Конспект занятия «Многоцветная подставка под горячее «Ромашка»»
Разработчик: Кузьменко Т.В., педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Дом детского творчества № 4», г. Новокузнецк, Кемеровская область.
Цель: научить читать схемы в круговом вязании с помощью условных обозначений.
Задачи:
· учить работать по схемам с помощью инструкционной карты;
· продолжить работу по отработке навыков вязания;
· развивать мелкую моторику;
· формировать интерес к искусству вязания;
· создать атмосферу доброжелательности на занятии;
Необходимое оборудование и материалы: дидактическая игра «Условные обозначения», презентация, схема салфетки, крючки, нитки «Акрил».
I. Организационный момент
- Добрый день! Сядьте поудобнее. Проверьте готовность к занятию
1.1 Повторение пройденного материала
· Прежде чем вы узнаете тему нашего занятия, давайте вспомним, с какого большого раздела мы начали работу в этом году? (Вязание крючком)
· Как вы думаете, это новый вид рукоделия или его корни уходят в далекое прошлое?
С давних времен женщины занимались ручной работой, шитьем. Рукоделие было популярно как среди простого народа, так и считалось изысканным и благородным навыком в аристократической среде. Вышивка крестом и вязание крючком или спицами были традицией. Было создано много шедевров ручной работы, которые теперь выставляются в знаменитых музеях прикладного искусства.
· Кто может рассказать, когда появилось вязание крючком?
Нет точных доказательств, когда же возникло вязание крючком.
Исследователи считают, что оно, скорее всего, появилось в XIX веке как род вышивки тамбуром с использованием очень тонких крючков в начале XIX века. Оно получило мощный толчок от мадемуазель Риего де ла Бланшардье, которая умела превращать старомодной иглой кружева в модели, связанные крючком. Сегодня его называют ирландским кружевом.
Вязание крючком в России распространилось с конца XIX века. Рукодельницы в основном вязали кружева, используя для них узоры из ткачества и вышивки крестом.
· Какие материалы и инструменты необходимы для вязания крючком? (нитки, крючок, ножницы)
· Давайте поговорим о выборе крючка. Какие они бывают? (из разных материалов, толстые и тонкие)
· От чего зависит размер крючка?
Размер крючка зависит от толщины и вида ниток, а также от плотности вязки. Крючки различаются по номерам - от 0,5 до 6.
· Что является главной частью крючка? (головка)
Правильно, главной частью крючка является головка, поэтому номер соответствует ее диаметру, то есть толщине в миллиметрах. Номера от 0,5 до 1,5 считаются тонкими. Их используют для вывязывания ажурного узора тонкой нитью. Номера 2-6 называют толстыми, они подходят для вязания из шерстяной и толстой пряжи.
· Что произойдет, если мы возьмем большой крючок и тонкую нитку?
Если работать толстым крючком и тонкой нитью, вязка будет редкой, рыхлой, с большими просветами.
· А если тонкий крючок и толстую нить?
Тонкий крючок и толстая нить делают полотно слишком плотным и жестким.
1.2 Сообщение темы занятия
Сегодня мы с вами научимся читать схему узора при помощи условных обозначений. А для этого надо вспомнить условные обозначения. Предлагаю вам игру. У вас на столе есть таблица с названиями условных обозначений. Вам надо к каждому названию подставить свой условный знак. Заодно проверим, кто самый быстрый и умный.
Дидактическая игра «Условные обозначения»
Молодцы, все справились с заданием верно.
II. Объяснение нового материала
Сегодня мы будем вязать подставку под горячее.
Подставка под горячее крючком — это не просто вязаный предмет, а универсальное украшение для стола, как подставка под чашку в повседневной жизни, так или для бокала в праздничные дни.
Такая подставка отличная тренировка для начинающих рукодельниц, которые только осваивают азы вязания крючком, а опытная вязальщица, знающая что такое крючок, свяжет этот мотив за 10-15 минут.
От пряжи будет зависеть и диаметр подставки, и его толщина.
Диаметр нашей подставки 10 см (крючок № 2.0).
Мы уже с вами вязали подставку квадратной формы, но подставки под горячее бывают и круглой формы. Я предлагаю сегодня связать подставку под горячее «Ромашка», а заодно и потренируемся в умении вязать по схемам.
Пора приступить к нашей главной задаче – чтению схем и выполнению изделия.
2.1 Работа со схемой
Давайте посмотрим на схему нашей подставки под горячее.
Какие условные обозначения вам уже знакомы? (в.п., ст. с/н)
Схему читают от середины, идут против часовой стрелки, справа налево.
Для удобства каждый ряд обозначен своим цветом, но чаще его обозначают цифрой.
Давайте попробуем прочитать схему устно.
Теперь нам не составит большого труда повторить этот узор на практике.
Для создания подставки приготовим пряжу трех цветов (белого, желтого, зеленого) и крючок. Не забывайте о том, как правильно подобрать крючок и нитки.
Также помним о ТБ. Чего нельзя делать ни в коем случае при работе с крючком? (ответы детей)
Правила безопасного труда при вязании крючком
1. Крючки и другие приспособления должны быть хорошо отшлифованы; хранить их надо в специальных пеналах.
2. Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.
3. Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Следует хранить иглы и булавки в коробочке с крышкой.
4. ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.
5. Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом.
III. Практическая работа
Вязание подставки под горячее по схеме.
Центральную часть подставки выполним из желтой пряжи, это будет серединка ромашки. Делаем 7 возд. петелек.
Далее их требуется замкнуть соед. столбиком, после чего выполняем еще 3 петли.
В желтое кольцо вывязываем 15 столб. с накидом.
Замыкаем их в круг соед. столбиком. На этом вязание желтой пряжей временно заканчиваем.
Далее будем вывязывать лепестки ромашки, используя для этого белую пряжу. Прикрепляемся к желтой серединке и выполняем 10 петель, их которых 3 нужны для подъема.
В четвертую петлю от крючка начнем вывязывать лепесток. Для этого выполняем сначала 4 столб. с накидом.
Затем делаем пару полустолб. и 1 простой столбик.
Прикрепляем лепесток соед. столб. в желтую соседнюю петлю. Отсюда начинаем вывязывать основу для второго белого лепестка, она состоит из 7 петель.
На этом этапе нам нужно соединить между собой 2 лепестка. Для этого вязания разворачиваем и выполняем столб. с накидом, провязывая его за край первого лепестка.
Потом снова разворачиваемся и продолжаем вывязывать лепесток аналогично первому.
Прикрепляемся к след. желтой петле на основании.
Таким способом продолжаем вязать нашу ромашку, не забывая при этом соединять лепестки между собой.
При вывязывании последнего (шестнадцатого) лепестка его нужно соединить с первым. Для этого мы после соединения основы с предыдущим выполняем сначала 5 петель.
Затем прикрепляемся соед. петлей к самому первому лепестку.
После чего вывязываем сам лепесток.
Такой цветок ромашки получился.
Теперь нам осталось его обвязать. Сначала используем зеленую пряжу.
Прикрепляемся за край белого лепестка и выполняем 3 петли.
Затем будем делать столб. с накидом – по 2 за каждый лепесток и в промежуток между ними.
Таким способом выполняем ряд по кругу.
Завершающий ряд выполним желтой пряжей, здесь будем вязать простые столбики. Наша подставка «Ромашка», готова.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
IV. Подведение итогов
(Мини-выставка готовых подставок.)
Итак, занятие подошло к концу, мы с вами повторили условные обозначения, научились читать схему в круговом вязании и связали подставку под горячее, чтобы закрепить теорию на практике.
Поднимите руку, кому показалось легко вязать по схеме?
Откуда начинается чтение данной схемы?
Как определить, где начало следующего ряда?
(ответы детей)
Мне понравилось, как работали……
На следующем занятии продолжим нашу работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.