КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ТВОРЧЕСТВО С.А. ЕСЕНИНА»

  • docx
  • 18.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ТВОРЧЕСТВО С.А. ЕСЕНИНА».docx

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ТВОРЧЕСТВО С.А. ЕСЕНИНА»

 

Предмет: литература

Тема занятия: Творчество С.А. Есенина

Тип занятия: изучение нового материала

Длительность: 90 минут

Цель: познакомить учащихся с творчеством С.А. Есенина

Задачи:

образовательные:

ü познакомить с биографией С.А. Есенина;

ü познакомить с особенностями произведений С.А. Есенина;

ü дать понятие терминам «новокрестьянская поэзия» и «иммажинизм»;

ü осветить основные темы творчества С.А. Есенина;

ü осветить особенности художественного стиля С.А. Есенина;

ü выработать навык работы с текстами стихотворений;

воспитательные:

ü воспитать любовь и бережливость к литературному творчеству            С.А. Есенина;

ü воспитать любовь и бережливость к русской литературе в целом;

развивающие:

ü развить коммуникативные навыки;

ü организовать самостоятельную работу учащихся;

ü развить навык чтения;

ü развить навык работы с текстами стихотворений;

ü развить интерес к творчеству и личности С.А. Есенина.

Оборудование:

ü компьютер/ноутбук

ü проектор/интерактивная доска;

ü раздаточный материал – тексты стихотворений С.А. Есенина;

ü рабочие тетради.

Формируемые ОК:

ОК 1 способность владеть культурой мышления, умение аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК 10 способность и готовность к письменной и устной коммуникации на родном языке.

 

Ход урока:

I.                   ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1.     СЛОВО УЧИТЕЛЯ

§  приветствие;

§  обсуждение ранее пройденного материала на предыдущем уроке;

§  постановка цели и задач урока;

§  запись темы и даты жизни С.А. Есенина.

 

2.     БЕСЕДА

§  что вы знаете о С.А. Есенине?

§  какие произведения писателя вам знакомы?

§  знаете ли вы, о чем его творчество?

§  знаете ли вы, откуда он был родом?

 

 

II.                ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.     СЛОВО УЧИТЕЛЯ, ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

Сергей Александрович Есенин – русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии, а в более позднем творчестве — имажинизма.

Новокрестьянская поэзия – это течение поэтов, вышедших из народной среды, которые опирались в своем творчестве на фольклорную и литературную традицию XIX века.

Представители: Николай Клюев, Сергей Клычков, Александр Ширяевец.

Имажинизмлитературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов – метафора.

Представители: Анатолий Мариенгоф, Николай Эрдман, Рюрик Ивнев.

 

2.     ПРОСМОТР АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ВИДЕОФИЛЬМА О            С.А. ЕСЕНИНЕ (7 МИН.)

 

3.     БЕСЕДА

§  что вы запомнили из услышанного в видеофильме?

§  где родился писатель?

§  какое образование получил?

§  какой работой занимался?

§  какие произведения были озвучены в видеофильме?

§  кто была супруга писателя?

§  почему С.А. Есенин на какое-то время эмигрировал из России?

§  как закончилась жизнь поэта?

 

4.     СЛОВО УЧИТЕЛЯ, ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

Библиография С.А. Есенина:

1912 год – выход сборника стихотворений «Больные думы»

1915 год – написание автобиографии «Сергей Есенин»

1917  год – выход сборника стихотворений «Скифы»

§  знаете ли вы, кто такие скифы? [ираноязычные племена, древний народ, существовавший в VIII в. до н. э.]

1921 год – выход книги «Исповедь хулигана»

1922  год – написание поэмы «Пугачев»

§  знаете ли вы, кто такой Пугачев? [донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов в России]

1923  год – выход в Берлине книги «Стихи скандалиста»

§  столицей какого государства является Берлин? [Германия]

1924 год – написание ряда стихотворений под названием «Москва кабацкая» и стихотворения «Письмо матери»

1925 год – издание «Собрания стихотворений» в трех томах.

К 30-ти годам С.А. Есенин был единственным из всех русских писателей, который при жизни был удостоен опубликования собрания собственных сочинений.

§  как вы думаете, почему? О чем это говорит?

В декабре 1925 года писателя не стало. Официальная версия – убийство, неофициальная – самоубийство.

 

5.     ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА С.А. ЕСЕНИНА,

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

1)    Тема русской природы

2)    Тема любви к женщине

3)    Тема судьбы русской деревни

4)    Тема пути России

5)    Тема религии

 

6.     ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ С.А. ЕСЕНИНА, ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

1)    Музыкальность текстов

2)    Близость к фольклору, народно-песенная основа стихов

3)    Употребление диалектизмов

§  что такое диалектизмы? [слова, характерные для диалектов русского языка]

§  приведите примеры диалектизмов [«пятух», «ряка», «сястра», «снех», «друх» и пр.]

4)    Богатая метафоричность

§  что такое метафора? [слово или выражение, употребляемое в    переносном значении,  или скрытое сравнение]

§  приведите примеры метафор [«золотые волосы», «шепот волн», «чаша бытия» и пр.]

5)    Принцип пейзажной живописи

 

7.     ПРОСЛУШИВАНИЕ РОМАНСА «НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ» НА СТИХИ    С.А. ЕСЕНИНА В ИСПОЛНЕНИИ ВИКТОРИИ ЦЫГАНОВОЙ (4 МИН.)

 

8.     БЕСЕДА

§  понравилось ли вам произведение? Почему?

§  какие чувства и эмоции вызвало?

§  о чем оно, на ваш взгляд?

§  о чем заставило задуматься?

§  определите главную тему произведения.

 

 

III.             ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.     ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

С.А. ЕСЕНИНА «ПИСЬМО МАТЕРИ»

2.     САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ СТИХОТВОРЕНИЯ

§  подготовить выразительное чтение стихотворения;

§  определить главную и второстепенные темы стихотворения;

§  выписать все метафоры, которые есть в тексте.

3.     ОЗВУЧИВАНИЕ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

 

4.     ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ С.А. ЕСЕНИНА «БЕРЕЗА»

5.     САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ СТИХОТВОРЕНИЯ

§  подготовить выразительное чтение стихотворения;

§  определить главную и второстепенные темы стихотворения;

§  выписать все метафоры, которые есть в тексте.

6.     ОЗВУЧИВАНИЕ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

 

7.     ВИДЕОЭКСКУРСИЯ В ДОМ-МУЗЕЙ С.А. ЕСЕНИНА (ПРОСМОТР АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ВИДЕОФИЛЬМА)

                   (10 МИН.)

 

8.     БЕСЕДА

§  понравилась ли вам видеоэкскурсия? Чем?

§  какое впечатление на вас произвел дом-музей С.А. Есенина?

 

 

9.     РАБОТА С ВЫСКАЗЫВАНИЕМ М. ГОРЬКОГО О С.А. ЕСЕНИНЕ

«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».

 

10. БЕСЕДА

§  как вы поняли, о чем идет речь в услышанном вами высказывании?

§  как вы можете охарактеризовать отношение М. Горького к С.А. Есенину, опираясь на данное высказывание?

§  согласны ли вы с мнением М. Горького? Почему?

 

 

IV.            РЕФЛЕКСИЯ

1.     СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА СО СЛОВОМ «ЕСЕНИН» ИЛИ СО СЛОВОСЕТАНИЕМ «ТВОРЧЕСТВО ЕСЕНИНА»

1 строка – одно существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – одно емкое предложение - вывод

2.     ОЗВУЧИВАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ПОЛУЧИВШИХСЯ СИНКВЕЙНОВ

 

 

V.               ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

1.     БЕСЕДА

§  что новое на уроке вы сегодня узнали?

§  какое впечатление сложилось у вас о С.А. Есенине?

§  что за человек это был? Что за писатель?

§  понравились ли вам его произведения? Чем?

 

2.     СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Творчество С.А. Есенина – одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской литературы. Его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. В его произведениях присутствуют искренность и одухотворённость, для поэта самым дорогим на всей планете была Русь.

 

3.     ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

 

4.     ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить наизусть одно из стихотворений С.А. Есенина на тему русской природы

 

5.     ПРОЩАНИЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ.


 

6.     Скачано с www.znanio.ru