Конспект занятия по внеурочной деятельности "Экономика для младших школьников"
Оценка 4.9

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Экономика для младших школьников"

Оценка 4.9
docx
математика
13.11.2022
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Экономика для младших школьников"
Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента рождения у человека появляются свои потребности, согласно своим потребностям он приспосабливается к окружающим его условиям. Человек осознает мотивы своего поведения, ставит перед собой конкретные цели, задачи и действует в соответствии с ними, пытаясь достичь наилучшего результата. Благополучие человека и его семьи зависит от результатов его хозяйственной деятельности. Экономическая сфера жизни человека связана не только с обеспечением его существования, но и является источником его творческого, духовного и социального развития, так как в процессе экономической деятельности человек расширяет свой кругозор, повышает уровень своих знаний, формируется как личность, самореализуется. Именно поэтому я считаю, что обучение основам экономики надо начинать с младшего школьного возраста. Именно экономические знания являются основой финансовой грамотности. Содержание занятий по экономике включает ознакомление младших школьников с экономическими понятиями, доступными для данного возраста. На занятиях я использую разнообразные формы творческой деятельности, интересные познавательные задания, развивающие любознательность, экономическое мышление, креативность, игровые моменты, групповые, индивидуальные, коллективные формы работы. Курс экономики для младших школьников имеет интегрированный характер, что осуществляется межпредметными связями с математикой (решение экономических задач), с развитием речи (объяснение пословиц, поговорок, составление рассказов), с изобразительным искусством (рисование рекламы, объектов экономической деятельности), с окружающим миром (знакомство с природными ресурсами, экологией). Занятия по экономике помогают мне развивать у детей оригинальность мысли, находчивость, смекалку, изобретательность, воспитывать экономическую культуру, а значит, повышать уровень финансовой грамотности. Может, они многое забудут из того, чему я пытаюсь их научить: производству товаров, созданию рекламы, правильной упаковке товара в соответствии с требованиями, с назначением денег, из чего складывается бюджет, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаются богатство и материальные блага, ведению домашнего хозяйства для обеспечения потребностей, умению соотносить потребности и возможности; а может быть, когда-то вспомнят, что тому или иному приему их учила их первая учительница и воспользуются им в своей повседневной жизни.
конспект занятия.docx

 

Методическая разработка занятия во 2 классе по внеурочной деятельности

«Экономика для младших школьников»

 

 

Автор: Ляхова Людмила Васильевна

учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ-гимназия №1 им. Ю.А. Гагарина, г. Клинцы, Брянской обл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента рождения у человека появляются свои потребности, согласно своим потребностям он приспосабливается к окружающим его условиям. Человек осознает мотивы своего поведения, ставит перед собой конкретные цели, задачи и действует в соответствии с ними, пытаясь достичь наилучшего результата.

      Благополучие человека и его семьи зависит от результатов его хозяйственной деятельности. Экономическая сфера жизни человека связана не только с обеспечением его существования, но и является источником его творческого, духовного и социального развития, так как в процессе экономической деятельности человек расширяет свой кругозор, повышает уровень своих знаний, формируется как личность, самореализуется. Именно поэтому я считаю, что обучение основам экономики надо начинать с младшего школьного возраста. Именно экономические знания являются основой финансовой грамотности.

     Содержание занятий по экономике включает ознакомление младших школьников с экономическими понятиями, доступными для данного возраста. На занятиях я использую разнообразные формы творческой деятельности, интересные познавательные задания, развивающие любознательность, экономическое мышление, креативность, игровые моменты, групповые, индивидуальные, коллективные формы работы. Курс экономики для младших школьников имеет интегрированный характер, что осуществляется межпредметными связями с математикой (решение экономических задач), с развитием речи (объяснение пословиц, поговорок, составление рассказов), с изобразительным искусством (рисование рекламы, объектов экономической деятельности), с окружающим миром (знакомство с природными ресурсами, экологией).

     Занятия по экономике помогают мне развивать у детей оригинальность мысли, находчивость, смекалку, изобретательность, воспитывать экономическую культуру, а значит, повышать уровень финансовой грамотности.  

      Может, они многое забудут из того, чему я пытаюсь их научить: производству товаров, созданию рекламы, правильной упаковке товара в соответствии с требованиями, с назначением денег, из чего складывается бюджет, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаются богатство и материальные блага, ведению домашнего хозяйства для обеспечения потребностей, умению соотносить потребности и возможности; а может быть, когда-то вспомнят, что тому или иному приему их учила их первая учительница и воспользуются им в своей повседневной жизни.

 

Основная часть. Конспект занятия во 2 классе

Тема занятия: Бюджет семьи

Цель: Познакомить обучающихся с понятием «бюджет», научить вести семейный бюджет, рассмотреть направления расходов семьи и объяснить, что принятие решений о покупках зависит от многих факторов.

Предметные универсальные учебные действия:

Закрепят понятия: потребности, предметы первой необходимости, товары длительного пользования, предметы роскоши, услуги, коммунальные услуги, доходы, расходы.

Узнают понятие: бюджет семьи.

Смогут перечислить основные статьи расходов семьи.

Научатся выделять главные факторы, определяющие бюджет семьи.

Личностные универсальные учебные действия:

Будут сформированы: широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; способность к самооценке.

Получат возможность для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные: Научатся: анализировать информацию, навыкам аргументации выводов, вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Познавательные: высказываться в устной и письменной форме, проводить сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, видеть проблемы, ставить вопросы

Коммуникативные: Научатся: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, соблюдать корректность в высказываниях, работать в паре, осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь партнеру, учитывать позицию партнера, владеть монологической и диалогической формами речи.

Ключевой вопрос: «Как получить доход и как управлять расходами?»

Компетенции:

• Объяснять причины, по которым люди делают покупки;

• Описывать направления расходов семьи;

• Составлять бюджет семьи

Оборудование: презентация, карточки для работы в паре.

 

Ход занятия

I.                   Организационный момент

II.                Актуализация знаний

1)                 Что мы знаем о деньгах?

Ответы детей: - Мы знаем об истории российских денег;

 -за деньги можно купить любой товар: продукты, одежду, предметы роскоши;

-деньгами оплачиваю коммунальные услуги;

-деньги нужно заработать;

-пенсионерам платят пенсию, чтобы они могли платить за квартиру, покупать продукты;

-на детей платят пособие;

-деньги бывают наличные и безналичные, когда расплачиваются картой;

- деньги можно хранить в банке;

- если деньги нужны на крупную покупку, а их не хватает, можно взять в банке кредит

2)                 Что из перечисленного нельзя купить за деньги?

Солнце, дружба, счастье, уважение, овощи, обувь, здоровье, дом, маму, талант, дерево

Ответы детей: Солнце, дружбу, счастье, уважение, здоровье, маму, талант

3)                 Назовите из общего списка слова, являющиеся источниками доходов

Зарплата, пенсия, аренда, пособие, стипендия, наследство, налог, выигрыш

Ответы детей: зарплата, пенсия, пособие, стипендия, выигрыш, наследство

4)                 Что такое расходы?

Ответы детей:

-Расход – это затраты, потребление чего-либо для определенных целей;

-это трата денег на какие-то нужды;

-это то, что тратят люди на предметы первой необходимости (еду), на товары длительного пользования (мебель, компьютер, холодильник и многое другое)

-а еще на предметы роскоши: украшения, отдых, автомобиль. А еще я считаю, что компьютер-это тоже роскошь.

5)                 Какие бывают расходы?

Ответы детей:

-на то, без чего прожить нельзя (например, питание, одежду);

-на то, что хотелось бы иметь, но что может подождать, чтобы не пришлось залезть в долги (например, планшет);

-на то, о чем мечтают и на что необходимо откладывать деньги (например, машину, квартиру);

-расходы бывают жизненно необходимые, желаемые, престижные.

Вывод делает учитель: - У каждого человека есть материальные потребности. На которые он тратит деньги. Это потребности первой необходимости: продукты, одежда. Это потребности длительного пользования: мебель, холодильник, компьютер, швейная машина. Это предметы роскоши: украшения, автомобиль, загородный дом. Это услуги: коммунальные платежи, парикмахерская

6)                 Как вы думаете, а надо ли планировать расходы? Почему? (ответы детей)

7)                 Назовите пословицы, которые раскрывают понятие «богатство»

Не в деньгах счастье.

Не имей 100 рублей, а имей сто друзей.

Здоров будешь-все добудешь.

Не быть жадным-уже богатство.

Труд- лучшее лекарство.

 

III.            Введение в тему. Целеполагание.

1)                  Как стать богатым?

Высказывания детей:

-Можно, как в сказке по Яся и Стася (читали ранее), когда Стась купил корову на деньги отца и приумножил свои деньги;

-Можно открыть собственное дело.

-Но на собственное дело нужны деньги! Ты потратишь, а не разбогатеешь!

-Сначала потратишь, как Стась, а потом будет прибыль!

-Надо просто честно работать и деньги не тратить куда зря.

-Надо уметь экономить.

-Экономить трудно, у меня маленький братик, ему много всего надо, мама не работает, папиной зарплаты не хватает, мы никогда не станем богатыми!

-Когда вырастит братик, и ты пойдешь работать, вот и разбогатеете!

2) О чем сегодня мы будем говорить, вы узнаете, разгадав кроссворд

По вертикали:

      1. Место, где хранят деньги.

      2. Антоним слова «расход».

      3. Временное пользование чем-либо за деньги.

По горизонтали:

1.                  Смета доходов и расходов

 

 

 

 

3   А

 

1.1.

 

 

 

Р

 

1   Б

Ю

Д

Ж

Е

Т

А

 

О

 

Н

 

Н

 

Х

 

Д

 

К

 

О

 

А

 

 

 

Д

 

 

 

 

-Какое слово получилось? (Бюджет)

- Какая же тема нашего занятия? (Бюджет)

- Вы встречались с этим словом ранее?

Ответы детей:

-Да, я слышал, как по телевизору обсуждали бюджет страны;

-а моя мама говорит, что нашего бюджета не хватает на месяц.

-Что означает слово «бюджет»?

(читаем в словаре: Бюджет-это смета доходов и расходов, финансовый план семьи, предпринимателя, страны, в переводе с английского означает «денежная сумка». Бюджет представляет собой таблицу доходов и расходов за один и тот же период времени.)

-А какую цель можно поставить перед собой, исходя из темы урока?

Ответы детей: Узнать, что такое бюджет; какой бывает бюджет. Для чего нужен бюджет, как он образуется.

Вывод делает учитель и уточняет тему урока: - Тема урока «Бюджет семьи». Мы попробуем разобраться, какие потребности могут быть в семье у мамы, у папы, у вас; можно ли их удовлетворить в течение месяца; всегда ли хватает доходов для семьи; что делают родители при незапланированных расходах, и как правильно составить бюджет семьи?

2.                  Открытие нового знания

1)                  Давайте рассмотрим бюджет семьи Цветковых. (предварительно детям объясняется, что цифры взяты условные, для облегчения вычислений) и проанализируем его

БЮДЖЕТ семьи Цветковых

ДОХОДЫ

РАСХОДЫ

Зарплата мамы – 5000

Продукты - 5000

Зарплата папы – 7000

Одежда – 3000

Пособие сына  - 200

Отдых – 1200

Стипендия дочери – 1000

Образование – 1000

Пенсия бабушки - 2000

Медицина – 1000

Пенсия дедушки - 2000

Коммунальные услуги - 2000

Аренда дачи - 1000

Транспорт – 500

 

Услуги(парикмахерская, мелкий ремонт) – 300

 

Мебель - 1000

Итого: 18200

Итого: 15000

 

- Чего больше, доходов или расходов?

- Правильно составляет бюджет семья?

- Нет ли в этой семье лишних расходов?

- Надо ли экономить этой семье на самом необходимом?

Ответы детей:

-можно не экономить, но бывают и непредвиденные расходы, тогда денег у них может не хватить;

- это семья бедная, они ничего лишнего не покупают;

- зато они сэкономили деньги на тот случай, если кто-то заболеет;

- или будут откладывать, собирать на что-то важное или на роскошь.

2) Вывод:

- Зачем нужен бюджет? (Чтобы рассчитать, хватит ли доходов на все расходы; чтобы можно было сэкономить и т.д.)

- Кто составляет бюджет? (семья, правительство страны- для государства, директор – для предприятия)

3) Просмотр мультфильма «Три кота», серия «Поход в магазин». Обсуждение.

- Почему родители котят держат в руках список продуктов?

Ответы детей:

-чтобы не забыть купить самое необходимое, без чего семья не может обойтись;

-чтобы не потратить лишние деньги.

- Почему котята у прилавков с молоком и хлебом выбирают игрушки и конфеты, а не то, что их попросили родители?

Ответы детей:

-они не умеют правильно тратить деньги;

-они не умеют считать деньги, и думают, что у них хватит на все;

-они эгоисты, думают только про себя, не понимают, что без конфет можно иногда обойтись, а игрушку им купят тогда, когда будут лишние деньги.

- Почему котята не купили красивые коньки на кассе?

Ответы детей: -у них не хватило денег.

- Какой выход предложили родители? Как можно обойтись без коньков на катке?

Ответы детей:

-коньки можно взять на прокат, это будет дешевле, чем купить в магазине;

- и коньками пользуются не каждый день, а только иногда зимой, поэтому их можно не покупать.

V. Закрепление.

1. Задание 1

- Распределите последовательность расходов. Что нужно купит в первую очередь, а что – потом?

Стиральная машина

Швейная машина

Автомобиль

Холодильник

Планшет

Проверка с экрана: Холодильник

                                  Стиральная машина

                                  Планшет

                                  Швейная машина

                                  Автомобиль

РС: спор возник по поводу, что важнее, планшет или швейная машина, в пользу швейной машины, но многие отстаивали свою точку зрения, что планшет нужен для учебы, а если что-то подшить, можно сходить в ателье.

3.                  Задание 2. (на карточках) Работа в парах. (Повторяем правила работы в парах)

 

Прочитайте текст и запишите доходы и расходы в 2 столбика.

     Папа Лис работает лесным сторожем и получает зарплату 200 монет. Мама Лиса работает поваром и получает 150 монет. Бабушке Лисе Патрикеевне платят пенсию 100 монет. Старший сыт Рыжик учится в лесной финансовой академии и получает стипендию 50 монет. А на младшего сына Лисенка выплачивают пособие в размере 50 монет.

     На продукты данной семье необходимо 250 монет в месяц, на обновки членам семьи приходится затрачивать в месяц 150 монет, расходы на лесной транспорт – 70 монет, на лекарства бабушке- 30 монет, на учебники – 25 монет, на игрушки для малыша – 10 монет, оплата проживания в лисей норе обходится в 45 монет.

Доходы

Расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

Итого:

Ответьте на вопросы: Хватит ли денег до следующей зарплаты?

Может ли семья позволить себе сделать маме подарок новую шубу?

Можно ли было обойтись без чего-нибудь в данном планировании бюджета?

На чем нельзя экономить?

Что посоветуете семье лисят?

Проверка: индивидуальный опрос, дети дополняют при желании:

-Семейный доход – 500 монет, а расходы составляют 530 монет.

-Они не смогут купить маме в подарок шубу при таком распределении расходов.

-Им придется брать в долг.

-Можно сэкономить деньги на игрушках, и на обновках, надо вещи аккуратно носить.

-Нель экономить на еде. -На книгах. -На отдыхе.

-Лисята могут оказать помощь: участвовать в конкурсах, например.

-Лисятам надо сократить расходы или увеличить доходы - можно подрабатывать.

Вывод: -Нужно ли планировать бюджет семьи?

Ответы детей (примерно): - Да, нужно, чтобы избежать лишних расходов.

-Это позволяет контролировать трату денег.

-Помогает выбирать самое необходимое.

-Помогает сэкономить деньги.

 VI. Применение знаний в новых условиях. Самостоятельная работа.

- Напишите несколько вещей и предметов, которые тебе недавно покупали родители. В левом столбце то, что было жизненно необходимо. В правом – то, что тебе хотелось бы иметь, и ты выпросил(а) у родителей.

Вещи и предметы

жизненно необходимые

желаемые

 

 

- Чего куплено тебе больше – жизненно необходимого или желаемого? Поставь нужный знак:

> или <.

- Какой вывод можно сделать из этого?

Ответы детей:

-Надо обдумывать каждую покупку.

-Надо в первую очередь покупать необходимые предметы.

-Еще, при покупке надо сравнивать цены, может то же самое где-то дешевле.

-Не надо у мамы «клянчить» все подряд, она лучше знает, что надо купить.

VII. Итог

- В начале урока я задала вам вопрос «Как стать богатым». Может кто-то хочет дополнить свой ответ.

Ответы детей:

-Я понял, надо планировать бюджет.

-Надо много зарабатывать, но и тратить надо разумно.

Вывод: (делает учитель) – Надо уметь и зарабатывать, и тратить деньги. Если вы будете много зарабатывать, то ваши потребности тоже будут расти. С появлением большего количества денег, появляются новые потребности и возможности. И если вы будете тратить деньги бездумно, не контролировать свой бюджет, то никогда не станете богатыми.

VIII. Рефлексия

- Хотели бы вы участвовать в составлении бюджета вашей семьи?

- Какие советы вы можете теперь дать своим родителям по контролю расходов вашей семьи?

Высказывания детей.

- Выясните дома у родителей: планируют ли родители бюджет семьи, каковы расходы в семье, хватает ли доходов на месяц, бывало ли так, что доходы превышали расходы, или наоборот, что делают родители, когда возникают дополнительные незапланированные расходы?

 

 

Список используемой литературы

1.                  Воронина М.М. Школа юного экономиста / авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008.

2.                  Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации в помощь учителю экономики. 2-3 (2-4) классы. Москва – Самара: Корпорация «Федоров», 1997.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка занятия во 2 классе по внеурочной деятельности «Экономика для младших школьников»

Методическая разработка занятия во 2 классе по внеурочной деятельности «Экономика для младших школьников»

Введение Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества

Введение Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества

Будут сформированы: широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; способность к самооценке

Будут сформированы: широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; способность к самооценке

А еще я считаю, что компьютер-это тоже роскошь

А еще я считаю, что компьютер-это тоже роскошь

А 1.1.

А 1.1.

Надо ли экономить этой семье на самом необходимом?

Надо ли экономить этой семье на самом необходимом?

РС: спор возник по поводу, что важнее, планшет или швейная машина, в пользу швейной машины, но многие отстаивали свою точку зрения, что планшет нужен для…

РС: спор возник по поводу, что важнее, планшет или швейная машина, в пользу швейной машины, но многие отстаивали свою точку зрения, что планшет нужен для…

Вещи и предметы жизненно необходимые желаемые -

Вещи и предметы жизненно необходимые желаемые -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2022