Конспект занятия по вязанию крючком «Подставка под горячее».
Оценка 4.6

Конспект занятия по вязанию крючком «Подставка под горячее».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
технология
8 кл—11 кл
30.12.2021
Конспект занятия по вязанию крючком «Подставка под горячее».
Конспект подставка под горячее.docx

 

Конспект занятия «Подставка под горячее»

 

Разработчик: Кузьменко Т.В., педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Дом детского творчества № 4», г. Новокузнецк, Кемеровская область.

 

Цель: научить читать схемы в круговом вязании с помощью условных обозначений.

Задачи:

·         познакомить с историей возникновения подставок под горячее;

·         учить работать по схемам с помощью инструкционной карты;

·         начать работу по выполнению изделия «Бабушкин квадрат» по схеме;

·         продолжить работу по отработке навыков вязания;

·         развивать мелкую моторику;

·         формировать интерес к искусству вязания;

·         создать атмосферу доброжелательности на занятии;

Необходимое оборудование и материалы: дидактическая игра «Условные обозначения», презентация, технологические карты, схемы салфеток, крючки, нитки «Акрил», ноутбук.

I. Организационный момент

- Добрый день! Сядьте поудобнее. Проверьте готовность к занятию

1.1 Повторение пройденного материала

·         Прежде чем вы узнаете тему нашего занятия, давайте вспомним, с какого большого раздела мы начали работу в этом году? (Вязание крючком)

·         Как вы думаете, это новый вид рукоделия или его корни уходят в далекое прошлое?

С давних времен женщины занимались ручной работой, шитьем. Рукоделие было популярно как среди простого народа, так и считалось изысканным и благородным навыком в аристократической среде. Вышивка крестом и вязание крючком или спицами были традицией. Было создано много шедевров  ручной работы, которые  теперь выставляются в знаменитых  музеях прикладного искусства.

·         Кто может рассказать, когда появилось вязание крючком?

Нет точных доказательств, когда же возникло вязание крючком.

Исследователи считают, что оно, скорее всего, появилось в XIX веке как род вышивки тамбуром с использованием очень тонких крючков в начале XIX века. Оно получило мощный толчок от мадемуазель Риего де ла Бланшардье, которая умела превращать старомодной иглой кружева в модели, связанные крючком. Сегодня его называют ирландским кружевом.

Вязание крючком в России распространилось с конца XIX века. Рукодельницы в основном вязали кружева, используя для них узоры из ткачества и вышивки крестом.

·         Какие материалы и инструменты необходимы для вязания крючком? (нитки, крючок, ножницы)

·         Давайте поговорим о выборе крючка. Какие они бывают? (из разных материалов, толстые и тонкие)

·         От чего зависит размер крючка?

Размер крючка зависит от толщины и вида ниток, а также от плотности вязки. Крючки различаются по номерам - от 0,5 до 6.

·         Что является главной частью крючка? (головка)

Правильно, главной частью крючка является головка, поэтому номер соответствует ее диаметру, то есть толщине в миллиметрах. Номера от 0,5 до 1,5 считаются тонкими. Их используют для вывязывания ажурного узора тонкой нитью. Номера 2-6 называют толстыми, они подходят для вязания из шерстяной и толстой пряжи.

·         Что произойдет, если мы возьмем большой крючок и тонкую нитку?

Если работать толстым крючком и тонкой нитью, вязка будет редкой, рыхлой, с большими просветами.

·         А если тонкий крючок и толстую нить?

Тонкий крючок и толстая нить делают полотно слишком плотным и жестким.

1.2 Сообщение темы занятия

Сегодня мы с вами научимся читать схему узора при помощи условных обозначений. А для этого надо вспомнить условные обозначения. Предлагаю вам игру. У вас на столе есть таблица с названиями условных обозначений. Вам надо к каждому названию подставить свой условный знак. Заодно проверим, кто самый быстрый и умный.

Дидактическая игра «Условные обозначения»

Молодцы, все справились с заданием верно.

II. Объяснение нового материала

- Пора приступить к нашей главной задаче – чтению схем и выполнению изделия. Сегодня мы будем вязать подставку под горячее, а заодно и потренируемся в умении вязать по схемам.

Кто знает, откуда произошли подставки под горячее? У кого есть идеи?

Оказывается, к нам они пришли из-за границы. В разных странах Европы: будто жгучая Испания или степенная Германия существовала одна и та же проблема - мухи, норовившие упасть в кружку пива. В Испании эту самую кружку прикрывали тарелочкой, а позже решили на тарелочку накладывать некий съедобный бонус. Так возникли знаменитые испанские тапас (в переводе: тапа - крышка). Тапас постепенно мигрировали с бокалов пива на барные стойки, разнообразились и размножились и сейчас представляют собой всевозможные небольшие закуски: от оливок до кусков сыра и корзиночек с креветочной массой.

Первые бирдекели появились в XIX веке. 

Бирдекель (надпись на доске) - это "пивная крышка". У солидных господ и кружка была соответствующая, серебряная или оловянная. Но быть незажиточным еще интереснее, потому что именно благодаря крышкам для таких господ возникли пивные подставки, подставки под горячее, костеры, бирматы и подстаканники (показать образцы бирдекелей из разных материалов). 

Пивные кружки прикрывались кругляшками из фетра, плотного материала, вдобавок отлично впитывающего влагу. Эти кругляшки были многоразовые, их стирали, сушили и снова выдавали посетителям. Так сверху они перекочевали вниз. 

Позже их стали изготавливать из картона, бармены вели на них свои записи, со временем на бирдекелях появилась рекламная информация. Бирдекели коллекционируют и это называется тегестология. Самая большая коллекция подставок под пивные кружки принадлежит жителю Вены Лео Пискеру, в его коллекции более ста сорока тысяч подставок из ста пятидесяти пяти стран мира.

Кроме бирдекелей существует еще одно иностранное слово, обозначающее тот же предмет: костер (coaster). Основное различие между ними в том, что бирдекель призван впитывать влагу, а костер - более обобщающее понятие, он не имеет четких ограничений в используемых материалах и "впитывать" не обязан.

Вязальщицы взяли на вооружение изготовление бирдекелей и стали их вязать спицами и крючком, любой формы: круглые, квадратные и многоугольные, используя остатки пряжи и выдумывая смешные фигурки: сплюснутых черепах, желтые солнышки и яркие цветы.

2.1 Работа со схемой

Бабушкин квадрат. Подборка схем

Давайте посмотрим на схему нашей подставки под горячее.

Каких условные обозначения вам уже  знакомы? (в.п., ст. с/н)

Схему читают от середины, идут против часовой стрелки, справа налево.

Для удобства каждый ряд обозначен своим цветом, но чаще его обозначают цифрой.

Давайте попробуем прочитать схему устно.

Теперь нам не составит большого труда повторить этот узор на практике.

Выбирайте цвет вашей будущей подставки, берите крючок. Не забывайте о том, как правильно подобрать крючок и нитки.

Также помним о ТБ. Чего нельзя делать ни в коем случае при работе с крючком?  (ответы детей)

Правила безопасного труда при вязании крючком

 

1.      Крючки и другие приспособления должны быть хорошо отшлифованы; хранить их надо в специальных пеналах.

2.      Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.

3.      Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Следует хранить иглы и булавки в коробочке с крышкой.

4.      ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.

5.      Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом.

 

III. Практическая работа

Вязание подставки под горячее по схеме.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

IV. Подведение итогов

(Мини-выставка готовых подставок.)

Итак, занятие подошло к концу, мы с вами повторили условные обозначения, научились читать схему в круговом вязании и связали подставку под горячее, чтобы закрепить теорию на практике.

Поднимите руку, кому показалось легко вязать по схеме?
Откуда начинается чтение данной схемы?

Как определить, где начало следующего ряда?  

(ответы детей)

Мне понравилось, как работали……

На следующем занятии продолжим нашу работу.


 

Конспект занятия «Подставка под горячее»

Конспект занятия «Подставка под горячее»

Правильно, главной частью крючка является головка, поэтому номер соответствует ее диаметру, то есть толщине в миллиметрах

Правильно, главной частью крючка является головка, поэтому номер соответствует ее диаметру, то есть толщине в миллиметрах

Вязальщицы взяли на вооружение изготовление бирдекелей и стали их вязать спицами и крючком, любой формы: круглые, квадратные и многоугольные, используя остатки пряжи и выдумывая смешные…

Вязальщицы взяли на вооружение изготовление бирдекелей и стали их вязать спицами и крючком, любой формы: круглые, квадратные и многоугольные, используя остатки пряжи и выдумывая смешные…

Раз и два, присесть и встать,

Раз и два, присесть и встать,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.