Конспект занятия по внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
3 класс
Учитель МКОУ «СОШ с. Мельница» Солодкая Мальвина Викторовна
Занятие №15 (3 класс)
Тема: Кого я в гости позову. Какой Я гость, какой хозяин?
Цель: развивать навыки самопознания, самораскрытия, работа с образом «Я»; развивать умение замечать в себе и в людях положительные качества, выражать это в доброжелательной и приятной форме, продолжить знакомство с правилами этикета.
Ход занятия
1. Постоянный ритуал начала занятий.
Игра «Волшебный сундук». Цель: развитие выразительности движений, взаимопонимание.
Ведущий руками изображает, как он опускает большой сундук и открывает его. Сообщает детям, что в волшебном сундуке лежат самые разные сокровища и подарки. Каждый по очереди может подойти к сундуку и выбрать для себя понравившийся подарок. Этот подарок он изображает не вербально, руками. Остальные догадываются, что он выбрал. После того, как все участники получили подарки, ведущий сообщает, что в сундуке осталось ещё очень много сокровищ, закрывает его и вся группа вместе поднимает волшебный сундук в небо.
2.Введение в тему
Рисунок « Кого я в гости позову». «Рассадить» за столом гостей – одноклассников.
Вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости? (ответы ребят).
На это, наверное, есть много причин. Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнётся. Во-вторых, собираются в гостях разные люди. Поговорят о том о сём – и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями – и все стали немножко богаче, умнее. И ещё: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Родился, например, в семье сын – зовут гостей разделить радость. А если горе – звать не надо. Те, кто приходили в дни радости, придут разделить и горе.
Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости. Само собой разумеется, что за такое долгое время выработались очень ясные и определённые представления о том, как вести себя хозяину и как гостю.
Многие, наверное, скажут: «Да слышали мы об этом, знаем». И верно: знают. Только почему же так часто знание и поступки не совпадают? Даже в мелочах. Прибегаете вы к товарищу домой – на прогулку позвать. Открывает его мама. Первые слова у многих: «Юра дома?» А надо бы…
Или вот пример: разговорилась я со своей знакомой, как день рождения у её сына прошёл. «Хорошо, - говорит, - много ребят было, одноклассников. Музыку слушали, в шахматы играли, танцевали». – «А угощала ты их чем?» - спрашиваю. Тут она вместо ответа развернула передо мной скатерть, на которой ребята ели: «Вот, мол, наше меню» глянула я на скатерть и легко узнала, что было мясо с подливкой, компот вишнёвый, торт с шоколадным кремом и вода газированная.
Предлагаю вам рассказ, как один мальчик пришёл в гости к другому. Он оказался не очень-то хорошим гостем. Найдите и посчитайте в его поведении ошибки.
После соревнований Игорь сказал Виктору: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Музыку послушаем».
- Ладно, - ответил Виктор, - Приду.
Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он налил в таз тёплой воды, собирался постирать галстук. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные руки, шёл к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.
- Привет, - сказал Виктор. – Это я.
Он прошёл в комнату, бросил мокрый плащ и шапку в кресло и огляделся:
- А у вас ничего. Подходяще. Это что? – и он схватил модель парусника с письменного стола.
- Это отцу подарили. На память.
- Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли? – Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.
Игорь взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную шариковую ручку, поочерёдно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Виктор отправился бродить по комнатам.
- Сколько стоит? А это где покупали? – поминутно спрашивал он, трогая хрустальную вазу, картину на стене, глиняного весёлого барана с золотыми рожками. Баран ему не понравился.
- Чего барахло всякое в доме держите! – на лице Виктора ясно выразилось призрение к вкусам хозяина.
Зато туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Виктор ткнул грязный палец в коробочку с кремом, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате, медленно оседая на ковёр и маленький полированный столик.
Игорь в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу. Тот критически оглядел стаканы с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянул к себе ручку холодильника.
- Ты колбасы нарежь, Игорь. А это селёдка, что ли? И селёдку давай. Я знаешь как солёное люблю.
Наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взялся за шапку.
- Ну, я пошёл. Пока. Завтра ещё приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку обстругать надо. Отдам как-нибудь, - и, гремя сапогами, он помчался по лестнице.
- А у вас не бывали такие гости? Как вы к ним относитесь?
Ошибки гостя: не поблагодарил за приглашение, опоздал, слишком настойчиво звонил, прошёл в верхней одежде в комнату, бесцеремонно рассматривал и трогал вещи, спрашивал о цене, требовал угощения, взял без разрешения ножик, решил снова прийти без приглашения, шумел на лестнице.
5. Ответ на вопрос: какой я гость? Какой хозяин?
Продолжить предложения
- Я в гостях …
- Я встречаю гостей …
6. Решение ситуаций
Ситуация №1
Алёша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил – антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алёшин. Расставаться не хотелось. Алёша предложил: «Пошли к нам, ребята. У меня «Жизнь животных» есть. И поедим, а то здорово есть хочется».
- А мама ругаться не будет? – спросил Витя.
- Ну, что ты? Она у меня не такая!
Мальчикам открыла мама Алёши. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка. В ванной работала стиральная машина, а в комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.
- Вы уж извините, ребята, - у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить.
Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?
( Виноват Алёша. Прежде чем пригласить гостей, надо узнать у членов семьи. И в первую очередь у мамы, будет ли это удобно).
Ситуация №2
Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит телевизор. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.
- Здравствуй, Наташа. Папа дома?
- Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Её рука на щеколде задвижки.
- Жаль. До свидания.
А как бы вы поступили на месте Наташи?
(следовало сказать гостю, что отец скоро придёт, пригласить его в комнату. Предложить посмотреть телевизор).
Ситуация № 3
В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: «Входите, открыто!» На пороге появилась …Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно, знакомы. Но она и жила далеко, и училась не в его классе.
Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать или оставить? Можно ли спросить, зачем пришла Марина? Если ей срочно нужна книжка, которую придётся долго искать на стеллаже в соседней комнате, как следует поступить?
(гостью надо встретить, помочь раздеться; если есть возможность, предложить поужинать, если нет, отложить свой ужин. Спрашивать о причине посещения не принято, гость сам сообщит её. пока Сергей будет искать книгу, марине предложить какое-нибудь занятие).
Ситуация № 4
Скоро в школу. Уроки ещё не сделаны. А мама просила начистить картошки и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю./ Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.
Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?
(Следует определённо, но вежливо сказать гостям, что у него есть дела, он просит извинить его и пригласить их прийти в другой раз).
Ситуация № 5
Двенадцатилетие – серьёзная дата. И Лена с мамой готовились ко дню рождения тщательно: нажарили пирожков, испекли торт, купили мороженого и даже молочный коктейль сделали. Пришли ребята из класса, довольно быстро управились с угощением… И заскучали. Девочки сбились на диване, листали книжку, смеялись, шушукались. Мальчики в другом углу играли в шашки. Дима в седьмой раз ставил пластинку с песенкой крокодила Гены.
Лена принесла ещё большой торт: «Ешьте, ребята, ну ешьте!» Но есть уже никто не хотел. Тогда она поставила на проигрыватель пластинку с вальсом. Мальчики не обратили внимания на музыку, и танцы не получились.
- Айда, ребята, шайбу погоняем, - сказал кто-то. И мальчики заторопились. Следом за ними разошлись и подружки.
Когда мама, которую Лена попросила уйти часа на два к соседям, вернулась домой, виновница торжества горько плакала в неприбранной кухне.
Как вы думаете, почему не получился день рождения? Почему он не стал настоящим весёлым праздником?
( Слишком много внимания уделила праздничному столу и совсем не подумала, чем займутся гости. Зря попросила маму уйти. Мама нашла бы выход из положения, помогла бы объединить ребят).
1. Итог занятия
Ответы на вопросы: какой я гость? Какой хозяин?
Я в гостях…
Я встречаю гостей …
Каким нужно быть хозяином?
Приветливым – значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь.
Внимательным – значит видеть всех своих гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить, а тем, кто стеснителен или впервые в доме, уделить побольше внимания.
Предупредительным - значит заранее подумать не только о том. чем вы угостите своих друзей, но и чем займёте их; а кроме того, предупредительный хозяин угадывает желания гостей и выполняет их по возможности, не дожидаясь, чтобы его просили.
Щедрым – значит не жалеть для гостей угощения, а также времени и усилий, затраченных на то, чтобы принять их хорошо.
Бескорыстным – значит не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостя. Не рассчитывать на ответный приём, угощение и подарки.
Тактичным – значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не говорить на неприятную для него тему, не устраивать игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость неумехой.
Воспитанным – значит выполнять всё, о чём мы сейчас говорили. Быть вежливым и, чтобы не случилось, не показывать гостям плохого настроения и недовольства.
Правила этикета: как вести себя в гостях (классные часы 1-4 классы стр.182)
Правила для хозяина:
· Гостей обязательно нужно выйти встретить.
· Спрашивать, что они принесли в подарок, невежливо.
· Подарки не прячут, необходимо вскрыть коробочки, посмотреть и поблагодарить гостей, даже если подарок пришёлся не по душе.
· Благодарят не только за подарки, но и за внимание.
· Подаренными фруктами и конфетами можно угостить собравшихся друзей.
Правила для гостей:
· Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно.
· Ещё более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне, в таком случае следует просто отойти от них подальше.
· Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь, и дайте ему окончить.
· За столом лучше молчать, чем говорить слишком много. Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушивать вам самим. Грубые, резкие слова возвращаются бумерангом и бьют говорящего сильнее.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.