Конспект занятия по вязанию крючком «Прихватка».
Разработчик: Кузьменко Татьяна Викторовна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Дом детского творчества № 4», г. Новокузнецк, Кемеровская область.
Цель: закрепить у учащихся знания, умения и навыки вязания крючком, прибавление и убавление петель. познакомить с различными видами и формами прихваток; научить пользоваться схемами описания
Задачи:
Обучающая:
формировать у учащихся понятия «прихватка»;
расширять словарного запаса;
Развивающая:
развивать и корригировать связную, устную речь учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы;
Воспитательная:
корригировать и развивать восприятие, мышление, внимание, моторику рук;
воспитывать интерес к работе, аккуратность, усидчивость.
Ход занятия
Вступительное слово педагога.
Заметили ли вы, что приобретая необходимый опыт работы с крючком, у вас появляются не только новые знания и умения, но и желание творить, создавать что-то свое. В кабинете, где мы занимаемся, очень много красивых изделий, поделок, игрушек. Безусловно, все они влияют на наше с вами настроение и желание работать.
Тяга к красивому естественна для многих людей. Поэтому человек на подсознательном уровне старается окружить себя хорошими вещами, слушать приятную музыку, общаться только с позитивно настроенными людьми.
Дом в жизни человека играет огромную роль. Здесь он не просто ест, спит, отдыхает; самые важные события в жизни человека связаны именно с домом, поэтому необходимо сделать его красивым, удобным и уютным.
Украшая свое жилище рукодельными предметами, мы создаем неповторимый образ. Не менее важно и то, что положительные эмоции благотворно влияют на наше здоровье.
Украсить свой дом, даже имея скромный доход, совсем несложно. Пройдитесь по дому, мысленно представьте, что со временем вы здесь измените, какие свяжете занавески, игрушки или что-то другое.
Кухня - особое место для хозяйки дома. Здесь она проводит большую часть своего свободного времени, здесь собирается вся семья. Поэтому к кухне предъявляются и особые требования: она должна быть чистой, комфортной, эстетически оформленной. Здесь будет совершенно оправданным наличие картин- натюрмортов, цветов; не помешают посуда, относящаяся к изделиям народных промыслов (гжель, хохлома), фигурки людей и животных из глины, соленого теста, вышитые полотенца, всевозможные салфетки и прихватки.
Кое-чего из перечисленных выше предметов может и не быть на кухне, но прихватки, как правило, есть у каждой хозяйки. Само название говорит о том, что ими что-то берут, «прихватывают» -горячие кастрюли, сковородки. Они могут быть сшитыми из ткани или связанными, и всегда любая хозяйка сможет сделать их из различных остатков ситца и пряжи.
Форма прихваток тоже различна - круглая, квадратная, пятиугольная .
Особой популярностью пользуются прихватки в форме рукавиц. Любая рукодельница, обладающая фантазией и вкусом, сумеет придать этим мелким деталям кухонного интерьера неповторимый вид - сделать их в виде различных фруктов, мордочек животных и т. д. (показ картинок, образцов прихваток) Красивая прихватка может служить подарком к Новому году, 8 Марта, дню рождения и любым знаменательным датам знакомой вам семьи.
Объяснение новой темы.
Сегодня мы начинаем изучение новой темы: «Вязание полотна квадратной формы. Изготовление прихватки». Этот способ вязания можно использовать при изготовлении различных ковриков, наволочек на диванную подушку, в виде фрагментов на покрывала и т. д. Также этот способ идеально подходит для вязания прихваток, которые вы можете использовать в кухонном интерьере. Как раз сегодня мы и будем вязать это необходимое в домашнем обиходе изделие, применяя новые знания и умения. Будет эта прихватка очень простой, так как это первое изделие подобной формы.
Для работы вам понадобится пряжа любого цвета, исключая очень светлые тона. Понятно, что прихватки предназначены для работы с посудой, а она не всегда бывает идеально чистой, поэтому светлая прихватка будет выглядеть неаккуратной. Светлые тона пряжи (белые, нежно-розовые и др.) лучше использовать для отделки изделия. Идеально для вязания прихватки подойдут такие цвета, как красный, зеленый, синий, коричневый и их различные оттенки.
Не берите любой попавшийся под руку клубок. Прихватка, даже имея небольшой размер, все-таки должна гармонировать с кухонным гарнитуром, занавесками, люстрой. Найдите подходящие по цвету нитки и положите рядом с собой.
Пока мы с вами на практике изучили самые элементарные приемы вязания, которые не требуют больших словесных описаний. Но в дальнейшем будем вязать изделия, для описания которых может не хватить и нескольких страниц. Гораздо удобнее применять для этого условные обозначения и составлять из них схемы узоров для вязания.
Итак, описание работы может иметь две формы:
словесные пошаговые указания (то есть словами описывается вся последовательность действий ряд за рядом);
схематическое изображение.
Давным-давно какой-то умный человек выдвинул идею воплощать слова в условные знаки, и надо признать, не ошибся со своим изобретением. Многие рукодельницы признают только схемы описания. Им бывает достаточно одного взгляда, чтобы понять всю суть работы над вязаным изделием. Картина становится ясной: сколько петель необходимо набрать, какова форма и размер изделия, будет ли сложной работа по отношению к вашим знаниям и умениям,и т. д. Работая со схемой, вы учитесь думать и рассуждать, а это очень важно, потому что поняв, в чем секрет вязания какого-либо изделия, вам захочется побыстрее его сделать.
А словесное описание не дает такой четкой картины. Вчитываясь в строки, необходимо напрягаться, мысленно представлять все этапы работы. Такую форму можно порекомендовать лишь тогда,
когда образец или изделие является очень простым, не требующим большого практического опыта и глубоких знаний.
Теперь давайте поговорим о том, каким образом могут располагаться схемы. Если изделие круглое, например салфетка или прихватка, то схематическое изображение также будет круглым. Цифры на каждом ряду обозначают его номер. Нельзя пропускать ни одного ряда, иначе весь рисунок собьется и дальнейшая работа может вызвать огромные затруднения. Все круговые ряды читаются справа налево.
Если вы будете вязать образец или какое-нибудь прямоугольное изделие, например сумочку, то и схематичное изображение будет этой формы. Схема обычно читается снизу вверх, вязание начинается с правого нижнего угла. Номера рядов указаны в тех местах, откуда они начинаются.
(Во время объяснения педагог показывает в журналах образцы схематического изображения.)
И еще один важный момент, с которым вы можете сталкиваться при чтении схемы. Присмотревшись внимательнее к условным знакам, вы увидите, что некоторое количество петель постоянно повторяется. Таким повторением создается общий вид рисунка. Эта основная часть называется раппортом узора, и при схематическом изображении обычно используют стрелки, обозначающие его начало и конец. При словесном описании вязки раппорт узора отмечают звездочками *.
Итак, мы разобрали, что такое вязание по схемам, и попробуем теперь связать прихватку с помощью условных знаков. Будет она относительно простой, но, постепенно приобретая необходимый опыт, вы научитесь вязать изделия любой сложности, разных форм и размеров.
Теперь нам осталось только научиться вязать это квадратик. Посмотри, как он выглядит в готовом виде на рисунке и сколько разнообразных изделий можно связать из таких квадратиков.
Для вязания такого «волшебного» квадратика можно использовать остатки разных ниток, но все они должны быть одинаковой толщины. Если какие-то нитки будут тонкими, их можно соединить в две, три, четыре.
Прежде чем приступить к вязанию квадратика, возьми и нарисуй его цветными карандашами по схеме, расположив цветные ряды в том порядке, как ты будешь вязать. Начинай вязать квадратик от центра. Для начальных, первых рядов вязания ниток потребуется меньше. Начинай вязать квадратик теми нитками, которых у тебя мало.
Свяжи цепочку из 4 воздушных петель. Соедини ее в колечко полустолбиком. Далее вяжи внимательно, выполняя все точно также, как показано на схеме. ( проговорить схему)
Как ввести в вязание нитку другого цвета? Для этого надо последнюю петлю ряда провязать ниткой другого цвета. Введи крючок в петлю, захвати нитку другого и протяни ее сразу через две петли – через петлю ряда и петлю, которая лежит на крючке, то есть провяжи полустолбик. После этого можешь продолжать вязание до нужного размера квадрата.
Вспомним правила техники безопасности.
Всегда давайте отметать мы травмы и опасности.
И в каждом деле соблюдать законы безопасности.
Храните крючки в коробке. Запрещается брать крючки в рот, вкалывать в одежду, мягкие предметы. Во время работы не вертитесь, поворачиваясь к соседу, опускайте крючок вниз или вкалывайте в клубок. Закончив работу, уберите крючок в коробку или вколите в изделие.
Для
ножниц есть закон простой:
Ты для начала их закрой.
И лезвиями от себя
Всегда клади, себя щадя.
Подруге захочешь ты их передать,
Колечки вперед не забудь ей подать.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнул
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Пальчиковая гимнастика «Вяжем шарфик».
То крючок, то петелька.
Вяжем шарфик Петеньке.
(Скрепить мизинцы обеих рук друг с другом, как 2 крючка, чтобы их трудно было
расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев)
- Пальчики разогрели, садимся за работу (дети садятся на рабочие места).
Игра:
Из предложенных букв составь слова, относящиеся к работе нашего объединения. (вязание, крючок, накид, столбик).
Продолжим работу.
Педагог оказывает индивидуальную помощь детям.
Подведение итогов. Рефлексия.
Девочки, рабочее время вышло, давайте посмотрим, каких успехов вы достигли на сегодняшнем занятии.
Молодцы! Все старались. (смотрю качество и аккуратность выполнения работы, даю детям советы)
Домашнее задание – провязать 2-3см дальше. На следующее занятие принести кусочек ситцевой ткани, сделаем изнаночную сторону прихватки, синтепон есть в объединении.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.