КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬСКОГО ЧАСА ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ 12 - 15 ЛЕТ

  • doc
  • 25.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬСКОГО ЧАСА ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ 12 - 15 ЛЕТ.doc

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬСКОГО ЧАСА  ДЛЯ  ВОСПИТАННИКОВ 12 - 15 ЛЕТ

Зимние  приметы и обычаи

Цель: Вызвать интерес  у детей к зимним приметам и обычаям.

Задачи:

 - развитие творческих способностей детей;

- развитие памяти, внимания, логического мышления;

 - знакомство с народными традициями, воспитание любви к родной стране, её обычаям.

                                      

Ход воспитательского часа

 

1. Вводная беседа.

Воспитатель:     - Сегодня мы будем говорить…     А впрочем, о чём, вы должны догадаться сами. Послушайте загадку, о каком времени года  она:

Загадка:

Дел у меня немало - я белым одеялом

 Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

 Белю поля, дома, а зовут меня ...

- Правильно, эта загадка  написана о зиме.

Что такое зима для русского человека? Конечно же, время, когда принято подводить итоги и загадывать неожиданные и сокровенные желания в самую волшебную ночь. Мы с нетерпением ждем, когда в воздухе закружат многочисленные снежинки и земля укроется белыми покрывалами, а в домах  зажгутся многочисленные елки.

 Зима - время волшебства. По народным представлениям, она приезжает на пегой кобыле, слезает с  лошади, встает на ноги, кует седые морозы, стелет по рекам-озерам ледяные мосты, сыплет из одного рукава снег, а из другого иней. У нее на голове корона изо льда, на руке перстенек из серебряного инея, а на талии - поясок, унизанный снежными блестками. Голос   у молодой зимы сладкий, тягучий, для души жгучий, а взгляд ледяной. Следом за матушкой-зимой бегут метели (прил. 1).

   В былые времена наступление зимы накладывало  отпечаток  на   весь характер  крестьянского быта.  Крестьяне мололи новый хлеб, били шерсть, валяли валенки, шили шубы. А по вечерам люди собирались вместе, шутили, совершали различные обряды.

Воспитатель:   - А сейчас я вам прочитаю стихи, а вы должны угадать про какие месяцы говорится в этих стихах.

 Назовите-ка, ребятки,

 Месяц в этой вот загадке:

 Дни его — всех дней короче,

 Всех ночей  длиннее  ночи.

 На поля и на луга

 До весны легли снега.

 Только месяц наш пройдет,

 Мы встречаем Новый год.(декабрь)

Воспитатель:  -  Правильно ребята – декабрь. Это первый зимний месяц.  Декабрь - двенадцатый месяц   года – он  когда-то назывался «студенем». По народной пословице, «декабрь год кончает, зиму начинает». Это - месяц лютых морозов, вьюг и веселых зимних праздников.

Задание №1

Я приготовила для вас задания, которые вы должны выполнить.  Я зашифровала примету декабря, а теперь ни как не могу вспомнить ее. Помогите мне, пожалуйста. Расшифруйте эту примету  (прил. 2).Каждая геометрическая фигура обозначает свою букву.

- Молодцы,  ребята! Вы хорошо справились с заданием и помогли мне расшифровать примету декабря. Давайте еще раз прочитаем ее хором. (Год  декабрем кончается, зима начинается.)

 

- А теперь ребята,  скажите мне, пожалуйста:

О каком месяце мы с вами говорили?   (Мы говорили о декабре).

 Как когда-то назывался месяц декабрь?    (декабрь когда- то назывался «Студенем»).

Воспитатель:

В шубках ёлочки-подружки,

В шапках старые пеньки.

Не нужны зимой игрушки:

Мы пойдём играть в снежки.

Скоро станем мы похожи

На смешных снеговиков.

А январь, весь белый тоже,

Улыбнётся широко. (январь)

 

 

 

- Молодцы, ребята.  Правильно – это январь.

Январь второй зимний месяц. Он когда- то на Руси назывался «просинцем», потому что впервые  после низкого хмурого небосвода декабря появлялись «проталины» - островки синего неба. Но славился январь и метелями и  морозами.

В русских пословицах январь славился, как «году начало – зиме середина».

Говорили, что в январе день прибавляется на два часа.

  Задание №2

- А вот  и второе задание

Ребята, когда вы прочитаете слова наоборот, т.е. с конца в начало,  вы узнаете примету января.  (прил.3)

В январе снегу надует - хлеба прибудет.

- Молодцы, ребята!  Вы хорошо справились и со вторым заданием.

А теперь  я прошу  вас  ответить  мне на вопросы:

 

Какой второй месяц зимы?          (январь).

Насколько в январе прибывает день?      (на два часа.)

 

- А  вот еще одно стихотворение   про зимний месяц, а какой вы должны догадаться.

Белокрылые метели

Завывают в феврале.

Звери сильно похудели

В тесной норке и в дупле.

Мы поможем им немножко:

Хлеб в кормушку принесём.

По заснеженным дорожкам

В задремавший лес  придём.(февраль)

 

 

Воспитатель:   - Да, ребята – это февраль.  Февраль – это третий зимний месяц.  Когда-то в Древней Руси был последним, двенадцатым месяцем, завершающим год.  У русских он назывался «снеженем». Февраль, по поговорке, «рассекает зиму пополам», кроме того, «февраль три часа дня прибавит», «В феврале зима с весной встретится». В високосный год, когда в феврале 29 дней, он считается самым тяжелым месяцем в году (даже тяжелее мая).

 

Воспитатель: - Ребята, давайте вместе с вами отгадаем загадки о зиме.

 

Запорошила дорожки,

 Разукрасила окошки.

 Радость детям подарила

 И на санках прокатила.

 (Зима)

Дождь и слякоть,

Грязь и ветер,

Осень, ты за всё в ответе!

Мёрзнет, мёрзнет человек,

Выпал первый белый ...

(Снег)

 

С неба падают зимою

 И кружатся над землёю

 Лёгкие пушинки,

 Белые ...

 (Снежинки)

Рассыпала Лукерья

 Серебряные перья,

 Закрутила, замела,

 Стала улица бела.

 (Метель)

Что за нелепый человек

 Пробрался к нам

 В двадцатый век?

 Морковкой нос,

 В руке метла,

 Боится солнца

 И тепла?

 (Снеговик)

Хоть и отдых у ребят,

По домам они сидят.

За окошком минус тридцать.

 Я пришёл к Зиме-сестрице.

 Льдом сковал и пруд,

 И речку,

 А кота загнал на печку.

 (Мороз)

 

Воспитатель:    - А теперь я предлагаю вам поиграть со мной в интересную игру на внимание. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, в какое время года это происходит. Только будьте внимательными, в моих вопросах будут и «ловушки», т. е. неверные вопросы.

 Наступает Старый  Новый год? (Зимой, в январе)

 Наступают первые школьные каникулы? ( Осенью)

  Волки отправляются в лес за ягодой? (Никогда, такого не может быть)

  Медведи летают низко над землёй? (Никогда, кроты не летают)

  Деревья стоят голые?     (зимой)

Воспитатель:      - А на прощание  давайте вырежем снежинки. 

Итог:

-Спасибо вам,  ребята.  Вы хорошо сегодня поработали. Я думаю, что  зимушке - зиме тоже понравилось,  она еще не раз придет к нам в гости.

Вам понравился наш  воспитательский  час?

О чем мы  сегодня говорили?

Назовите мне, пожалуйста, зимние месяцы.

А что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?

Приложение 1

Приложение 2

 

 


 

И

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ё

 

Д  Д

 
Приложение 3

 С

 
 

 


Тедубирп   абелх   теудан    угенс    еравня   в.

 

 

В январе снегу надует - хлеба прибудет.