Конспект занятия «Народный костюм Липецкой области»
Оценка 4.8

Конспект занятия «Народный костюм Липецкой области»

Оценка 4.8
doc
05.05.2020
Конспект занятия  «Народный костюм Липецкой области»
занятие Народный костюм Липецкого края.doc

           

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Дом творчества «Октябрьский» города Липецка

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

 

«Народный костюм Липецкой области»

 

(Познание региональной культуры через элементы интеграции на занятиях по программе «Путешествие по океану изобразительного искусства»)

 

 

 

 

Педагог дополнительного

 образования

Савочкина Людмила Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Липецк – 2019

 

 

 

 

Вид занятия: рассказ с элементами беседы

Тип занятия: изучение нового материала

Возраст учащихся: 9-12 лет

Организационные особенности занятия:

- выбор стиля общения с учащимися;

- определение ориентации на данную группу учащихся и их интересы;

Универсальные учебные задачи:

познавательные – расширить знания по истории костюма родного края

личностные – развивать патриотизм;

метапредметные – развивать образное мышление, внимание и познавательные способности.

Оформление:

 Манекены в народных костюмах Липецкой области, экспозиции: «кушаки», «головные уборы Липецкой области»

Оборудование:

мультимедийное оснащение, персональный компьютер.

Межпредметные связи: история, культурология, краеведение.

Методы: наглядный, частично-поисковый, словесный

Цель: способствовать развитию национального самосознания учащихся, формировать уважение к  культуре родного края.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с  народным костюмом липецкого края;

-обучить классифицировать предметы народного костюма

Развивающие:

- развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).

- способствовать развитию эстетического вкуса

Воспитательные:

- воспитывать чувство  патриотизма, уважительного отношения к традициям русского народа.

- воспитывать эмоциональную отзывчивость и эстетические чувства,

 

План занятия.

1.       Организационный этап.

2.       Диагностический этап.

3.       Основной этап.

4.       Итоговый этап

 

 

 

 

Ход

Организационный этап

Педагог:

Здравствуйте, ребята!   Случалось ли вам бывать в деревенском доме в тот тихий час, когда добрая душа его старая хозяйка разбирает свой заветный сундук, с юности, стоявшем на почётном месте в горнице?

         Чего только там нет в нём – и украшение изумительной вышивкой полотенца и скатерти, подзоры и занавески, столешники и расшитые рубахи. Нам посчастливилось не только увидеть всё это богатство, с любовью выполненное умелыми женскими руками, но и подержать в руках настоящий домотканый холст, рассмотреть все швы сшитой вручную рубахи, мелкие складки поневы.

Диагностический этап

 Педагог:

Ребята! А знаете ли вы, какую одежду носили ваши прапрабабушки? Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их?

Ответы учащихся

Основной этап

Педагог:

         Традиционный народный костюм – это неповторимое явление. Каждая девочка уже с 3-х лет начинает готовить украшения для своего костюма. Так в три года она лепит бусы из глины, в 4-5 лет их раскрашивает, а с 5-ти лет плетёт опоясок и учится вышивать.

         Русская одежда, несмотря на её разнообразие,  делится на 2 группы: одежду крестьян северных и южных губерний. К последней и относится одежда липецких крестьян. Будничные одежды были простыми и скромными, их шили из холстины или сукна, которые ткали сами крестьянки. Праздничные же, сшитые часто из покупных тканей, были нарядными и богатыми. Липецкие крестьяне носили: женщины поневный тип одежды, девушки – сарафанный. Полный набор поневного фартука, покромки, гаруса, корсетки, каскада бус; головных уборов: кички и сороки, кокошника, комплектов платков, шалей, подшальников, шубы дублёной или крытой, набора обуви.

Рассказ педагога сопровождается медиа демонстрацией

Педагог:

Ребята посмотрите на манекены в народных костюмах, как вы думаете какие из костюмов праздничные?

Ответы учащихся

Педагог:

        В Липецком крае для всех сословий и классов длинная нижняя рубаха, со сборками у ворота была основной, а для холостой молодёжи не редко и единственной одеждой.

         Праздничная рубаха наверху, по подолу и по рукавам щедро украшалась вышивкой, которая не только украшала одежду, но и служила оберегом, т.е. охраняла, защищала человека от злых духов, от дурного глаза и болезней, удара молнии, приносила счастье.

         Примером таких оберегов является вышивка на свадебной рубахе Ворониной Марии из села Балахна Задонского района и вышивка на мужских праздничных рубахах, увиденных нами в доме Панариной Анны Фёдоровны из с.Балахна (показ слайдов). Домотканые рубахи украшены по вороту, передней полочке и рукавам ярким орнаментом. Крестом и гладью нанесена очень изящная смесь растительного и геометрического орнамента.

         Поверх рубахи в Липецком крае носили древнюю поясную одежду – поневу. Шилась понева из трёх-пяти равных полотнищ, на будрах собиралась в сборку. Основное поле поневы, как правило, было чёрным и разбивалось на квадраты красными, синеватыми ровными вертикальными и горизонтальными шириной 0,5-1 см линиями. В Липецкой области самая распространённая понева с чёрными клетками называлась черноглазкой, изредка встречались поневы с бледно-синими клетками, например в селе Репец Задонского района.

Рассказ педагога сопровождается медиа демонстрацией

Педагог:

Как вы думаете, какое современное название одежды применимо к понёве?

Покажите на манекенах понёву.

Ответы учащихся

Педагог:

         В Липецком крае встречались и полосатые поневы с продольными красными, белыми и зелёными полосками. Такой тип поневы был распространён, например, в селе Балахна Задонского района.

         Следует заметить, что в селе Добром, Панино и др. сёлах Добровского района поневы носили не только женщины, но и девушки. Женская понева отличалась от девичьей вставкой-прошвой.   Во многих сёлах Добровского района на праздник женщины надевали по 3-5 понев одновременно. Чем больше понев носила женщина, тем богаче она выглядела в глазах односельчан…

Рассказ педагога сопровождается медиа демонстрацией

Педагог:

         Крест и пояс были обязательным для каждого. Пояс, как и крест, давали при крещении, и не только ходить без него, но даже спать, считалось неприличным. Снять с человека пояс значило его обесчестить.

 

Педагог:

Ребята обратите внимание на разложенные здесь пояса, как вы думаете какие из них женские, а какие мужские?

Ответы учащихся

Какие праздничные, а какие обиходные?

Ответы учащихся

 

 

Педагог:

     Сверх поневы повязывали передник, носили его на талии. Существовал ещё и шушпан, напоминавший короткую широкую рубаху из домотканой шерсти.

Педагог:

Ребята как вы думаете о каком предмете одежды мы с вами не поговорили?

Ответы учащихся

Педагог:

         Правильно. Без головного убора комплект одежды был бы неполным..

         С непокрытой головой женщина не показывалась ни на людях, ни даже дома.

         Для всей территории России, в том числе и Липецкого края, характерны две различные категории головных уборов: девичьи предполагали открытые волосы. Они заплетали волосы в косу и носили повязки, которые имели форму прямоугольника. Их делали из парчи, атласа. И женские, которые полностью скрывали волосы.

         Основной тип женского головного убора нашей области состоял из кички или сороки, кокошника и богатого набора платков, шалей, подшальников. Любимым убором и для девушек и для женщин был платок. Замужние женщины надевали платки поверх кичек и кокошников, девушки прямо на обнажённую голову. Любили крестьянки шёлковые, шерстяные, тканые и печатные платки, которые покупались на ярмарках. Головной платок был самым желанным подарком для женщин и девиц. Платки завязывали впереди на подбородке или сзади на шее под затылком, носили на голове и на плечах, закладывали сближенные концы под подбородок, затыкали концы за лямками сарафанов.

Рассказ педагога сопровождается медиа демонстрацией

         В Добровском районе был распространён головной убор – платок с лычкой (Медиа демонстрация.)

Итоговый этап

Педагог:

А сейчас ребята, подойдём к столу где лежат головные уборы нашего края

Каждый из вас выберет себе понравившийся головной убор и расскажет о нём. Девочки могут примерить понравившиеся образцы.

          Учащиеся рассказывают о головных уборах. Педагог при необходимости оказывает помощь.

Педагог:

Молодцы! Вы хорошо  справились с заданием.

         Сегодня трудно поверить, что так одевалась забытая жизненными неурядицами крестьянка. Напротив, была она царственно величава и степенна, как царевна-лебедь у А.С. Пушкина: «А сама-то величава, выступает, будто пава…»

          

 

 

Литература:

 

1.      Мерцалова М.Н. «Поэзия народного костюма», М., Молодая гвардия, 1998г.

2.      Тармон Ф.Л «Русский народный костюм» М., Легпромбытиздат, 1994

3.      «Ю. Художник», 3, 93г. Стр.16-18.

 

 

 

 


Департамент образования администрации города

Департамент образования администрации города

Вид занятия : рассказ с элементами беседы

Вид занятия : рассказ с элементами беседы

Ход Организационный этап Педагог:

Ход Организационный этап Педагог:

Праздничная рубаха наверху, по подолу и по рукавам щедро украшалась вышивкой, которая не только украшала одежду, но и служила оберегом, т

Праздничная рубаха наверху, по подолу и по рукавам щедро украшалась вышивкой, которая не только украшала одежду, но и служила оберегом, т

Педагог: Сверх поневы повязывали передник, носили его на талии

Педагог: Сверх поневы повязывали передник, носили его на талии

Литература: 1. Мерцалова

Литература: 1. Мерцалова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020