Внеурочное занятие «Юный журналист»
Тема: « Способы представления информации»
1. Подготовка к восприятию темы.
- Какую информацию вы получили?
- Какими способами она представлена?
- Сформулируйте тему занятия. Запишите в тетрадь.
Картина И.Левитана «Золотая осень»
И.А. Бунин «Листопад» https://audioskazki-online.ru/podborki/raznoe/listopad
П.И. Чайковский «Времена года. Осень» https://pinkamuz.pro/search/и%20чайковский%20времена%20года%20осень
«Осенний блюз» танец (хореограф Осипова Н.А) https://rutube.ru/video/f3816d898f8785fd7b657afcd1b1ccdc/
2.Составление схемы «Способы восприятия информации»
3.Представление информации в виде текста. Роль символа
Человек выражает свои мысли в виде предложений, составленных из слов.
Так как письменный текст – это определенная последовательность символов, то необходимо очень внимательно относиться к порядку и правильности знаков в нем.
Рассмотрим 2 фразы, отличающиеся одна от другой единственным, последним символом:
Кто к нам пришел!
Кто к нам пришел?
Смысл первой последовательности символов состоит в том, что вошедшего увидели и узнали (при чтении мы обозначаем её восклицательной эмоциональной окраской). Вторая последовательность символов является вопросом, подчеркивающим неизвестность и неопределенность ситуации (при чтении подчёркивается вопросительной интонацией).
Теперь рассмотрим примеры, где отсутствующая запятая меняет смысл предложения:
Как он уехал?
Как, он уехал?
Первая последовательность символов – это вопрос о том, каким образом уехал человек. Вторая последовательность символов акцентирует внимание на самом факте отъезда и выражает удивление по поводу самого факта отъезда.
Их, детей, вывезли в лагерь.
Их детей вывезли в лагерь.
В первой последовательности важно то, что вывезли в лагерь именно детей, а во второй – то, что в лагерь вывезли детей конкретных людей.
Теперь рассмотрим примеры, где важен порядок символов. Меняя положение запятой, мы поменяем и их смысл.
Казнить нельзя помиловать.
Помиловать нельзя сослать в Сибирь.
Строить нельзя сносить.
Уйти нельзя остаться.
Смысл каждой из приведенных выше фраз в отсутствующей запятой, перестановка которой меняет смысл предложения на противоположный, а именно:
Казнить, нельзя помиловать – означает то, что кого-то необходимо казнить.
Казнить нельзя, помиловать – означает то, что кого-то необходимо помиловать.
Каким видим, правильно поставленная запятая в тексте может влиять даже на судьбу человека.
4. Представление информации в таблице. Работа в группах
У Мухина по литературе оценка за год – «3». У Алексеевой по математике оценка за год – «5». У Дроздова по природоведению оценка за год – «5». У Галкина по природоведению оценка за год – «5». У Прохоровой по литературе оценка за год – «5». У Радугиной по математике оценка за год – «4». У Алексеевой по природоведению оценка за год – «5». У Дроздова по русскому языку оценка за год – «4». У Алексеевой по русскому языку оценка за год – «5». У Алексеевой по литературе оценка за год – «5». У Дроздова по математике оценка за год – «5». У Мухина по математике оценка за год – «3». У Мухина по русскому языку оценка за год – «3». У Прохоровой по математике оценка за год – «5». У Прохоровой по русскому языку оценка за год – «5». У Радугиной по русскому языку оценка за год – «4». У Галкина по русскому языку оценка за год – «4». У Радугиной по природоведению оценка за год – «4». У Галкина по литературе оценка за год – «4». У Радугиной по литературе оценка за год – «5». У Дроздова по литературе оценка за год – «4». У Галкина по математике оценка за год – «3». У Прохоровой по природоведению оценка за год – «5». У Мухина по природоведению оценка за год – «4».
Прочитав этот текст, попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Об оценках скольких учеников говорится в тексте?
2. По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?
Очевидно, что такой длинный текст тяжело воспринимать: если нам потребуется найти что-то определенное или ответить на вопрос по тексту, то каждый раз необходимо будет заново читать текст и выискивать в нём нужные места.
Избежать этих трудностей можно, представив этот текст в виде таблицы.
Рассмотрим таблицу, составленную по данному тексту:
Фамилия |
Предмет |
|||
Русский язык |
Литература |
Математика |
Природоведение |
|
Алексеева |
5 |
5 |
5 |
5 |
Галкин |
4 |
4 |
3 |
5 |
Дроздов |
4 |
4 |
5 |
5 |
Мухин |
3 |
3 |
3 |
4 |
Прохорова |
5 |
5 |
5 |
5 |
Радугина |
4 |
5 |
4 |
4 |
Каждая из строк таблицы (кроме первой) отведена для конкретного ученика. Каждый столбец (кроме первого) отведён под конкретный предмет.
Таким образом, в ячейке, которая стоит на пересечении соответствующего столбца и строки, мы видим оценку данного ученика по данному предмету. Например, во 2 ячейке 2 столбца стоит оценка «5». Второй столбец – это оценки по русскому языку, а вторая строка – это оценки Алексеевой. Таким образом, оценка Алексеевой по русскому языку – «5».
После представления текста в виде таблицы мы легко можем ответить на вопросы:
1. Об оценках скольких учеников говорится в тексте?
Поскольку каждому ученику соответствует строка (кроме первой), а всего строк в таблице 7, то в тексте идёт речь о 6 учениках.
2. По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
Так как каждому предмету соответствует столбец (кроме первого), то достаточно перечислить названия этих столбцов: Русский язык, Литература, Математика, Природоведение.
3. Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?
Чтобы найти тех, у кого оценки «4» и «5» по математике, мы сначала ищем столбец, который соответствует этому предмету, – это столбец под номером 4. Мы видим, что оценки «4» и «5» в этом столбце стоят в строках с номерами 2, 4, 6, 7. Эти строки соответствуют Алексеевой, Дроздову, Мухиной, Радугиной. То есть, у этих 4 учеников оценки по математике «4» и «5».
Подведём итог:
Таблица – простая и удобная форма для представления и обработки однотипной информации.
5. Закрепление. Заполните таблицу.
Пример представления информации |
Способ представления |
Звонок телефона, лай собаки |
|
Фотография |
|
Примеры в учебнике математики |
|
Текст в учебнике литературы |
|
Атлас по географии |
|
6. Игра «Слова»
За 1 минуту нужно составить новые слова, используя исходное слово
ЖУРНАЛИСТ
7. Подведение итогов занятия.
- Для чего человек использует разные способы представления информации?
Форма представления одной и той же информации может отличаться в зависимости от цели, которую вы ставите перед собой.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.