Конспект занятия по развитию речи "Головные уборы"

  • docx
  • 26.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Головные уборы. Развитие речи.docx

Тема: «Головные уборы».

Цель:  Формировать обобщающее понятие «головные уборы».

Задачи:

1.Познакомить с назначением головных уборов,  закрепить представления о профессиях, связанных с производством головных уборов, развивать умение классифицировать.

2.Уточнить, расширить, обогатить словарь детей. 

3.Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. 

4.Учить отвечать полным предложением; упражнять в подборе слов – антонимов.

5.Продолжать знакомить детей с понятиями «художник-модельер, закройщик, портной, демисезонная »

6. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивая; усидчивость, умение слушать информацию и делать выводы.

Оборудование: компьютер, слайды, электронная презентация заданий, мяч, листы с заданиями, карандаши для всех детей, картинки головных  уборов.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, рассматривание дидактических альбомов, ряженье, игры с одеждой, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют обувь», «О чём может «рассказать»головной убор?». Разучивание стихотворений и пальчиковых игр.



Ход НОД

-Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, улыбнемся! А теперь поздороваемся с нашими гостями и тоже им улыбнемся! Садитесь на стульчики. Сели все удобно. Приготовьте свои пальчики, немного поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Гномики – прачки».

Жили-были в домике маленькие гномики: Сжимаем и разжимаем кулачки.

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибаем пальчики, начиная с больших

Раз, два, три, четыре, пять - пальцев.

Стали гномики стирать. Разгибаем пальчики, начиная с мизинцев.

Токи – рубашки, Трём кулачки друг о друга.

Пики – платочки, Загибаем пальчики, начиная с больших пальцев.

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Мики умница был,

Всем водичку носил.

1. Основная часть.

- Молодцы! А сейчас послушайте загадку, которую я для вас приготовила.

Загадка про одежду:

Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,

И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.

Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.

Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.

Они о многом могут рассказать:

Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?

Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.

Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?

- Правильно, это загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом - одежда. Мы сегодня будем говорить об одежде и головных уборах.

- Что такое одежда?

- Что мы на себя надеваем, то одеждой называется.

- Какие предметы одежды вы знаете еще?

- Комбинезон, куртка, пальто, плащ, платье, брюки, рубашка, кофта.

- Для чего человеку нужна одежда?

- От холода спасает, от мороза, чтобы не заболеть. Для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога.

-Давайте посмотрим на экран. (Слайды)

- Одежда появилась в глубокой древности как средство защиты от холода, солнца, дождя. Современная одежда очень многообразна. Вся одежда подразделяется на виды: нижнее белье, верхняя одежда (летняя), верхняя одежда (весенняя и осенняя), верхняя одежда (зимняя), спецодежда. Для разных профессий и видов деятельности существует специальная одежда. Посмотрите на экран и расскажите, для кого она предназначена.

Игра «Кто носит эту одежду» (слайды) ( школьники, повара, врачи,

военные, спортсмены).

Физкультминутка.

Мы зимой гуляли - шубы надевали,

Шубы надевали и в снежки играли.

Мы весной гуляли - плащи надевали,

Дети имитируют игру в снежки.

Плащи надевали - лужицы считали.

Летом мы гуляли - шорты надевали,

Летом мы гуляли - платья надевали.

Прыгают.

По лугу ходили - бабочек ловили.

Имитируют ловлю бабочек.

А теперь поиграем в игру «Четвертый лишний» (слайды)

- Как можно назвать головной убор  для занятий спортом? (для дома, для работы, для праздников).

- Спортивная, рабочая, специальная, домашняя, праздничная, нарядная.

- Какие головные уборы  носят мужчины? (женщины, дети)

- Мужская, женская, детская, взрослая, летняя, зимняя, демисезонная.

- Ребята, скажите, а откуда берутся головные уборы, кто их шьет?

- Верно, из магазина. Как же она туда попадает?

-Откуда ее берут?

- Вся чудесная одежда, которую мы с вами носим каждый день, сшита руками мастериц. Одежду шьют на фабрике. Люди этих профессий портной и швея. Одежду шьют из разных тканей: из шелка, меха, кожи, драпа, фланели, хлопка.

- На чем шьют одежду. На швейной машине.

-А где шьют одежду? В ателье, в швейной мастерской, на швейной фабрике.

- Кто такие модельеры? Они придумывают фасон одежды и рисуют его. Потом над моделью работают разные люди закройщики, швеи.

Игра «Лови и отвечай»

- Я буду бросать вам мяч, и задавать вопросы, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.

- назовите мне головные уборы, которые вы знаете.(Шапка, панама, косынка, шляпа, берет, кепка.)

Дидактическое упражнение. «Что будет, если...»

Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то...». Поощряется оригинальность ответов.

• Что будет, если летом носить меховую шапку? То в ней будет жарко и голова вспотеет.

• Что будет, если в жару не надеть панамы? То можно получить солнечный удар.

• Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки? То можно голову продуть и заболеть.

• Что будет, если в мороз гулять  в кепке?

Игра «Выбери одежду по сезону» 

 Игра «Назови ласково».

- Молодцы. А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Назови ласково», мы с вами будем называть ласково головные уборы.

Шапка – шапочка Панама – панамочка

Кепка – кепочка

Игра «Скажи наоборот».

- Следующая игра «Скажи наоборот». Я говорю слово, а вы наоборот.

Надевать – снимать Одевать - раздевать

Продавать – покупать Завязать - развязать.

Застёгивать – расстёгивать Гладить - мять Пришивать – отрезать Яркий – бледный Снимать – надевать Толстый – тонкий Вешать – снимать Сухой – сырой Расстёгивать – застёгивать Лёгкий – тяжёлый Завязывать – развязывать Чистить – пачкать Длинный – короткий Шнуровать – развязывать

Молодцы, дети. Хорошо справились с заданием.

Упражнение «Детали одежды, головных уборов».

- Ребята, а какие вы знаете элементы или детали одежды, головных уборов. (деталь одежды – это карман, воротник, манжет, пуговица, петелька, застёжка, кнопка, пояс, молния, штанина; детали головных уборов – поля, козырек, помпон, завязки.)

-А я знаю одну музыкальную игру со шляпой. Хотите поиграть? Вставайте в круг. 

Сейчас зазвучит музыка, и пока она звучит, вы передаете по кругу шляпу. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках оказалась шляпа, надевает ее на голову и называет детали одежды.

Анализ занятия

Молодцы, ребята! 

- Скажите, пожалуйста, о чём мы с вами на занятии говорили?

- Что нужно делать, чтобы одежда была чистой и вы выглядели в ней опрятно?