Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества «Дар»
Фестиваль профессионального мастерства педагогов дополнительного образования
«Крылья успеха»
Конспект конкурсного занятия по музыкальной грамоте
«Интервалы. Развитие гармонического и мелодического слуха»
Разработала: Ромашова
Елена Владимировна
педагог дополнительного
образования
высшей квалификационной
категории
МАУДО « ДДТ «Дар»
2019 год
План-конспект занятия
Дата проведения: 19 марта 2019 – 15.00
Объединение: Вокальный ансамбль
«Рандеву» - младшая группа (4-5 год обучения)
Возраст детей: 11 лет
Количество детей в группе: 9-10
человек
Тема занятия: Занятие по
музыкальной грамоте «Интервалы. Развитие гармонического и мелодического слуха»
Форма занятия: Практическое
Тип занятия: Закрепление знаний, изучение нового материала
Время занятия: 45 минут
Цели:
Обучающая: Закрепление знаний, изучение нового материала по теме
«Интервалы»
Развивающая: Развитие гармонического и мелодического слуха учащихся.
Воспитательная: Воспитание
у обучающихся собранности, концентрации внимания в процессе выполнения заданий.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить имеющиеся у детей знания по теме «Интервалы»
- Проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих занятиях
- Познакомить с интервалом септима.
Развивающие:
- Формировать у обучающихся умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию своей деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать настойчивость и терпение при выполнении заданий;
- Воспитывать самостоятельность и познавательную активность.
Используемые методы и приёмы:
Метод практической деятельности: организация практической деятельности детей путём постановки задач, требующих самостоятельного и коллективного решения;
Поисковый: моделирование и поиск интервальных оборотов в целях закрепления знаний.
Вербальный: словесное общение на протяжении всего занятия;
Наглядный: демонстрация, показ.
Используемые технологии:
Информационно-коммуникативные технологии;
Игровые технологии;
Технологии самостоятельного и коллективного
взаимодействия.
Информационно-методическое обеспечение
занятия:
Конспект занятия, мультимедийное
оборудование, ноутбук,
фортепиано (синтезатор), видео презентация, нотный материал для самостоятельной
работы, тетрадь музыканта, нотная тетрадь, карандаши.
Прогнозируемый результат:
Готовность к практическому
использованию полученных знаний в дальнейшей музыкальной деятельности.
Этапы |
Деятельность педагога |
Предполагаемая деятельность детей |
1.Вводная часть |
Заставка на экране – сюжет из интерактивного опроса |
Дети занимают места. |
1.1.Организационный момент |
Здравствуйте, дети! На протяжении 2 и 3 четверти мы учимся активизировать музыкальный слух. Ведь без такого важного компонента невозможно чистое пение, невозможно качественное пение по голосам. Последние наши выступления показывают, , что вы подросли как музыканты, но нам еще много нужно работать для того чтобы осознанно петь музыкальные партии. Вы согласны? |
Создание благоприятной атмосферы для дальнейшей работы.
|
1.2.Введение в тему занятия
1.3. Повторение пройденного материала
1.4. Постановка целей
|
Для активизации слуха нам помогает тема «Интервалы», ведь все наши песни это ничто иное как интервальные переходы и скачки. Все мелодии состоят из интервалов. Мы с вами познакомились с некоторыми интервалами и научились их различать. Давайте повторим, какие интервалы вы уже знаете. Я приготовила для вас сигнальные карточки, кто готов дать ответ, поднимает карточку. Для того чтобы вспомнить то, что мы уже знаем, я предлагаю вам провести блиц опрос. Каждый интервал имеет свою звуковую опору. Для того, чтобы лучше различать интервалы, мы с вами пели коротенькие песни. Я предлагаю вам взять ваши тетради, просмотреть и пропеть эти песни. Определите для себя, какой интервал вам сложнее всего определять на слух и мы с вами повторим мелодию. |
Быстрые ответы детей по пройденной теме.
|
2.Основная часть 2.1. Слуховой анализ
2.2. Сольфеджирование
2.3. Самостоятельная деятельность
2.4. Знакомство с новым материалом
2.5.Совместная практическая деятельность
2.6.Практическая деятельность
2.7. Самостоятельная практическая деятельность |
Повтор мелодий. Задание № 1 Слушание и определение гармонических интервалов. Задание № 2 Пение канона по нотам. Найти в каноне чистую кварту. Вокальная пауза Сейчас мы с вами переключимся, немного отдохнем, займемся нашим любимым делом – пением. Мы споем распевку. Задание № 3 Определите на слух с какого интервала начинается данная распевка? Мы с вами познакомились с шестью интервалами и сегодня узнаем про седьмой интервал – септима. Септимы бывают малыми и большими. На этом занятии мы уделим внимание большой септиме. Большая септима напряженный по звучанию интервал, капризный и создает некий диссонанс, как и секунда, но септима, в отличие от секунды, интервал широкий. Она охватывает семь ступеней. Большая септима обозначается Б7 (показ слайда). Сколько же она содержит в себе полутонов? (11). Задание № 4 У меня построена большая септима от ноты до. Давайте вместе постоим большую септиму от ноты ми. 11 полутонов. Согласитесь, расстояние очень большое. Но именно такое большое расстояние позволяет легко определить и не спутать этот интервал с другими. Предлагаю вам взять тетради и найти песню про большую септиму. Задание № 5 Пение по нотам песни «Большая септима» Задание № 6 Я для вас приготовила музыкальный текст. Проанализируйте его и найдите в нем большую септиму. Задание № 7 Сейчас я вам предлагаю послушать мелодические интервалы, записать их, проверить себя. Я для вас буду играть 5 разных интервалов: кварту, большую секунду, квинту, большую сексту и большую септиму. Оцените себя сами. |
Слушание и пропевание гармонических интервалов Пение по нотам. Вспомнить понятие канон: главная и второстепенная партии Распевание
Слуховой анализ
Построение интервала септима
Чтение с листа
Анализ музыкального текста
Слуховой анализ |
3.Заключительная часть 3.1.Подведение итогов
3.2.Рефлексия
3.3. Домашнее задание |
Сегодня мы с вами повторили интервалы. Познакомились с новым интервалом Септима, но самое главное, учились слушать и различать звуки, анализировать музыкальный текст. Какое из заданий вам показалось простым? Какое самым трудным? Над чем нужно еще поработать, чтобы различать гармонические и мелодические интервалы? Домашнее задание Построить большую септиму от нот ре и фа. Пропеть нотами музыкальный текст с септимой.
|
Ответы детей
Запись домашнего задания в дневники. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.