КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
СТАРИЦЫНОЙ ОЛЬГИ ВЛАДИМИРОВНЫ
Тема: «Экоколобки»
Форма проведения: игра - путешествие
Целевая аудитория: 9 - 10 лет
Оборудование: компьютер с проектором, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.
Инструменты и приспособления: ручки, клейстер, заготовки для изготовления кормушек, кисти
Раздаточный материал: карточки
|
Этапы работы |
Содержание этапа |
1 |
Предварительная подготовка |
Оформление помещения |
2 |
Цель и задачи занятия |
Цели занятия:
Обучающая: формирование экологической культуры
Развивающая: Создать условия для развития: творческого мышления, умения применять знания на практике, умения анализировать, обобщать, образно мыслить, воображать Воспитательная: Создать условия для воспитания: бережного отношения к природе и сохранению экологического равновесия в природе Задачи: Ø расширение представлений о природе Хабаровского края Ø развитие навыков коллективной работы, исполнительских умений, творческих способностей Ø развитие мышления Ø повысить познавательный интерес к природе Хабаровского края |
3.
|
Организационный момент. Цель для воспитанников: подготовить к работе на занятии; организация группы, наличие принадлежностей для занятия Цель для педагога: создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Задачи -создание положительных эмоций на работу; - формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности. Метод обучения: словесный (беседа) Беседа по изученному материалу. Его цель – развивать умения монологической речи Метод организации работы: фронтальный Воспитанники закрепляют знания об экологии, месте проживания (о крае) |
Организационная часть
Я сорвал цветок, И он завял. Я поймал жука, И он умер в ладонях. И тогда я понял, Что прикоснуться к красоте Можно только сердцем!
Здравствуйте, многоуважаемые экоколобки и все-все-все кто находится в этом зале. Вы, наверное, удивлены, что участников нашей интеллектуально-творческой игры я назвала «экоколобками»? Может быть, кто-нибудь догадался, почему?
Ответы детей
Итак, экоколобки – это те ребята, которые сегодня выступают в роли исследователей экологических проблем нашего города, края, с которыми они сталкиваются на своем пути и пытаются помочь всем, кто попал или может попасть в беду.
Был, говорят, где-то случай такой. Ехали люди с работы домой. Только доехали, вдруг - чудеса: Все позабыли свои адреса. Ищут, волнуются, смотрят кругом, Где эта улица? Где этот дом? Ищут водители: «Где наш гараж?». Мечутся жители: «Где наш этаж?». Все перепуталось, все заблудилось! К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Мы рассказали про это нарочно, Чтобы проверить, знаешь ли, точно, Где ты живешь? Где построен твой дом? И хорошо ли ты с домом знаком?
А вы знаете, где вы живете?
Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом. И сегодня мы будем учиться любить и беречь его - дом, в котором мы живем. У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол - земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка - ласковое солнышко. У нас общий водопровод - это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что нам действительно надо хорошо знать и беречь дом, в котором мы живем. А поможет нам в этом наука экология.
«Что такое экология?»
Ответы детей
Экология – это наука, которая изучает, как изменения в природе влияют на жизнь растений, животных и человека. В переводе с греческого языка слово «экология» означает «учение о доме». Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека. Послушайте стихотворение «Земля - наш дом».
Мы речь свою ведем о том, Что вся Земля - наш общий дом Наш добрый дом, просторный дом Мы все с рожденья в нем живем. Еще о том ведем мы речь, Что мы наш дом должны беречь. Давай докажем, что не зря На нас надеется Земля.
В каком крае и городе мы живем?
Ответы детей
Чтобы узнать состояние экологической среды нашего города и края, я приглашаю Вас совершить путешествие на экопаровозике по родным местам.
Я буду вашим проводником, а вы, экоколобки, мои пассажиры. А теперь по вагонам и в путь!
|
4. |
Основная часть
Цель для педагога – побудить воспитанников к активности на занятии. Научить применять полученные знания самостоятельно на практике. Педагог должен подвести воспитанников к выполнению поставленных в начале урока целей и задач.
Цель для воспитанников: продемонстрировать на практике умения четко выполнять задания
Формы и методы организации фронтальной деятельности воспитанников: - словесный (беседа, вопросы педагога и ответы детей) - наглядный (просмотр видеоролика, презентация) -практический
Критерии определения уровня внимания и интереса к занятию: -доступность материала; -эмоциональный настрой воспитанников
Цель этого этапа – отработка полученных умений и навыков, развитие интереса к своему краю, творческая активность.
Воспитывающий аспект связан с воспитанием охранительных действий к окружающему миру, внимательности, обогащением словарного запаса
Форма организации: индивидуальная Практическая работа, которая помогает детям на практике закрепить свои знания, умения, навыки.. |
Итак, первая наша остановка и станция «Лесная» Край родной! Ты лесами красив. Ты раскинул поля широко! Серебристыми ветками ив Шелестят берега над рекой
На этой станции мы поговорим с вами о лесных богатствах нашего заповедника и узнаем, какие проблемы существуют здесь.
Задание «Лишнее растение» Для этого нужно выполнить задание. Вам предлагается убрать лишнее растение, которое не растут в наших лесах.
1.тополь, осина, инжир 2.сосна, ель, кипарис 3.береза, клен, туя 4.виноград амурский, баобаб, женьшень 5.шиповник, адонис амурский, кактус 6. бархат амурский, калина, персик
Лес – это наше богатство. К сожалению, многие растения находятся под угрозой исчезновения. Как вы думаете почему?
Все правильно, необходимо соблюдать правила поведения в лесу. – Ребята, к нам еще кто-то в гости пришел. Слышите стук? (Входит мальчик с рюкзаком, из кармана торчит рогатка.) – Ты куда идешь? В лес, конечно! Я смотрю, гость какой-то странный (вынимает рогатку из кармана мальчика). Игра «Экологический светофор» Покажи, пожалуйста, с чем ты идешь в лес, а дети скажут, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес. Есть такие вещи, которыми можно пользоваться редко, осторожно, соблюдая строгие правила. (Мальчик достает из рюкзака вещи.) * Резиновые сапоги – Я собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки. (Зажигается желтый свет светофора). * Нож – Я решил, когда устану, посидеть у костра. (Зажигается красный свет светофора). * Зажигалка – Я решил, когда устану, посидеть у костра. (Зажигается красный свет светофора). * Магнитофон – Я собирался послушать новые записи – хиты. (Зажигается красный свет светофора). * Небольшое пластмассовое ведро. – В прошлый раз я с товарищем посадил по краю оврага кустики ивы. А сегодня хочу их полить. (Зажигается зеленый свет светофора). * Пакет с крошками хлеба, крупой. – Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю. (Зажигается зеленый свет светофора). – Да я смотрю, ты молодец! Только не всегда разбираешься, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности. Любишь природу, пытаешься о ней заботиться. Но запомни, что нельзя причинять боль природе. Ты обещаешь это? (Да, обещаю.) А, вы, обещаете? Теперь продолжим наш путь. Кого еще мы можем встретить в наших лесах? Следующая станция – «Жители леса» Задание «Загадки про животных» 1. Троп копытами касаясь. Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось.) 2). Меньше тигра, больше кошки, Над ушами– кисти – рожки, С виду котик, но не верь: Страшен в гневе этот зверь. (Рысь.) 3. Кто на своей голове лес носит? (Олень.) 4. Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в зубке серенькой зимой И в рыжей шубке — летом. (Белка) 5. Серый я, живу в лесу, Знаю рыжую лису. Песню грустную тяну, Громко вою на луну. (Волк.) 6. У меня роскошный хвост, А характер мой непрост- Я коварна и хитра, Глубока моя нора. (Лиса.) 7. Родственник домашней киске, Этот зверь не робкий. Бродит хищник уссурийский По таежной тропке. (Тигр.) Как вы думаете, какое из этих животных самое величественное, самое красивое? Амурский тигр (также известный, как Уссурийский, Сибирский или Восточно-сибирский тигр) один из самых малочисленных подвидов тигра, самый северный тигр. Он - объект поклонения многих народностей Дальнего Востока. На языках народов Приамурья тигра часто называют «Амба» (большой), чтобы не накликать беду. А мы с вами будем охранять животных? А теперь прежде, чем мы продолжим наш путь, предлагаю вам такую звериную зарядку. Физминутка Давайте, остановимся и послушаем, кто это так чудесно поет? Следующая станция «Птичьи разговоры» Давайте проверим, хорошо ли вы знаете птиц. Игра «Учимся сочинять стихи» Скажите, сочинять стихи вы умеете? Дело это не простое. Давайте попробуем. Я называю любое слово, а вы подбираете к нему рифму, но ваше слово обязательно должно обозначать название птицы. Кораблик – (зяблик) Макушка – (кукушка) Капля – (цапля) Париж – (чиж, стриж) Птица – (синица) Врач – (грач, дергач) Гол – (щегол) Палка – (галка) Майка – (чайка) Не робей – (воробей) Прорубь – (голубь) Стайка – (чайка) Корона – (ворона) Шляпка – (оляпка) Молодцы. Я вижу, что вы были внимательны и знаете птиц! Как мы с вами можем помочь птицам? (Ответы детей) Какая акция идет сейчас у нас в городе и нашем детском доме? Я предлагаю вам сейчас изготовить кормушки для птиц. Практическая работа Какие вы молодцы, вы уже столько добрых дел сделали. Давайте их назовем. Наше путешествие еще не закончилось, и мы продолжаем путь. Как хороши наши леса, поля, реки, озера, которые мелькают за окнами вагонов. Самые удивительные и живописные места носят не менее красивые названия. О чем вам, например, говорит название «Амур»? Верно, это название реки, которая протекает в нашем городе и поэтому наш город как называется……? Над Амуром небо голубое. Шепот рощ, да гомон птичьих стай… Как не залюбуешься тобою, Край родной, дальневосточный край! Все здесь сердцу чуткому отрадно, Все невольно привлекает взор: Лес осенний — празднично нарядный, Разнотравья летнего ковер. По весне разливистые зори, А зимой — бескрайние снега. Круглый год широкая, как море, Над Амуром плещется тайга…
Следующая станция – «Амурская» Наша река очень большая по протяженности и полноводная, в ее глубинах так трудно найти рыб. И здесь понадобятся ваши знания о рыбах, чтобы разгадать «зашифрованные слова».
Задание «Зашифрованные слова» АУХА (УАХА) КАРАСЬ (АСЬКАР) ОСЕТР (ТРЕСО) КЕТА (ЕТАК) СОМ (МОС) САЗАН (НАЗАС) ЩУКА (АКУЩ) КАСАТКА (ТАСАККА) Это, конечно, не полный список рыб, которые водятся в нашей реке Амур. Наша река очень богата рыбными ресурсами. Но многие рыбы, также как и растения, звери, птицы нуждаются в защите. Почему? Необходимо соблюдать правила поведения у водоемов. Наше путешествие подходит к концу. И последняя станция «Экопитание» Здесь нам предстоит выяснить, какие натуральные продукты и экологически чистые могут нам предложить герои мультфильмов. Попробуйте по песням из мультфильмов отгадать, кто является героем этого мультфильма и какой продукт он может предложить. 1.песенка «Вини-Пуха» 3. песенка «Кто пасется на лугу» 2.песенка «Антошка» 4.песенка «Два веселых гуся» Вот с таким хорошим настроением и полными корзинами натуральных продуктов отправляемся домой. Многоуважемые экоколобки! Мы увидели и исследовали сколько проблем, существует в нашем Зеленом доме. Скажите, кто виноват в этом? Чем мы можем помочь нашей природе, нашему краю, городу, дому, в котором мы живем?
|
5. |
Рефлексия
Цель для педагога: Научить воспитанника проводить самоанализ деятельности (анализировать, размышлять); Увидеть внутреннее состояние воспитанника Цель для воспитанника: Оценить свою деятельность на занятии .Метод работы: словесный.
|
У меня есть экоколобки трех цветов: желтый, зеленый, красный. Я вам предлагаю выбрать такого экоколобка, который соответствует вашему сегодняшнему настроению и посадить его в наш экопаровозик для дальнейшего исследования экологических проблем.
Спасибо за работу! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.