КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ТВОРЧЕСТВО С.А. ЕСЕНИНА»
Предмет: литература
Тема занятия: Творчество С.А. Есенина
Тип занятия: изучение нового материала
Длительность: 90 минут
Цель: познакомить учащихся с творчеством С.А. Есенина
Задачи:
образовательные:
ü познакомить с биографией С.А. Есенина;
ü познакомить с особенностями произведений С.А. Есенина;
ü дать понятие терминам «новокрестьянская поэзия» и «иммажинизм»;
ü осветить основные темы творчества С.А. Есенина;
ü осветить особенности художественного стиля С.А. Есенина;
ü выработать навык работы с текстами стихотворений;
воспитательные:
ü воспитать любовь и бережливость к литературному творчеству С.А. Есенина;
ü воспитать любовь и бережливость к русской литературе в целом;
развивающие:
ü развить коммуникативные навыки;
ü организовать самостоятельную работу учащихся;
ü развить навык чтения;
ü развить навык работы с текстами стихотворений;
ü развить интерес к творчеству и личности С.А. Есенина.
Оборудование:
ü компьютер/ноутбук
ü проектор/интерактивная доска;
ü раздаточный материал – тексты стихотворений С.А. Есенина;
ü рабочие тетради.
Формируемые ОК:
ОК 1 способность владеть культурой мышления, умение аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
ОК 10 способность и готовность к письменной и устной коммуникации на родном языке.
Ход урока:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ
§ приветствие;
§ обсуждение ранее пройденного материала на предыдущем уроке;
§ постановка цели и задач урока;
§ запись темы и даты жизни С.А. Есенина.
2. БЕСЕДА
§ что вы знаете о С.А. Есенине?
§ какие произведения писателя вам знакомы?
§ знаете ли вы, о чем его творчество?
§ знаете ли вы, откуда он был родом?
II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ, ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ
Сергей Александрович Есенин – русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии, а в более позднем творчестве — имажинизма.
Новокрестьянская поэзия – это течение поэтов, вышедших из народной среды, которые опирались в своем творчестве на фольклорную и литературную традицию XIX века.
Представители: Николай Клюев, Сергей Клычков, Александр Ширяевец.
Имажинизм – литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов – метафора.
Представители: Анатолий Мариенгоф, Николай Эрдман, Рюрик Ивнев.
2. ПРОСМОТР АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ВИДЕОФИЛЬМА О С.А. ЕСЕНИНЕ (7 МИН.)
3. БЕСЕДА
§ что вы запомнили из услышанного в видеофильме?
§ где родился писатель?
§ какое образование получил?
§ какой работой занимался?
§ какие произведения были озвучены в видеофильме?
§ кто была супруга писателя?
§ почему С.А. Есенин на какое-то время эмигрировал из России?
§ как закончилась жизнь поэта?
4. СЛОВО УЧИТЕЛЯ, ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ
Библиография С.А. Есенина:
1912 год – выход сборника стихотворений «Больные думы»
1915 год – написание автобиографии «Сергей Есенин»
1917 год – выход сборника стихотворений «Скифы»
§ знаете ли вы, кто такие скифы? [ираноязычные племена, древний народ, существовавший в VIII в. до н. э.]
1921 год – выход книги «Исповедь хулигана»
1922 год – написание поэмы «Пугачев»
§ знаете ли вы, кто такой Пугачев? [донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов в России]
1923 год – выход в Берлине книги «Стихи скандалиста»
§ столицей какого государства является Берлин? [Германия]
1924 год – написание ряда стихотворений под названием «Москва кабацкая» и стихотворения «Письмо матери»
1925 год – издание «Собрания стихотворений» в трех томах.
К 30-ти годам С.А. Есенин был единственным из всех русских писателей, который при жизни был удостоен опубликования собрания собственных сочинений.
§ как вы думаете, почему? О чем это говорит?
В декабре 1925 года писателя не стало. Официальная версия – убийство, неофициальная – самоубийство.
5. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА С.А. ЕСЕНИНА,
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ
1) Тема русской природы
2) Тема любви к женщине
3) Тема судьбы русской деревни
4) Тема пути России
5) Тема религии
6. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ С.А. ЕСЕНИНА, ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ
1) Музыкальность текстов
2) Близость к фольклору, народно-песенная основа стихов
3) Употребление диалектизмов
§ что такое диалектизмы? [слова, характерные для диалектов русского языка]
§ приведите примеры диалектизмов [«пятух», «ряка», «сястра», «снех», «друх» и пр.]
4) Богатая метафоричность
§ что такое метафора? [слово или выражение, употребляемое в переносном значении, или скрытое сравнение]
§ приведите примеры метафор [«золотые волосы», «шепот волн», «чаша бытия» и пр.]
5) Принцип пейзажной живописи
7. ПРОСЛУШИВАНИЕ РОМАНСА «НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ» НА СТИХИ С.А. ЕСЕНИНА В ИСПОЛНЕНИИ ВИКТОРИИ ЦЫГАНОВОЙ (4 МИН.)
8. БЕСЕДА
§ понравилось ли вам произведение? Почему?
§ какие чувства и эмоции вызвало?
§ о чем оно, на ваш взгляд?
§ о чем заставило задуматься?
§ определите главную тему произведения.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
С.А. ЕСЕНИНА «ПИСЬМО МАТЕРИ»
2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ СТИХОТВОРЕНИЯ
§ подготовить выразительное чтение стихотворения;
§ определить главную и второстепенные темы стихотворения;
§ выписать все метафоры, которые есть в тексте.
3. ОЗВУЧИВАНИЕ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
4. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ С.А. ЕСЕНИНА «БЕРЕЗА»
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ СТИХОТВОРЕНИЯ
§ подготовить выразительное чтение стихотворения;
§ определить главную и второстепенные темы стихотворения;
§ выписать все метафоры, которые есть в тексте.
6. ОЗВУЧИВАНИЕ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
7. ВИДЕОЭКСКУРСИЯ В ДОМ-МУЗЕЙ С.А. ЕСЕНИНА (ПРОСМОТР АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ВИДЕОФИЛЬМА)
(10 МИН.)
8. БЕСЕДА
§ понравилась ли вам видеоэкскурсия? Чем?
§ какое впечатление на вас произвел дом-музей С.А. Есенина?
9. РАБОТА С ВЫСКАЗЫВАНИЕМ М. ГОРЬКОГО О С.А. ЕСЕНИНЕ
«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».
10. БЕСЕДА
§ как вы поняли, о чем идет речь в услышанном вами высказывании?
§ как вы можете охарактеризовать отношение М. Горького к С.А. Есенину, опираясь на данное высказывание?
§ согласны ли вы с мнением М. Горького? Почему?
IV. РЕФЛЕКСИЯ
1. СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА СО СЛОВОМ «ЕСЕНИН» ИЛИ СО СЛОВОСЕТАНИЕМ «ТВОРЧЕСТВО ЕСЕНИНА»
1 строка – одно существительное
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – одно емкое предложение - вывод
2. ОЗВУЧИВАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ПОЛУЧИВШИХСЯ СИНКВЕЙНОВ
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
1. БЕСЕДА
§ что новое на уроке вы сегодня узнали?
§ какое впечатление сложилось у вас о С.А. Есенине?
§ что за человек это был? Что за писатель?
§ понравились ли вам его произведения? Чем?
2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Творчество С.А. Есенина – одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской литературы. Его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. В его произведениях присутствуют искренность и одухотворённость, для поэта самым дорогим на всей планете была Русь.
3. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить наизусть одно из стихотворений С.А. Есенина на тему русской природы
5. ПРОЩАНИЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ.
6. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.