Конспект занятия по внеурочной деятельности «Азбука нравственности» 3 класс Тема: Кого я в гости позову. Какой Я гость, какой хозяин?
Оценка 4.6

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Азбука нравственности» 3 класс Тема: Кого я в гости позову. Какой Я гость, какой хозяин?

Оценка 4.6
docx
31.01.2022
Конспект занятия по  внеурочной деятельности «Азбука нравственности» 3 класс   Тема:  Кого я в гости позову.   Какой Я гость,  какой хозяин?
занятие 3 класс.docx

Конспект занятия по  внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

3 класс

Учитель МКОУ «СОШ с. Мельница»  Солодкая Мальвина Викторовна

 

   Занятие  №15  (3 класс)

Тема:  Кого я в гости позову.   Какой Я гость,  какой хозяин?

Цель:  развивать навыки  самопознания, самораскрытия, работа с образом «Я»;  развивать умение замечать в себе и в людях положительные качества, выражать это в доброжелательной и приятной форме,  продолжить знакомство с правилами этикета.

Ход занятия

1. Постоянный   ритуал  начала  занятий.

Игра «Волшебный сундук». Цель:  развитие выразительности движений, взаимопонимание.

   Ведущий  руками изображает, как он опускает большой сундук и открывает его. Сообщает детям, что в волшебном сундуке лежат самые разные сокровища и подарки. Каждый по очереди может подойти к сундуку и выбрать для себя понравившийся подарок.  Этот подарок он изображает не вербально, руками. Остальные догадываются, что он выбрал. После того, как все участники получили подарки, ведущий сообщает, что в сундуке осталось ещё очень много сокровищ, закрывает его и вся группа вместе поднимает волшебный сундук в небо.

       2.Введение в тему

Рисунок « Кого я в гости  позову».  «Рассадить» за столом гостей – одноклассников.

  1. Беседа  «Гость в дом – радость в дом».

Вы  никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости?  (ответы ребят).

На это, наверное, есть много причин.  Во-первых,  очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнётся. Во-вторых, собираются в гостях разные люди. Поговорят о том о сём – и всем польза:  узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями – и все стали немножко богаче, умнее. И ещё: привыкли люди делиться друг с другом хорошим.  Родился, например, в семье сын – зовут гостей разделить радость. А если горе – звать не надо. Те, кто приходили в дни радости, придут разделить и горе.

     Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости. Само собой разумеется, что за такое долгое время выработались очень ясные и определённые представления о том, как вести себя хозяину и как гостю.

     Многие, наверное, скажут: «Да слышали мы об этом, знаем».  И верно: знают. Только почему же  так часто знание и поступки не совпадают? Даже в мелочах.  Прибегаете вы к товарищу домой – на прогулку позвать. Открывает его мама. Первые слова у многих: «Юра дома?»  А надо бы…

Или  вот пример: разговорилась я со своей знакомой, как день рождения у её сына прошёл. «Хорошо, - говорит, - много ребят было, одноклассников. Музыку слушали, в шахматы играли, танцевали». – «А угощала ты их чем?» - спрашиваю. Тут она вместо ответа развернула передо мной скатерть, на которой ребята ели: «Вот,  мол, наше меню» глянула я на скатерть и легко узнала, что было мясо с подливкой, компот вишнёвый, торт с шоколадным кремом и вода газированная.

 

  1. Чтение и обсуждение рассказа  «Добро пожаловать».

Предлагаю вам рассказ, как один мальчик пришёл в гости к другому.   Он оказался не очень-то хорошим гостем. Найдите и посчитайте в его поведении ошибки.

        После соревнований Игорь сказал Виктору: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Музыку послушаем».

-  Ладно, - ответил Виктор, - Приду.

        Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он налил в таз тёплой воды, собирался постирать галстук. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные руки, шёл к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

-  Привет, - сказал  Виктор. – Это я.

Он прошёл в комнату, бросил мокрый плащ и шапку в кресло и огляделся:

-  А у вас ничего. Подходяще. Это что? – и он схватил модель парусника с письменного стола.

-  Это отцу подарили. На память.

-  Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли? – Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.

    Игорь взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную шариковую ручку, поочерёдно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полуисписанном  листе бумаги, который лежал на столе.  Потом Виктор отправился бродить по комнатам.

-  Сколько стоит? А это где покупали? – поминутно спрашивал он, трогая хрустальную вазу, картину на стене, глиняного весёлого барана с золотыми рожками.  Баран ему не понравился.

-  Чего барахло всякое в доме держите! – на лице Виктора ясно выразилось призрение к вкусам хозяина.

      Зато туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину.  Потом Виктор ткнул грязный палец в коробочку с кремом, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул.  Затем он дунул в пудру, и  душистое облако разлетелось по комнате, медленно оседая на ковёр и маленький полированный столик.

     Игорь в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу. Тот критически оглядел стаканы с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянул к себе ручку холодильника.

-  Ты колбасы нарежь, Игорь. А это селёдка, что ли? И селёдку давай. Я знаешь как солёное люблю.

    Наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взялся за шапку.

- Ну, я пошёл. Пока. Завтра ещё приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку обстругать надо. Отдам как-нибудь, - и, гремя сапогами, он помчался по лестнице.

 

- А у вас не бывали такие гости? Как вы к ним относитесь?

Ошибки гостя: не поблагодарил за приглашение, опоздал, слишком настойчиво звонил, прошёл в верхней одежде в комнату, бесцеремонно рассматривал и трогал вещи, спрашивал о цене, требовал угощения, взял без разрешения ножик, решил снова прийти без приглашения, шумел на лестнице.

5. Ответ на вопрос: какой я гость? Какой хозяин?

Продолжить предложения

-  Я в гостях …

-  Я встречаю гостей …

6. Решение ситуаций

Ситуация №1

Алёша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил – антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алёшин. Расставаться не хотелось. Алёша предложил: «Пошли к нам, ребята.  У меня «Жизнь животных» есть. И поедим, а то здорово есть хочется».

-  А мама ругаться не будет? – спросил Витя.

-  Ну, что ты? Она у меня не такая!

   Мальчикам открыла мама Алёши. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка. В ванной работала стиральная машина, а в комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

-  Вы уж извините, ребята, - у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить.

   Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?

( Виноват  Алёша. Прежде чем пригласить гостей, надо узнать у членов семьи. И в первую очередь у мамы, будет ли это удобно).

Ситуация №2

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит  телевизор. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.

- Здравствуй, Наташа. Папа дома?

- Папы нет, - Наташа нетерпеливо  глядит на гостя. Её рука на щеколде задвижки.

-  Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

(следовало сказать гостю, что отец скоро придёт, пригласить его в комнату. Предложить посмотреть телевизор).

Ситуация  № 3

В дверь постучали.  Сергей, продолжая есть, крикнул: «Входите, открыто!»  На пороге появилась …Марина. Это было полной неожиданностью.  Они, конечно, знакомы. Но она и жила далеко, и училась не в его классе.

     Что надо сделать прежде всего?  Как быть с ужином: продолжать или оставить?  Можно ли спросить, зачем пришла Марина? Если ей срочно нужна книжка, которую придётся долго искать на стеллаже в соседней комнате, как следует поступить?

(гостью надо встретить, помочь раздеться; если есть возможность, предложить поужинать, если нет, отложить свой ужин. Спрашивать о причине посещения не принято, гость сам сообщит её. пока Сергей будет искать книгу, марине предложить какое-нибудь занятие).

Ситуация № 4 

     Скоро в школу.  Уроки ещё не сделаны. А мама просила начистить картошки и протереть пол влажной тряпкой.  Но Игорь никак не возьмётся за дело.  С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку  Тусю./ Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

    Домой их отправить?  А  как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А  мамина просьба?

(Следует  определённо, но вежливо сказать гостям, что у него есть дела, он просит извинить его и пригласить их прийти в другой раз).

Ситуация  № 5

  Двенадцатилетие – серьёзная дата. И Лена с мамой готовились ко дню рождения тщательно:  нажарили пирожков, испекли торт, купили мороженого и даже молочный коктейль сделали. Пришли ребята из класса, довольно быстро управились с угощением… И заскучали.  Девочки сбились на диване, листали книжку, смеялись, шушукались. Мальчики в другом углу играли в шашки.  Дима в седьмой раз ставил пластинку с песенкой крокодила Гены.

    Лена принесла ещё большой торт: «Ешьте, ребята, ну ешьте!» Но есть уже никто не хотел. Тогда она поставила на проигрыватель пластинку с вальсом. Мальчики не обратили внимания на музыку, и танцы не получились.

-  Айда, ребята, шайбу погоняем, - сказал кто-то.  И мальчики заторопились.  Следом за ними разошлись и подружки.

    Когда мама,  которую Лена попросила уйти часа на два к соседям, вернулась домой, виновница торжества горько плакала в неприбранной кухне.

    Как вы думаете, почему не получился день рождения?  Почему он не стал настоящим весёлым праздником?

( Слишком  много внимания  уделила праздничному столу и совсем не подумала, чем займутся гости.  Зря попросила маму уйти.  Мама нашла бы выход из положения, помогла бы объединить ребят).

1.      Итог  занятия

Ответы на вопросы:   какой я гость? Какой хозяин?

Я в гостях…

Я встречаю гостей …

Каким нужно быть хозяином?

Приветливым – значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь.

Внимательным – значит видеть всех своих гостей  сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить, а тем, кто стеснителен или впервые в доме, уделить побольше внимания.

Предупредительным  - значит заранее подумать не только о том. чем вы угостите своих друзей, но и чем займёте их; а кроме того, предупредительный хозяин угадывает желания гостей и выполняет их по возможности, не дожидаясь, чтобы его просили.

Щедрым – значит не жалеть для гостей  угощения, а также времени и усилий, затраченных на то, чтобы принять их хорошо.

Бескорыстным – значит не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостя. Не рассчитывать на ответный приём, угощение и подарки.

Тактичным – значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не говорить на неприятную для него тему, не устраивать игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость неумехой.

Воспитанным – значит выполнять всё, о чём мы сейчас говорили. Быть вежливым и, чтобы не случилось, не показывать гостям плохого настроения и недовольства.

Правила этикета: как вести себя в гостях  (классные часы 1-4 классы стр.182)

Правила  для хозяина:

·         Гостей обязательно нужно выйти встретить.

·         Спрашивать, что они принесли в подарок, невежливо.

·         Подарки не прячут, необходимо вскрыть коробочки, посмотреть и поблагодарить гостей, даже если подарок пришёлся не по душе.

·         Благодарят не только за подарки, но и за внимание.

·         Подаренными фруктами и конфетами можно угостить собравшихся друзей.

Правила для гостей:

·         Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно.

·         Ещё более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне, в таком случае следует просто отойти от них подальше.

·         Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего.  Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь, и дайте ему окончить.

·         За столом лучше молчать, чем говорить слишком много.  Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушивать вам самим. Грубые, резкие слова возвращаются бумерангом и бьют говорящего сильнее.


 

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Азбука нравственности» 3 класс

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Азбука нравственности» 3 класс

Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища

Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища

Видно, началась большая уборка

Видно, началась большая уборка

Как вы думаете, почему не получился день рождения?

Как вы думаете, почему не получился день рождения?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2022