Конспект занятия «Изучение понятия - орнамент. Применение орнамента»
Оценка 5

Конспект занятия «Изучение понятия - орнамент. Применение орнамента»

Оценка 5
docx
05.05.2020
Конспект занятия  «Изучение понятия - орнамент. Применение орнамента»
занятие - Савочкина Орнемент.docx

 Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Дом творчества «Октябрьский» города Липецка

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

 

«Изучение понятия - орнамент. Применение орнамента»

 

(Познание региональной культуры через элементы интеграции на занятиях по программе «Путешествие по океану изобразительного искусства»)

 

 

 

 

Педагог дополнительного

 образования

Савочкина Людмила Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Липецк – 2019

 

 

 

 

Вид занятия: комбинированное

Тип занятия: изучение нового материала

Возраст учащихся: 8-10 лет

Оформление:     экспозиция, состоящая из экспонатов музея ДТ «Октябрьский»; образцы орнаментов; специальная литература.

Оборудование:  мультимедийное оснащение, персональный компьютер;

Цель - познакомить с видами декоративного орнамента, законами орнамента.

Задачи:

обучающие:

- познакомить с видами орнамента их особенностями;

         -  обучить распознавать виды орнамента в ДПИ;

- познакомить с предметами декоративно-прикладного творчества, украшенными орнаментом;

- обучить выполнению эскизов

 развивающие:

- развивать умение  использовать линию симметрии и чередование отдельных элементов узора;

          - развивать самостоятельность, творческую деятельность, мелкую моторику, аккуратность в работе;

         -   развивать художественный вкус.

 воспитательные:

-  прививать интерес к русскому народному творчеству, старинным ремеслам;

         -    воспитывать любовь к родному краю.

 Межпредметные связи: технология, культурология, краеведение, ИЗО.

 

План:

1.     Орг. момент:

- проверка готовности детей к занятию;

- приветствие гостей.

2.Основной этап

Теоретическая часть:

- интервью по пройденному материалу;

- орнамент в изделиях декоративно-прикладного творчества из фондов музея ДТ;

- знакомство с новыми видами орнамента, его особенностями.

Практическая часть:

- символика русского народного орнамента (доклад);

- изготовление закладки для книг.

3.Итоговый этап

 - подведение итогов работы; анализ; самоанализ.

 

 

 

 

Ход занятия:

Орг. момент

Педагог:    Сегодня наше занятие необычное, у нас присутствуют гости –  юные корреспонденты  из студии фотожурналистики «Оранжевый лис», которые будут заниматься фотосъёмкой нашего занятия и зададут несколько вопросов.

Звучит музыкальная заставка

 1-й корреспондент:      В прямом эфире – студия  «Оранжевый лис»

 Мы ведем свой репортаж из Дома  творчества «Октябрьский», где проходит занятие детского объединения «Радужный кот».

2-й:             Здравствуйте, ребята!  Мы много слышали о вашем детском объединении, и нам захотелось познакомиться поближе с вашим творчеством. (Обращаясь к педагогу) Скажите, пожалуйста, чем вы будете заниматься?

Основной этап

Теория

Педагог:    Мы продолжаем изучать раздел «Декоративно-прикладное искусство». Тема занятия «Изучение понятия орнамент». Сегодня мы  познакомимся с видами орнамента, его особенностями, рассмотрим использование различных видов орнамента в изделиях декоративно-прикладного творчества, и сделаем эскизы орнамента.

 1-й корреспондент:      Ребята речь у вас пойдет о декоративном орнаменте, а расшифруйте, что означает слово «декоративный»?

Учащиеся: «Декор» - французское слово, означает оно оформление, украшение. «Декоративный» - означает служащий для украшения чего-либо.

2-й:             Нам всем хочется, как можно больше узнать об орнаменте. Расскажите, ребята, все, что знаете о нем. Как он вообще возник?

Педагог:    Люди любят окружать себя красотой. Нам неуютно в доме с пустыми, голыми стенами, нам не нравится носить неукрашенную одежду и пить чай из некрасивой посуды. С древних времен человек стремился украшать свои вещи и предметы быта.

1-й корреспондент:      А вы знаете, каким был первый орнамент? Что он из себя представлял?

 Педагог:   Первый орнамент был «ямчатый», на сыром глиняном горшке человек выдавил пальцем несколько точек и получил узор. Постепенно все мастера: гончары, ткачи, плотники стали покрывать свои изделия простыми и радостными узорами – красивым повторением одних и тех же фигур.

2-й:             Я пока не понял, что же такое орнамент?

Педагог:    Орнамент – это последовательное повторение одного или нескольких узоров. «Орнамент» - происходит от латинского слова «орнаментум», что означает «украшение», то есть улучшение художественного и эстетического качества предмета путем нанесения на него узора (орнамента).

1-й:             Мне не терпится увидеть, как он выглядит этот узор.

Педагог:    По своим мотивам орнамент бывает разных видов. Ребята, расскажите и покажите нашим гостям  какие виды орнаментов вы знаете?

Ответы учащихся:

геометрический;  растительный  и др.

2-й корреспондент:      Скажите, а где можно встретить орнамент в повседневной жизни?

Ответы учащихся:

орнамент можно встретить на тканях, коврах, одежде, обоях, в украшении мебели, посуды, книг, карнизов,  на резных деревянных ставнях домов. Здания украшали изразцами с растительным и геометрическим орнаментом.

Педагог:    Ребята, орнамент становится вещью, когда он сплетен в виде кружева, украшений из бисера, вывязан в виде салфетки, скатерти. Он украшает деревянную и глиняную посуду, игрушки, предметы быта. Об этом говорит  выставка экспонатов нашего музея. Что общего во всех этих изделиях?

Учащиеся: выполнены с помощью орнамента

 Педагог:   Какие виды орнамента чаще всего встречаются? Какие они разные, а как украшают эти изделия нашу жизнь, интерьер дома?  

Ответы учащихся

 Педагог:   Сегодня я хочу познакомить вас с новыми видами орнамента:  зооморфным, вязью, абстрактным.

Зооморфный – изображает стилизованные фигуры животных, птиц, рыб, насекомых.  Этот вид орнамента зародился в глубокой древности. Из истории  древнего мира вы знаете, что, когда человек не умел писать и жил в пещере, он делал наскальные рисунки, в которых отражал свою жизнь.  

Есть орнамент, который придумали переписчики книг. Этот орнамент из букв.   Называется орнамент из букв – «вязь». Ведь каждая буква и есть узор, тоже орнамент. Такой орнамент служит для украшения книг.

Абстрактный орнамент (от латинского слова «абстракцио» - отвлечение) представляет собой сочетание необычных форм и цветовых пятен, не похожих ни на какие предметы. Его придумали художники с богатым воображением и фантазией. Их называют абстракционисты (Казимир Малевич, Коровин, Кандинский).

(Показ образцов на экране)

Педагог:    У орнамента есть свои особенности, законы. Это ритм и симметрия. Симметрия – элементы одинаковые по форме, цвету, размеру. Ритм – это чередование раппорта в определенной последовательности. Он существует в музыке и изобразительном искусстве.

                   Напомню, что повторяющийся рисунок в орнаменте называется – раппорт. Он может повторяться от двух и более раз. Узор в орнаменте может быть монохромным, то есть одного цвета, и полихромным – разноцветным. Из уроков математики вы знаете о различных геометрических формах, назовите их.

Ответы учащихся:

полоса, прямоугольник, квадрат, круг, овал

Педагог:    С помощью орнамента народные мастера смогли превратить эти предметы в декоративные изделия.

(Показ изделий. Показ слайдов)

Педагог:    По форме орнаменты бывают бесконечные и замкнутые. Замкнутые орнаменты располагаются в квадрате, круге, овале, прямоугольнике, то есть в замкнутом пространстве. Орнамент в круге, построенный путем деления его на равные части, называется «розеткой». Бесконечный орнамент имеет форму ленты, и элементы в нем располагаются в одном направлении – вертикальном или горизонтальном, его можно продлить с 2-х сторон. Пример такого орнамента мы видим на обоях, ткани, бордюре.

Практика

 

Педагог:    А сейчас мы с вами попробуем сделать эскиз орнамента  для наших будущих сувениров. Внимательно рассмотрите образцы, определите – композиция из каких видов орнамента здесь изображена?

Ответы учащихся

                   Композиция составлена из элементов растительного и геометрического орнаментов.

Педагог:    Сколько раз повторяется раппорт?

Учащиеся: 2 раза.

Педагог:    Скажите, изображенный орнамент имеет бесконечную или замкнутую форму?

Учащиеся: Замкнутую.

 Педагог:   Приступая к работе, находим центр – здесь будем располагать центральный элемент композиции – солнышко. Далее прорисовываем элементы вдоль центральной горизонтальной линии. Не забудьте проверить симметрию элементов, и потом детализируем по очереди каждый элемент.

 

Негромко звучит музыка. Педагог помогает учащимся в работе, осуществляет контроль за качеством выполнения работ.

 

Педагог:    Юные корреспонденты приготовили для вас сообщения.

1-й корреспондент:      В январе этого года Липецкой области исполнилось 65 лет. Этому событию было посвящено  много мероприятий. В рамках программы «Уголок России – отчий дом», мы  подготовили фото-выставку - «Край мой родной», которая пройдёт в выставочном зале города Липецка. В основе выставки положены фотоматериалы исследовательских экспедиций «ДОКИ» нашего Дома творчества.

Педагог:    Мы уже с вами говорили, что ребята разных детских объединений нашего Дома творчества каждое лето ходят вместе с педагогами в исследовательские экспедиции по районам Липецкой области, изучают историю, традиции, культуру и ремесла области. Сегодня у нас в гостях участница четырех экспедиций – Бессонова Ксения.

 Ксения:     Бывая в экспедициях по Липецкой области, мы встречали глиняные изделия, вышитые полотенца, старинную женскую и мужскую одежду, кружево и другие изделия. Хочу сказать о том, что язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусства.

В старину каждая черточка древнего орнамента имела свое значение и связана с представлениями человека об окружающем его мире, природе. Существовал и обряд чтения узоров. Волнистые линии вверху символизировали воду. Вертикальные линии изображали дождь. Горизонтальные линии с точками – означали землю и зерно.

Вот перед вами образцы исконно русского творения, вышитые полотенца и женская рубаха, доска разделочная, подставка, игрушка. Эти  изделия привезены из  Добринского, Лев-толстовского и Липецкого районов. На этом полотенце вышиты лучистые круги – это солнечные знаки-символы. Есть в нашем музее полотенце, привезенное из Добринского района, в центре которого вышит стилизованный женский образ с поднятыми вверх руками. Что выражает этот образ? Кого приветствует? Оказывается, этот элемент вышивки имеет древнее происхождение и встречается на праславянских вещах VII века до нашей эры. Это образ олицетворял и богиню весны, и  образ матери-земли, и матери всей природы, который называется Берегиня. По представлению наших предков, Земля была живым существом, и вся жизнь человека была связана с ней.

В вышивках,  резных деревянных ставнях, досках мы видим круг, квадрат, ромб с завитками по краям, прямые и косые кресты. Посмотрите на эту разделочную доску начала 20 века.   В центре мы ее видим композицию – солнечный знак «розетка» вписана в квадрат. В углах – круги, на ручке – розетки из квадратов. Мы чувствуем, что все эти знаки вырезал мастер с любовью и старанием.

Эту женскую рубаху изготовила Зайцева Наталья Фаттеевна из село Излегоще Усманского района. Она украшена ярким растительным орнаментом.

Эти полотенца-рушники, здесь в орнаменте мы видим птицу. Птица всегда считалась, как и солнце, символом счастья, света и тепла.

Обо всем этом и многом другом мы узнали, побывав в исследовательских экспедициях по нашей области.

 

2-й корреспондент:               Велика Россия наша,

                                               И талантлив наш народ!

                                               О Руси родной умельцах

                                               На весь мир молва идет!

Педагог:    Ребята, обратите внимание на необычную женскую рубаху. Где расположила мастерица орнамент?

Учащиеся: На вороте, манжетах, низу.

1-й корреспондент:      Самым главным наши предки считали голову, руки, сердце и наги, их стремились оберегать, поэтому символические знаки вышивали на воротнике рубахи, планке, на манжетах рукавов, подоле рубахи. Использовались яркие красный и черный цвета. Таким образом, женские и мужские рубахи превращались в главный оберег для человека. Обязательно присутствовал в одежде пояс – оберег.

2-й  корреспондент:      Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека от болезней, сглаза, удара молний и других несчастий. А ромбические и крестообразные изображения на стенах жилища были символами жизни и защиты семьи. Со временем первоначальные представления наших предков о фигурах-символах были утрачены и превратились в декоративные мотивы, украшающие наш быт.

Педагог:    Бессонова Ксения тоже занималась в нашей студии много лет, она наша выпускница. Сейчас она занимается в студии «Оранжевый лис» и готовит материалы о нашем Доме творчества.

Итоговый этап

Педагог:    Эскизы ваши готовы. Мы оформим мини-выставку, и посмотрим, что у вас получилось. Солнце наше еще ярче засияло, словно хочет всех согреть своими чудо-лучами. Скажите, вам все работы нравятся? А какая из них больше, и почему? Аккуратно ли они выполнены? Соблюдены ли законы орнамента? Все ли элементы симметрично расположены?

Ответы учащихся, самоанализ учащихся. Анализ работ педагогом: анализ ошибок и творческих находок в работе каждого.

1-й корреспондент:      У меня к вам еще вопросы. Вспомните, что вы сегодня узнали нового? С какими новыми видами орнамента познакомились?  

Ответы учащихся

Педагог:    Наше занятие подошло к концу. Вы хорошо потрудились, молодцы.    На следующем занятии мы продолжим изучение орнамента и  попробуем оформить орнаментом объемный предмет, писанку.

2-й корреспондент:      Спасибо вам за такое интересное и познавательное занятие. Я думаю, оно будет интересно и другим ребятам.

1-й корреспондент:      Конечно. Наша студия подготовит об этом фоторепортаж на наш сайт.

2-й корреспондент:      На этом мы закончим наш репортаж.

1-й корреспондент:      Спасибо за внимание.  До новых встреч!

 

 

 

Литература:

        

1.     Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов – Обнинск, Титул, 1996.

2.     Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Ч. 3. Основы композиции – Обнинск, Титул, 1996.

3.     Миловский А. Народные промыслы – М.: Просвещение, 1987.

4.     Соловьев С.А. Декоративное оформление – М.: Просвещение, 1987.

5.     ж-л «Искусство», 2002.

6.     ж-л «Сделай сам» // «Основы рукоделия».


 

7.    

Департамент образования администрации города

Департамент образования администрации города

Оформление: экспозиция, состоящая из экспонатов музея

Оформление: экспозиция, состоящая из экспонатов музея

Педагог: Сегодня наше занятие необычное, у нас присутствуют гости – юные корреспонденты из студии фотожурналистики «Оранжевый лис», которые будут заниматься фотосъёмкой нашего занятия и зададут…

Педагог: Сегодня наше занятие необычное, у нас присутствуют гости – юные корреспонденты из студии фотожурналистики «Оранжевый лис», которые будут заниматься фотосъёмкой нашего занятия и зададут…

Мне не терпится увидеть, как он выглядит этот узор

Мне не терпится увидеть, как он выглядит этот узор

Напомню, что повторяющийся рисунок в орнаменте называется – раппорт

Напомню, что повторяющийся рисунок в орнаменте называется – раппорт

Край мой родной», которая пройдёт в выставочном зале города

Край мой родной», которая пройдёт в выставочном зале города

Эту женскую рубаху изготовила Зайцева

Эту женскую рубаху изготовила Зайцева

У меня к вам еще вопросы. Вспомните, что вы сегодня узнали нового?

У меня к вам еще вопросы. Вспомните, что вы сегодня узнали нового?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020