Конспект воспитательского часа«Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла!» в специальной (коррекционной) школе-интернате.
Оценка 4.8

Конспект воспитательского часа«Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла!» в специальной (коррекционной) школе-интернате.

Оценка 4.8
docx
21.04.2020
Конспект воспитательского часа«Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла!» в специальной (коррекционной) школе-интернате.
картошка.docx

«Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла!»

Цель: 

·        https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/26/s_5d3b178a05df8/1186653_1.jpegСоздание положительных эмоций у детей. Расширить знания детей о картошке.

·        Дать представление о происхождении картофеля; некоторых исторических сведений о картофеле.

·        Уточнить и дополнить знания детей о картофеле, как о продукте питания, а также продукте, необходимом для лечения некоторых заболеваний.

·        Обогащать и систематизировать знания детей о картофеле.

·        Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания.

·        Воспитывать любознательность, развивать речь, память.

·        Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.

Задачи:

·        Совершенствовать ориентировку в мире овощей.

·        Уточнить и дополнить знания о картофеле как о продукте питания и получения нового продукта- крахмала.

·        Показать пользу овощей при лечении некоторых заболеваний.

·        Развивать любознательность, желание узнать что-то новое.

Коррекционные задачи:

·        Учить слушать друг друга, не перебивая.

·        Способствовать развитию связной речи, учить поддерживать диалог.

·        Способствовать развитию мелкой моторики.

Словарная работа:

·        Активизировать и обогащать словарный запас детей ( клубни, крахмал, рассыпчатая) 

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/26/s_5d3b178a05df8/1186653_2.pngИндивидуальная работа:

·        Следить   за   речью   детей,   оказывать   помощь   при   ответах   на вопросы.

Оформление: Загадки о картошке, пьедестал (дед и баба - картофель в платочке и шапочке), карточки с изображением картофеля для штриховки.

Методы и приемы:

·        Вопросы к детям;

·        использование дидактических пособий, наглядного материала;

·        использование стихотворных форм, загадок;  

·        Физминутка - игра; релаксация; игровая ситуация.

 

Ход занятия.

Организационный момент

Представьте себе, что вы выглянули в окно, а солнышко очень ярко светит. Вы сощурились,

Сощурились

солнышко за тучку спряталось – лицо у вас спокойное.

Лицо спокойное

Опять солнышко выглянуло – поднесите руку ко лбу,

Поднесите руку ко лбу,

посмотрите на солнышко из-под руки,

Смотрят из – под руки

улыбнитесь солнышку, а потом друг другу.

улыбаются

Давайте подарим друг другу наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение.

Улыбаются друг другу


Воспитатель: А чтобы много узнать, надо быть внимательными, не кричать, не перебивать, слушать друг друга и поднимать руки.  Договорились? Вот и замечательно.

Воспитатель: Послушайте загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется? (Осенью)

Воспитатель:  Что осенью собирают с огорода? (Ответы детей)

Воспитатель: На этот раз пойдет рассказ о той, что

Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.
Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная …

(Дети хором проговаривают отгадку)

Воспитатель: Вы, наверное, уже догадались, что речь пойдет сегодня о картошке, да, да, о той самой простой незаменимой картошке, которая приходит к нам каждый день. Может быть, я не права? Ребята, в какой семье обходятся без картошки? Не зря картошку называют «вторым хлебом». Картошка, картошечка, картофелина, картофелинка, мисс Картошка!

Воспитатель: Картофель каждый день нужен хозяйкам для приготовления самых разных блюд. А было время………… (задумывается, вспоминает). Мне рассказывала моя прабабушка, а ей ее бабушка, что давным-давно о существовании картофеля вообще не знали в России. А дело было так (подзывает детей к географической карте мира и рассказывает)

В некотором государстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне - 
Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!

Физминутка "Шли с картошкой пирожки. "

Шли с картошкой пирожки,

ходьба на месте

Шли с морошкой пирожки,

прыжки

Шли окрошка и гуляш,

приседания

Шли коржи

хлопки в ладоши

и шел грильяж,

киваем головой

Очень вкусная конфета,

прыжки на одной ноге

После сытного обеда.

садимся на места

 

Воспитатель: Пятьсот лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Да и откуда было знать, если до родины картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов еще не доплывал. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, были семена, клубни, зерна новых, не известных Европе растений.

Сейчас три растения считаются кормилицами человечества – пшеница, рис и кукуруза. Была у индейцев еще и другая кормилица – папа. Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздники урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.

Воспитатель: В старину женщины вечерами делали куколки с картошки. Мы тоже с вами постараемся большие картошки нарядить. (Наряжают картофелины).

Воспитатель: Раньше картошку в России не выращивали, люди не сразу поняли, что у картошки главное клубни. Когда путешественники впервые увидели эти плоды, они назвали их «чёртовы яблоки». А завёз картофель в Россию Пётр I.  Люди не хотели выращивать картошку, так как считали, что она ядовитая. Цветки картофеля использовали в качестве украшения: нашивали на шляпы, платья; делали бусы, браслеты. 

Один английский богач решил угостить друзей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель отцветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебристом блюде были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосило лицо, кто-то выбежал из-за стола… Ведь ели гости картошку не с того конца.

Воспитатель: А теперь   физминутка :

Попрошу всех встать,

Что скажу, то повторять:

Руки вверх и подтянулись,

Наклонились разогнулись,

Вдох и выдох- улыбнитесь,

Потихонечку садитесь.

Воспитатель: Однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в костёр, чтобы оно сгорело. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. Она была очень вкусная и съедобная.

Воспитатель: А картошка для нас и для всех других народов Европы стала вторым хлебом. Картофель полезный овощ из него можно приготовить много блюд.

Воспитатель: Действительно, картофель – это такой овощ, из которого можно творить чудеса. И эти чудеса рядом с нами, только к ним мы привыкаем и совсем не замечаем. Какие блюда можно приготовить из картофеля?  (ответы детей: варенный, печенный, жареный, пюре, картофель в «мундире» чипсы, пироги, зразы и котлеты, супы).

Воспитатель: Картофель известен всем, но мне кажется, что вы об этом овоще не все знаете. Например, знаете ли вы из чего состоит картофель? (Кожуры, воды, питательных веществ). А почему сваренный картофель рассыпчатый? Не догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в нём содержится крахмал.

Воспитатель: Что содержится в картофеле, Юля, Полина? А как вы думаете для чего нужен крахмал? (варить кисель, крахмалить бельё, оно становится красивее и долго не линяет).

Воспитатель: Правильно крахмал нужен для того, чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты.

Воспитатель: Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!

Воспитатель: Игра с мячом «Отгадай загадку»

Пришло время отгадывать загадки. 

·        Вот соль тебе,

Вот хлеб и ложка –

Сварилась к ужину …….. (картошка)

·        Что копали из земли, жарили, варили,

Что в земле мы напекли, ели да хвалили?

·        Неуклюжа, шишковата, а придет на стол она,

Скажут весело ребята: - Ну, рассыпчата, вкусна!

·        Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.

Зоркий глаз, богатырь Тарас в подземелье ушел,

Десять братцев нашел. Вышли братья на свет,
Собрались на совет, все глазастые да щекастые.
Посмотри-ка, посмотри-ка, каковы богатыри!

·        Между гор лежит толстый Егор.

·        Курочка-пустодом свила гнездо за двором,

Яйца несет – в землю кладет.

·        Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет….

·        В поле большом 
Под зеленым кустом 
Лежат в земле яички,

Снесли их не птички.

·        Цветы в светлице, а плоды в темнице.

·        И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покапай немножко: под кустом ……..

·        Он и в дождик, он и в зной
Прячет клубни под землей.
Клубни вытянешь на свет -
Вот и завтрак и обед.

·        Меня единственную в мире,
Не просто варят, а в мундире.

·        Это чудо плод

Её едим мы круглый год.

Пюре, супы, салат, окрошка –

Везде присутствует ….

·        Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали.

А когда копать пошли,

Сразу десять вдруг нашли.

Физминутка «Собери урожай»

Встаньте свободно, картофель положите на поднос.

Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель.

делаем наклон вперёд

Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает.

Поднимите руки, тянитесь вверх – показываете как растёт картофельный куст.

Ветер сильный дует

качайте вытянутыми в стороны руками.

И грохочет гром

А картофелю это нипочём.

потопаем ногами

Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает

тянемся- потянемся вверх.

Картофель вырос пора собирать урожай

делаем наклоны, убирая картофель.

Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай.

Воспитатель: А теперь возьмите по картофелю в руки (с подноса) и рассмотрите его. (Даю некоторое время для рассматривания, потом задаю вопросы).

- Какого он цвета?

- А какой он формы?

Воспитатель: Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней. Это - как у людей, все мы отличаемся друг от друга. У Кати волосы светлые, а у Полины тёмные. Дима высокий, а Алёша пониже. Так и картофельные клубни отличаются друг от друга.

- Картофель какой на ощупь?  

- Что есть у картофеля?

Воспитатель: Правильно есть выемки. Клубни также отличаются по вкусу и по цвету: есть розовые, белые, жёлтые. А теперь рассмотрим зелёный клубень. Может это тоже особый сорт? Нет, такой позеленевший картофель ни в коем случае нельзя использовать для приготовления блюд – он ядовит и опасен!

Воспитатель:

Что-то засиделись мы немножко
И, вставать уж вроде, силы нет,
Но зовет на поле нас картошка
Подвигаться и поиграть немножко.

Игры с картошкой:

Мы возьмем ведерки, да и в путь – дорожку,
Дружба нам поможет выкопать картошку. (З. Александрова)

1. «Сбор урожая». Картошка рассыпана по комнате. Выбрать 2 –х игроков, за определенный промежуток времени они собирают картошку в корзины. Можно во время сбора картошки завязать глаза. Собирать картошку по одной.

2. «Пронеси картошку в ложке». (Положить картошку в ложку и пробежать до обруча и обратно).

3. «Гусеница». В корзине лежит заранее приготовленный картофель. На столе выбраны самые большие (маленькие) 2 картошки. Дети по очереди должны найти в корзине картошки разные по величине (от большой к маленькой или наоборот).

4. «Пронесем картошку».  Два участника встают друг против друга и лбами зажимают картошку, а затем по сигналу ведущего двигаются на другой конец площадки.

5. «Чудесный мешочек».  Предложить участникам игры отгадать, сколько штук картофелин уместилось в целлофановом пакете. Кто назовет точное количество, тот и победитель.

6. Подвижная игра «Огородник»

- Ах, картошка, ты, картошка.

Кормишь ты честной народ!

Если есть картошка в доме,

Будешь сытым целый год!

Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого огородник стучит ногой об пол. Дети спрашивают: «Кто там? » - «Огородник» - «Зачем пришёл? » - «За картошкой». Водящий указывает на кого – нибудь из детей и этот ребёнок говорит: «Я». Если огородник угадал по голосу ребёнка, то он его догоняет, сняв повязку с глаз.

Воспитатель: Давайте выполним штриховку картошки. Конкурс детского рисунка «Мисс Картофелина»

Подведение итогов.
Воспитатель:
 Ребята, с каким овощем мы сегодня познакомились поближе?

Воспитатель: Сегодня на занятии вы много нового узнали о таком обычном и привычном для нас растении как картошка, о том, что картошку можно не только употреблять в пищу, но из неё также получают крахмал.

Воспитатель: Давайте вспомним, где применяют крахмал?
Воспитатель: Когда можно использовать картофель как лекарство?

Воспитатель: Что должен делать человек, чтобы вырастить хороший урожай картофеля? (Вскопать землю, посадить картошку, окучивать, удобрять, бороться с вредителями, поливать, потом выкопать картошку).

Литература:

·        Н. Надеждина Где щи, там и нас ищи! – М.: Малыш, 1989., С. 13 – 15

·        Акимушкин И.И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. –2-е изд., испр. и доп. –М.: Мысль, 1988. – 445 (1) с.: ил.

·        Багрова Л.А. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения. –М.: АСТ, 1996. –512с.

·        Каука Р. «Медвежонок Миша». Открываем мир: Пособие для игрового обучения. Пер. с нем. М.В. Медведевой. М.:ЭКСМО, 1997. – 96 стр.

·        Фифилова Е. П., Поторочина Е. А. «Окружающий мир» изд.2-е, испр. и доп. Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. М:. «ВАКО», 2006, 320 стр.

 


 

Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла !»

Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла !»

Смотрят из – под руки улыбнитесь солнышку, а потом друг другу

Смотрят из – под руки улыбнитесь солнышку, а потом друг другу

Европе растений. Сейчас три растения считаются кормилицами человечества – пшеница, рис и кукуруза

Европе растений. Сейчас три растения считаются кормилицами человечества – пшеница, рис и кукуруза

Воспитатель: Картофель нужен людям не только для еды

Воспитатель: Картофель нужен людям не только для еды

Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает

Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает

Будешь сытым целый год! Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза

Будешь сытым целый год! Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020