ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «СТРАХ»
Каримова Гузель Тагировна,
педагог-психолог МБОУ ППМС ЦДиК НМР РТ
Категория детей: дети младшего школьного возраста группы риска по поведению.
Задачи:
- знакомство с чувством страха;
- изучение выражения эмоциональных состояний в мимике;
- обучение диафрагмальному дыханию.
Материалы:
· фотография ребенка, испытывающего страх;
· пиктограмма "страх";
· листы бумаги, карандаши;
· мягкие кушетки и кресла;
· музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Я рада вас приветствовать (ритуал приветствия: все вытягивают руки, складывают ладони вместе и хором говорят «здравствуйте!»)
Сейчас повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: "Миша, я рад тебя видеть!". (Цель — снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.)
Давайте вспомним, о каком чувстве мы с вами говорили на прошлых занятиях?.. Да, о чувстве радости. Что нам помогало определить это чувство?.. Да, это выражение лица, интонация голоса. А теперь посмотрите на эту фотографию. Как вы думаете, какое чувство испытывает этот ребенок? Смотрите внимательно... У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Его правая рука выставлена вперед. Он как будто бы хочет что-то оттолкнуть или отгородиться от кого-то. Какое же это может быть чувство?.. Да. Это чувство страха.
Попытаемся изобразить его на своем лице, но для начала расслабим мышцы и поиграем в "Солнечного зайчика" Но перед этим поиграем с "Солнечным зайчиком". (Цель — снятие напряжения мышц лица.)
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.
Отлично! Мы подружились с "Солнечным зайчиком", глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!
Теперь, когда наши мышцы расслаблены, посмотрите на картинку и попробуйте изобразить страх на своем лице. Молодцы! У вас хорошо получается.
«Нарисуй свой страх, победи его» До упражнения нужно поговорить с детьми о том, чего боятся люди, когда им бывает страшно, какие страхи бывают. Затем детям предлагают нарисовать то, чего они боятся. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же они конкретно боятся. Затем попросите детей порвать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие – еще на более мелкие. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите, что теперь его собрать невозможно. Дети выбрасывают все в мусорку – страх им не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.
Замечание: Повторите упражнение через 1– 2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу: «Нарисуй свой страх ».
«Шарик». Ведущий показывает и объясняет: «Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются.
Выдохнули воздух –
будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я:
Вот как шарик надуваем и рукою проверяем.
Шарик лопнул – выдыхаем, наши мышцы расслабляем.
Дышится легко, вольно, глубоко».
Релаксация “Воздушные шарики”
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
Завершение занятия. Подведение итогов.
Ребята, если вам сегодняшнее занятие понравилось, то на счет три-четыре поднимите большой палец руки вверх, а если не понравилось, то опустите палей вниз (показать как надо). Итак, три-четыре… По вашим рукам понятно, что понравилось. Расскажите, что понравилось больше всего.
А теперь давайте попрощаемся (ритуал прощания).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.