КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «СЕКРЕТЫ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ Тема: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

  • docx
  • 21.08.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект без труда не выловишь.docx

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «СЕКРЕТЫ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Тема: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата занятия __________________________________

Цель занятия:   показать красоту и ценность пословиц и поговорок; научить пользоваться пословицами и поговорками в речи.

Задачи:

 Образовательные:

 -закрепить понятия «пословицы» и «поговорки», их сходства и различия;

 -научить чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках.

Развивающие:

-развивать  сообразительность, умение рассуждать, сравнивать;

Воспитательные:

-воспитать   уважение к богатствам родного языка.

Материалы к занятию: карточки –задания.

 

Ход занятия:

1.Организационная часть

Приветствие педагога: Приветствую вас ребята на сегодняшнем занятии. Настроенье, каково? Во!

Все такого мнения? Все без исключения? Замечательно!  

 Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

Педагог: Сегодня мы будем говорить о сокровищах русского языка – пословицах и поговорках. Но перед  этим  нам нужно подготовить наши глазки и ручки.

2. Основная часть

Педагог: (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Раз - налево, два -направо,
Три- наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного.

Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в много раз!
Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд  вверх. Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.

Хорошо. А теперь приготовьте ваши ручки.

Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулачки.)

Будем  пальцы разминать,

Чтобы со сноровкой мы писали ловко.

Педагог: Ну, теперь вы вполне готовы к   занятию.  Кто из вас знает, что такое пословицы и поговорки? Чем они различаются?

Педагог:  Пословица – это краткое и мудрое изречение, часто с поучительным смыслом. Пословицы иногда имеют переносное значение, содержат в себе сравнение или метафору. Каждому известно, что пословица «Яблочко от яблоньки недалеко падает» говорит скорее о семейном сходстве родителей и детей, чем о садоводческих проблемах собирания яблок.

Образное отражение мира и людей в пословице связано с оценкой разнообразных явлений жизни. Поэтому пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Ответы на все случаи жизни есть у пословиц и поговорок русского народа. Горе у тебя, радость ли – на всякие переживания даст разумный совет, наставление, утешение или развеселит пословица. Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно, лишь одно: они пришли из далёких времён. Большинство пословиц, отражает вечные нравственные ценности человека - любовь к родине, дружелюбие, стремление к сохранению достоинства.

 Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

(Выполняют задание)

Педагог:    Поговорка – это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление.   Например, к поговоркам относится такое изречение -  свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.

В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением.

Вспомните и назовите поговорки, которые вы знаете! 

(Выполняют задание)

Педагог: А теперь задание посложнее. Перед вами на карточке изречения, определите, какие из них являются пословицами, а какие поговорками.

Легок на помине. Утро вечера мудренее. Как телеге пятое колесо. Бить баклуши. Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Делу – время, потехе - час

Валять дурака. Кто за правду горой, тот настоящий герой. Заливать баки. Человек без родины, что соловей без песни.

(Проверка задания)

Педагог: А теперь давайте  попробуем раскрыть смысл некоторых пословиц. Итак, как вы понимаете такую пословицу:

«Утро вечера мудренее»

«Летом пролежишь, так зимой с сумою побежишь»

«Дело мастера боится».

«Куй железо, пока горячо»   Железо - металл твердый, и для того чтобы кузнец сделал из него какой-то предмет, металл надо разогреть в печи, затем на наковальне быстро сделать нужную вещь. Если кузнец будет долго возиться, то металл опять остынет и станет непригоден к работе. Нельзя было замешкаться ни на минуту, иначе надо всё начинать сначала, греть печь и калить металл.

(Объяснение смысла пословиц)

Педагог:  И с этим заданием мы справились.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем.

И работать продолжаем.

Педагог: Отдохнули? Тогда предлагаю новую игру  «Пословица, мы тебя знаем!». Я буду называть начало пословицы, а вы называете концовку. Не забывайте, что за каждый правильный ответ вы получаете  балл.

Что посеешь …то и пожнёшь. 
Сам пропадай, а …. товарища выручай. 
С кем поведёшься, …. от того и наберёшься. 
 Старый друг….лучше новых двух. 
Сделал дело … гуляй смело. 
В гостях хорошо, ……а дома лучше.  
Готовь сани летом, …..а телегу зимой. 
Как аукнется, ….. так и откликнется. 
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь. 
При солнце - тепло………при матери - добро.
Чем дальше в лес, ……тем больше дров.

(Игра «Пословица, мы тебя знаем!»).

Педагог:  Очень хорошо. Следующее задание: "Собери  пословицу".

 Вам нужно будет  из слов, представленных на карточке собрать пословицу и записать ее к себе на листок. Задание понятно? Выполняем.

возить, люби, и, любишь, саночки, кататься.

воробей, не, слово, поймаешь, вылетит, не.

(Выполняют задание)

 Педагог:  Давайте проверим, что у вас получилось? (Проверка задания.) Замечательно. А теперь я  объявляю аукцион пословиц. Каждая  из вас должен назвать как можно больше пословиц, за каждую пословицу получаете  балл. Итак, начинаем!

(Выполняют задание)

Педагог: Так получается, что пословиц вы знаете не много. Советую обратиться к словарю русских пословиц и поговорок. И тогда вы будете чаще употреблять их в речи, что сделает ее по-настоящему яркой, выразительной, эмоциональной, а вас человеком с чувством юмора. Ну, и , наконец наше последнее творческое задание. Вы должны нарисовать пословицу, которая вам больше всего понравилась на сегодняшнем занятии.

3.Заключительная часть

Педагог:  Ну, что же вы славно потрудились. Не все получилось идеально, но многие из вас приложили все старания. Скажите,  чем же различаются пословицы и поговорки? Для чего  они нужны в речи? Что было для вас самым трудным?   (Ответы учащихся)

Я благодарю вас за работу. До свидания!

 


ПОСЛОВИЦА ИЛИ ПОГОВОРКА?

Легок на помине.

Утро вечера мудренее.

Как телеге пятое колесо.

Бить баклуши.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Делу – время, потехе - час

Валять дурака.

Кто за правду горой, тот настоящий герой. Заливать баки. 

Человек без родины, что соловей без песни.

 

СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ

1.возить, люби, и, любишь, саночки, кататься.

2.воробей, не, слово, поймаешь, вылетит, не.

3.каравай, разевай, не, чужой, на, рот.

4.гуляй, дело, смело, сделал.

5.волка, смотрит, не, лес, сколько, он, корми, все в.