Внеурочное занятие по программе курса «Я – исследователь»
для учащихся 2 класса
Тема: «Снег, снежинки. лед»
Автор: Василькова Наталия Ивановна,
учитель начальных классов
Тема занятия: Снег, снежинки
Возраст обучающихся - 2 класс
Название программы: Я – исследователь
Направление внеурочной деятельности - общеинтеллектуальное
Форма занятия - кружок
Цель занятия:
- познакомиться с различными видами снежинок, их особенностями и образованием;
- развивать исследовательские способности;
- воспитывать эстетические чувства.
Проблемы, решаемые обучающимися:
- Где рождается снег?
- Что такое снежинки? Как они образуются?
- Почему снег скрипит под ногами?
Планируемые результаты:
Регулятивные: составлять план и последовательность действий;
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из разных источников;
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Методы: наблюдение, исследование, анализ
Оборудование: интерактивная доска, документ-камера, презентация «Снег, снежинки», тексты, вопросы исследования, бумажные облачка для ответов-предположений, снежинки для фиксации фактов
Ход занятия
I. Мотивация
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Предлагает разгадать загадку: - Учитель читает стихотворение: - Предположите о чём сегодня пойдёт речь? (Лед и снег). - Молодцы! Посмотрите, у Снеговика вместо конверта появились снежинка и сосулька. - У нас сегодня на уроке еще две необычные гостьи. Знакомьтесь. Это – Снежинка, а это – Льдинка.
|
- дети отгадывают загадку (снег, снежинки) Снежинка. В небе зародилась я из капельки воды - Звездочка резная дивной красоты - Хрусталиком искристым с неба прилечу - Сяду и растаю, если захочу Льдинка. И я тоже капелькой чистою была - А когда замерзла, словно замерла - Тоже я искристая, ростом невеличка - Льдинка я лучистая – я твоя сестричка
|
2. Подводит к постановке темы занятия и формулировке проблемы: Представьте человека, который никогда не видел снег, гуляющего в парке. Мягкие пушистые снежинки медленно падают ему на рукавичку. Он их разглядывает. И ему очень захотелось узнать… Как вы думаете, о чем? Учитель выводит на экран вопросы: · Где рождается снег? · Что такое снежинки? Как они образуются? · Узнать свойства снега и льда. |
- дети формулируют вопросы |
3. Постановка задачи исследования Можем ли мы сейчас ответить на все эти вопросы? Выступление (лед) |
- дети высказывают свои ответы-предположения |
4. Постановка цели исследования Что же нужно сделать, чтобы
2. Практическая работа. Сегодня у нас урок не простой. На уроке, как настоящие ученые, мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия. - Наша задача – установить родство между Льдинкой и Снежинкой. Для этого изучим их свойства. Работаем в группах. дать ответы на все интересующие нас вопросы? |
- дети отвечают (найти информацию) 2 ученика готовят устное сообщение для других детей
Просмотр презентации о снеге,льде |
II. Исследование в малых группах. Обмен информацией, фиксация фактов
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Работа со снегом и льдом материал с иллюстрациями каждой группе Опыт №1 Узнаем первое свойство. Сравните цвет снега и льда с листами картона - Посмотрите на снег. цвета? Верно, белее снега нет ничего Какого он на свете. Недаром говорят «белоснежная скатерть», «белоснежные лепестки». - Причина того, что снег белый состоит в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристалликов и делает снег белым. - А теперь рассмотрите лед. Что вы скажете о цвете льда? Опыт №2 б) Рассмотрим второе свойство. - Положите на пустую тарелочку открытку. Засыпьте ее снегом. Видна ли открытка через снег? О чем это говорит? - А теперь посмотрите на эту открытку через пластинку льда. Видите рисунок? Какой лед?
Опыт №3 «Исследование свойств льда» -Давайте проверим лед на хрупкость. (учитель проверяет лед на хрупкость самостоятельно в целях безопасности) - О каком свойстве льда вы можете сказать? - Лед расколоть трудно, потому что он твердый, возьмите пластиночку льда, попробуйте её расколоть, но хрупкий. Беседа о безопасном поведении на водоемах в зимний период. – Ребята, кто из вас был у водоемов в зимний период? - Чем они покрыты? - Когда река или пруд покроются льдом, некоторые дети любят кататься на коньках или просто играть на льду. А есть люди, которые хотят сократить дорогу и не идут в обход, по мосту, а прямо по льду с одного берега на другой. На самом деле переходить реку по льду и играть на ней или водоеме опасно. Лучше не полениться и пройти по мосту. А для игры безопаснее пользоваться катками в городе. Почему это так, как вы думаете? - Лед на реке не везде одинаковой толщины. Поэтому не так уж редки случаи, когда лед ломался, и люди проваливались в образовавшуюся полынью. Это очень опасно, особенно, когда некому помочь или друзья не знают, как правильно нужно спасать оказавшегося в воде человека. Поэтому избегайте игр на льду водоемов и рек, для перехода на другой берег реки идите только по мосту.
Опыт №4 «Исследование свойств льда» (учитель дает детям в руки кусочки льда) – КАКОЙ лед? Что вы чувствуете? Расскажите. – Какими становятся у вас руки после того, как вы подержали кусочек льда в ладошке? – Что стало с кубиком льда? – Какие вы замечательные исследователи! Смотрите, сколько свойств льда вы открыли! Давайте перечислим их еще раз. 2. Выводит на экран результаты опытов |
Вывод делает первая группа учащихся, остальные оценивают. На листах появляется запись «Снег белый, лёд бесцветный»
Группа № 2 делает вывод: Лед прозрачный, снег непрозрачный.
Группа № 3делает вывод, в тетради ведется запись: лед - твердый
Вывод: чем лед тоньше, тем он быстрее ломается.
Группа № 4делает вывод и запись в тетради: лед - холодный, гладкий, скользкий |
III. Связывание информации, формулирование вывода
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. – Что мы узнали о снежинках? Что такое снежинка? Как рождаются снежинки? |
- дети отвечают, используя свои «снежинки» |
IV. Рефлексия
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
- На какие поставленные вопросы мы получили ответы? Итог. Вот и кончился урок, и подводим мы итог! Какие открытия вы сделали на этом уроке? Давайте посмотрим. Справились ли мы с задачами урока? - Что исследовали? Я узнал… Я запомнил… Я удивился…
- Вы открыли свойства снега и льда?. Узнали, как образуется снег и лед?. Вспомнили о значении снега и льда для людей. -А почему снег скрипит? Интересно? Попробуйте об этом найти информацию дома. - А что вам поможет в поиске? Чем воспользуетесь? - (спросить у родителей, вместе поискать ответ в интернете, воспользоваться энциклопедиями). - Снеговик не успел дорисовать снежинки, надо ему помочь. - А я предлагаю вам дома сфотографировать снег и лёд в природе, поместить свою фотографию в рабочей тетради и рассказать с их помощью как снег и лёд помогают нам отдыхать, укреплять здоровье, радоваться зиме. Вы хорошо потрудились, и Снеговик благодарит всех за хорошую работу. Дарит вам снежинки. Рефлексия - Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок. -Было здорово. Я доволен.(белая снежинка) - Я немного неуверен. Надо поработать. (голубая снежинка) -Я желаю вам удачи и новых открытий!
|
- дети отвечают и снимают с доски соответствующие таблички |
V. Оценка деятельности. Самооценка
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Выводит на доску фразы и просит учащихся их продолжить: - Я узнал… - Я понял, что… - Я почувствовал … - Было интересно… - Меня удивило … - Мне захотелось… - Я поработал сегодня… |
- дети заканчивают предложения, тем самым подводят итог своей работы |
Приложение
- Тексты по книге: Куколевская Г.И., Курапова И.И. Природоведение для 2-3 классов. – М., 1996.
Такие разные снежинки По виду снежинки напоминают разные фигурки правильной формы: цветок с шестью лепестками, звездочка с шестью лучами, шестигранные пластинки. Чем тише морозная погода, тем красивее и правильнее по форме снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы, и звезды превращаются в снежную пыль. Когда же дует очень сильный ветер при небольшом морозе, он может скатать снежинки в плотные белые шарики, и тогда мы говорим, что с неба падает крупа. Она напоминает снежки, толь очень маленькие. Падая на землю из-за тучи, снежинки, как и капли дождя, постепенно делаются крупнее. И если с неба летят очень крупные снежинки, это означает, что пожаловали они к нам с большой высоты! В тех случаях, когда в облаках нет сильного мороза и на земле сравнительно тепло, снежинки лепятся друг к другу и падают хлопьями. Слой за слоем ложится снег на землю. Каждый новый слой бывает рыхлым, потому что между снежинками всегда много воздуха.
|
У колыбели снежной пушинки Что такое снег? Это много, очень много красивых снежинок. Они падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов – чистые, хрупкие, сверкающие. Они тоже падают из туч, как и дождь, но только образуются не совсем так, как дождь. Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Думали, что идет он из тех же туч, что и дождь. Позже была разгадана тайна рождения снежинок. Узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идет иногда летом вместе с дождем или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые шестиугольные звездочки.
|
Снежный кристаллик Снежинки – это замерзший водяной пар. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где царит сильный холод. Здесь из водяных паров образуются крохотные льдинки – кристаллики. Но это еще не снежинка, которую ты разглядывал у себя на рукаве. Маленький кристаллик растет, потому что к нему присоединяются другие крохотные кристаллики. Постепенно кристаллик становится красивой звездочкой. И наконец, потяжелев, снежинка опускается на землю. Если не очень морозно и нет ветра, снежинки слипаются во время падения и образуют снежные хлопья. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.