Конспект занятия «Безопасный труд»
в подготовительной группе
Цель: Познакомить детей с правилами безопасности в различных профессиях.
Задачи: Закреплять знания детей о профессиях, умение называть профессии людей, которые трудятся в конкретной организации. Учить детей называть правила техники безопасности в различных профессиях. Формировать представление о том, что необходимые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды. Развивать связную речь, умение анализировать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, сегодня мне пришло сообщение на телефон от Винтика. Он жалуется, что Шпунтик закрылся в гараже и решил построить новую машину. Собрал вокруг себя столько разных предметов, такой вокруг него беспорядок, что теперь не может ни работу доделать, ни сам оттуда выйти. Что делать?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята это хорошо, что он любит трудиться, но труд нужно уметь организовать. А что такое труд? Ответы детей.
Воспитатель: Труд - это такая деятельность человека, которая приносит пользу людям. Труд - это источник радости, удовольствия. От труда зависит благополучие человека. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны которые ничему не научились.
Воспитатель: Дети, прежде чем помочь Шпунтику давайте вспомним, какие бывают профессии. Дети перечисляют.
Воспитатель: А если человек хватается за несколько дел сразу это хорошо или плохо? Ответы детей. Хорошо, если он мастер в своем деле, а плохо в том, что он не сможет хорошо выполнить свою работу, она у него не получится или он травмируется.
Пальчиковая
игра «Профессии
разные есть»
Профессии разные есть,
Все
сразу не перечесть: (Ритмично сжимают - разжимают кулаки.)
Доктор лечит людей,
Учитель учит детей,
Повар готовит обед,
Пожарных смелее нет, (Поочерёдно загибают пальцы на правой руке на каждое
название профессии.)
Строитель построит нам дом:
Все дружно жить будем в нём. (Сводят руки над головой — «крыша».)
Стены покрасит маляр,
Сантехник починит кран,
Электрик включит нам свет,
Плотник постелет паркет, (Поочерёдно загибают пальцы на левой руке.)
А если ты хочешь всё знать, (Покачивают указательным пальцем.)
Учёным тебе надо стать. (Дотрагиваются указательным пальцем до лба.)
Воспитатель вывешивает на доску картинки с изображением профессий и обращает внимание детей на то, в какую одежду одеты люди.
Дети: Они одеты в рабочую одежду.
Воспитатель: А зачем работнику специальная рабочая одежда?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, специальная рабочая одежда или спецодежда предназначена для того, чтобы человеку было удобно и безопасно работать. Это средство индивидуальной защиты. Она защищает от травм, загрязнений, пыли, высоких температур, профессиональных заболеваний, холода и других опасностей, которые могут присутствовать на рабочем месте.
Первое задание «Подбери рабочую одежду»
Дети подходят к столу подбирают соответствующую карточку и проверяют себя, переворачивая картинку с профессией (Садятся на места).
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение:
Каменщик строит жилища,
Платье - работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова!
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну, а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает? (Ю. Тувим.)
Воспитатель: Все профессии взаимосвязаны, люди нуждаются в труде друг друга.
Воспитатель: Дети, чтобы Шпунтик смог достроить машину он должен соблюдать технику безопасности. Как вы понимаете слова «техника безопасности»
Дети: высказывают предположения
Воспитатель: Техника безопасности – это правила работы с различными агрегатами,
станками, инструментами. Если работник будет соблюдать эти правила, он сохранит
своё здоровье и здоровье окружающих.
- Ребята, рассмотрите эти плакаты и скажите о каких правилах безопасности они
говорят.
Дети: рассматривают плакаты и высказывают свои предположения.
Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, что может случиться:
• Если дворник бросит грабли на дороге?
• Если медсестра будет разбрасывать шприцы и бутылочки от лекарств?
• Если повар оставит на краю стола нож.
• Если электрик не наденет на руки защитные перчатки?
• Если уборщица не вытрет на сухо полы?
• Если кассир перед началом работы не проверит кассовый аппарат и
электрошнур от него на неисправность?
• Если продавец колбасы не будет мыть руки?
• Если пожарный не оденет противогаз?
• Если строитель не оденет каску?
Дети отвечают.
Воспитатель: Вот видите, сколько неприятностей и опасностей может случиться если
не соблюдать правила техники безопасности на рабочем месте. Давайте сделаем вывод: в каждой профессии есть специальные правила, соблюдая которые, работник обеспечивает безопасность себе и окружающим его людям. Эти правила нужно обязательно соблюдать. А как вы думаете, Шпунтик соблюдал правила безопасности?
Ответы детей.
Мастерству нас приучить
Совсем не так уж просто.
Руками что-то смастерить
Порой бывает сложно.
Воспитатель: а сейчас у нас следующее задание «Подбери инструменты»
Дети подбирают карточки с инструментами к карточкам с профессиями.
Воспитатель:
• Ребята, скажите, могут быть опасными эти инструменты для представителей этих
профессий?
• Могут они быть опасны для других людей?
• В каком случае они представляют опасность?
• По чьей вине этот инвентарь может нанести травму?
Физминутка:
Мы в профессии играли
В миг, мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас-
Быстро едет первый класс!
А теперь на стройке мы,
Кладём ровно кирпичи.
Раз - кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Снова в группу нам пора.
Воспитатель: следующее задание «Что мы знаем о вещах»
Дети берут карточки с изображением « травмы». Воспитатель (ребенок) — ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
Дети читают заранее подготовленные стихи.
1 Реб: Правило по охране труда
Соблюдайте везде и всегда.
Чтобы целы были пальцы и глаза
Чтоб цела была голова.
2 Реб: При пошиве шаровар
Ты, иголку не забудь
Очень острый инструмент
Осторожна с ним, ты будь.
3 Реб: Инструментом работать исправным,
Инструктаж по охране труда не забудь
Из-за мелочи может быть травма,
А мгновенье уже не вернуть.
4 Реб: Если едешь на машине
Будь внимателен в кабине
А устанешь ты в пути
Stop машина! Отдохни.
Воспитатель: Дети давайте закрепим названия профессий и обязанности работника этой профессии.
Поезд водит -… машинист,
Пашет поле -… тракторист,
В школе учит нас -… учитель,
Строит здания -…. строитель,
Красит стены нам - маляр,
Мебель делает -… столяр,
Торговлей занят -… продавец,
От болезней лечит -… врач,
Хлеб печёт в пекарне -… пекарь,
Рыбу ловит нам -… рыбак,
В машине возит груз - шофёр,
В шахте трудиться -… шахтёр,
В жаркой кузнице -…кузнец,
Кто всех знает -…. молодец! А. Дорофеева
Воспитатель:
Дети, как же нам помочь Шпунтику?
Ответы детей: навести порядок в гараже, разложить инструменты по местам. Брать
только то, что нужно при необходимости одеть спецодежду.
Воспитатель: Давайте запишем видеобращение и отправим Шпунтику. Записывают советы Шпунтику.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам сделать плакат и наклеить на него виды специальной рабочей одежды. Для этого мы нарисуем или вырежем: халат рабочего, колпак повара, перчатки строителя, медика, каска строителя, защитные очки сварщика ит.д. Творческая работа.
Воспитатель: Посмотрите, какие мы мастера, как хорошо выполнили свою работу.
Дети, что будет, если все перестанут трудиться? Верно, мы просто не смогли бы жить. Людям нужны дома, чтобы в них спать, отдыхать, работать, поэтому есть такие профессии, как архитектор, строитель. Всем необходима одежда, её изготавливают ткачи, швеи, модельеры. Люди хотят много знать и уметь, поэтому есть учителя, воспитатели, писатели, журналисты. Чтобы лечить людей, есть врачи. Чтобы люди могли быстро передвигаться, появились лётчики, машинисты, водители машин. Есть профессии, которые существуют уже очень - очень давно, например, кузнец, сапожник. Есть современные специальности - космонавт, программист, экономист, менеджер. О людях, которые трудятся добросовестно и творчески, радуя своим трудом окружающих, вспоминают долго и с благодарностью. И конечно для улучшения труда людей существует спецодежда , которая защищает, предохраняет людей от травм.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.