Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Районный Центр дополнительного образования»
Конспект открытого занятия
по обучению грамоте
«Звуки С-Сь, буква С»
объединение «Подготовка к школе»
педагог дополнительного образования
Тепловодская Татьяна Борисовна
г.Кировск, Ленинградская область
2019-2020 уч.год
Количество детей в группе – 18 человек (мальчиков – 10, девочек – 8)
Возраст учащихся – 6-7 лет
Тема учебного занятия: «Звуки С-Сь, буква С»
Тип учебного занятия: изучение нового материала
Раздел в ДОП: «Обучение грамоте»
Цель учебного занятия: знакомство с буквой С (строчной, заглавной); учить дифференцировать звук С-Сь по твердости-мягкости.
Задачи
Обучающие:
ü научить печатать заглавную и строчную букву С;
ü определять место звука в слове;
ü фонематический анализ и синтез;
Развивающие:
ü развивать фонематический слух, внимание, память;
ü развивать умение делить слова на слоги;
ü закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);
Воспитательные:
ü умение концентрировать внимание;
ü эмоциональная отзывчивость;
ü умение слышать и слушать задание педагога;
Форма занятия: учебное занятие
Форма организации работы: сюжетная игра
Межпредметные связи: русский язык, литература
Методы обучения: наглядный (метод иллюстраций, рассматривание картинок), игровой
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии.
Материально-технические оснащение:
§ Учебный кабинет – S – 21 кв.м.
§ Оснащённое место для педагога: стол, стул
§ Оснащённые места для учащихся: стулья, столы
Оборудование для педагога:
Звуковая лента, домики для гласных и согласных звуков (красный и синий), картинка с буквой С строчной и заглавной, картинка Незнайки, картинки с отгадками ;
ТСО: компьютер, мультимедиа, экран
Структура занятия:
Этап учебного занятия |
Содержание |
Время |
Организационный момент |
Педагог мотивирует учащихся на изучение нового звука. Сообщение темы учебного занятия |
3-5 минут |
Основная часть |
Знакомство детей с новым согласным звуком, новой буквой |
20 минут |
Заключительная часть. Подведение итогов учебного занятия |
Педагог подводит итог занятия. Оценивает работу детей. |
5 минут |
Ход учебного занятия
1. Организация начала занятия
Педагог
Загадывание загадки:
Все в Цветочном городишке
Знают этого мальчишку.
Коротышку и зазнайку,
Беззаботного … (Незнайку) - картинка 1
Верно. Это Незнайка. Он пришел к нам сегодня в гости с просьбой помочь ему узнать новый звук и новую букву.
А вот какую, вы мне сейчас и подскажите, только будьте внимательны при отгадывании загадок:
Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь… (Свинья)- картинка 2
Заворчал живой замок, лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи! (Собака) – картинка 3
У него четыре ножки,
Любят спать на нем все кошки.
Если кто-то хочет есть,
На него придется сесть… (Стул) – картинка 4
Педагог: Какой звук повторяется в этих словах?
Дети: звук С
2. Основная часть
Педагог: правильно, тема нашего занятия: Буква С, звуки с-сь. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками С-Сь и научимся печатать букву С. Давайте произнесем звук С
Дети произносят звук С
Педагог: получается его спеть? (нет) почему? (нам мешает преграда – спинка у языка поднимается вверх); значит звук какой? (согласный) В каком домике будет жить этот звук? (в синем)
Педагог: звук С – согласный, глухой.
Педагог: а теперь произнесите слова – лось, лесенка, селедка. Какой здесь звук С?
Дети: мягкий
Вывод: звук С - бывает твердый и мягкий
Игра «Поймай звук»
Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук С (твердый) – хлопните в ладошки, а если услышите звук Сь – топайте ножками.
Лист, самолет, свекла, гусь, лес, лиса, ласка, лось, слово, письмо, слон, рысь, солнце, апельсин, лесенка, сорока, оса, санки, велосипед, сирень, осень, стакан, редиска, морс, сено, осел, васильки.
Педагог: звук может стоять в начале, в середине, в конце слова. Давайте определим, где находятся звуки С-Сь в слове: свеча, аист, сахар, сом, квас, посуда, сабля, ласточка, автобус, скамейка, глобус, сапоги, бокс, кактус, стадо, овес, кекс, сосна, насос, судак, ласты, песок, краска, весна, снег, парус, сумка, куст, кокос, солдат, масло, смех, свисток, пастух, ананас.
Педагог: ребята, давайте немного отдохнем, сделаем паузу. Незнайка покажет нам свою любимую физкультминутку.
Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку:
Быстро встаньте, улыбнитесь
Выше, выше потянитесь,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево-вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь,
Сели-встали, сели-встали.
И на месте побежали!
Педагог: ребята, скажите, пожалуйста, в чем отличие звука от буквы?
Дети: звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем.
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
Педагог: какой же буквой обозначается звук С на письме?
Дети: буквой С.
Педагог: (вешает картинки с заглавной и строчной буквой С), знакомство с буквой С:
Буква «О» жила на свете
Что же с ней случилось, дети?
Вдруг кусочек «О» исчез,
Получилась буква «С».
Педагог показывает как правильно напечатать букву С .
Педагог: теперь открываем свои рабочие тетради, но прежде всего вспомним как правильно сидеть при письме: правильно сядем на своих рабочих местах, спина прямая, локоточек не свисает с парты, ноги стоят на полу, правый уголок тетради смотрит вверх. Молодцы!
Дети: открывают рабочие тетради и учатся писать букву С.
Во время работы в тетради, на 2-3 минуты дети прерываются на пальчиковую гимнастику.
3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.
Педагог: ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
Дети: со звуками С-Сь и буквой С.
Педагог: ребята, вы отлично сегодня поработали. Помогли Незнайке выучить новую букву и новый звук. Вы сегодня все старались, вы большие молодцы!
Список использованной литературы
1. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно - СПб.: Питер, 2010.
2. Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М,;ТЦ Сфера, 2017.
3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. -176 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Приложения
Картинка 1
Картинка 2
Картинка 3
Картинка 4
Картинка 5
С с
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.