Конспект занятия по русской литературе на тему "Б.Л.Пастернак"

  • docx
  • 08.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Февраль Пастернак.docx

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака. Раскрыть тему поэта и поэзии в его лирике, отметить философскую насыщенность его стихов, удивление поэта перед чудом бытия, тесную взаимосвязь человека и природы.

Методические приёмы: лекция, работа с текстом, учебником, анализ стихотворений.

Оборудование урока: фотографии Пастернака, репродукции картин и рисунков Л.О. Пастернака

План урока:

1.    Слово учителя.

2.    Чтение и анализ лирических произведений.

3.    Домашнее задание.

Ход урока:

1.               Слово учителя.

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве 29.01.1890 г. в семье талантливого художника Леонида Пастернака и подающей большие надежды пианистки Розалии Исидоровны Пастернак – Кауфман. В доме были часты музыкальные вечера, на которых присутствовали художники: Левитан, В. Поленов, В. Серов. Бывали Л. Н. Толстой, композитор Скрябин.

Учась в гимназии и одновременно в консерватории, Пастернак отказался от профессии композитора.

В 1908 г. он поступил в Московский университет на философское отделения, а через год перешёл на историко-филологический факультет. В 1912 г. уехал в Германию в Марбург. Там посещает лекции по философии в университете. В 1913 г. окончил университет. Выходит его первая книга «Близнец в тучах». Затем в 1914 г. вторая книга «Поверх барьеров», третья книга «Сестра моя – жизнь». 1917 г. «Темы и вариации», «Детство Люверс». Активно участвует в создании Союза писателей. Смело отвечает на критику, отстаивая своё мнение самостоятельного художника. С 1936 по 1940 гг. занимается переводом Шекспира.

2.               Чтение и анализ лирических произведений.

Как достигается выразительность, импрессионистичность стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать»?

Во-первых, выразительность, ощущение записи мгновенного впечатления создаётся особым синтаксисом: назывным и безличными предложениями.

Во - вторых, инфинитивами.

В – третьих, неожиданными эпитетами: «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть», метафорами: «дно очей», «ветер криками изрыт». Кроме того, стихотворение соединено «скрепами» - повторами: «плакать», «писать о феврале навзрыд» - в конце; единством цветового решения: «чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют». Несмотря на «чёрный» колорит, создаётся впечатление яркости, блеска, бликов. Заканчивается стихотворение поэтической декларацией «И чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд». Пастернак заявляет о своих поэтических принципах: подчиняться не норме, правилу, логике, а случайным ассоциациям, порыву души.

Как раскрывается тема поэта и поэзии в творчестве?

«Быть знаменитым некрасиво».

Автор убеждён в независимости искусства.

Определить временные рамки сборника «Сестра моя – жизнь».

(Время обозначено самим автором в подзаголовке – «Лето 1917». Казалось бы он имеет чёткие временные границы. «До всего этого была зима» - этим стихотворением открывается «Книга степи». Начавшись весной, в апреле («Из суеверья»), действие продолжается жарким летом («Степь», «Душная ночь»), и заканчивается осенью. Но посвящение Лермонтову, эпиграфы из Лермонтова. Гоголя, Варлена, из мифологии (Троя, Елена, Тристан и Изольда), введение в текст Байрона, Киплинга, Верлена, Эдгара По делают временные рамки ненужными, а временное пространство безграничным.

Учащиеся читают стихотворения: «Весна», «После грозы», «Золотая осень».

Каков образ природы у Пастернака, какими приёмами он создаётся?

(Природа в стихах Пастернака одухотворена, наделена свойствами субъекта. Она становится действующим лицом наравне с человеком. Человек лишь выражает словами действия, поступки природы. Природа может не только «очеловечиваться»: «ветер лускал семечки, сорил по лопухам», но и трансформироваться в животное: «Рассвет холодною ехидной вползает в ямы», в растения: «пахнет сырой резедой горизонт», «Полуночь в полях назревает», приобретать немыслимые размеры: «огромный сад тормошится в зале в трюмо…». Чаще всего поэт использует метафоры, олицетворения, реже – сравнения: «ползла, как пасынок, трава в ногах у ней». Широко используется звукопись, благодаря чему образ природы приобретает свежесть и первозданность, становится слышимым и видимым).  

В творчестве Пастернак черпает силы противостоять хаосу, стихии разрушения, бушующей в мире.

3.               Домашнее задание.

Сделать разбор стихотворения «Во всём мне хочется дойти до сути»

 

Борис Пастернак

Февраль. Достать чepнил и плaкaть
Писaть o фeвpaлe нaвзpыд,
Пoкa гpoxoчущaя слякoть
Вeснoю чepнoю гopит.

Дoстaть пpoлeтку. Зa шeсть гpивeн,
Чpeз Блaгoвeст, чpeз клик кoлeс,
Пepeнeстись тудa, гдe ливeнь
Eщe шумнeй чepнил и слeз.

Гдe, кaк oбуглeнныe гpуши,
С дepeвьeв тысячи гpaчeй
Сopвутся в лужи и oбpушaт
Суxую гpусть нa днo oчeй.

Пoд нeй пpoтaлины чepнeют,
И вeтep кpикaми изpыт,
И чeм случaйнeй, тeм вepнee
Слaгaются стиxи нaвзpыд.

 

Основной темой стихотворения является изображение природы, описание приближающейся весны, и сквозь призму картины природы дается картина порывов человеческой души и рождения поэзии. Основная идея «Февраля» заключается в обновлении природы и человеческой души в преддверии весны. В произведении нашло отражение увлечение поэта эстетикой символизма.