Конспект занятия на тему «Рождество – главный зимний праздник»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: приобщить детей к обычаям и традициям русского народа. Задачи: Обучающие: • знакомить учащихся с праздником Рождество и народными традициями, связанными с этим праздником; поддерживать в детях веру в волшебство; • приобщать к народной культуре, играм, праздникам; • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умения работать и играть в парах и коллективе. Развивающие: • развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление и воображение; • развивать личностные качества: любознательность, активность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности; • развивать умение слушать педагога и выполнять его инструкции; • развивать связную речь; упражнять в умении отвечать на вопросы полным ответом, выразительно читать колядку. Воспитательные: • воспитывать патриотические чувства через приобщение детей к русским народным традициям, обрядам, играм; • воспитывать устойчивый интерес к занятию, стремление к активной деятельности, умение выслушивать ответы товарищей до конца; • создавать положительный эмоциональный настрой.
Иконка файла материала РОЖДЕСТВО-ГЛАВНЫЙ ЗИМНИЙ ПРАЗДНИК.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дорогобужский Дом детского творчества»

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия  на тему

«Рождество – главный зимний праздник»

 

 

 

 

 

Подготовила:

педагог дополнительного образования Березовская И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Дорогобуж

2022г.

Цель: приобщить  детей к обычаям и традициям русского народа.

 

Задачи:

Обучающие:

·         знакомить учащихся  с праздником Рождество и народными традициями, связанными с этим праздником; поддерживать в детях веру в волшебство;

·         приобщать к народной культуре, играм, праздникам;

  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умения работать и играть в парах и коллективе.

Развивающие:

  • развивать  зрительное  и слуховое внимание, память, логическое  мышление и воображение;
  • развивать  личностные качества: любознательность, активность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности;
  • развивать умение слушать педагога  и выполнять его инструкции;
  • развивать связную речь; упражнять в умении отвечать на вопросы полным ответом, выразительно читать колядку.

Воспитательные:

  • воспитывать  патриотические  чувства  через приобщение детей к русским народным традициям, обрядам, играм;
  • воспитывать устойчивый интерес к занятию, стремление к активной деятельности, умение выслушивать ответы товарищей до конца;
  • создавать положительный эмоциональный настрой.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Оборудование и материалы: аудиоплеер, запись музыки, «снежок», перышко, мягкая  игрушка в виде сердца, свеча, спички.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

1.     Организационный момент

(Дети стоят в кругу)

Здравствуй небо!

Здравствуй земля!

Здравствуйте мои друзья!

Раз, два, три, четыре, пять

Вместе будем мы играть,

Думать, мыслить, размышлять.

Педагог: Присаживаемся на свои места.

 

2.     Основная часть

- Ребята, я знаю, что вы очень любите разгадывать загадки. Хотите,  я вам загадаю,  загадку.

Наступили холода

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой.)

- Правильно. Скажите, а  зима, какая? (Ответы детей).  А снег, какой? (Ответы детей).

Назовите мне все зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).

- А чем же нравится вам зима? (Ответы детей).  

Обобщение  ответов детей: Каждый год приходит зимняя пора.  Зима покрывает землю снегом, чтобы можно было кататься на санках, лыжах, ватрушках, лепить снеговиков, строить крепости.  Первому снегу рады все: и дети, и взрослые, и даже животные. Деревья стоят голые,  укрытые снегом. Не слышно пения птиц. Природа отдыхает.  Зимой на крышах домов часто появляются сосульки. На дорогах может быть гололедица, а на деревьях образуется пушистая снежная бахрома иней.

– Ребята, а как называется природное явление, когда падает снег? (Снегопад).

- Часто во время снегопада дует ветер, наметая большие сугробы. Как называется это явление?  (Метель).

- Какие праздники мы с вами отмечаем зимой? (Новый год, Рождество).

Педагог: Новый год и Рождество - это семейные праздники, которые отмечаются многими людьми по всей Земле. Самый важный праздник - Рождество Христово - он начинал святочные недели.

- Что означает само слово «Рождество»? (Ответы детей).

- Слово «Рождество» связано со словом «родиться». Значит, это день, когда кто-то родился. То есть  - день рождения!

- Кто же родился? (Господь, Бог, Боженька, Иисус Христос).

- Правильно.

- Ночь накануне Рождества 6 января считается волшебной. Это особая ночь примирения, когда желают друг другу добра. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?

 

Рассказ «Рождество Христово»

В небольшом городе Назарете жили муж и жена — Иоаким и Анна. Они были бедными, но людьми добрыми и благочестивыми.

Всю жизнь у них не было детей, и они очень огорчались по этому поводу. Но вот родилась девочка, которую они назвали Марией. Мария была очень кроткая и трудолюбивая. Скоро родители умерли, и бедная девочка осталась круглой сиротой. Грустно деткам жить на свете без папы и мамы. И поселили ее у старца Иосифа. Она помогала Иосифу по хозяйству и вела такую же скромную жизнь. Мария была скромнее и добрее всех девиц на свете, и потому ей было назначено быть Матерью Иисуса Христа.

И вот однажды спустился с небес Ангел и рассказал, что родится у нее сын Божий.

В то время все должны были явиться в город к императору. Иосиф и Мария тоже пришли в город. Там было очень много людей и все дома для ночлега были уже заняты. Никто не хотел пускать их на ночлег.

Долго скитались путники, ища себе пристанище. Но тем временем наступила ночь, и они решили переночевать на окраине города в пещере, в которой пастухи скрывались в непогоду.

Этой ночью родился Богочеловек, Иисус Христос. Он был богом и человеком одновременно. Мария спеленала младенца и положила его в ясли — кормушку для скота.

Той ночью пастухи пасли свой скот в поле. Вдруг, как молния, перед ними предстал сияющий ангел. Пастухи очень испугались,

Но вдруг услышали пастухи дивное пение. Это целые хоры ангелов сошли с небес, чтобы приветствовать младенца Иисуса.

Затем пастухи отправились в пещеру. Посмотреть на Иисуса пришли и домашние животные.

В тот момент, когда Иисус родился, на небе появилась новая яркая звезда - Вифлеемская звезда.

 

Педагог: Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «колядование». Дети ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки, щедровки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством. А хозяин одаривал детей конфетами, пряниками, мелкими монетами.

-А хотите и вы поколядовать - Христа Бога прославлять?

(Дети встают со своих  мест)

- Вот и мы с вами выучим Колядку и попробуем колядовать.

 «Коляда, Коляда, открывай ворота,

Коляда пришла, Рождество принесла!»

- Праздник Рождества всегда несет с собой радость и веселье. К Рождеству всегда люди начинают готовиться заранее. Покупают или изготавливают своими руками подарки, готовят угощения, разучивают песни, стихи, разные игры.

А теперь пришла пора

Поиграть нам, детвора.

 

Давайте поиграем в русскую народную игру! Называется игра «Пёрышко».

(Дети становятся в круг и берутся за руки. Педагог подбрасывает  кверху   пёрышко,  а дети на него дуют, чтобы оно поддерживалось в воздухе, не падая).

 

Игра «Скажем друг другу добрые слова»

(Дети стоят  в кругу, передают друг другу игрушку - сердце)

- Чтобы человеку сделать приятно, нужно  сказать друг другу добрые и ласковые слова, что для вас и ваших друзей будет приятно.

Педагог: Ребята, а  что мы украшаем дома  к празднику Новый год и  Рождество? Правильно, ёлку.

- Следующая игра так и  называется «Чего на елке не бывает?». Я буду называть вам разные предметы, если вы услышите название елочных игрушек, надо поднять вверх руку и сказать «Да». Если буду называть то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. Постарайтесь не ошибаться. Готовы?

                Вот и праздник наступил,

                Каждый елку нарядил.

                Кто, ребята, подтвердит –

                На ветвях ее висит:

                                Звездочка – верхушка?

                                Звонкая хлопушка?

                                Петенька – Петрушка?

                                Мягкая подушка?

                Белые снежинки?

                Яркие картинки?

                Шар из паутинки?

                Старые ботинки?

                                Плитки шоколадки?

                                Кони и лошадки?

                                Зайчики из ватки?

                                Варежки-перчатки?

                Красные фонарики?

                Хлебные сухарики?

                Яркие флажки?

                Шапки и платки?

                                Яблоки и шишки?

                            Колины  штанишки?

                            Вкусные конфеты?

                            Свежие газеты?

 

Педагог: А сейчас мы будем с вами  катить снежок,

                 У кого снежок замрет

                 Тот для нас показывать движения начнёт.

Песня - игра «Ты катись, катись снежок»

 

Педагог:  Вот как славно поиграли

                   И нисколько не устали.

 - И давайте пожелаем друг другу счастья, здоровья, добра. А еще в этот день, ребятки, зажигают свечку и загадывают самые заветные желания. Вот я сейчас зажгу свечу… А вы загадайте желание!

(Дети поочередно берут в руки подсвечник со свечкой и произносят свои желания)

 

Педагог:  Хорошие желания вы загадали!  

 

3.     Итог занятия.

Педагог:  Ребята, а что вам запомнилось на нашем занятии больше всего? (Ответы детей.)

Вечно свято, вечно ново

Рождество для нас Христа.

Много лет из года в год,

Праздник этот радость льёт.

 

-  Я надеюсь, что вы много интересного и полезного узнали из нашего занятия.