Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников по теме "Домашние животные"

  • docx
  • 04.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников по теме_ _Домашние животные_.docx

Конспект занятия по развитию речи старших дошкольников по теме:

«Домашние животные»

 

Образовательные задачи: актуализация словаря по теме «Домашние животные»; совершенствование грамматического строя речи (образование форм винительного и творительного падежей имен существительных, образова­ние притяжательных прилагательных); развитие связной речи; совершенствование навыков звукового и слухового анализа слов.

Развивающие задачи: развитие общих речевых навыков (звукопроизношения, правильной голосопере­дачи, тембровой окраски голоса, интонационной выразительности речи; развитие зрительного внимания, мышления, творческого воображения, подражательности.

Воспитательные задачи: воспитание любви к домашним животным.

 

Оборудование.

 Иллюстрации к сказке, игра «Пастушки», игра «Кого чем угостим?», игра «Кто за забором?», карточки со словами, слогами, схемами слов, изображениями животных.

 

Ход занятия.

 1.Организация начала занятия.

 

Педагог. Сегодня у нас с вами состоится путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто всех важнее». Если хотите туда попасть, помогите мне развести по загонам домашних животных.

 

   Игра «Пастушки». (Совершенствование навыка слогового анализа слов, развитие зрительного внима­ния, мышления).

На магнитной доске закреплены изображения животных: собаки, коровы, быка, лошади, козы, ов­цы, барана, кролика, свиньи, медведя, волка, лисы. Под ними - три загона.

 

Педагог. Выберите только домашних животных. Четко произнесите их названия, разделите на слоги и поместите: в первый загон, если в названии один слог, во второй загон - если в названии два слога, в третий загон - если в названии три слога.

Дети распределяют домашних животных по загонам.

 

Педагог. Вы были хорошими пастушками, помогли мне, и теперь мы можем отправиться в путешествие.

 

2.Основная часть. Рассказывание сказки.

 

Педагог ставит на наборное полотно иллюстрацию к сказке.

Педагог. Летом девочка поехала в деревню к бабушке. И вот что однажды утром она увидела и услышала, выглянув из окна.

Около будки у забора сидела собака Чернушка и говорила своему щенку:

- Я  ухожу на работу, а ты будь послушным и никуда из дома не отлучайся.

- А какая у тебя работа? - спросил щенок.

- Самая важная, - ответила Чернушка. - Я охраняю дом, хозяйку и ее внучку, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я - са­мое нужное домашнее животное.

- Ничего подобного, - не согласилась толстая кошка, сидевшая на крыльце. - Самая важная ра­бота у меня. Кто ловит мышей в подвале и на чердаке? Кто стережет хозяйкины припасы? Кто охраня­ет клубнику от галок? Я - самое нужное домашнее животное.

- Как бы не так, - высунула голову из хлева корова. - Что бы вы делали без моего молока? А хо­зяйкина внучка что бы ела, если бы не молоко, сливки, творожок, сметанка? Я - самое нужное до­машнее животное.

- Между прочим, мое молоко и полезнее, и жирнее, а еще я даю шерсть и чудесный пух, - возму­тилась коза. - Я самое нужное домашнее животное.

- Ну, уж если говорить про пух, то лучше нашего не сыскать, - засуетился кролик в вольере. ­А еще я даю мясо, а из моей шкурки шьют шубки и шапочки. Я - самое нужное домашнее животное. - Мы тоже даем и мясо, и шкуру, и много шерсти, - заблеяли овца и баран. - Мы - самые нуж­ные домашние животные.

- Какое свинство! - послышалось хрюканье из глубины хлева. - Я даю больше всех мяса и сала. Я - самое нужное домашнее животное.

Из конюшни вышел красавец-конь.

- Ну что, скажешь, что ты - самое нужное домашнее животное? - спросила кошка.

- Нет, потому что я думаю, что все мы нужны людям, все приносим им пользу. За это люди и держат нас, и кормят нас, и ухаживают за нами.    

  И все животные дружно закивали головами. Девочка обрадовалась, что спор так хорошо закончил­ся, и щенок узнал, что все домашние животные нужны человеку. И как раз в это время бабушка позва­ла ее завтракать.

 

3. Игра «Кого чем угостим?».

Педагог. В сказке умный конь сказал, что человек ухаживает за домашними животными, кормит их. Я хочу проверить, знаете ли вы, чем нужно кормить домашних животных. Выберите угощение для животного, укрепите его рядом с животным, ответьте на вопрос: «Кого и чем вы накормите?

На фланелеграфе изображения домашних животных: собаки, кошки, коровы, лошади, кролика, свиньи.

На наборном полотне карточки: молоко и рыба; морковь, капуста и трава; сено и овес; мясо и косточка; овощи; сено и клевер.

 

Дети. Я напою кота молоком и накормлю рыбой. Я накормлю корову сеном и клевером. И т.д.

Педагог. Теперь, когда вы накормили животных, мы можем поиграть.

 

4. «Игра в стадо».

Дети.

Мы вчера играли в стадо (Идут по кругу, взявшись за руки.)

И рычать нам было надо.

Мы рычали    (Рычат.)

Мы мычали    (Мычат.)

По собачьи лаяли (Лают.)

Не слыхали замечаний

Нины Николаевны.  (Продолжают идти по кругу.)

Педагог.

А она сказала строго:

 - Что за шум такой у вас?

Я детей видала много,

Таких вижу в первый раз.

Дети.   (Останавливаются.)

Мы сказали ей в ответ:

 - Никаких детей тут нет!  (Отрицательно качают головами.)

Мы не Пети и не Вовы,

Мы собаки и коровы.

Педагог.

А она в ответ:

  - Да что вы!

Ладно, если вы коровы,

Я тогда – пастух.

И прошу иметь в виду:

Я коров домой веду.  (Дети идут на свои места.)

                     (А.Барто)

 

5. Составление описательных рассказов о животных по схеме.

Педагог. Давайте еще раз вспомним, о каких животных шла в сказке речь? А теперь я предлагаю выбрать каждому наиболее понравившееся животное и рассказать о нем так, как если бы вы были этим животным. Тем, кто затрудняется, поможет схема:

 

Где живет.

 

Какое животное по размеру.

 

Что есть у животного.

 

Цвет шкуры.

 

 Какая на ощупь шкура.

 

Как передвигается.      

 

Какие издает звуки.     

 

Чем питается.

 

6.  Игра «Кто спрятался?»

     На магнитной доске укреплены изображения забора и куста, из-под и из-за которых видны разные части животных.

Педагог. Как вы думаете, какие домашние животные спрятались за забором и за кустом? Почему?

Дети. За кустом спрятался кот, потому что из-за куста торчит кошачий хвост.

     Еще за кустом спрятался кролик, потому что из-за куста торчат кроличьи уши.

За забором спрятался бык, потому что из-за забора видна бычья голова и бычьи ро­га, а из-под забора видны бычьи копыта. И т.д.

 

 7. Итог занятия.

 Наше занятие подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось? К следующему занятию нарисуйте рисунок вашего любимого животного.