Конспект занятия социального педагога с родителями несовершеннолетних
Вьюшина Елена Петровна.
социальный педагог
ГКУ СО ЯО СРЦ «Наставник»
Данный конспект занятия является составной частью дополнительной образовательной программы социального педагога, предназначенной для занятий с родителями несовершеннолетних, стоящих на учёте в отделении помощи семье и детям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Более 70% этих семей имеют проблемы, связанные с воспитанием детей с девиантным поведением. Низкий уровень педагогической компетентности не позволяет родителям осознать причины такого поведения. Задача социального педагога помочь родителям, опираясь на внутренние ресурсы семьи, содействовать формированию позитивного психологического климата в семье, установлению духовной связи между родителями и детьми.
В программе затронуты наиболее часто встречающиеся проблемы воспитания, с которыми сталкиваются современные родители, к ним несомненно относится и возникновение компьютерной зависимости у подростков.
Цель: информирование и обсуждение с родителями причин формирования и последствий компьютерной зависимости у детей.
Задачи:
·ознакомить родителей несовершеннолетних с понятием «компьютерная зависимость»;
·ознакомить родителей с механизмом возникновения компьютерной зависимости у детей;
·способствовать установлению взаимопонимания, поддержанию эмоционального контакта между родителями и детьми во избежание развития зависимости;
·дать родителям практические рекомендации по организации безопасного взаимодействия ребёнка с компьютером.
1. Вступление
Научно – технический прогресс, набравший в 21 веке головокружительную скорость, послужил причиной появления компьютера и компьютерных технологий. Современный человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, в школе и дома. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая место в нашем быту, а мы зачастую не осознаём того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этой техники.
Вместе с несомненным положительным значением компьютеризации, следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально- психологическое здоровье детей и подростков.
2. Компьютерная аддикция
На сегодняшний день компьютерная индустрия достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать весьма реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением.
Влияние компьютерных игр на поведение людей уже ни у кого не вызывает сомнения: для многих взрослых они стали интереснее телевидения, чтения книг и посещения театров, а для многих детей – важнее учёбы и общения со сверстниками. У человечества возник новый вид деятельности – компьютерная игра, а вместе с ним и новый вид зависимости – компьютерная аддикция.
С каждым годом всё больше и больше обучающих компьютерных программ появляется на рынке; они ориентированы как на детей младших и старших классов, так и на детей дошкольного возраста. Обучающие программы подталкивают ребёнка к пониманию процесса работы компьютера, исчезает страх перед новыми технологиями, но вместе с тем уже в раннем возрасте может сформироваться аддиктивное поведение.
Аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии.
Увлекаясь компьютером, ребёнок гораздо меньше интересуется обыкновенным игрушками и постоянно стремится к монитору, к виртуальным играм. Подобные игры могут сильно повлиять на формирование личности в период активной социализации, социально – психологической адаптации, усвоения социальных ролей, ролевой идентификации личности
Работая с семьями имеющими детей, мы видим, как данная проблема всё шире начинает распространяться на детей школьного возраста, в основном подростков, и как следствие, негативно отражаться на их учебной деятельности.
По мнению психологов, в настоящее время участились случаи обращения родителей к специалистам по поводу агрессивного поведения детей, их подавленного настроения, повышенной тревожности, пропусков занятий в школе, самовольных уходов из дома.
Обращаясь к психологам за помощью, родители жалуются на то, что компьютерные игры стали основным интересом детей, подчиняющим их поведение, заполняющим всё свободное время и блокирующим развитие других интересов.
В процессе изучения данной проблемы была выявлена причина такого девиантного поведения детей – компьютерная зависимость.
В связи с этим сегодняшняя наша встреча будет посвящена теме: «Компьютерная зависимость у несовершеннолетних».
Нашу встречу я предлагаю провести в форме деловой игры «Суд над компьютером». Давайте вместе выясним все «за» и «против».
3. Выяснение причин возникновение компьютерной зависимости у несовершеннолетних
Итак, в роли обвиняемого выступает компьютер. Вы, уважаемые родители, будете выступать в роли обвиняемых и защитников. Себе я отвожу роль судьи, который будет вести процесс.
(Родители делятся на две группы, которым присваиваются роли: обвинение и защита)
Так что же приносят компьютерные игры детям – больше пользы или вреда? Как правильно организовать общение ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в зависимость от него? Сегодня мы попытаемся ответить на эти проблемные вопросы и постараемся совместно выработать правила организации взаимодействия ребенка с компьютером.
Я думаю, вы согласитесь со мной в том, что компьютер значительно облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются любому влиянию.
Давайте поразмышляем на эту тему.
Первый вопрос:
Почему современные подростки уходят в виртуальный мир компьютерных игр?
Примерные ответы родителей в ходе обсуждения записываются на доске:
Отсутствие навыков самоконтроля у ребенка |
Ребенок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять ее |
Ребенка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться, слышать советы и рекомендации |
Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него |
Взрослые не работают над развитием волевого потенциала ребенка |
Развод родителей или трудный возрастной период |
Отсутствие педагогической грамотности у родителей |
Отсутствие контроля со стороны родителей |
Отсутствие родительского внимания |
Сильный рефлекс подражания |
Наличие собственного мира |
Отсутствие ответственности |
Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира |
Возможность исправить любую ошибку путём неоднократных попыток |
Возможность самостоятельно принимать любые решения |
Обобщение ведущего:
· Первой и самой главной причиной возникновения компьютерной зависимости является отсутствие у ребёнка навыков самоконтроля. Став взрослым, он также будет не способен себя контролировать, ограничивать. Такой человек действует, не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию.
· Взрослые не работают над развитием волевого потенциала ребёнка.
Не уверенный в себе ребёнок, с низкой самооценкой, нецелеустремленный, зависимый от мнения окружающих, легко теряющий уверенность в себе. Замкнутый, малообщительный ребенок, попавший в силу индивидуальных особенностей или обстоятельств в трудную жизненную ситуацию, не принимаемый сверстниками.
По мнению специалистов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые.
Компьютер, (прежде всего игры в сети «Интернет») даёт им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооружённым. Испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире запросто можно поменять возраст, пол, имя, внешность, биографию.
· Ребёнок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять её. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.
· Ребёнка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться, слышать советы и рекомендации. Такая «глухота» начинается в подростковом возрасте, и взрослые вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой совершенно другого ребёнка- непослушного, не воспринимающего родителей.
· Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него.
· Отсутствие родительского внимания, нежелание родителями полноценно выполнять свои родительские обязанности. Дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых
· Отсутствие педагогической грамотности у родителей. Когда в семье преобладает авторитарный стиль воспитания, построенный на давлении на ребёнка, указаниях, воспитании ведомой личности, подросток всё равно не умеет подчиняться и слушаться. Когда родители в общении с подростком не осознают его взросления, не изменяют стиль общения, не выходят на диалог, не умеют договариваться с ребёнком, согласовывать с ним свои действия. Когда родители не интересуются успехами, не помогают ребёнку справится с трудностями.
· Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение подростка самостоятельно организовать свой досуг.
· Развод родителей или трудный возрастной период.
· Сильный рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за «застрявшим» товарищем.
Подростка в игре, прежде всего, привлекает:
· наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому. кроме него самого;
· отсутствие ответственности;
· реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
· возможность исправить любую ошибку путём неоднократных попыток;
· возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от результата, к которому они могут привести.
Вывод ведущего:
Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей психологи считают недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками, неудовлетворенность своим положением в классе, компании. Особенно подвержены зависимости те подростки, у кого заниженная или завышенная самооценка. И если первые находят в компьютере понимающего собеседника и друга, а также возможность преуспеть в компьютерной жизни, то для вторых важно достижение результата при минимуме усилий.
Компьютерная зависимость - форма ухода от реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестоком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход. Давайте посмотрим, к чему может привести зависимость от компьютерных игр.
Развитие и симптомы игровой зависимости.
Второй вопрос:
Как, по вашему мнению, влияют компьютерные игры на ребёнка?
Просмотр и обсуждение документального фильма «Дети матрицы».
Вашему вниманию предлагается документальный фильм Елизаветы Листовой «Дети матрицы» (видеозапись программы «Профессия репортер», телеканал НТВ), освещающий крупным планом проблему зависимости детей от компьютерных игр.
Обсуждение фильма:
Перед вами два примера детей, которые увлечены компьютерными играми. Есть ли какая-то разница между ними? В каком случае увлеченность компьютерными играми переросла в настоящую зависимость?
Как родители реагируют на эту проблему?
Чем грозит ребенку зависимость от компьютерных игр?
Обобщение ведущего:
В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Компьютерные игры оказывают глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения у детей и подростков. Часто иллюзия общения приводит к социальной дезадаптации (американский юноша, увлекающийся онлайн игрой «World of Warcraft», только в тридцатилетнем возрасте узнал о существовании кур, что говорит о его полной дезадаптации в обществе). В США, к слову сказать, Интернет-зависимость считается официальным диагнозом и лечится психологами и психиатрами. В России же подобные программы помощи зависимым от компьютера людям еще только разрабатываются.
Итак, мы переходим к главной цели наше встречи: Суд над компьютером
«Защита» называет то, как компьютерные игры положительно влияют на ребенка, «Обвинение» называет отрицательные моменты влияния компьютерных игр на несовершеннолетних.
Примерные ответы:
Положительное воздействие компьютерных игр
Разрушительное влияние компьютерных игр
- развитие мелкой моторики;
- улучшение памяти, внимания;
- выработка усидчивости;
- ориентирование в современных технологиях;
- возможность общения и др.
- формирование агрессивного поведения;
- развитие суицидальной активности подростков;
- культивирование ложных идеалов;
- негативное воздействие на эмоциональную сферу (тревожность, страх, ужас);
- большая нагрузка на глаза;
- развитие остеохондроза;
- заболевания суставов и кистей рук;
- замена реального общения виртуальным (иллюзия общения) и др.
Обобщение:
Многие родители не видят ничего плохого в том, что их дети проводят много времени у компьютера. Считая этот вид досуга интеллектуальным и полезным, они беспокоятся лишь о нарушении осанки детей или зрения. Однако, чрезмерное увлечение, например, компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике. У ребёнка появляется компьютерная зависимость. Этого можно избежать, если соблюдать определённые правила.
4. Последствия компьютерной зависимости для физического и психического здоровья несовершеннолетних
Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия, как для физического, так и для психического здоровья.
Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу.
Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой.
Ещё одна болезнь современных пользователей – туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью.
Дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные виртуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность работы некоторых видов памяти.
Психическая зависимость, как правило, наименее заметна для самого зависимого человека. Он может даже не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть.
Усугубляя своё положение, ребенок начинает всё больше времени проводить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. Ребенок может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию.
Особенно подвержены психической зависимости от компьютера подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и миру компьютеров
5. Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости у детей
В результате продолжительного пребывания за компьютером в ущерб общению с близкими, сверстниками деформируется психика ребенка, ухудшается его физическое состояние, продуктивность его учебной, социальной, коммуникативной деятельности.
Рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости у детей и подростков:
· Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.
· Постоянно проявляйте внимание к развитию интересов и склонностей ребёнка, поощряйте его творческие начинания.
· Следует помнить, что компьютерная зависимость реже появляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому постоянно следите, чтобы ребёнок должное время уделял физическим нагрузкам.
· Культивирование чувства семейной, коллективной общности.
· Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».
· Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и однобокость переживаний в режиме on-Iine.
В силу развития научно-технического прогресса овладение компьютерными технологиями становится необходимым в современном обществе. Потому стоит вопрос о грамотном построении процесса общения ребенка с компьютером, сводя к минимуму его отрицательное влияние на здоровье ребёнка.
Решение проблемы кроется в комплексном подходе: внимание родителей, участие педагогов и своевременная первичная помощь психологов могут уберечь ребят от новой формы зависимости.
Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.
Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.
Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние .
Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребёнка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращения внимания ребёнка на спорт или различные виды искусств.
Задача родителей – организатора организовать досуг ребёнка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера.
9. Домашнее задание.
1) Проведите тест «Определение зависимости ребёнка от компьютерных игр»
А.В. Котлярова.
2) Сформулируйте совет своему сыну или дочери «Как не попасть в зависимость от компьютерных игр?» (для составления памятки для ребёнка).
Просьба результаты тестирования и советы передать мне и классному руководителю для использования в практической деятельности.
И помните, важно своевременно заметить зависимость ребёнка от компьютерных игр, когда есть возможность что-то изменить и скорректировать.
Закончить своё выступление хочется отрывком из повести Януша Корчака «Исповедь мотылька»: «Ребёнок – это мотылёк над бурной рекой жизни. Что надо сделать, чтобы он летал безопасно? Ему нужно помочь, чтобы у него отросли крепкие, упругие крылья. Без погожего детства вся жизнь человека будет искалеченной».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.