Конспект занятия по экологическому воспитанию и развитию речи для детей с ТНР"
Оценка 4.9

Конспект занятия по экологическому воспитанию и развитию речи для детей с ТНР"

Оценка 4.9
docx
25.04.2024
Конспект занятия по экологическому воспитанию и развитию речи для детей с ТНР"
Земля наш общий дом — копия.docx

Конспект занятия

по экологическому воспитанию и развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности

для детей с ТНР

 

«Земля - наш общий дом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

 способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди);обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля.

 

Задачи:

·        Дать представление о том, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья человека. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух;

·        формированию представлений, что планета Земля сейчас в опасности;

·        развитие связной речи детей с ОНР разных уровней;

·        воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.

 

Место проведения: группа МБДОУ

 

Предварительная работа:

ü Рассматривание глобуса, карты.

ü Чтение познавательной литературы

(из серии « Экологические катастрофы»).

ü Чтение «Экологические сказки для дошкольников»

ü Рассматривание иллюстраций и беседы с родителями дома.

 

                                         Ход занятия:

 

     1.Вступительная беседа перед просмотром экологического фильма.

Учитель-логопед:

 Какая удивительная планета – Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Земля – это огромный шар. Она вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды.

 

     2.Просмотр роликов и мультиков на тему экологии.

 

     3.Ответы на вопросы (воспитанники):

 

– Какую форму имеет Земля?

 – Какие живые существа населяют Землю?

– Что необходимо всем живым существам на Земле? (Тепло, свет Солнца, воздух и вода.)

– Что необходимо человеку на Земле? (Свежий воздух, чистая вода, плодородная почва, растения и животные.)

– Почему Землю называют общим домом?

 – Кто и как загрязняет нашу планету?

 

(На нашей планете очень много больных мест. Это случилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электро- и атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняют дым, который выходит в небо от труб, газы от машин.

 Отходы заводов сливаются в реки, моря. От этого гибнет много растений, животных, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета требует помощи).

 

    Учитель-логопед:

-Что может сделать человек, чтобы сохранить богатства Земли?

 (Чтобы помочь ей, нужно научиться любить природу, любить ее с детства. Научиться понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери. Этим занимаются люди, которые называются экологами.)

 

  5.Физ. пауза

Игра «Мяч лови – слово назови».

 Дети становятся в круг. Кому учитель-логопед бросит мяч, тот должен назвать одно из богатств Земли.

 

6.Учитель-логопед:

Беседа с воспитанниками после прочтения экологических сказок:

Родник»

-«Дождевой червяк»

-«Маленькие путешественники».

 

«Родник»

С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр. Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда. Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы. В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой.

Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага. Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.  Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему? Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними. 

Ø Как бы вы поступили на месте Артёма?

 Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними. Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки. - Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят? Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика. У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте. Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно- голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага.

Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.

 - Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.

Ø Как вы думаете, что случилось с оврагом?

 Почему? Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки: - Артёмка! Где ты? - Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон! – И Артём рассказал обо всём дедушке. Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:

 - Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора. Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.

Вопросы 

·        Как выглядел овраг, на дне которого журчал родник?

·        С кем Артём ходил за водой на родник?

·        Кого встретил Артём, когда пошёл за водой один?

·         Чем занимались Андрей и Петя? 

·        Какой вред приносят природе такие игры?  

·        Почему Артёму приснился необычный сон?  

·        Что могло случиться с природой, если бы родник пересох?

·        Кто помог Артёму исправить ошибку?

·        Как вы думаете, будет ли Артём играть в такие игры после того, что случилось? 

·        Что он скажет Андрею и Пете, если встретит их?

 

 «Дождевой червяк»

Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке. Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь. Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее. Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках. Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй. В огороде сильно пахло укропом.

На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно. Володи поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке. Но та в страхе отшатнулась и закричала: - Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые. Девочка расплакалась и убежала домой. Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.

Ø Хорошо ли поступили дети?

Ø  А вы боитесь дождевых червей?

Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно. «Какие глупенькие дети! – подумал Верми. – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду». 

Ø Знаете ли вы, какую пользу приносят дождевые черви?

 Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода.

- Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья. - Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности!

          Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким. - Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть. И знаете, что предложил молодой и решительный червячок? - Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст! Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.

         Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды. - Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут. В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка. - Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть дождевые черви уползли к соседям? - Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа. - Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной! Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви.

         Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.

Вопросы

·         Где Володя и Наташа отдыхали летом?

·         Кто появился на грядках в огороде после дождя?

·         Почему после дождя червяки выползли на поверхность земли?  

·         Почему червяк Верми обиделся на детей?

·         Что произошло после того, как дождевые черви уползли из огорода? 

·         Почему папа назвал дождевых червей подземными помощниками?

·          Как стали относиться дети к дождевым червям после их возвращения в огород? 

·         Как поступите вы, если увидите дождевого червяка?

 

 

 «Маленькие путешественницы»

Жила на берегу реки незабудка и были у неё дети – маленькие семена-орешки. Когда семена созрели, незабудка сказала им: - Милые детки! Вот вы и стали взрослыми. Пора вам собираться в путь-дорогу. Отправляйтесь на поиски счастья. Будьте смелыми и находчивыми, ищите новые места и расселяйтесь там. Коробочка с семенами раскрылась, и семена высыпались на землю. В это время подул сильный ветер, он поднял одно семечко, понёс его с собой, а потом уронил в речную воду.

           Вода подхватила семечко незабудки, и оно, как маленькая лёгкая лодочка, поплыла по реке. Весёлые речные струйки несли его дальше и дальше, наконец, течение прибило семечко к берегу. Речная волна вынесла семя незабудки на влажную мягкую землю. «Вот подходящее местечко!» - подумало семечко. – Здесь смело можно пустить корни». Семечко оглянулось по сторонам и, честно говоря, немного расстроилось: «Земля, конечно, хорошая – влажная, чернозёмная. Вот только кругом слишком много мусора». Но делать нечего! И семечко пустило здесь корешки. Весной в том месте, куда попало семечко, расцвела изящная незабудка. Шмели издалека замечали её ярко-жёлтое сердечко, окружённое голубыми лепестками, и летели к ней за сладким нектаром.

            Однажды на берег реки пришли подружки – Таня и Вера. Они увидели хорошенький голубой цветочек. Таня хотела сорвать его, но Вера удержала подругу: - Не надо, пусть растёт! Давай лучше поможем ему, уберём мусор и сделаем вокруг цветка маленькую клумбу. Будем приходить сюда и любоваться незабудкой!

 – Давай! – обрадовалась Таня. Девочки собрали банки, бутылки, куски картона и другой мусор, сложили его в ямку подальше от незабудки и прикрыли травой и листьями. А клумбу вокруг цветка украсили речными камешками.

 - Как красиво! – полюбовались они своей работой. Девочки стали приходить к незабудке каждый день. Чтобы никто не сломал их любимый цветок, они сделали вокруг клумбы небольшую изгородь из сухих веточек.

Ø Понравился ли вам поступок девочек? Почему?

 Прошло несколько лет, незабудки пышно разрослись и своими цепкими корнями скрепили почву на речном берегу. Почва перестала осыпаться, и даже шумные летние ливни больше не могли размыть крутой берег. Ну, а что же случилось с другими семенами незабудки? Они долго лежали у воды и ждали своего часа. Как-то раз у реки появился охотник с собакой. Собака бежала, тяжело дыша и высунув язык, ей очень хотелось пить! Она спустилась к реке и стала шумно лакать воду. Одно семечко вспомнило слова мамы о том, как важно быть находчивым, высоко подпрыгнуло и вцепилось в густую рыжеватую собачью шерсть. Собака напилась и поспешила за хозяином, а семечко поехало на ней верхом. Долго бежала собака по кустам и болотам, а когда вместе с хозяином вернулась домой, то прежде чем войти в дом, хорошенько отряхнулась, и семечко упало на цветочную грядку возле крыльца. Оно пустило здесь корешки, и весной на грядке расцвела незабудка. - Вот так чудо! – удивилась хозяйка.

 – Я ведь не сажала здесь незабудку! Видно её занёс к нам ветер, - подумала она.

 – Ну, пусть растёт и украшает мою грядку. Хозяйка стала ухаживать за цветком – поливать его и удобрять землю, и через год возле крыльца выросла целая семейка голубых нежных незабудок. Они щедро угощали пчёл и шмелей сладким соком, а насекомые опыляли незабудки и заодно фруктовые деревья – яблони, вишни и сливы.

 - В этом году у нас будет богатый урожай! – радовалась хозяйка.

 – Пчёлы, бабочки и шмели любят мой сад! А теперь пришла пора рассказать о третьем семечке незабудки. Его заметил дядюшка муравей и решил отнести в лесной муравейник. Вы думаете, что муравьи съедят семя незабудки целиком? Не волнуйтесь! У зёрнышка незабудки припасено для муравьёв лакомство – сладкая мякоть. Муравьи отведают только её, а семечко останется нетронутым. Вот так оказалось семечко незабудки в лесу возле муравейника. Весной оно проросло и вскоре, рядом с муравейным

 теремом, расцвела красивая голубая незабудка.

Вопросы.

·        Как выглядит цветок незабудки? 

·         Расскажите, что случилось с семечком незабудки, которое упало в воду?

·         Что случилось с незабудкой, если бы Таня сорвала её?

·          Почему сорванные цветы сравнивают с пленниками, которых ждёт гибель?

·         Как девочки помогли незабудке? 

·         Какую пользу принесли незабудки берегу реки?

·         Как второе семечко незабудки оказалось в саду?

·         Какую пользу принесли эти цветы саду?

·         Как третье семечко оказалось в лесу? 

·         Почему муравьи переносят семена незабудок?

 

7.Подведение итогов.

 

Учитель-логопед:

-Чем мы можем помочь нашей планете?

-Какими мы должны быть, чтобы наша планета процветала и радовала будущие поколения, наших детей?

-Чему научило вас сегодняшнее занятие?

 

8. Публикация материала на сайтах образовательных порталов, с целью обмена опытом с педагогами России в рамках стимулирования профессионального опыта и воспитания достойных граждан, с любовью и трепетом относящихся ко всему живому на нашей прекрасной планете Земля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект занятия по экологическому воспитанию и развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с

Конспект занятия по экологическому воспитанию и развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с

Цель : способствовать формированию представлений детей о том, что планета

Цель : способствовать формированию представлений детей о том, что планета

Что необходимо всем живым существам на

Что необходимо всем живым существам на

Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов

Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов

Вопросы · Как выглядел овраг, на дне которого журчал родник? ·

Вопросы · Как выглядел овраг, на дне которого журчал родник? ·

Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно

Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно

Почему после дождя червяки выползли на поверхность земли? ∙ ·

Почему после дождя червяки выползли на поверхность земли? ∙ ·

Как красиво! – полюбовались они своей работой

Как красиво! – полюбовались они своей работой

Что случилось с незабудкой, если бы

Что случилось с незабудкой, если бы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2024