Конспект занятия по русской литературе на тему "Мастер и Маргарита"

  • docx
  • 08.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 8 Мастер и Маргарита.docx

 

                                Поурочный план № 7

Предмет: Русская литература

  Дата

 

 

 

 Группы:

П-36

ЭГ-38

ЭГ-39

Тема урока: М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита» (обзор)

Цели урока:

Обучающая: Проанализировать отрывки из прочитанных глав романа

Развивающая: Развитие умений и навыков работы с художественным текстом

Воспитательная: Содействовать нравственному воспитанию студентов

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения: словесный (объяснение новой темы)

Средства обучения: учебник русской литературы 11 класс, слайды, отрывок из худ. фильма

Ход урока:

I.Организационный  момент:

1.Приветствие.

2.Подготовка к уроку

II.   Проверка изученного материала

Фронтальный опрос:

   1. Расскажите о жизни и творчестве М.А.Булгакова.

   2. События какого периода изображает автор в повести «Собачье сердце»?

   3. Как изображена в повести «Собачье сердце» общественно-политическая ситуация в России 20-х годов?

   4. Дайте возможные варианты толкования названия повести «Собачье сердце»

III. Изучение новой темы:

 

Роман М.А.Булгакова  «Мастер и Маргарита»

     1. Первые наброски романа были сделаны писателем ещё в конце 1929- х начале 1930 годов,   но был запрет на его произведения.

     2. В 1931 годуон возобновил работу надроманом, но потомработа была прервана на полтора года.

     3. В 1934 году М.А.Булгаков вернулся к работе над романом и завершил его первый черновой вариант.

     4. В 1937 году он в очередной раз вернулся к роману. Чистовой вариант был его завершён в 1938 году, но и после этого писатель многое в нём перестраивал, дополнял и шлифовал.

     5. Всё, что пережил Булгаков на своём веку – и счастливого, и тяжёлого – все свои самые  главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдал он этому роману.

IV.  Закрепление:

    1.   Анализ прочитанных глав романа «Мастер и Маргарита». С какой целью Воланд посещает  Москву? Для  чего  он проводит  сеанс  «чёрной магии» в варьете?  К какому выводу   он  приходит?   Как   это  связано   с  философским   смыслом   романа?  В чём заключается  сюжетно-композиционная  роль  образа  Воланда?

      2.   Работа над критической статьёй учебника. Роман «Мастер и Маргарита». (стр. 83-88)

V. Подведение итогов:   Подведение итогов урока, выставление оценок

VI.   Домашнее задание:  Читать выборочно главы романа «Мастер и Маргарита»

 

Преподаватель  -------------     Толеубаева Ш.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               03 октября

Тема:  Роман Михаил Афанасьевич Булгаков       «Мастер и Маргарита» (обзор)

 

     Роман М.А.Булгакова  «Мастер и Маргарита»

     1. Первые  наброски романа были  сделаны писателем ещё в конце 1929- х начале 1930 годов,   но был запрет на его произведения.

     2. В 1931  году  он  возобновил  работу  над   романом,   но  потом   работа  была  прервана на  полтора года.

     3. В  1934  году  М.А.Булгаков  вернулся   к   работе  над  романом   и   завершил  его  первый  черновой вариант.

     4. В 1937 году он  в очередной  раз вернулся к роману. Чистовой вариант  был его завершён в 1938 году, но и после этого писатель многое в нём перестраивал, дополнял и шлифовал.

     5. Всё,  что  пережил  Булгаков  на своём  веку – и  счастливого,  и тяжёлого – все свои самые  главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдал он этому роману.

 

Роман “Мастер и Маргарита” - главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8(!) редакций, и существует проблема, какую же редакцию считать окончательной. Это “закатный” роман, заплачено за него жизнью автора. Напечатан он в сороковые годы, по понятным причинам, быть не мог.

В начале 30-х годов жена крупного советского военачальника Московского военного округа ушла к знаменитому писателю Булгакову и стала его женой. В феврале 1929-го они впервые увиделись, а в мае Михаил Афанасьевич начал писать свой великий роман “Мастер и Маргарита”, роман, ставший плодом любви Мастера к женщине и жизни. Он о Боге и черте, о трусости как об одном из главных человеческих пороков, несмываемом, страшном грехе предательства, Добре и Зле, о репрессиях, об ужасе одиночества, о Москве и москвичах, о роли интеллигенции в обществе, но прежде всего он о верной и вечной, всепобеждающей силе любви и творчества. Роман Булгакова “Мастер и Маргарита”, как и все великие, вечные книги человечества, посвящён всесилию и непобедимости любви.

Работу над романом “Мастер и Маргарита” Булгаков продолжал до последних дней своей жизни. Он начал терять зрение, речь. Борьба за жизнь была нелегкой, но и в последние дни писатель не изменял самому себе, старался шутить.