Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе
Составила: воспитатель Ярманова Н.А.
Тема: «Бюро находок»
Задачи:
1. Обучающие:
- закрепить знания детей о многозначности слова «узелок»;
- закрепить умения детей составлять описательные рассказы;
- упражнять в подборе антонимов, в нахождении первого звука в слове;
2. Развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;
- формировать у детей интерес и любовь к физическим упражнениям;
- формировать у детей напоминания необходимости соблюдать меры предосторожности и умения оценивать свои возможности по преодолению опасности;
3. Воспитывающие:
- воспитывать самостоятельность при своевременной подготовке материалов и пособий к занятию, без напоминания убирать своё рабочее место.
Материалы и оборудование:
· Ноутбук (запись песни), д/и «Удивительные вещи», «Четвертый лишний»,
· Зонтик,
· Узелок со словами,
· Коробка с ботинком, на крышке схема описательного рассказа,
· Часы,
· Шкаф с картинками,
· д/и «Удивительные вещи»,
· шкатулка с медалями.
Ход занятия
Звучит песенка из мультфильма «Бюро находок»
Воспитатель: Куда же мы попали? (Предложения детей)
Воспитатель: Это «Бюро находок». Что же это такое? (Ответы детей)
Воспитатель: Бюро находок – это место, куда приносят вещи, которые кто-то потерял. А что можно потерять? (Ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю узнать, что есть в нашем бюро находок. Садитесь. Принесла этот зонтик ворона. Как вы думаете, кто мог потерять этот зонт? (Ответы детей)
А зонтик не простой, к нему много капелек прилипло, и все они с вопросами.
Вопросы:
1. Будет кубик катиться? Почему?
2. По комнате бегал черный котенок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котенок. Откуда он взялся?
3. Летом можно кататься на лыжах? Почему?
4. Папа поднимает тяжелую гирю, а мальчик не может. Почему?
5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?
6. Если с крыши бросить платок и камень, что быстрее упадет на землю?
Воспитатель: А вот это что такое? (Узелок). А какие еще бывают узелки? (туристические, морские, «Узелок на память», узелок на нитке). А кто мог узелок потерять? А что можно в узелок положить? Смотрите, в узелке спрятаны слова. Вы выбираете слово, и называете противоположное по смыслу.
(Дети подбирают слова антонимы, стоя вокруг стола.)
Садятся на стулья.
Воспитатель: А здесь, в коробке лежит то, не знаю что. Если правильно угадаем, это что-то появится. А подсказки найдем на крышке.
Дети рассматривают таблицу (описательного рассказа):
Черное пятно |
Кусочек кожи |
Шнурки, подошва |
Картинка «осень» |
Рисунок ноги |
? |
И по признакам угадывают предмет – ботинок.
Как вы догадались, что это ботинок? Кто его мог потерять? (Ответы детей)
Какие могут быть ботинки? (остроносые, туристские, лакированные, лаковые, лыжные, демисезонные и зимние. Они отличаются друг от друга, прежде всего, материалом, из которого они шьются. Виды зимних ботинок различаются наличием и видом меха, фасоном, материалом)
Воспитатель: А здесь что? (Часы). Кто мог потерять часы? (Ответы детей)
Давайте поиграем с часами.
Физминутка
Тик – так, тик – так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах, отбивает каждый такт.
(Наклоны влево – вправо)
А в часах сидит кукушка,
У нее своя избушка.
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью.
(Приседание)
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга.
Повернемся мы с тобой,
Против стрелки часовой.
(Повороты влево-вправо)
А часы идут – идут.
(Ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают.
(Замедляют темп)
А бывают, что спешат,
Словно убежать хотят!
(Бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(Останавливаются)
Что умеют делать часы? (Ответы детей: идут, отстают, спешат, встают, бегут, тикают, показывают время)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: А вот кто-то потерял волшебный шкаф. В нем лежат обычные вещи, а мы по фантазируем и придумаем новые, необычные вещи. (Дети играют в игру «Удивительные вещи» и придумывают, кто их потерял.
Игра «Удивительные вещи»
Из книги Л.Е.Белоусовой «Удивительные истории». – Санкт-Петербург,-«Детство-пресс»,2001.
В игру входит набор карточек, состоящих из 4 серий и предметные картинки.
1 серия – способ передвижения – зеленые карточки с изображением следующих предметов: воздушный шарик, крыло птицы, вертолет, куры, курьи ножки, юла, змея, автомобиль.
2 серия – материал – розовые карточки с изображением следующих предметов: паутина, резиновый мяч, капроновый бант, стакан, деревянная ложка, кастрюля, бочка.
3 серия – звуки – оранжевые карточки с изображением следующих предметов: магнитофон, колокольчик, гармошка, дудка, птица.
4 серия – запах – желтые карточки с изображением следующих предметов: духи, конфеты, фрукты, пирог, елка, цветок.
Ход игры
Ребенок выбирает для себя предметную картинку: любой объект (дом, кукла, подушка и т.д.) Серии карточек располагаются на столе картинками вниз, а «рубашками» вверх. Дети вытаскивают по одной карточке из каждой серии и переносят свойства этих объектов на выбранный объект.
Например, ребенок выбрал «дом».
В первой серии ему выпал воздушный шарик, значит, новый дом будет летающий.
Во второй серии выпал автомобиль, значит, новый дом будет ездить.
В третьей серии выпал колокольчик, значит новый дом будет звенеть.
В четвертой серии выпал цветок, значит новый дом будет пахнуть ароматно.
После этого ребенок анализирует: какой удивительный у него получился дом. Дом – летающий, передвигается быстро, ароматный и звенящий.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
1. Волк, заяц, белка, корова.
2. Лимон, огурец, тыква, перец.
3. Самолет, ракета, автомобиль, вертолет.
4. Тарелка, чашка, диван, ложка.
«Какой первый звук в слове?»
Корова, Лимон, Автомобиль, Диван
- Если сложить первые звуки этих слов получится слово «Клад». А что такое клад? (Клад – это ценные предметы или деньги, спрятанные в земле или другом укромном месте)
Рефлексия
- Чем мы сегодня занимались? Какое задание было самым интересным? Ребята, вы сегодня хорошо занимались. Я хочу с вами поделиться кладом, который нашла. (Вручение медалей).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.