Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему "первоцветы"

  • docx
  • 23.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала konspekt_pervotsvet22222y.docx

Конспект НОД по ознакомлению с природой

в средней группе

Тема: "Весна. Первоцветы"

 

Цель: уточнить и расширить представления о первых цветах весны;

Программные задачи:

• Образовательные: дать элементарные представления о первых весенних цветах, активизировать речь за счет прилагательных, научить определять их по описанию, вызвать у детей интерес к окружающему миру;

• Развивающие: развивать связную речь, внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления;

• Воспитательные: прививать любовь к природе, бережное отношение к первоцветам, к живой природе.

Материалы и оборудование: компьютер, презентация «Первоцветы»; разрезные картинки "Первоцветы"; заготовка для аппликации "Полянка одуванчиков".

Предварительная работа:

Рассматривание альбомов: «Весна», «Цветы»

Наблюдения за первоцветами на прогулке;

 

 

 

Ход деятельности: 

 

— Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся. Приготовьте свои ладошки и повторяйте вместе со мной (коммуникативная игра «Здравствуй».)

Здравствуй, красно солнышко – руки вверх

Здравствуй, ветерок – покачивание рук

Солнечные зайчики, – взмахи рук перед собой

Быстрый ручеек – руки внизу, покачивание рук

Здравствуй, спелая трава – покачивание ладошек

Здравствуй, шумная листва – трут ладошки

Здравствуйте, мышата – хлопок за спиной

Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте

Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок

Очень рады видеть вас – руки к груди и вперед – в стороны

 

 

 

1(слайд)

-Ребята. отгадайте о чём я говорю?

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (весной)

Беседа с детьми:

 

Правильно, весной становиться много солнечного света и тепла. Начинается весна с таяния снега, затем земля полностью освобождается от снега, на реках тает лед. Природа пробуждается от зимы: на деревьях набухают почки, прилетают перелетные птицы, появляется первая травка и первые весенние цветы. Какой же первый цветок отгадайте загадку:

 

У занесённых снегом кочек

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек

Полузамёрзший, чуть живой.

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

 

 

 

2(слайд) Подснежник.

Рассматривание картинки с изображением цветка:

– Назовите части растения? (листья, стебель, цветок)

– Какой стебель? (невысокий)

– Какие цветки у растения? (белого цвета)

Описание подснежника педагогом: Подснежник – цветок нежный, хрупкий, но в то же время гордый и смелый, растет рядом со снегом, его обдувают холодные ветра, а он не боится и прямо стоит на своей тонкой ножке. Послушайте, пожалуйста, стихотворение о подснежнике.

 

 

3 (слайд) «Мать-и-мачеха».

Ранней солнечной порой

На проталинке весной

Украшают бугорки

Мать-и-мачехи цветки.

В ярких желтеньких платочках

И зелененьких носочках.

Описание педагогом растения: Мать-и-мачеха одна из самых первых зацветает по весне. У неё небольшие желтенькие цветочки на толстенькой ножке-стебельке. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так диво! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха. Растёт мать-и-мачеха на открытых солнечных местах.

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

 

 

 

 

 

4(слайд) «Одуванчик»

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик –

Первый, молодой.

У него чудесный,

Золотистый цвет.

Он – большого солнца

Маленький портрет!

(О. Высотская)

На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т. д.)

Описание одуванчика педагогом. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. Головка цветка всегда движется за солнышком. (С. Красиков) Когда одуванчик отцветает, на месте желтой головки появляется белый шарик из пушинок. На каждой пушинке крепится семечка, и когда дует ветер, он пушинки разлетаются и разносят семена одуванчика.

 

5(слайд) «Ландыш».

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

«Белые горошки на зелёной ножке»

Описание ландыша педагогом: Правильно, это ландыш. Растение – символ весны. Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветания образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты, их нельзя трогать.

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

А. Фет

 (Охраняемое, лекарственное растение, ядовитое)

 

 

 

 

 

6 слайд "Первоцветы"

-Все эти цветы называют первоцветами. Как вы думаете, почему?

-Эти цветы зацветают одними из первых, поэтому их называют первоцветами 

Берегите первоцветы,
Весны первые шаги,
Ранним солнцем чуть согреты
Это первенцы весны.

 

7(слайд) "Правила"

-Можно рвать первоцветы? (нет) Почему?

Помни правила:

• Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.

• Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок.

Если ВСЕ: и Я, и ТЫ,

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты.

Т. Собакина.

8(слайд) Игра «Что лишнее?»

 

Ребята, посмотрите к нам в гости прилетела Пчёлка. Она такой грустная и печальная и просит вашей помощи. Она такая  рассеянная, что перепутала все картинки (показываю маленькие картинки). Вот она и просит вашей помощи, чтобы мы с вами из этих маленьких картинок сложили большую картинку с изображением цветка. Ребята, поможем Пчёлке в беде?

 

Игра "Собери картинку"

 

 

 

 

 

Продуктивная часть занятия.

На лужайке Пчёлки, всё никак не зацветут цветы. А ёй хочется насладиться сладким нектаром, после долгой зимней спячке.

Поэтому я предлагаю вам помочь ей и сделать цветы.

-Как вы думаете, какие цветы будут цвести на этой лужайке? Как вы догадались?

-Какой формы цветы одуванчика? Какого цвета?

-У вас лежат кружочки жёлтого цвета. Как можно их распушить, что бы получилось у нас много лепесточков?