Тема: «Труд, отдых и традиции жителей Охты»
I. Целеполагание по Б. Блуму
Знание: знать об основных промыслах охтян и их отдыхе
Понимание: объяснить значимость традиций для жителей Охты, опираясь на полученные знания
Применение: демонстрировать полученные знания и навыки на занятии на других общих школьных предметах
Анализ: соотносить иллюстрации кораблей с их названиями
Синтез: создать собственный кораблика из бумаги
Оценка: оценить полученные знания с помощью кроссворда
II. Оборудование: презентация, проектор, указка, раздаточный материал.
III. Ход занятия:
Этап 1. Организационные моменты. Введение в тему занятия (3 минут)
Педагог: Здравствуйте, ребята! Рада всех видеть на занятии вновь . Перед тем, как мы начнем, мне бы хотелось напомнить , что меня зовут Алина Евгеньевна, вы всегда можете посмотреть мое имя на уголке. Вас же я попрошу также поставить свои уголки на края парт (раздаю уголки, которые учащиеся сдали на прошлом занятии). Теперь я вижу все ваши имена и мы можем начать! Традиционно мы начнем с угадывания темы. Итак, как вы думаете, чем раньше занимались жители Охты?
Учащиеся: ловили рыбу, охотились, торговали тканями
Педагог: очень хорошо, а теперь давайте посмотрим на слайд и решим ребус (Слайд 1)
Учащиеся: отгадывают
Педагог: вижу, что многие уже готовы. Что же у вас получилось
Учащиеся: судостроение!
Этап 2. Основной, теоретический этап (25 мину)
Педагог: да, все верно. Судостроение- это первое, о чем пойдет сегодня речь.
В
1720-е годы Охта была заселена по указам Петра 1 плотниками из разных областей.
По проекту одного корабельного мастера при институте была создана Охтинская
учебная верфь. (Слайд 2)
А что такое верфь? Может быть кто-то знает?
Учащиеся: да, это место, где строили и ремонтировали корабли
Педагог: совершенно верно. И обычно верфи располагают на
берегах океана, моря, реки, озера. Верфь, о которой мы сегодня говорим,
располагалась на Охтинском мысу, там, где некогда находилась шведская крепость
Ниеншанц, о которой вы узнали еще на первом нашем занятии. Позже Охтинская
верфь получила статус Адмиралтейства и в последующие десятилетия была одним из
крупных центров военного кораблестроения Петербурга. Под руководством русских
и иностранных корабельных мастеров охтинскими мастерами строились
суда
разных видов принесшие славу Российскому флоту. (Слайд 3)
Например фрегат «Паллада» - один из красивейших кораблей русского флота, был
заложен на Охтинской верфи. Фрегат «Паллада» назначался для зарубежных плаваний.
(Слайд 4)
Учащиеся: он перевозил редкие товары из зарубежных стран; участвовал в сражениях
Педагог: на самом деле, это 1-й русский корабль, совершивший кругосветную экспедицию. Эти корабли, как и многие другие сошли с Охтинской верфи, но через некоторое время она была передана Адмиралтейскому судостроительному заводу и получила название «Петрозавод» (Слайд 5)
На «Петрозаводе» строили разнообразные суда, а перед Великой Отечественной войной здесь был построен ряд боевых кораблей. В годы войн здесь строили и ремонтировали корабли. Суда «Петрозавода» обеспечивали блокадный Ленинград продовольствием. После войны на заводе также продолжали строить различные суда. (Слайд 6)
К празднованию 300-летия Российского флота здесь была
построена точная копия ботика Петра I, который ласково называли «дедушкой
русского флота», ставшего последним судном «Петрозавода». В начале 2000-х годов
корпуса «Петрозавода» были снесены, и в последующие годы здесь проводились
археологические раскопки.
А знали ли вы, что Пётр 1 являлся знатоком географии, хорошо разбирался в
математике, освоил военное дело, любил изучать историю и конечно же знал
тонкости кораблестроения. Поэтому, я предлагаю вам вместе с Петром I сделать
собственные и уникальные кораблики, а также придумать им имена. (индивидуальное
задание) (Слайд 7)
(Я объясняю схему создания кораблика из бумаги/оригами, учащиеся повторяют все действия за мной. Процесс контролируется, если возникают сложности, объясняю еще раз или подхожу лично к каждому)
Учащиеся: создают кораблики, украшают/разрисовывают их и затем некоторые желающие представляют свою работу классу
Педагог: у всех получились очень интересные и красивые корабли, вы отлично справились с заданием! А мы тем временем, двигаемся дальше. Ребята, а как вы думаете, чем ещё охтяне могли заниматься кроме судостроительства?
Учащиеся: изготавливали порох
Педагог: да, все так. Охтинский пороховой завод был основан на берегах Охты в по устному указанию Петра 1. (Слайд 8)
Завод предназначался для снабжения русской армии
порохом в ходе войны, которую вела в то время Россия со Швецией.
До нашего времени сохранились заводские постройки, относящиеся. К 250-летию
Охтинского порохового завода на берегу Охты установили памятную стелу.
(Слайд
9)
Сейчас завод носит название Охтинский химический завод, который выпускает
различные изделия из определённого вида пластмассы. (Слайд 10)
А скажите мне, пожалуйста, антоним к слову «работа»
Учащиеся: труд, отдых, развлечения
Педагог: совершенно верно. Как вы думаете, что жители Охты делали в свободное от работы время?
Учащиеся: ходили друг другу в гости, общались, гуляли
Педагог: все верно. Совсем скоро наступить зима, поэтому я хочу рассказать вам об отдыхе охтян в это время года. Зимой на Неве, напротив Охты, кипела жизнь: здесь были устроены катки и ледяные горы, катанием с них считалось исконно русской забавой, а ледяные горы называли «русскими». (Слайд 11)
Горы были высокими, крутыми. Для их строительства
привлекались и охтинские плотники, Спускались с гор на санях, на коньках,
просто на ногах. Рядом катки, балаганы (временная постройка для театральных и
цирковых представлений), угощения. Торговали сладостями, засахаренными
фруктами, орехами, пряниками, пирогами и блинами. Разносчики с самоваром
предлагали желающим горячий чай.
Радом устраивались качели и карусели, разыгрывались небольшие комедии или
сценки, выступали клоуны, жонглеры, акробаты и дрессировщики с животными.
Устраивались и кукольные спектакли. Зимой, в праздники, горы были местом для
знакомства и общения молодежи. Сюда приходили в праздничных нарядах, катались
до полуночи, для чего в вечернее время горы освещались фонарями.
На улицах заливали небольшие ледяные горы для детей, которые по всей длине
ледяной полосы украшали елками, вениками, ледяными фигурами. Катались на ледянках
или рогожах (плотная и грубая ткань). На протяжении всей зимы горы были постоянным
местом развлечений для мальчиков. Девочки же этих затей опасались и катались
реже. Далее, о чем мы с вами поговорим это праздники. Ребята, а скажите, есть
ли у вас семейные традиции в красные дни календаря или конце недели?
Учащиеся: да! Мы каждые выходные устраиваем семейный день в воскресенье, общаемся, играем в игры, уезжаем за город; да, на новый год мы с родителями уезжаем в гости к бабушке и дедушке и встречаем праздник вместе
Педагог: как здорово! У жителей Охты тоже был любимый и особенный для них праздник, это Рождество. (Слайд 12)
Отмечали его по- домашнему: пекли пироги и специальные рождественские пряники, запекали рождественского гуся, приводили в порядок дом. В Рождество (7 января) во многих охтинских домах распускалась черемуха. Ее ветви ставили в воду 23 ноября и загадывали желание. Если листья к Рождеству распускались, то желание должно было обязательно исполниться. На праздничную рождественскую службу охтяне шли в церковь. А с 7 по 18 января следовали святки- самое веселое время для охтинской молодежи. Как только заканчивались работы в мастерских, люди выходили на улицу ряженые в масках, танцевали и пели. А у девушек было особое любимое занятие, в это время они гадали. 19 января на крещение люди собирались у проруби и ныряли в ледяную воду, чтобы избавить себя от всего плохо в старом году и пойти в новый «чистыми».
3 этап. Контроль знаний (10 минут)
Ребята, вы большие молодцы! Напоследок у меня есть еще одно задание, с помощью которого я проверю насколько внимательно вы меня сегодня слушали. У каждого на парте лежит незаполненный кроссворд, на слайде есть все вопросы, ваша задача заполнить его, а позже мы его вместе проверим. (индивидуальное задание)
По горизонтали:
1. На нем можно совершать кругосветные путешествия.
3. Как называется взрывчатое вещество?
4. Это растение распускалось в Рождество.
6. Какая птица считалась праздничным угощением?
По вертикали:
2. Какой праздник был особенным для жителей Охты?
5. Какое самое веселое время было для молодёжи?
7. Место где строили и ремонтировали корабли.
8. Что предлагали разносчики с самоваром?
9. Катание с ледяных ____ считалось исконно русской традицией.
10. Как называется место, где купаются на Крещение?
Учащиеся: выполняют кроссворд
Педагог: вижу, что многие уже закончили, поэтому давайте все вместе проверим, я зачитываю каждый вопрос по очереди, а вы говорите мне ответ (проговариваю каждый вопрос с учащимися, таким образом еще раз повторятся пройденный материал, далее включаю слайд с ответами). Если кто-то не успел, можно свериться с готовым кроссвордом на слайде (слайд 14)
4 этап. Заключение (2 минуты)
А наше занятие незаметно подошло к концу. Вы все замечательно справлялись с моими заданиями, мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за вашу активность, до свидания и до новых встреч!
ПРИЛОЖЕНИЕ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.