КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОЛЬКЛОРУ НА ТЕМУ: «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - ПЕРЕВЁРТЫШИ»

  • docx
  • 14.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОЛЬКЛОРУ НА ТЕМУ ПЕРЕВЕРТЫШИ.docx

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОЛЬКЛОРУ НА ТЕМУ: «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - ПЕРЕВЁРТЫШИ»

(подготовительная группа)

 

Цель:

Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью устного народного творчества; вызвать желание слушать, знать и самому пересказывать произведения фольклора; познакомить с понятием устного народного творчества; воспитывать интерес к творчеству своего народа, желание творить самим.

Материал:

Игрушки – корова, снегурочка, лебеди, кукла Алёнушка, козлёнок и т.п., иллюстрации к русским народным потешкам; набор загадок и картинок – отгадок к ним; запись русской народной песни « На зелёном лугу».

Воспитатель предлагает всем вместе пройтись по комнате. Обращает внимание детей на игрушку – репку, выясняет из какой она сказки. Прогулка продолжается. Поочередно находят кукол: Снегурочку, Аленушку, игрушку – корову – и все вместе решают из какой сказки пришли эти герои. Воспитатель надевает на руку персонажей сказки Деда и Бабку  (из кукольного театра). Дети вместе с воспитателем решают, в каких сказках живут эти герои («Снегурочка», «гуси – лебеди», «хаврошечка», «сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Воспитатель подчеркивает, что все эти сказки – русские народные, и объясняет, что это значит.

 

- Жила – была в деревне бабушка Арина. Совсем уже старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает. Вот выросла её внучка Машенька, у неё своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки да и сама ещё что-нибудь придумывает, что бы сказка интересней стала. А тут уже и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да еще и сама присочинит, чтобы интересней было. Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки народ русский- вот и получились русские народные сказки, да до того интересные, что и мы с вами их очень слушать любим. Но не только сказки народ русский складывал. Послушайте загадки, которые я вам загадаю, да найдите – ка на своём столе отгадку:

 

Летит – воет

Сидит – землю роет (жук).

*******

Кто свой дом на себе носит? (улитка)

********

Летит – жужжит

Как сядет – молчит (пчела)

********

Кланяется, кланяется,

Придет домой растянется ( топор).

******

Не крапива, а жжется,

Не солнце, а печет (печка)

- Загадки эти, тоже русский народ придумал, поэтому о них тоже можно сказать, что они русские народные. А еще на Руси всегда любили песни. Когда я была маленькой, мне бабушка пела:

Баю – баюшки – баю, не ложися на краю,

Придёт серенький волчок Люду схватит за бочок.

И потащит во лесок, под ракитовый кусток,

Закопает во песок, а там пташки поют,

Наталье спать не дают.

А вам мамы и бабушки какие песни поют (предлагая детям спеть).

- Все эти песни тоже придумал народ. Но не только колыбельные – были еще песни хороводные. Воспитатель приглашает встать всех в хоровод « На зелёном лугу», затем он предлагает детям пройтись по комнате, в разных метах которой расставлены иллюстрации к русским народным потешкам и почитать потешки. Еще раз напоминает, что потешки – это небольшие стихи, которые русский народ придумывал, что бы развлекать, потешать детей ( потеха – потешать – потешки). А теперь сядьте поудобнее вокруг меня и послушайте, что я вам прочту:

Жив – здоров – лежу в больнице.

Сыт по горло – есть хочу,

Хоть корову проглочу.

Воспитатель спрашивает, почему дети смеются, и разбирает перевёртыш построчно, находя в нем противоречия, вот такие забавные стишки народ назвал, перевёртышами, потому что все в них перевернуто. А ведь мы с вами тоже перевертыши придумывать умеем. Правда, они у нас еще не складные. Предлагает детям придумать несколько перевёртышей ( по методике Д. Родари, в обработке А. Страунинг).

- Скажите наоборот:

«Щенок лежит на коврике»; «Маша ест за столом, а Мурка под столом».

- Вот какие мы с вами сочинители! Так же и русские люди придумывали сказки, потешки, загадки, песенки, перевертыши. Это и называется устным народным творчеством. Устное- потому что ничего не записывали, т.к. писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. И получалось – устное. Народное – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.