Конспект занятия «Образ сельской « женщины-романушки»
Оценка 5

Конспект занятия «Образ сельской « женщины-романушки»

Оценка 5
docx
05.05.2020
Конспект занятия  «Образ сельской « женщины-романушки»
Познание региональной культуры через элементы интеграции на занятиях по программе «Путешествие по океану изобразительного искусства»
занятие - Савочкина Образ сельской женщины.docx

 Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Дом творчества «Октябрьский» города Липецка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

 

«Образ сельской « женщины-романушки»

(Познание региональной культуры через элементы интеграции на занятиях по программе «Путешествие по океану изобразительного искусства»)

 

 

 

Педагог дополнительного

образования:

 Савочкина Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Липецк – 2020


 

Тема занятия: «Образ сельской женщины – романушки»

Вид занятия: комбинированное

Продолжительность занятия:1час 40 мин.

Организационные особенности занятия:

- выбор стиля общения с учащимися;

- определение ориентации на данную группу учащихся и их интересы;

Универсальные учебные задачи:

познавательные – расширить знания по истории  родного края

личностные – развивать интерес и творческую активность;

метапредметные – развивать образное мышление, внимание и познавательные способности.

 

Цель занятия: создание условий для  познания региональной культуры через элементы интеграции.

 

Задачи

Обучающие:

         - закрепление знаний учащихся о тематике романовской игрушки;

- знакомство с мастерами романовской игрушки: Митиным, Гункиним;

- дать сведения о народном сельском романовском костюме;

- обучить лепке «романушки»

Развивающие:

- развитие самостоятельности, творческого воображения, развитие навыков лепки романовской игрушки.

         - развитие мелкой моторики рук

 Воспитательные:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость,  интерес к народным ремёслам

Оформление:      экспозиция, состоящая из музейных экспонатов домашней утвари, романовской игрушки.

Оборудование:    мультимедийное оснащение, персональный компьютер.; образцы романовской игрушки в исполнении народного мастера И. Гункина; схема лепки романушки; стеки, скалки, лампы керосиновые. 

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Межпредметные связи: культурология, история,  краеведение..

Вид занятий: смешанный (беседа, объяснение нового материала, практическая работа).

Возраст учащихся: 8-11 лет

 

 

 

 

План занятия:

     Орг. момент

I.                   Вступление. Путешествие на машине времени».

II.                Теоретическая часть:

1)    рождение романовской игрушки;

2)    тематика романовской игрушки;

3)    романовские мастера (Гункин, Митин);

4)    романовский сельский костюм.

III.             Практическая часть:

1)    лепка «романушки»;

2)    просмотр видеосюжета о романовской игрушке.

IV.            Заключение:

1)    анализ работ;

2)    подведение итогов занятия.

 

 

Ход:

 

         Кабинет оформлен под старинную русскую избу. Собраны разнообразные натюрморты из старинной утвари. Прялки, лапти, крынки и т.д. В центре стоит  стол, на нем находятся музейные экспонаты романовской игрушки.

         Занятие начинает вести Иванцова Наташа, учащиеся студии «Радужный кот»

 

Наташа:     Здравствуйте, уважаемые гости и вы, ребята. Людмила Анатольевна просила передать, что задерживается, и чтобы начинали занятие без неё. Сегодня у нас занятие необычное, не только потому, что у нас ости, а еще и потому, что с помощью «машины времени» мы перенесемся в те времена, когда в с. Романово родилась и развивалась народная игрушка. Ну, что ж, вперед!

 

         (Гаснет свет, звучит фантастическая музыка. Музыка замолкает и загорается лампа-керосинка. Появляется педагог в романовском праздничном костюме 18 века (из фондов музея ДТ «Октябрьский» города Липецка).

 

Педагог:    Здравствуйте, гостечки дорогие! Ох, да заждалась я вас тут. А ну-ка, гляньте-ка, где это вы оказались? Правильно, изба это деревенская. Хозяйка поехала на ярмарку, а нам разрешила здесь погостить. Гляньте-ка, что за предметы тут расставлены? Для чего они предназначены? Правильно, это все предметы домашней утвари. А помогали они хозяйке справиться с домашним хозяйством. А хозяюшка здесь живет такая добрая, да приветливая. Вечерами собирались молодые девки да парни в её избе. Кто пряжу прядет, кто рушник вышивает, а кто и глиняные свистульки лепит. А мне-то она вот какой костюм дала поносить и вам показать. Ну что же, раз я теперь здесь на правах хозяйки, тогда рассаживайтесь по лавкам, глину берите в руки и будем с вами вечер коротать. (Начинается лепка). А лепить сегодня будем мы девушку-крестьянку по мотивам романовской народной игрушки. А давайте-ка вспомним, ребята, откуда же взялась игрушка-то романовская? Расскажет нам об этом Наташа Иванцова (она подготовила доклад на эту тему). Вы, ребята, это тоже должны знать, так что вместе будем рассказать.

 

Наташа:     Родиной романовской игрушки является с. Романово, ныне с. Ленино Липецкого района. Возник этот населенный пункт в конце 16 в. первым хозяином земель был боярин Федор Никитич Романов (отец царя Михаила Федоровича). Боярин Федор Никитич построил здесь терем и, впоследствии, основал мужской кранюгорский монастырь. В начале 17 в. Федор Никитич передает Романово во владение своему младшему брату Ивану Никитичу – боярину властолюбивому и несдержанному. При Иване Никитиче в Романово из с. Вослебы Скопинского уезда Рязанской губернии были переселены крепостные крестьяне, возможно, среди них были и скопинские гончары, положившие начало гончарному промыслу. Скопинский гончарный промысел и в те давние времена, и сейчас славится на всю округу.

При царе Алексее Михайловиче слобода Романовская стала городом. При Петре I г. Романов был обязан доставлять корабельные леса на Воронежскую верфь. Под влиянием скопинцев, великолепных мастеров глиняной утвари, стал расти и приобретать уже свой, местный колорит гончарный промысел. К середине 18 века, город Романов распадается на ряд сел, в частности и на село Романово. Но промысел не прекратил свое существование. Романовские гончары делали посуду 77 наименований, у мастера не пропадал ни один комочек глины, из него лепили простейшую ребячью утеху – свистульку. Игрушки продавались раз в году – 23 апреля на Егорьевской ярмарке.

 

Педагог:    Спасибо, Наташа. А теперь поговорим о тематике народной романовской игрушки. На эту тему доклад подготовила Кольцова Лена (второй год обучения).

 

Лена:          Условно тематику романовской игрушки можно разделить на 2 группы: в первую входят игрушки-свистульки, имеющие зооаморфную форму. Вторую группу составляет сюжетная игрушка. Наиболее ранней формой романовской игрушки были свистульки. Игрушки более раннего периода были довольно крупного размера (до 22 см высоты и 18 см длины), покрытые одноцветной поливой. В массовом количестве изготовлялись фигурки коньков, уток, коров, собак, баранов и т.д. Наиболее фантастическое зрелище представляют романовские глиняные птицы. Они иногда значительны по размерам. Длинное туловище лежит на земле, опираясь на 2 короткие толстые ноги. Массивная шея имеет небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки. Птицы театрально нарядны, богато их оперенье. Иногда округлый хвост поднят вверх как у  индюка или павлина (на столе стоят игрушки утки, конька, индюка, сделанные И. Гункиным). Поверхность крыльев и хвостов дробиться бороздками, лежащими то елочкой, то параллельно. Все великолепие игрушки довершает окраска масляными красками: голова и оперенье – темно-вишневой, зеленой или черной краской, края шейного убранства довольно грубо окаймлены серебро.

В начале XX века  игрушка мельчает и достигает всего (6-9 см.). Обычно игрушка не копирует своего зоологического прототипа, мастер идет по пути сказочного решения образа.

Вторую группу составляет сюжетная игрушка. Многие искусствоведы её возникновение относят к концу XIX века – времени расцвета Липецкого курорта. Липецкий курорт того времени собирал большое количество петербургской и московской знати, которая являлась прообразом для воспроизведения романовскими мастерами праздной жизни богатых людей. Романовские гончары изготавливали фигурки «барынь» в больших шляпах и длинных юбках, «всадников» и всадниц» в костюмах для верховой езды, сидящих на красиво украшенных лошадях. Нередко можно увидеть изображение офицеров и генералов на тройках.

Существовали игрушки на былинные темы, на темы народной песни. (Демонстрация видеоматериала – сюжетная тематика игрушек, находящихся в областном краеведческом музее г. Липецка).

 

Педагог:    О мастерах романовской игрушки нам поведает Ташулина Гуля (4-й год обучения).

Гуля:          Наиболее известным мастером романовской игрушки был Иван Павлович Митин. Наряду с традиционными свистульками в виде птиц и зверей, «всадниками», «барышнями», «тройками» и т.д., мастер часто создавал игрушку, в которой изображал реально существующих людей. Например, попа Тихона, сюжетные композиции с Л.Н. Толстым, а изображение Николая  II носило явно сатирический характер (за что был задержан жандармами). Уже в начале 19 в. гончарный промысел в Романове стал угасать. В наши дни традицию изготовления игрушек продолжал  гончар Подгоренской фабрики народных промыслов Иван Федорович Гункин. Свое искусство он перенял от своего отца, тот, в свою очередь, от деда, прадеда. Гункин создавал свистульки: птицы, бараны, лошадки и т.д., делал он и сложную сюжетную игрушку – «тройки», «барышни», «парочки» - офицеры и барышни (демонстрация видеоматериала о народном мастере Гункине). Иван Федорович руководил кружком глиняной игрушки в Троицкой школе, обучал и студентов Липецкого государственного университета. Недавно Иван Федорович умер (в 1997 г.). Он более 5 лет носил почетное звание народного мастера. В Липецкой области осталось много учеников И.Ф. Гункина. Лучшим из них является Маркин Виктор Васильевич – учитель Троицкой средней школы.

Педагог:    Пока мы разговоры разговаривали, у нас сложилась основа куклы, осталось только разодеть нашу девицу понаряднее. В такой вот костюм, как на мне одет. Давайте-ка его рассмотрим хорошенько. Это сельский праздничный костюм. А сельский костюм в те времена сильно отличался от городского. Липецкий курорт в 18 веке был самым лучшим, и как мы уже знаем, сюда съезжались богатые и знатные люди. И также как и сегодня, европейская мода оказывала большое влияние на женскую одежду. Ну, а сельский костюм был очень самобытен и колоритен. Посмотрите-ка, романовский костюм выполнен из яркого красного сатина, юбка и фартук отделаны зелеными и желтыми атласными лентами, а кофта – изумительными кружевами. Своеобразен и головной убор. В те давние времена замужним женщинам  обычай не позволял ходить с непокрытой головой. А девушки могли ходить с непокрытой головой. И этот обычай породил разные виды головных уборов: для девушек – открытый (чтобы на девушку нашла «божья благодать» и она вышла замуж). А ну-ка, гляньте на мой головной убор, закрытый он или открытый? Правильно, закрытый. Значит, на мне костюм замужней сельской женщины. Смена открытого головного девичьего убора на закрытый происходила во время свадьбы после венчания. А ну-ка, ребята, посмотрите на меня, что мы еще не отметили в лепке из того, что на мне одето. Правильно, это бусы. Большое количество ниток бус обвивали шею, на руки одевали кольца и браслеты. А как вы думаете для чего? Правильно, как украшение, но не  только. Бусы, кольца, браслеты имели круглую и замкнутую  форму на теле и являлись оберегом, то есть оберегали человека от злых духов, болезней, напастей. На нашей «романушке» бусы мы обозначаем при помощи стека (просто делаем дырочки).

 

         (Дверь неожиданно открывается и входит женщина в нарядном романовском костюме с лотком на шее. В лотке у неё свистульки, леденцы на палочке, бублики).

 

Женщина:  А я вот с ярмарки вернулась. Здравствуйте, люди добрые, гостинцев вам принесла. Угощайтесь, ребятушки (раздает леденцы). А вам, девицы, свистульки звонкие. Будете дома насвистывать, злых духов отгонять и соседей развлекать.

 

Педагог:    Ну что же, хозяюшка, погостили мы у вас, пора и честь знать. Спасибо за гостинцы и за приют. Ну что, ребята, пора в путь, домой.

 

         (Звучит фантастическая  музыка. Зажигается электрический свет. Звучит «барыня». Идет анализ работы, выполненных на занятии).

 

Педагог:    Какие «романушки» интересные получились, да все разные. Молодцы, ребята! Справились с поставленной задачей. И в заключение нашего занятия хотелось бы привести слова исследователя русской народной игрушки Воронова В.С. «Перед русским крестьянским искусством неуместны гордые позы. Если мы еще не прониклись глубиной, жизненной красотой и мудростью этого художественного труда, то это значит, что мы очень небрежные наследники оставленного нами культурного богатства».

 

 

 

 

Литература:

 

1.     Гарибова Т.Л. Волшебный мир народной скульптуры – Воронеж, 1977.

2.     Пивен Н.А. Липецкая глиняная игрушка – Липецк, 1962.

3.     Пенуа А.Н. Русские народные игрушки – Спб., 1995.

4.     Блинов Г.М. Народные скульптуры – М.: //Дошкольное воспитание, № 5, 1976.

 

 

 

 

 

 


 

Департамент образования администрации города

Департамент образования администрации города

Тема занятия: «Образ сельской женщины – романушки»

Тема занятия: «Образ сельской женщины – романушки»

План занятия: Орг. момент

План занятия: Орг. момент

Вечерами собирались молодые девки да парни в её избе

Вечерами собирались молодые девки да парни в её избе

Игрушки более раннего периода были довольно крупного размера (до 22 см высоты и 18 см длины) , покрытые одноцветной поливой

Игрушки более раннего периода были довольно крупного размера (до 22 см высоты и 18 см длины) , покрытые одноцветной поливой

Уже в начале 19 в. гончарный промысел в

Уже в начале 19 в. гончарный промысел в

Дверь неожиданно открывается и входит женщина в нарядном романовском костюме с лотком на шее

Дверь неожиданно открывается и входит женщина в нарядном романовском костюме с лотком на шее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020