Департамент образования администрации города Липецка
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Дом творчества «Октябрьский» города Липецка
Конспект занятия
«Изучение понятия - орнамент. Применение орнамента»
(Познание региональной культуры через элементы интеграции на занятиях по программе «Путешествие по океану изобразительного искусства»)
Педагог дополнительного
образования
Савочкина Людмила Анатольевна
Липецк – 2019
Вид занятия: комбинированное
Тип занятия: изучение нового материала
Возраст учащихся: 8-10 лет
Оформление: экспозиция, состоящая из экспонатов музея ДТ «Октябрьский»; образцы орнаментов; специальная литература.
Оборудование: мультимедийное оснащение, персональный компьютер;
Цель - познакомить с видами декоративного орнамента, законами орнамента.
Задачи:
обучающие:
- познакомить с видами орнамента их особенностями;
- обучить распознавать виды орнамента в ДПИ;
- познакомить с предметами декоративно-прикладного творчества, украшенными орнаментом;
- обучить выполнению эскизов
развивающие:
- развивать умение использовать линию симметрии и чередование отдельных элементов узора;
- развивать самостоятельность, творческую деятельность, мелкую моторику, аккуратность в работе;
- развивать художественный вкус.
воспитательные:
- прививать интерес к русскому народному творчеству, старинным ремеслам;
- воспитывать любовь к родному краю.
Межпредметные связи: технология, культурология, краеведение, ИЗО.
План:
1. Орг. момент:
- проверка готовности детей к занятию;
- приветствие гостей.
2.Основной этап
Теоретическая часть:
- интервью по пройденному материалу;
- орнамент в изделиях декоративно-прикладного творчества из фондов музея ДТ;
- знакомство с новыми видами орнамента, его особенностями.
Практическая часть:
- символика русского народного орнамента (доклад);
- изготовление закладки для книг.
3.Итоговый этап
- подведение итогов работы; анализ; самоанализ.
Ход занятия:
Орг. момент
Педагог: Сегодня наше занятие необычное, у нас присутствуют гости – юные корреспонденты из студии фотожурналистики «Оранжевый лис», которые будут заниматься фотосъёмкой нашего занятия и зададут несколько вопросов.
Звучит музыкальная заставка
1-й корреспондент: В прямом эфире – студия «Оранжевый лис»
Мы ведем свой репортаж из Дома творчества «Октябрьский», где проходит занятие детского объединения «Радужный кот».
2-й: Здравствуйте, ребята! Мы много слышали о вашем детском объединении, и нам захотелось познакомиться поближе с вашим творчеством. (Обращаясь к педагогу) Скажите, пожалуйста, чем вы будете заниматься?
Основной этап
Теория
Педагог: Мы продолжаем изучать раздел «Декоративно-прикладное искусство». Тема занятия «Изучение понятия орнамент». Сегодня мы познакомимся с видами орнамента, его особенностями, рассмотрим использование различных видов орнамента в изделиях декоративно-прикладного творчества, и сделаем эскизы орнамента.
1-й корреспондент: Ребята речь у вас пойдет о декоративном орнаменте, а расшифруйте, что означает слово «декоративный»?
Учащиеся: «Декор» - французское слово, означает оно оформление, украшение. «Декоративный» - означает служащий для украшения чего-либо.
2-й: Нам всем хочется, как можно больше узнать об орнаменте. Расскажите, ребята, все, что знаете о нем. Как он вообще возник?
Педагог: Люди любят окружать себя красотой. Нам неуютно в доме с пустыми, голыми стенами, нам не нравится носить неукрашенную одежду и пить чай из некрасивой посуды. С древних времен человек стремился украшать свои вещи и предметы быта.
1-й корреспондент: А вы знаете, каким был первый орнамент? Что он из себя представлял?
Педагог: Первый орнамент был «ямчатый», на сыром глиняном горшке человек выдавил пальцем несколько точек и получил узор. Постепенно все мастера: гончары, ткачи, плотники стали покрывать свои изделия простыми и радостными узорами – красивым повторением одних и тех же фигур.
2-й: Я пока не понял, что же такое орнамент?
Педагог: Орнамент – это последовательное повторение одного или нескольких узоров. «Орнамент» - происходит от латинского слова «орнаментум», что означает «украшение», то есть улучшение художественного и эстетического качества предмета путем нанесения на него узора (орнамента).
1-й: Мне не терпится увидеть, как он выглядит этот узор.
Педагог: По своим мотивам орнамент бывает разных видов. Ребята, расскажите и покажите нашим гостям какие виды орнаментов вы знаете?
Ответы учащихся:
геометрический; растительный и др.
2-й корреспондент: Скажите, а где можно встретить орнамент в повседневной жизни?
Ответы учащихся:
орнамент можно встретить на тканях, коврах, одежде, обоях, в украшении мебели, посуды, книг, карнизов, на резных деревянных ставнях домов. Здания украшали изразцами с растительным и геометрическим орнаментом.
Педагог: Ребята, орнамент становится вещью, когда он сплетен в виде кружева, украшений из бисера, вывязан в виде салфетки, скатерти. Он украшает деревянную и глиняную посуду, игрушки, предметы быта. Об этом говорит выставка экспонатов нашего музея. Что общего во всех этих изделиях?
Учащиеся: выполнены с помощью орнамента
Педагог: Какие виды орнамента чаще всего встречаются? Какие они разные, а как украшают эти изделия нашу жизнь, интерьер дома?
Ответы учащихся
Педагог: Сегодня я хочу познакомить вас с новыми видами орнамента: зооморфным, вязью, абстрактным.
Зооморфный – изображает стилизованные фигуры животных, птиц, рыб, насекомых. Этот вид орнамента зародился в глубокой древности. Из истории древнего мира вы знаете, что, когда человек не умел писать и жил в пещере, он делал наскальные рисунки, в которых отражал свою жизнь.
Есть орнамент, который придумали переписчики книг. Этот орнамент из букв. Называется орнамент из букв – «вязь». Ведь каждая буква и есть узор, тоже орнамент. Такой орнамент служит для украшения книг.
Абстрактный орнамент (от латинского слова «абстракцио» - отвлечение) представляет собой сочетание необычных форм и цветовых пятен, не похожих ни на какие предметы. Его придумали художники с богатым воображением и фантазией. Их называют абстракционисты (Казимир Малевич, Коровин, Кандинский).
(Показ образцов на экране)
Педагог: У орнамента есть свои особенности, законы. Это ритм и симметрия. Симметрия – элементы одинаковые по форме, цвету, размеру. Ритм – это чередование раппорта в определенной последовательности. Он существует в музыке и изобразительном искусстве.
Напомню, что повторяющийся рисунок в орнаменте называется – раппорт. Он может повторяться от двух и более раз. Узор в орнаменте может быть монохромным, то есть одного цвета, и полихромным – разноцветным. Из уроков математики вы знаете о различных геометрических формах, назовите их.
Ответы учащихся:
полоса, прямоугольник, квадрат, круг, овал
Педагог: С помощью орнамента народные мастера смогли превратить эти предметы в декоративные изделия.
(Показ изделий. Показ слайдов)
Педагог: По форме орнаменты бывают бесконечные и замкнутые. Замкнутые орнаменты располагаются в квадрате, круге, овале, прямоугольнике, то есть в замкнутом пространстве. Орнамент в круге, построенный путем деления его на равные части, называется «розеткой». Бесконечный орнамент имеет форму ленты, и элементы в нем располагаются в одном направлении – вертикальном или горизонтальном, его можно продлить с 2-х сторон. Пример такого орнамента мы видим на обоях, ткани, бордюре.
Практика
Педагог: А сейчас мы с вами попробуем сделать эскиз орнамента для наших будущих сувениров. Внимательно рассмотрите образцы, определите – композиция из каких видов орнамента здесь изображена?
Ответы учащихся
Композиция составлена из элементов растительного и геометрического орнаментов.
Педагог: Сколько раз повторяется раппорт?
Учащиеся: 2 раза.
Педагог: Скажите, изображенный орнамент имеет бесконечную или замкнутую форму?
Учащиеся: Замкнутую.
Педагог: Приступая к работе, находим центр – здесь будем располагать центральный элемент композиции – солнышко. Далее прорисовываем элементы вдоль центральной горизонтальной линии. Не забудьте проверить симметрию элементов, и потом детализируем по очереди каждый элемент.
Негромко звучит музыка. Педагог помогает учащимся в работе, осуществляет контроль за качеством выполнения работ.
Педагог: Юные корреспонденты приготовили для вас сообщения.
1-й корреспондент: В январе этого года Липецкой области исполнилось 65 лет. Этому событию было посвящено много мероприятий. В рамках программы «Уголок России – отчий дом», мы подготовили фото-выставку - «Край мой родной», которая пройдёт в выставочном зале города Липецка. В основе выставки положены фотоматериалы исследовательских экспедиций «ДОКИ» нашего Дома творчества.
Педагог: Мы уже с вами говорили, что ребята разных детских объединений нашего Дома творчества каждое лето ходят вместе с педагогами в исследовательские экспедиции по районам Липецкой области, изучают историю, традиции, культуру и ремесла области. Сегодня у нас в гостях участница четырех экспедиций – Бессонова Ксения.
Ксения: Бывая в экспедициях по Липецкой области, мы встречали глиняные изделия, вышитые полотенца, старинную женскую и мужскую одежду, кружево и другие изделия. Хочу сказать о том, что язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусства.
В старину каждая черточка древнего орнамента имела свое значение и связана с представлениями человека об окружающем его мире, природе. Существовал и обряд чтения узоров. Волнистые линии вверху символизировали воду. Вертикальные линии изображали дождь. Горизонтальные линии с точками – означали землю и зерно.
Вот перед вами образцы исконно русского творения, вышитые полотенца и женская рубаха, доска разделочная, подставка, игрушка. Эти изделия привезены из Добринского, Лев-толстовского и Липецкого районов. На этом полотенце вышиты лучистые круги – это солнечные знаки-символы. Есть в нашем музее полотенце, привезенное из Добринского района, в центре которого вышит стилизованный женский образ с поднятыми вверх руками. Что выражает этот образ? Кого приветствует? Оказывается, этот элемент вышивки имеет древнее происхождение и встречается на праславянских вещах VII века до нашей эры. Это образ олицетворял и богиню весны, и образ матери-земли, и матери всей природы, который называется Берегиня. По представлению наших предков, Земля была живым существом, и вся жизнь человека была связана с ней.
В вышивках, резных деревянных ставнях, досках мы видим круг, квадрат, ромб с завитками по краям, прямые и косые кресты. Посмотрите на эту разделочную доску начала 20 века. В центре мы ее видим композицию – солнечный знак «розетка» вписана в квадрат. В углах – круги, на ручке – розетки из квадратов. Мы чувствуем, что все эти знаки вырезал мастер с любовью и старанием.
Эту женскую рубаху изготовила Зайцева Наталья Фаттеевна из село Излегоще Усманского района. Она украшена ярким растительным орнаментом.
Эти полотенца-рушники, здесь в орнаменте мы видим птицу. Птица всегда считалась, как и солнце, символом счастья, света и тепла.
Обо всем этом и многом другом мы узнали, побывав в исследовательских экспедициях по нашей области.
2-й корреспондент: Велика Россия наша,
И талантлив наш народ!
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!
Педагог: Ребята, обратите внимание на необычную женскую рубаху. Где расположила мастерица орнамент?
Учащиеся: На вороте, манжетах, низу.
1-й корреспондент: Самым главным наши предки считали голову, руки, сердце и наги, их стремились оберегать, поэтому символические знаки вышивали на воротнике рубахи, планке, на манжетах рукавов, подоле рубахи. Использовались яркие красный и черный цвета. Таким образом, женские и мужские рубахи превращались в главный оберег для человека. Обязательно присутствовал в одежде пояс – оберег.
2-й корреспондент: Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека от болезней, сглаза, удара молний и других несчастий. А ромбические и крестообразные изображения на стенах жилища были символами жизни и защиты семьи. Со временем первоначальные представления наших предков о фигурах-символах были утрачены и превратились в декоративные мотивы, украшающие наш быт.
Педагог: Бессонова Ксения тоже занималась в нашей студии много лет, она наша выпускница. Сейчас она занимается в студии «Оранжевый лис» и готовит материалы о нашем Доме творчества.
Итоговый этап
Педагог: Эскизы ваши готовы. Мы оформим мини-выставку, и посмотрим, что у вас получилось. Солнце наше еще ярче засияло, словно хочет всех согреть своими чудо-лучами. Скажите, вам все работы нравятся? А какая из них больше, и почему? Аккуратно ли они выполнены? Соблюдены ли законы орнамента? Все ли элементы симметрично расположены?
Ответы учащихся, самоанализ учащихся. Анализ работ педагогом: анализ ошибок и творческих находок в работе каждого.
1-й корреспондент: У меня к вам еще вопросы. Вспомните, что вы сегодня узнали нового? С какими новыми видами орнамента познакомились?
Ответы учащихся
Педагог: Наше занятие подошло к концу. Вы хорошо потрудились, молодцы. На следующем занятии мы продолжим изучение орнамента и попробуем оформить орнаментом объемный предмет, писанку.
2-й корреспондент: Спасибо вам за такое интересное и познавательное занятие. Я думаю, оно будет интересно и другим ребятам.
1-й корреспондент: Конечно. Наша студия подготовит об этом фоторепортаж на наш сайт.
2-й корреспондент: На этом мы закончим наш репортаж.
1-й корреспондент: Спасибо за внимание. До новых встреч!
Литература:
1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов – Обнинск, Титул, 1996.
2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Ч. 3. Основы композиции – Обнинск, Титул, 1996.
3. Миловский А. Народные промыслы – М.: Просвещение, 1987.
4. Соловьев С.А. Декоративное оформление – М.: Просвещение, 1987.
5. ж-л «Искусство», 2002.
6. ж-л «Сделай сам» // «Основы рукоделия».
7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.