Конспект занятия по познавательной деятельности для детей логопедической, подготовительной к школе группы: «В гости к старичку-Лесовичку».

  • docx
  • 13.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Создать условия для развития у детей устойчивого интереса к птицам Рязанского края. Задачи: Обучающие: • Формировать обобщённые представления у детей о птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. • Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание поддержать, создать для них нужные условия. • Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках. Развивающие: • Устанавливать причинно-следственную связь между исчезновением корма и отлётом птиц. • Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании. • Развивать у детей интерес к жизни птиц. • Развивать память, внимание, речь. Воспитательные: • Воспитывать любовь к природе родного края.
Иконка файла материала Конспект №1.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

по познавательной деятельности для детей логопедической, подготовительной к школе группы:

«В гости к старичку-Лесовичку».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

Цель: Создать условия для развития у детей устойчивого интереса к птицам Рязанского края.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать обобщённые представления у детей о птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
  • Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание поддержать, создать для них нужные условия.
  • Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

Развивающие:

  • Устанавливать причинно-следственную связь между исчезновением корма и отлётом птиц.
  • Знакомить с основным отличием  зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.
  • Развивать у детей интерес к жизни птиц.
  • Развивать память, внимание, речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе родного края.

 

 

Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение на участке за птицами, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, рассматривание картинок, энциклопедий, разгадывание загадок, дидактические игры и упражнения, заучивание поговорок  и стихотворений.

Методы и приемы:  беседы с детьми о птицах, наглядный, дидактическая игра, игровой, экспериментирование.

Обогащение и активизация словаря: водоплавающие, пернатые, перелетные и зимующие.

 

Оборудование: игрушка старичка-лесовичка, макет озера, набор дидактических игр, таз с водой, два листа бумага, вазелин, салфетки, картинки птиц,  картинка солнышко и снежинка, картинки с изображением корма птиц, листья, ноутбук, флэшка с музыкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

I.Организационный момент:

                                        «Круг добра»

                                 Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

 

 

II. Основная часть

Воспитатель:

-Молодцы, теперь у всех хорошее настроение. И я вам предлагаю отправиться на прогулку в сказочный лес. А прежде чем отправиться в лес вы должны ответить на вопросы:

-Какое сейчас время года?

Ответы детей: (Осень.)

Воспитатель:

-Какие приметы осени вы знаете?

Ответы детей: (День становится короче, а ночь длиннее. Солнце светит меньше и совсем не греет. Часто идут дожди. Дует холодный и  сильный ветер. Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают урожай. Животные и птицы готовятся к зиме. Перелетные птицы  улетают в теплые  края.)

Воспитатель:

-Какие краски использует осень для украшения природы?

Ответы детей: ( Желтые, оранжевые, красные.)

Воспитатель:

 -Да, осень очень красивая пора. Вы хотите погулять по сказочному осеннему лесу?

Ответы детей: (Да!)

Воспитатель:

- А чтобы оказаться в сказочном, осеннем лесу нам необходимо закрыть глаза и сказать:  «Повертелись, покружились и в лесу мы очутились» (дети открывают глаза и оказываются в осеннем лесу у домика старичка-Лесовичка.)

Воспитатель:

 -Ребята вам не кажется, что-то непонятное происходит в лесу (звучит запись пения птиц),  а разве осенью птицы поют?

Ответы детей: (Нет.)                               

Воспитатель:

-Правильно, ведь осенью не слышно такого разнообразия голосов птиц.

Давайте постучимся к старичку-Лесовичку, и спросим, что же случилось с птицами в лесу. (Дети стучатся в избушку.)

(Появляется старичок-Лесовичок.)

Воспитатель:

 -Здравствуй, старичок-Лесовичок! Что случилось с птицами в твоем лесу, и почему ты не весел?

Лесовичок:

 -Здравствуйте, ребята! Как же я могу веселиться, если случилась беда. Уже наступила поздняя осень и некоторым птицам пора улетать на юг, но они не могут. Ведь злая колдунья заколдовала их, и они не знают каким птицам улетать, а каким оставаться зимовать. А я совсем старенький стал, нет сил, помочь, птицам.

Воспитатель:

 -Не волнуйся, Старичок-Лесовичок, мы постараемся тебе помочь. Ведь мы знатоки птиц. Ты только скажи, что нужно нам сделать, чтобы расколдовать их.

Лесовичок:

-Для того чтобы расколдовать птиц, надо выполнить задания, которые находятся в этом конверте. (Лесовичок отдает конверт с заданиями.)

Воспитатель:

 -Ребята, поможем старичку-Лесовичку расколдовать птиц?

Ответы детей: (Да!)

Воспитатель:

 -Тогда садитесь на пенёчки и слушайте внимательно задания.

1 задание. «Найди перелётных и зимующих птиц»

(Детям предлагаются фотографии перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски, (к солнышку) дети с помощью магнитов прикрепляют перелетных птиц, называя их. А на другую сторону (к снежинке) прикрепляют зимующих птиц, называя их.)

Воспитатель:

-Молодцы ребята! С первым заданием справились. А вот и второе задание.

2 задание. «Ответь на вопрос».

Воспитатель:

- Почему перелетные птицы улетают в теплые края?

Ответы детей: (Потому что с холодами насекомые прячутся и птицам не хватает корма. А голодная птица зимой замерзнет и погибнет).

Воспитатель:

-Почему зимующие птицы остаются зимовать?

Ответы детей: (Потому что, зимующие птицы могут себя прокормить. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, съедают оставшиеся плоды и семена лиственных деревьев, шишки с семенами хвойных. А синицы отыскивают запасы, которые сделали осенью.)

Воспитатель:

- Молодцы! И с этим заданием вы справились. Переходим к третьему заданию.

3 задание «Накорми птиц».

(Дети выкладывают картинки с изображением корма к каждой птице.)

Воспитатель:

 -Молодцы, справились с заданием.

Воспитатель:

- Дети, а какие части тела есть у птиц?

Ответы детей: (Голова, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки).

Воспитатель:

- А чем птицы отличаются друг от друга?

Ответы детей: (Размером, цветом оперенья, пением и т.д.)

Воспитатель:

-А, что все птицы умеют делать?

Ответы детей: (Летать, прыгать, пархать, клевать корм, прятаться от врагов и т.д.)

Воспитатель:

-Ребята, вы наверно устали? Давайте мы сейчас с вами превратимся в птиц?

Ответы детей: ( Давайте!)

   Физ. Минутка:

 «Будь внимательным» (Дети превращаются в птичек, а воспитатель предлагает под музыку показать повадки птиц, на определенные слова).

-На слово «летают», дети бегают в разном направлении, не наталкиваясь друг на друга, имитируя полет птиц;

-На слово «прыгают», дети прыгают на двух ногах с продвижением вперед, имитируя прыжки птиц;

-На слове «клюют корм», дети выполняют наклоны вперед;

-На слове «спят», дети садятся на стульчики;

Воспитатель:

-Вот мы немножко отдохнули и нам пора отправляться на выполнение следующего задание. Выполнять его мы будем на берегу озера (дети подходят к столу, где находится макет озера).

-Ребята, что-то здесь очень тихо. Как вы думаете, какие птицы живут около водоема?

Ответы детей: (Журавли, цапли, утки, гуси, лебеди.)

Воспитатель:

-Правильно. Давайте мы их оживим. Выполним задание.

4 Задание «Собери птицу» (Дети разбиваются на пары и встают около   конвертов с разрезными картинками птиц, которые они будут собирать.)

Воспитатель:

- Молодцы и с этим заданием вы справились.  Назовите птиц, которых  вы собрали.

Ответы детей: (Гусь, утка, лебедь, цапля, журавль.)

Воспитатель:

- Ребята нашим птицам не хватает корма. Давайте им поможем, и каждый покормит свою птицу.

5.Задание «Накорми  околоводных птиц».

Воспитатель:

- А какие из этих птиц умеют плавать?

Ответы детей: (Утка, гусь, лебедь.)

Воспитатель:

 - Как мы можем их назвать, одним словом. Какие они?

Ответы детей: (Водоплавающие.)

Воспитатель:

-Молодцы! Правильно. А почему они умеют плавать?

Ответы детей: ( Потому что у них есть перепонки на лапах.)

 

Воспитатель:

-Ребята у меня к вам вопрос: как вы думаете, почему водоплавающие птицы плавают и не тонут?

Ответы детей: (Предполагаемые ответы.)

Воспитатель:

-Давайте мы с вами проведем эксперимент и выясним, чья версия была правильной.

Эксперимент «Почему водоплавающие птицы не тонут?»

Воспитатель:

-Ребята мы с вами выполнили все задания. Какие вы молодцы, расколдовали птиц и помогли  старичку-Лесовичку навести порядок в лесу. Пора и нам возвращаться в детский сад. Но сначала нам нужно попрощаться с лесовичком. (Дети подходят к домику лесовичка и прощаются с ним).

Воспитатель:

- Пришло и наше время возвращаться в свой детский сад. А чтобы вернутся нам обратно, нужно закрыть глаза и произнести слова:

«Повертелись, покружились и в детском саду мы очутились»

Ш. Заключительная часть.

Воспитатель:

Ребята вам понравилось прогулка по лесу?

А что вам больше понравилось?