Тема: «Головные уборы».
Цель: Формировать обобщающее понятие «головные уборы».
Задачи:
1.Познакомить с назначением головных уборов, закрепить представления о профессиях, связанных с производством головных уборов, развивать умение классифицировать.
2.Уточнить, расширить, обогатить словарь детей.
3.Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
4.Учить отвечать полным предложением; упражнять в подборе слов – антонимов.
5.Продолжать знакомить детей с понятиями «художник-модельер, закройщик, портной, демисезонная »
6. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивая; усидчивость, умение слушать информацию и делать выводы.
Оборудование: компьютер, слайды, электронная презентация заданий, мяч, листы с заданиями, карандаши для всех детей, картинки головных уборов.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, рассматривание дидактических альбомов, ряженье, игры с одеждой, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют обувь», «О чём может «рассказать»головной убор?». Разучивание стихотворений и пальчиковых игр.
Ход НОД
-Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, улыбнемся! А теперь поздороваемся с нашими гостями и тоже им улыбнемся! Садитесь на стульчики. Сели все удобно. Приготовьте свои пальчики, немного поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика «Гномики – прачки».
Жили-были в домике маленькие гномики: Сжимаем и разжимаем кулачки.
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибаем пальчики, начиная с больших
Раз, два, три, четыре, пять - пальцев.
Стали гномики стирать. Разгибаем пальчики, начиная с мизинцев.
Токи – рубашки, Трём кулачки друг о друга.
Пики – платочки, Загибаем пальчики, начиная с больших пальцев.
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Мики умница был,
Всем водичку носил.
1. Основная часть.
- Молодцы! А сейчас послушайте загадку, которую я для вас приготовила.
Загадка про одежду:
Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,
И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.
Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать:
Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?
Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.
Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?
- Правильно, это загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом - одежда. Мы сегодня будем говорить об одежде и головных уборах.
- Что такое одежда?
- Что мы на себя надеваем, то одеждой называется.
- Какие предметы одежды вы знаете еще?
- Комбинезон, куртка, пальто, плащ, платье, брюки, рубашка, кофта.
- Для чего человеку нужна одежда?
- От холода спасает, от мороза, чтобы не заболеть. Для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога.
-Давайте посмотрим на экран. (Слайды)
- Одежда появилась в глубокой древности как средство защиты от холода, солнца, дождя. Современная одежда очень многообразна. Вся одежда подразделяется на виды: нижнее белье, верхняя одежда (летняя), верхняя одежда (весенняя и осенняя), верхняя одежда (зимняя), спецодежда. Для разных профессий и видов деятельности существует специальная одежда. Посмотрите на экран и расскажите, для кого она предназначена.
Игра «Кто носит эту одежду» (слайды) ( школьники, повара, врачи,
военные, спортсмены).
Физкультминутка.
Мы зимой гуляли - шубы надевали,
Шубы надевали и в снежки играли.
Мы весной гуляли - плащи надевали,
Дети имитируют игру в снежки.
Плащи надевали - лужицы считали.
Летом мы гуляли - шорты надевали,
Летом мы гуляли - платья надевали.
Прыгают.
По лугу ходили - бабочек ловили.
Имитируют ловлю бабочек.
А теперь поиграем в игру «Четвертый лишний» (слайды)
- Как можно назвать головной убор для занятий спортом? (для дома, для работы, для праздников).
- Спортивная, рабочая, специальная, домашняя, праздничная, нарядная.
- Какие головные уборы носят мужчины? (женщины, дети)
- Мужская, женская, детская, взрослая, летняя, зимняя, демисезонная.
- Ребята, скажите, а откуда берутся головные уборы, кто их шьет?
- Верно, из магазина. Как же она туда попадает?
-Откуда ее берут?
- Вся чудесная одежда, которую мы с вами носим каждый день, сшита руками мастериц. Одежду шьют на фабрике. Люди этих профессий портной и швея. Одежду шьют из разных тканей: из шелка, меха, кожи, драпа, фланели, хлопка.
- На чем шьют одежду. На швейной машине.
-А где шьют одежду? В ателье, в швейной мастерской, на швейной фабрике.
- Кто такие модельеры? Они придумывают фасон одежды и рисуют его. Потом над моделью работают разные люди закройщики, швеи.
Игра «Лови и отвечай»
- Я буду бросать вам мяч, и задавать вопросы, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.
- назовите мне головные уборы, которые вы знаете.(Шапка, панама, косынка, шляпа, берет, кепка.)
Дидактическое упражнение. «Что будет, если...»
Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то...». Поощряется оригинальность ответов.
• Что будет, если летом носить меховую шапку? То в ней будет жарко и голова вспотеет.
• Что будет, если в жару не надеть панамы? То можно получить солнечный удар.
• Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки? То можно голову продуть и заболеть.
• Что будет, если в мороз гулять в кепке?
Игра «Выбери одежду по сезону»
Игра «Назови ласково».
- Молодцы. А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Назови ласково», мы с вами будем называть ласково головные уборы.
Шапка – шапочка Панама – панамочка
Кепка – кепочка
Игра «Скажи наоборот».
- Следующая игра «Скажи наоборот». Я говорю слово, а вы наоборот.
Надевать – снимать Одевать - раздевать
Продавать – покупать Завязать - развязать.
Застёгивать – расстёгивать Гладить - мять Пришивать – отрезать Яркий – бледный Снимать – надевать Толстый – тонкий Вешать – снимать Сухой – сырой Расстёгивать – застёгивать Лёгкий – тяжёлый Завязывать – развязывать Чистить – пачкать Длинный – короткий Шнуровать – развязывать
Молодцы, дети. Хорошо справились с заданием.
Упражнение «Детали одежды, головных уборов».
- Ребята, а какие вы знаете элементы или детали одежды, головных уборов. (деталь одежды – это карман, воротник, манжет, пуговица, петелька, застёжка, кнопка, пояс, молния, штанина; детали головных уборов – поля, козырек, помпон, завязки.)
-А я знаю одну музыкальную игру со шляпой. Хотите поиграть? Вставайте в круг.
Сейчас зазвучит музыка, и пока она звучит, вы передаете по кругу шляпу. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках оказалась шляпа, надевает ее на голову и называет детали одежды.
Анализ занятия
Молодцы, ребята!
- Скажите, пожалуйста, о чём мы с вами на занятии говорили?
- Что нужно делать, чтобы одежда была чистой и вы выглядели в ней опрятно?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.