Конспект занятия «Брелок лисенок»
Разработчик: Кузьменко Т.В., педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Дом детского творчества № 4», г. Новокузнецк, Кемеровская область.
Цель: сформировать интерес к декоративно-прикладному искусству на примере изготовления вязаной игрушки.
Задачи:
- научить вывязывать игрушку «Лисенок»;
- развивать творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе
материалов и инструментов;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность
за выполняемую работу.
Инструменты и материалы: пряжа, крючок, ножницы.
Ход занятия.
Организационный момент 5 мин.
- приветствие,
-проверка готовности обучающихся к занятию.
Теоретическая часть.
1.Вступление.
Приветствие, установление дисциплины, проверка готовности к занятию, психологический настрой детей.
2. Объявление темы и цели занятия.
3. Организация начала занятия. Психологический настрой детей.
-
Искусство вязаной игрушки берет свои корни из давних времен — вязание
декоративных предметов крючком и спицами было популярно еще в Древнем Египте.
Несмотря на то, что история этих игрушек весьма древняя, они всегда актуальны и
современны — ведь каждая из связанных вручную игрушек неповторима и имеет свой
характер, способна создать определенное настроение. К игрушкам относятся еще
более чем серьезно, искусствоведы пишут диссертации в этой области,
придумывают терминологию. Скажите девочки, какими инструментами можно
связать игрушки? Сегодня я расскажу, как с помощью обычного вязального крючка
можно создать игрушку. Зверята, выполненные своими руками, сегодня
необычайно популярны. Не секрет, что даже взрослые любят игрушки. Они позволяют
пусть и на короткое время вернуться в мир, где нет тревог и забот, где все
просто и интересно, в мир своего детства. Вязаные игрушки несут в себе самое
теплое и светлое — они являются олицетворением чего-то очень домашнего и
ласкового. Их невероятно приятно держать в руках: эти игрушки очень мягкие и
созданы только с одной целью — дарить минуты радости и хорошего настроения.
Может, поэтому многих захватывает идея изготовление игрушек. Кто-то мастерит их
из кожи и дерева, кто-то – из лоскутков ткани, отливает фарфоровые или гипсовые
лица кукол, лепит из глины крошечные ручки и ножки, а кто-то берет в руки спицы
или крючок и начинает вязать. Игрушки – это модно, стильно, весело. А
если их делать своими руками – то это еще и увлекательно! Получается порой
такая красота, что хочется показать её людям, всерьез заинтересованным и просто
любопытствующим.
Научившись вязать игрушки, вы сможете преподносить, дорогим вашему сердцу
людям, оригинальные подарки, а ваши младшие братья и сестрички будут в
восторге, глядя на то, как на их глазах рождаются удивительные игрушки. Научится
вязать игрушки в виде цветов, кукол или животных, можно на занятиях в нашем
объединении. Многим нравится вязать кукол, каждый раз они получаются
другими, несмотря на то, что вяжутся они по одной и той же схеме. Каждая
связанная игрушка имеет свой характер и свою историю создания, а
затем – и историю жизни. Например, для очаровательного зайца использовалась
пряжа от старой распущенной кофточки. А в щенке узнается старый папин шарфик.
Приступая к вязанию игрушек в первый раз, вы девочки начнете с самой простой
модели. Так, например, можно начать с симпатичной мышки, а затем попробовать
связать мишку или зайку. Со временем к вам прейдет опыт и определенные
навыки, собственные секреты изготовления поделок. В любом случае игрушки
получатся очень симпатичными и милыми, а поэтому и самыми любимыми для
вас. Игрушки вяжут спицами и крючком в зависимости от модели. Игрушки,
выполненные спицами, получаются более мягкими, а вот модели, изготовленные
крючком, хорошо держат форму и имеют более плотное полотно.
На занятиях вы можете экспериментировать, и придумывать собственных
персонажей. Связанную игрушку можно изменить – изготовить ей
соответствующий костюм. Повязать на шею мишутке или зайке небольшой бантик или
вязаный шарфик, и игрушка станет нарядной и праздничной. Вязаный зверек станет
относиться к женскому полу, если его голову украсить милым бантиком или ярким
цветочком, надеть на шею бусы или нарядить в симпатичное платьице.
Зверюшку-мальчика одеть в штанишки, комбинезон или жилетку. Естественно,
на вязаных игрушках лучше смотрятся вязаные наряды, хотя вполне подойдет и
одежда, сшитая из лоскутков ткани. Вязаные игрушки могут послужить
и украшением интерьера. Зачастую бывает, что даже в самом продуманном дизайне
не хватает какого-то акцента, некой изюминки, которая придала бы интерьеру
полностью законченный вид. А если посреди комнаты на спинке дивана будет
восседать большая, совершенно очаровательная мягкая игрушка в виде, например,
смешной собаки с дружелюбной мордашкой, придуманная и созданная специально для
этой комнаты, обстановка заиграет совершенно другим настроением: во-первых,
более домашним и уютным, а во-вторых, цвет игрушки может внести в интерьер тот
самый необходимый штрих, которого так не хватало для завершенности общего
внешнего вида комнаты. При этом речь не идет о плюшевых игрушках фабричного
производства, которые выпускаются партиями, где каждая из них является точной
копией другой. Мягкая игрушка, старательно и с любовью связанная руками — это
настоящий эксклюзив, который во всем мире существует в одном-единственном
экземпляре.
Маленькие игрушки тоже могут быть своеобразным, необычным и обращающим на себя
внимание декором интерьера. В виде разноцветных магнитов на холодильник, что
придаст даже самой современной кухне более уютный и гостеприимный вид, или
просто милых маленьких пушистых зверьков на туалетном столике или полке с
книгами. Причем вязаные игрушки могут быть настолько разнообразными, насколько
способна нарисовать фантазия — нет никаких ограничений. Не обязательно, чтобы
это были звери или персонажи из сказок — неодушевленный предмет тоже может
послужить образом для создания уникальной и забавной вязаной игрушки. Таким
образом вязаные игрушки отлично украсят любой интерьер, внесут тепло и уют в
ваш дом.
Прежде, чем приступить к вязанию игрушки мы поговорим о том, какие нам
понадобятся материалы и инструменты (демонстрация инструментов и материалов).
Материалом для различных вязаных поделок, могут послужить не только новая пряжа, но и остатки любой пряжи (шерстяной, полушерстяной, искусственной, синтетической, хлопчатобумажной). Кроме вязальной пряжи понадобятся: швейные нитки различных цветов, мулине, леска, синтепон, или холофайбер, иголки, крючки, ножницы.
Инструктаж
по технике безопасности.
Работа с крючком требует особой осторожности и внимания, нам необходимо не
только уметь правильно выполнять технологические операции, но и соблюдать
правила безопасной работы, чтобы не пораниться самим и не поранить
других. Давайте повторим технику безопасности на занятиях.
Требования безопасности перед началом работы:
- рабочий инструмент и пряжу разложите в
установленном месте, в удобном и безопасном для пользования
порядке.
Требования безопасности во время работы:
- содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его
инструментами;
- ни в коем случае не берите в рот иголок и булавок;
- храните иголки, булавки, спицы в определенном месте (подушечке, пенале и
др.), не оставляйте их на рабочем месте;
- будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;
- не размахивайте рукой с инструментом, не кладите его на край стола;
- положение тела при работе
должно быть удобным, расстояние
до выполняемой работы должно быть 25-30 см;
- в случае плохого самочувствия прекратите работу, поставьте в
известность педагога.
И так
приступаем к работе. Если вязать из пряжи средней толщины, то размер брелка будет
около 7 см. Лисичка из тонкой пряжи будет совсем миниатюрной. Чтобы связать
такой брелок крючком, не понадобится много времени. Даже у начинающих
вязальщиц за несколько часов получится эта милая лисичка в стиле
амигуруми.
Начинаем вязание с головы: делаем начальную петлю, провязываем две воздушные петли. Потом в первую петлю делаем еще 5 столбиков без накида (5 сбн) и соединяем за первую петлю рядом, создавая кольцо.
2 р. вяжем по 2 петли в каждую петлю, получается 10 сбн.
3 р. : 1 сбн и 1 прибавка. Должно получиться 18 сбн.
4 р.: 2 сбн и 1 прибавка. Получается 24 сбн.
5 р.: 3 сбн и 1 прибавка. Всего 30 сбн.
Следующие 3 ряда вяжем по 1 столбику в каждую петлю = 30 сбн
Начинаем уменьшать деталь.
9 р.: 3 сбн и 1 убавка. = 24 сбн
10 р.: 2 сбн и 1 убавка = 18 сбн
11р. : 1 сбн и 1 убавка = 12 сбн
Наполняем деталь материалом для набивки и провязываем подряд 6 убавок. Конец нитки можно обрезать и спрятать в середину либо оставить подлиннее, чтобы соединить им голову и туловище.
Вверху на голове делаем петлю для прикрепления брелока
Вяжем тело: выполняем первую рабочую петлю, далее – 2 воздушные и 5 сбн в первую петлю. Соединяем за рабочую петлю, а затем провязываем по 2 сбн в каждую петлю.
Далее вяжем 4 ряда без изменений, по 12 столбиков в каждом ряду.
Проведение разминки для снятия усталости и напряжения во время занятия (физкультминутка)
Учитывая особенность материала, предусматривается пауза вовремя практической работы:
Отдохнем от работы. Рассмотрим книги и журналы по вязанию.
Проведем гимнастику для кистей рук и гимнастику для глаз.
Упражнение 1.
1.Очень медленно вращать глазами. Смотреть вправо, вверх, влево, вниз. 2. Устремить взор вдаль.
3.Повторить в другую сторону.
Выполнить по 4-5 раз.
Упражнение 2.
1. Посмотреть на кончик носа.
2. Посмотреть вдаль.
Повторить 4-5 раз. Это упражнение способствует улучшению фокусировки глаз.
Упражнение 3.
1. Пальцы выпрямлены, ладони вместе.
2. Одноименные пальцы отгибаем друг от друга. По очереди каждая пара пальцев.
Повторить 4-5 раз.
Упражнение 4.
1. Пальцы согнуты в «кулак».
2. Разгибаем пальцы и снова сгибаем в кулак.
Повторить 5-8 раз.
Продолжение практической работы.
Вяжем тело: выполняем первую рабочую петлю, далее – 2 воздушные и 5 сбн в первую петлю. Соединяем за рабочую петлю, а
затем провязываем по 2 сбн в каждую петлю.
Далее вяжем 4 ряда без изменений, по 12 столбиков в каждом ряду.
Набиваем деталь и закрываем, провязывая 6 убавок.
Вяжем
4 лапки: 3 ряда по 6 столбиков в каждом. Закончив деталь, прячем концы нитки
внутрь.
Вяжем
ушки, мордочку и хвостик. Мордочку и хвостик нужно наполнить набивочным
материалом, чтобы они не свисали.
Соединяем
все детали: голову и туловище скалываем булавками, а потом сшиваем иглой с
двойной красной ниткой по кругу.
Также
прикрепляем мордочку, хвостик и лапки. Вставим в иголку отрезок тонкой черной
пряжи. В середине мордочки вышиваем черный треугольник.
Черной
ниткой пришиваем бусинки-глазки. Белой ниткой прикрепляем на шею лисенка бантик
или другое украшение.
Прикрепляем застежку для брелка – и лисенок готов.
Заключительная часть.
- Молодцы, все справились с поставленной задачей. У нас получилась красивые тигрята.
Педагог анализирует проделанную работу вместе с детьми.
Демонстрация изделий: мини - выставка.
- Предлагаю вспомнить, о чем
мы говорили на сегодняшнем занятии.
- Что нового вы сегодня узнали? - Были ли трудности в изготовлении игрушки?
Детям задается вопрос о пройденном занятии.
Педагог учитывает мнения детей.
По окончании работы обучающийся и педагог проверяет и пересчитывает наличие инструментов, иголок, складывает их в специально отведённое место (игольницу).
Уборка своего рабочего места.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.