 = 169 100-28+37 = 109 230- (7*3) = 209 (36:6)-(56-6) = 0 (7*7) - (456-407) = 0 (368-256) *0 = 0 (33+33+33)* 1 = 0 (64-44)-(20*1) = 0
Произведение ответов = 0. |
Молодцы, ребята, вы справились с заданием! И впереди появился маяк. Курс взять на маяк. И можно устроить минуту отдыха.
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
Путешествие наше продолжается, и мы подплываем к острову "Геометрический".
Чтобы сойти на остров и немного отдохнуть командам надо решить задания.
1. Раскрасьте одним цветом фигуры, имеющие одинаковую площадь.
2. У вас на столе 8 узких полосок, из них 4- вдвое короче остальных четырёх. Расположите 8 полосок на плоской поверхности таким образом, чтобы они образовали 3 квадрата одинаковых размеров. Если вы с заданием справились, закрепите результат при помощи клея.
Ответ: Две длинные полоски расположить накрест, рядом также
накрест расположить следующие две длинные полоски. Две короткие полоски - стороны
квадрата с одной стороны, две другие короткие полоски также будут сторонами
квадрата.
Для продолжения пути нам надо решить задачу.
Задача. Отец, у которого было четыре сына, имел квадратное поле. Четверть поля он оставил себе. Остальную часть отец обещал отдать сыновьям, если те сумеют разделить поле между собой на равные по площади и по форме части. Как сыновьям выполнить это задание?
Следующее задание:
Экипажи, внимание! У вас на столе геометрические фигуры, вырезанные из картона. По очереди представитель от каждой команды читает на экране стихотворение о какой-то геометрической фигуре. Члены экипажа должны догадаться о какой фигуре идёт речь и показать эту фигуру. За каждый правильный ответ - смайлик.
1. На меня ты посмотри
И меня ты назови.
Что за линия я –
Без начала и конца? (Прямая)
2. Есть начало у меня
Не видать лишь конца. (Луч)
3. Я – фигура, есть центр у меня.
И каждая точка моя
От центра одинаково удалена. (Окружность)
4. Он давно знакомый мой:
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны –
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его…..(квадрат)
5. Ты на меня, ты на меня –
На всех на нас смотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего - по три. (Треугольник)
6. Четыре вершины, четыре угла,
У каждой есть своя сторона.
Противоположные стороны могут быть равны,
А могут быть и разной длины. ( Четырёхугольник)
Творческая работа в группе.
Фигуры нужно не только знать,
Но и в узоры их собирать.
А.С.Пушкин писал: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».
Задание для команд: используя, как можно больше разных геометрических фигур, создайте аппликацию и наклейте на лист формата А 4 (работа в группе, команде).
Наше путешествие продолжается. Подплываем к бухте "Фольклорная". Но что это такое, наши корабли атакуют пиратские корабли. Здесь уже шутить не приходится. Может быть, есть возможность откупиться? Главарь пиратов ставит условие: если капитаны и экипажи выполнят задания, путь будет свободен.
Задания для капитанов:
Капитан ___________________ Капитан ________________________
6 * ? = 18 |
18 : ? = 9 |
8 * ?= 40 |
32 : ? = 8 |
7 * ? = 49 |
42 : ? = 6 |
5 * ?= 20 |
45 : ? = 5 |
7 * ? = 28 |
27 : ? = 9 |
9 * ? = 54 |
40 : ? = 8 |
8 * ? = 16 |
35 : ? = 5 |
4 * ? = 36 |
72 : ? = 9 |
6 * 2 = 18 |
18 : 2 = 9 |
8 * 5= 40 |
32 : 4 = 8 |
7 * 7 = 49 |
42 : 7 = 6 |
5 * 4= 20 |
45 : 9 = 5 |
7 * 4= 28 |
27 : 3 = 9 |
9 * 6= 54 |
40 : 5 = 8 |
8 * 2= 16 |
35 : 7 = 5 |
4 * 9 = 36 |
72 : 8= 9 |
Ответы:
Задания для экипажей кораблей: (каждая команда разбивается на пары и выполняют задания для команды в паре)
1 команда:
Запишите три однозначных числа и увеличьте каждое в 8 раз.
2 команда:
Запишите три четных числа до 10 и увеличьте каждое в 6 раз.
Капитаны наших кораблей дружелюбные , доброжелательные, мирные, поэтому пока пираты не видят наши капитаны поменяются местами и проверят решение капитана с соседнего корабля. Ведь благодаря взаимопомощи и дружбе можно побыстрее вырваться из рук пиратов.
Задания выполнены. Вход в бухту открыт.
Ребята, вспомните пожалуйста что такое фольклор?
Фольклор - это устное народное творчество народа.
Что относится к малым формам фольклора?
Сказки, загадки, былины, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, басни.
Жители бухты "Фольклорная" предлагают вам, уважаемые экипажи, выполнить следующие задания:
1. От каждой команды приглашается по 2 человека.
Работа по карточкам:
Найти в тексте числа:
У дорожки стоит смородина. Потри её листок. Почувствуй густой аромат. Осторожно подними нижнюю ветку. Смотри ! Там сороконожка.
Ответ: сто - 4 раза;
один - 1 раз;
три - 2 раза;
сорок - 1 раз.
Всего - 8 чисел.
2. Собрать пословицы, в которых есть математические числа.
1 команда: 2 команда:
Два сапога – пара. Две собаки дерутся – третья не приставай. |
Две половины – одно целое. Один за всех, все за одного.
|
Дальше «Бой скороговорок»
Разрешите мне начать.
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать!
Кто три раза без ошибки
Фразу вслух произнесёт,
Тот очко своей команде
Непременно принесёт!
Тот, кто меньше ошибётся,
Тот в бою и победит!
От каждой команды выходят по три игрока. Они получают карточки со скороговорками. Для обеих команд скороговорки одинаковые.
1. Раз дрова, два дрова, три дрова.
2. Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки.
3. Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки.
Жили-были четыре старушки,
Все четыре – большие болтушки.
Последнее задание от жителей Бухты "Фольклорная": Назовите названия сказок, в которых есть числа.
Команда, которая назовёт сказку последней – выигрывает это задание.
(Возможные варианты ответов : "3 поросёнка,» 3 медведя», « 3 толстяка», « 12 месяцев», « Волк и семеро козлят», « Сказка о Мёртвой царевне и 7 богатырях», « Белоснежка и 7 Гномов», « Али – Баба и 40 разбойников», «Пятеро из одного стручка»....)
Наши корабли плывут дальше. В настоящее время они огибают мыс "Занимательные ребусы"
Экипажам предлагается составить по 5 ребусов для команды-соперников. Но вначале всем предлагается отгадать следующие ребусы:
|
|
|
|
А теперь каждая команда предлагает отгадать ребусы экипажу с соседнего корабля.
Поработали мы дружно,
Отдохнуть теперь нам нужно.
Тихо встаньте, улыбнитесь,
Все в танцоров превратитесь.
Веселее в пляс пускайтесь
И танцуйте, не стесняйтесь.
Звучит песня "ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ"
Опять поднимаются паруса, и корабли плывут дальше. Впереди остров "Смекалистых".
В порту острова мы сходим и отправляемся в "КЛУБ
САМЫХ СМЕКАЛИСТЫХ"
Ребята, смекалку, логику, мышление и память все с собой взяли? Тогда успехов вам, удачи и победы!
Командам предлагаются задачи на смекалку. За каждую правильную задачу команда корабля получает смайлик.
Три мальчика – Коля, Петя и Ваня – отправились на ярмарку. По дороге они нашли три рубля. Сколько денег нашёл бы Ваня, если бы он один отправился на ярмарку? (Ваня нашёл бы те же три рубля)
В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит по три кошки. Сколько кошек в комнате? (Четыре)
Две сардельки варятся шесть минут. Сколько времени будут вариться восемь таких сарделек? (6 минут)
Что тяжелее – один килограмм ваты или один килограмм железа? (Одинаково)
Семь воробышек спустились на грядки. Котик-хитрюга внезапно подкрался, мигом схватил одного и умчался. Вот как опасно клевать без оглядки! Сколько теперь их осталось на грядке? (Ни одного)
У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил: «У меня четыре сына и у каждого из них есть родная сестра». Сколько же детей у него было? (Пять)
Две матери, две дочки, да бабушка с внучкой. Сколько их было? (Три)
На столе стоят три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (Три)
Четверо играли в домино 2 часа. Сколько часов играл каждый?(2 часа)
Шла старушка в Москву. Ей навстречу 3 старичка. Сколько человек шло в Москву? (1 старушка)
На одной ноге петух весит 3 кг. А сколько он весит на двух ногах? (3 кг)
Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?( На дубе яблоки не растут)
Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (Одна машина – такси, остальные из села).
Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? ( по 30 км)
Несла женщина в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? ( Все разбились)
Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке пот 4шишки. Сколько всего шишек? (0, шишки на берёзах не растут).
Шел Кондрат
В Ленинград,
А навстречу - двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке - кошка,
У каждой кошки - двенадцать котят.
У каждого котенка в зубах по четыре мышонка.
И задумался Кондрат:
«Сколько мышат и котят Ребята несут в Ленинград?
(В Ленинград шел только Кондрат. Остальные шли в обратную сторону.)
Я к реке иду из дома,
А навстречу - сто знакомых.
Вдруг один из ста ребят,
Тот, что был с сачком в руке,
Повернуть решил назад.
Сколько нас идет к реке? (Двое.)
Над рекой летели птицы:
Голубь, щука, 2 синицы,
2 стрижа и 5 гусей.
Сколько птиц? Ответь скорей! (10)
Света принесла из школы
Три пятерки за глаголы,
За предлоги - тройку,
А за суффикс - двойку.
Сколько в дневнике у Светы
Положительных отметок?
(Четыре. Тройка - положительная отметка.)
Десять солдат строились в ряд,
Десять солдат шли на парад,
Девять солдат было усатых.
Сколько там было безусых солдат? (один)
(После решения зачитывается вторая часть.)
Десять солдат строились в ряд,
Десять солдат шли на парад,
Восемь десятых было носатых.
Сколько там было курносых солдат? (два)
Без математики мир был бы неинтересен. Люди не совершали бы научных открытий ни на море, ни на суше, ни во Вселенной. Уметь считать просто необходимо, кем бы вы ни стали в будущем.
Путешествие подходит к концу, мы достигли цели и прибыли на остров "Знание", где есть прекрасный город, молодой и красивый город в котором мы живем. Это город ................. - Десногорск.
Физкультминутка.
В нашем городе здания – высокие
руки вверх
Есть аллеи – широкие
руки в стороны
Есть мост над рекой – радугой
руки описывают дуги вправо- влево
И фонтан бьёт в небо – радостно
руки вверх, сжимать – разжимать ладони
В нашем городе река – глубокая
наклонились, руки вниз
Фонари красотою – строгие
руки вверх
В парках деревья – красивые
руки вверх: движения вправо-влево
Мы в свой город с детства – влюбленные!
похлопали в ладоши
Морской ветер стих,
Все вздохнули дружно.
Подравнялись, тихо сели
И итоги подведём.
Узнаем какой корабдь прибыл первым .
Давайте посчитаем вместе смайлики.
Первым на остров "Знание" прибыл экипаж корабля _________________________________________.
Но победил каждый из вас, потому что каждый считал, отгадывал. Было приятно видеть, как дружно вы трудились, какими были внимательными и сообразительными.
Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий, вы стали ещё сообразительней, находчивее, остроумнее.
Рефлексия. Кому сегодня понравилось путешествие?
Поводим итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске):
1.Сегодня я узнал…
2.Было интересно…
3.Было трудно…
4.Я выполнял задания…
5.Я понял, что…
6.Теперь я могу…
7.У меня получилось…
8.Меня удивило…
9.Я попробую…
Команды в память о математическом путешествии получают тетрадь для записей мудрых мыслей, понравившихся вам высказываний и цитат великих людей.
Дополнительные задания.
«Посчитаем не спеша»
Вопросы задаются командам по очереди. За каждый правильный ответ - 1 жетон (5 жетонов = 1 смайлику).
1. Сколько ушей у трех мышей? (6)
2. Сколько лап у четырех медвежат? (16)
3.У двух носорогов два рога. Сколько рогов у ста носорогов? (100)
4. Сколько ножек у двух сороконожек? (80)
5. Сколько пальчиков у шести мальчиков? (60)
6. У одноголового змея один хвост. Сколько хвостов у девятиголового змея? (Один)
7. Леший собрал 48 мухоморов, а Баба Яга на 8 мухоморов меньше. Сколько полезных грибов собрали Леший и Баба Яга вместе? (Нисколько. Мухомор - ядовитый гриб)
На уроках русского языка с помощью слов мы учимся грамотно, точно и красиво выражать свои мысли.
Однако и в математике мы используем слова, с помощью которых воспринимаем задание и решаем его.
«Математический словарь»
В этом конкурсе я буду сразу задавать все вопросы сначала одной команде, затем другой. Я буду зачитывать вам начало, а вы должны закончить его одним словом.
1 команда:
1. Результат сложения. (Сумма)
2. На него нельзя делить. (Нуль)
3. Длину умножить на ширину ... (площадь)
4. При счете используем ... (цифры)
5. Цена, количество. (Стоимость)
6. Линия, состоящая из нескольких звеньев - это (ломаная)
7. Если 8 х 8, то получится ... (64)
8. Инструмент для построения отрезков. (Линейка)
9. В математике их четыре. (Действия)
10. Число на букву «д». (Два, девять, десять...)
11. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах. (Дневник)
12. Ее все любят (Пятерк)
13. Сколько дней в году? (365 или 366)
- Вторая команда - внимание!
1. Результат вычитания. (Разность)
2. Действие, противоположное умножению. (Деление)
3. Им чертят круг. (Циркуль)
4. Делимое, делитель ... (частное)
5. Сумма длин всех сторон. (Периметр)
6. Прямая, ограниченная с 2 сторон. (Отрезок.)
7. У него все стороны равны. (Квадрат.)
8. Бывает на карте, в конце предложения. (Точка)
9. 100 лет. (Век)
10. Если 9 х 9, то получится... (81).
11. Ее никто не любит. (Двойка)
12. Часть суток от утра до вечера. (День)
13. Сколько будет если число умножить на нуль? (нуль)
« Арифметика- царица математики»- говорил немецкий математик Карл Фридрих Гаусс.
Назовите арифметические действия, которые вы знаете.
Используя эти арифметические действия, выполните следующее задание:
1 команда:
2 2 2 2=8 2+2+2+2=8
2 команда:
2 2 2 2=44 22+22=44
3 команда:
2 2 2 2=111 222:2=111
9999=18 9*9:9+9=18
9999=82 9*9+9:9=82
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.