Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 125» г. Оренбурга
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
на тему: «Почтальон принес письмо, мы не знаем для кого…»
образовательная область реЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет №3
Выполнил: |
Зверева Е.Г. воспитатель МДОБУ № 125 |
Согласовано: |
Соловых Ю.В., заместитель заведующего по ВО и МР |
Оренбург, 2019
Конспект занятия
I. Организационная информация |
|||
1.1 |
Доминирующая образовательная область |
Речевое развитие |
|
1.2 |
Виды деятельности детей |
коммуникативный игровой двигательный познавательно-исследовательский |
|
II. Методическая информация |
|||
2.1 |
Тема занятия |
Почтальон принес письмо, мы не знаем для кого… |
|
2.2 |
Методы и приемы реализации содержания занятия |
Наглядный (демонстрация, рассматривание, показ способа действия, Словесный (беседа, объяснение, загадка, Игровой (дидактическая игра, словесная игра) Практический (выкладывание буквы из палочек, упражнение) Прием постановки цели и мотивации деятельности детей: вступительная беседа. Прием активизации деятельности детей в процессе занятия: создание проблемной ситуации. Прием поддержания интереса у детей: чередование детской деятельности, физкультминутка Прием оценки и самооценки: похвала, поощрение |
|
2.3 |
Возрастная группа |
5-6 лет |
|
2.4 |
Цель: |
Знакомство с буквой Аа и звуком [а] |
|
2.5 |
Задачи: |
Закреплять понятия звук, гласный звук, согласный. Формировать понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы. Формировать навык конструирования буквы А из палочек. Формировать умение различать гласный звук [а] среди других гласных в дидактической игре «Хлопни в ладоши». Формирование умения находить букву а среди других букв алфавита. Формировать умение подбирать слова с заданным звуком [а] в начале слова. Формировать умение определять на слух наличие звука [а] в словах в дидактической игре «Четвертый лишний» Формировать умение определять место гласного звука [а]в начале, середине или в конце слова в игровом упражнении «Определи место звука а в слове». Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, мелкую и крупную моторику, самоконтроль. Воспитывать самостоятельность. |
|
2.6 |
Планируемые результаты |
Дети знают букву Аа и звук [а]. |
|
2.7 |
Организация РППС для проведения занятия |
палочки двух цветов, пластмассовые магнитные буквы, предметные картинки , схема определения места звука в слове, карточки с заданием на определение места звука в слове по количеству детей, по 3 красные фишки по количеству детей , контейнер с песком, 2 одинаковых конверта в цветочек , влажные салфетки. Графическое изображение буквы Аа на доске. |
|
2.8 |
Обогащение словаря |
Звук, буква, гласный звук, согласный звук. |
|
2.9 |
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в предшествующие режимные моменты |
Знакомство с графическим изображением буквы Аа . Подбор имен на звук [а]. Определение положения звука а в слове на слух. |
|
III. Конспект занятия |
|||
3.1 |
Вводная часть |
||
3.1.1
|
Введение в тему (создание проблемной ситуации) |
Воспитатель: ребята, утром почтальон принес письмо. Какое-то странное письмо…Непонятно, кому адресовано… Как же мы узнаем кому ? Дети ( рассуждают) : конверт с цветочками, это письмо для девочки. |
|
3.1.2 |
Мотивация деятельности детей |
Воспитатель: на обратной стороне конверта PS(приписка) «Как зовут девочку вы узнаете , если выполните задания, которые приготовил почтальон». Хотите узнать кому письмо? Дети: Да , хотим. Когда мы узнаем кому письмо, тогда мы узнаем что в письме. |
|
3.1.3. |
Целеполагание |
||
3.2. |
Основная часть: |
||
3.2.1 |
Актуализация ранее приобретенных знаний |
Воспитатель: 1.«Загадка от почтальона» В море плавала акула Ела все , что в нем тонуло… К нам акула приплыла- Превратилась в букву …А Воспитатель: На прошлом занятии вы уже познакомились с буквой А, поэтому вам не составит труда выложить большую букву А из палочек. Как выдумаете, какого цвета возьмем палочки? Дети: красного. Воспитатель: Почему? Дети: потому что , звук [а],который обозначен буквой А-гласный., мы его можем петь, когда мы его произносим нет преграды для произношения. Воспитатель: что может быть преградой для произношения звука? Дети: при произношении звуков могут мешать: язык, губы, зубы. Эти звуки называются согласными. Воспитатель: Правильно ребята! Давайте споём звук «а», как будто наш голос поднимается, а потом спускается по лесенке. 2. Упражнение «Лесенка». Дети поют звук вместе с воспитателем. Воспитатель: Молодцы. из скольких палочек состоит большая буква «А»? Дети: Из трёх. Две палочки длинные и одна короткая. 3. Выкладывание буквы А из палочек. Воспитатель: Какую букву вы сложили? Дети : большую букву А Воспитатель: Есть еще маленькая буква а. София, найди ее, пожалуйста, среди других букв. (о, р, м, н и тд .). Сафия: Маленькая буква а, тоже гласная. 4.Дидактическая игра «Хлопни в ладоши». Воспитатель произносит звуки а, у, о, у, а, а, о, у, а. Услышав звук [а], дети должны хлопнуть в ладоши. Воспитатель: Ребята, запомните, букву А мы видим и пишем, а звук слышим и произносим! Воспитатель: Какие слова на звук а вы помните? Дети: аист, арбуз, автобус, апельсин, ананас, акула, азбука, абрикос, астра, азбука, алфавит. (воспитатель использует предметные картинки ) Воспитатель: Молодцы! 5. Физкультминутка «Буква А» А – начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать ее легко: Ноги ставит широко, (Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз - два хлопка. Темп постоянно ускоряется.) – А теперь ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад, повороты вправо, влево; сели.) 6. Логопедическое упражнение произнесения звука «А» Воспитатель: Длительно тянем звук «А», укачивая на руках куклу (рот широко открыт).
|
|
3.2.2 |
Добывание (сообщение и приятие) нового знания |
7. Дидактическая игра «Четвертый лишний» Воспитатель: Посмотрите , ребята, что вы видите на картинках? Дети : рак, жук, белка, арбуз. Воспитатель: Как вы думаете, что лишнее? Воспитатель проговаривает слова и акцентирует внимание детей на звуке а в словах. Дети : Жук, потому , что в слове жук не слышется звук а. Воспитатель: Правильно! Молодцы! 8. Игровое упражнение «Определи место звука а в слове». Воспитатель: Определите место звука а в слове ( в начале, середине ,конце слова) и положите туда красный кружок-фишку по схеме. В первом слове , место гласного звука а определим вместе. Воспитатель проговаривает все звуки в слове «рак». Где слышится звук а : в начале слова, в середине или в конце слова? Дети: В середине слова, кладем красную фишку в середину. |
|
3.2.3 |
Самостоятельная/ продуктивная деятельность детей по закреплению нового знания |
9.Самостоятельное определение места звука а в словах «белка», «арбуз». Воспитатель приглашает детей к мольберту , для определения места звука в словах . Воспитатель: Молодцы! Ребята , проверьте, правильно ли вы выполнили задание. 10. Игровое упражнение «Волшебная буква» Пока мы выполняли задания почтальона письмо сдуло легким ветерком. Ребята, вы случайно не видите письмо? Дети находят контейнер с сухим песком, где заранее , не полностью зарыто письмо ,смазанное клеем. Не смазана клеем только заглавная буква А. Воспитатель: Достанем, стряхнем песок. Оказывается , это письмо волшебное! Что вы видите? Дети : Буква А. Воспитатель: Что это может значить? Дети: Значит имя девочки начинается со звука [ а]. Воспитатель: Кто же это может быть? Дети: Аня, Алена , Амира, Алиса ? Воспитатель: Как мы теперь узнаем кому из девочек письмо? Дети предлагают разные варианты решения проблемы, затем предлагают открыть письмо и посмотреть . В письме лежит диплом 1 степени для Ани Сороковых, за участие в международном конкурсе рисунков «Чем пахнет лето». Вручение диплома .
|
|
3.3. |
Заключительная часть |
||
3.3.1 |
Рефлексия (анализ и самоанализ деятельности детей) |
Воспитатель: Кто сегодня получил письмо ? Как мы узнали, что письмо для Ани? Какая буква проявилась на письме с помощью волшебства? Что у вас вызвало интерес на занятии? Какое задание почтальона вызывало у вас трудности? Молодцы , хорошо поработали, как говорится делу время, потехе час! Можно теперь отдохнуть. |
|
3.4. |
Дальнейшая разработка темы |
||
3.4.1 |
Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.) |
Изготовление книги «Наша азбука» |
|
3.4.2 |
Длительность занятия: |
20 мин |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.