Конспект занятия по профориентации детей с ОВЗ
Подготовила социальный педагог ГУ ТО СРЦН№2 Ломова И.Н.
«Труд красит человека»
Цели: расширить представление детей о значении труда в жизни общества; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;
побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.
Задачи: привлечь
внимание детей к традиционному, народному отношению к труду, повлиять на
ценностно-мотивационные ориентации подростков.
Подготовительная работа с детьми:
-
предложить детям подготовить небольшие рассказы на тему: «Профессии знакомых и
родственников» по плану:
1. Чем занимаются ваши знакомые, родственники на работе?
2. Кто они по профессии?
3. Чем привлекает их эта профессия?
Ход занятия
Орг.
М.
1.Проблемная ситуация. «Два плуга»
Социальный
педагог: Тема нашего занятия «Труд красит человека». И начать наш разговор я
хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга»
Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Учитель читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два
плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а
другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через
несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у
земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он
только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке,
потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый,- отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
2.
Интерактивная беседа
Социальный педагог: Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот
рассказ к теме нашего классного часа.
- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился)
-Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Ответы детей:
-Труд красит человека, а безделье его уродует.
-Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
-Без туда человек заржавеет и может заболеть.
3. Мини-лекция «Что труд дает человеку»
Социальный
педагог:
Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это
благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как
нравственный подвиг, как высокий долг человека. Например, существовала древняя
книга – «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне.
Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и
чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы
окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе
ценится по труду.
Труд- это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится
общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде
человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его
благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы
люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны
те, которые ничему не научились.
4. Игра «Окончание пословицы»
Социальный
педагог:
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве
правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы
пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало
пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Учитель читает пословицы, дети хором отвечают.
Деревья смотри в плодах, … (а людей смотри в делах)
Терпенье и труд…(все перетрут)
Под лежачий камень…(и вода не течет)
Маленькое дело …(лучше большого безделья).
Не сиди сложа руки- …(не будет и скуки)
Не спеши языком-…(спеши делом)
Любишь кататься- …(люби и саночки возить)
Делу время,…(потехе час)
Ищи невесту не в хороводе, …(а в огороде)
5. «Угадай профессию»
Социальный педагог: Много профессий есть в мире, и среди них есть одна – самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».
Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.
-Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
-Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.
-Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда, как другие искусства редко обходятся без греха.
-Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия – питает всех. (Земледелие).
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
- Как вы понимаете эти слова? (Человека уважают трудолюбивого, а осуждают – того, который ведет разгульный образ жизни).
6. Устные рассказы.
Социальный педагог: Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок, скандалов, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас – обычные люди, которые любят свою работу и выполняют ее добросовестно. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят- делают все то, без чего мы не можем жить.
Чем занимаются ваши родственники, знакомые на работе?
Кто они по профессии?
Чем привлекает их эта профессия?
Слушаем
ваши рассказы.
Дети рассказывают о профессиях родителей.
7. Заключительное слово
Социальный педагог: В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем
трудиться, если можно выиграть, или стать миллионером в телевизионной игре, или
поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут
человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали
классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого
педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и
принесет им счастье».
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Социальный педагог: Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались
в вашей памяти. Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?
Примерные ответы детей:
-Запомнилась сказка о двух плугах, потому что она говорит о людях.
-Запомнилась пословица про невесту, которую надо искать в огороде.
-Запомнились слова о профессии земледельца, что она самая лучшая.
-Заставила задуматься о выборе будущей профессии.
Ребята сегодняшнее занятие было вводным, теперь мы с вами будем встречаться каждую неделю. На занятиях будем подробно знакомиться с каждой профессией, которую вы сможете выбрать после окончания школы, а также вы узнаете очень много нового и полезного для вас.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.