Конспект занятия с элементами тренинга «Табак. Табакокурение» из профилактической программы «Я выбираю здоровье».
Подготовила:
педагог-психолог
Лисицына Е.А.
Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных ИКТ. Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия педагога и обучающегося в современной системе образования. Современный педагог обязан не только владеть навыками в сфере ИКТ, но и уметь профессионально применить информационно-коммуникационные технологии в своей непосредственной деятельности.
Я применяю современные ИКТ в тренинговой работе с подростками по профилактической программе «Я выбираю здоровье». Так, например, использование презентаций в занятиях профилактической программы дает мне возможность скомпоновать материал исходя из особенностей, той группы, с которой я работаю в данный момент. Творческие задания малым группам, когда им надо подготовить презентацию к занятию по определенной теме способствуют повышению активности и инициативности ребят на занятии, развитию навыков самообразования и самоконтроля, формированию мышления школьников и информационно-коммуникативных компетенций.
При использовании на тренинговых занятиях мультимедийных технологий структуру занятия я принципиально не изменяю, в нем сохраняю все основные этапы тренингового занятия, изменяю только их временные характеристики.
Занятие «Табак. Табакокурение» рассчитано на 2 часа, оно может проводиться педагогами отдельно как профилактический классный час. Исходя из технического обеспечения школы, работа может организовываться в учебном классе с использованием одного персонального компьютера и проектора (или интерактивной доски) для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала, представления результатов проектной деятельности творческой группы школьников. Или в компьютерном классе при условии, что в нем достаточно места для свободного перемещения участников и организации работы в малых группах.
«Табак. Табакокурение.»
Цель занятия: повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с курением.
Задачи:
1. выяснить уровень информированности подростков по проблеме;
2. дать достоверную информацию о причинах и последствиях курения.
Используемые СОТ:
- Технология проблемного обучения (создается проблемная ситуация путем постановки проблемного вопроса)
- Технология критического мышления (работа в малых группах по технологии составления кластера)
- Технология рефлексивного обучения ("Рефлексивный круг" в конце занятия)
- Здоровьесберегающие технологии (Во время занятия равномерно распределяются различные виды заданий. При работе в группах учащиеся имеют возможность работать не только сидя за партами или на стульях, но и в том положении, которое им удобно).
- ИКТ (Диагностические вопросы демонстрируются ч/з проектор на экран. Работа по теме занятия сопровождается демонстрацией презентации с помощью ПК и проектора, при создании кластеров, каждая группа школьников использует ПК, выводя полученную схему на экран. При обсуждении темы скрытой рекламы, используется мультимедийная презентация).
Ход занятия.
Приветствие (информирование учащихся о теме занятия).
Аммиак, угарный газ, никотин, анилин, сероводород, канцерогенные углеводороды, синильная кислота, азот, окись углерода. Как вы думаете, состав чего я вам сейчас назвала? После обсуждения вариантов ответов участники группы информируются о том, что это вещества, содержащиеся в табачном дыме. Сигарета содержит более четырёх тысяч вредных веществ! Именно о табаке и последствиях его употребления пойдет речь на сегодняшнем занятии.
Диагностическое задание.
Цель: выявление информированности подростков по проблеме.
Ученикам предлагается прочитать размещенные на экране утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними:
5. среди женщин смертность от вызываемого курением рака легких превышает смертность от рака груди. Далее ведущий сообщает, что в конце занятия ребята смогут проверить правильность своих ответов, поскольку материалы занятия будут содержать ответы на эти вопросы.
Мозговой штурм на тему «Причины и последствия курения».
Цель: выявление опыта учеников по отношению к проблеме; согласование по-разному воспринятого одного и того же содержания;
Ребята делятся на малые группы, каждая из которых получает задание и по истечении отведенного времени предоставляет наработанный материал. Работа в группах осуществляется в соответствии с этапами и правилами мозгового штурма:
- Предварительный этап. Проблема должна быть четко сформулирована.
- Основной этап. Генерация идей участниками группы. Главное — количество идей. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей. После этого проводится групповое обсуждение.
- Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется.
Представитель от каждой группы озвучивает наработки своей команды. После того, как заслушаны все варианты, ведущий совместно с подростками подводит итог, кратко резюмируя причины, толкающие человека к сигарете (курение позволяет справиться со скукой и разочарованием; оно доставляет удовольствие и представляет собой способ развлечения; предназначено для ослабления стресса; является знаком перехода в более зрелый, взрослый статус или утверждения в нем; позволяет войти в группу сверстников (если кто-то принимает сигарету, а не отказывается от нее, это свидетельствует о взаимно приемлемом поведении); позволяет поддержать свою личную энергию и почувствовать себя сконцентрированным или обновленным). А также, кратко резюмирует названные ребятами последствия курения (например: от курения могут возникнуть атеросклероз сосудов, инфаркт миокарда, инсульт, ослабление иммунитета, страдает эндокринная система, а также происходит преждевременное старение организма, от курения происходит сужение сосудов, а также начинает нарушаться и кровообращение во всех органах, в том числе и в конечностях, руках и ногах).
Предоставление информационного материала по проблеме.
Цель: перевод содержания знаний учеников на научный уровень (окультуривание субъектного опыта ученика); осмысление своего опыта по отношению к изучаемому явлению.
Творческая группа, состоящая из нескольких обучающихся, демонстрирует самостоятельно созданную ими презентацию на тему «Табак. Мифы и реальность». После чего все участники обсуждают представленную информацию.
Далее ведущий систематизирует информацию, полученную обучающимися на занятии:
Никотиновая зависимость, или попросту курение, - самая распространенная на земле: в общей сложности курит каждый второй житель нашей планеты. Именно поэтому мы относимся к этой зависимости как к довольно безобидной забаве. А зря.
Но давайте, прежде чем говорить о вреде курения, поговорим о том, а какое именно удовольствие получает курильщик от сигареты? Конечно, прежде всего - это химическое воздействие никотина на головной мозг. Никотин является по своей химической природе стимулирующим средством, подстегивающим работу мозга и вызывающим легкую эйфорию. Поэтому многим кажется, что сигарета улучшает мыслительный процесс. Однако, в итоге никотин дает не просветление, а помутнение мозгов. И те люди, которые курят на рабочем месте "ради улучшения процесса мышления", на самом деле, скорее всего, работают немного из-под палки.
Однако процесс курения удовлетворяет еще некоторые другие потребности.
Курение во многом носит характер ритуала - в частности, позволяет выдерживать паузу между словом и действием, между вопросом и ответом и т.п. А так как подавляющее большинство курильщиков относятся к так называемому непосредственному типу личности, для которых реакция обязательно должна следовать без промедления, то им просто необходимо чем-то заполнять паузу, чтобы хоть минутку подумать. Особенно когда они чем-то взволнованы. И чтобы выгадать хоть минутку, они закуривают.
Сигарета порой облегчает и сам процесс общения. Вспомнить хотя бы известный фильм "Москва слезам не верит", где девушка заводила знакомства с мужчинами в библиотеке - и именно в "курилке". И уж самая красноречивая ситуация - когда женщина собирается закурить в присутствии мужчины, тот просто обязан поднести ей огоньку - таким образом он делает первый шаг. А если дама не курит, ей придется делать этот шаг самой…
Часто женщины закуривают, чтобы похудеть – никотин, как наркотик стимулирующей группы, увеличивает «расходную часть» обмена веществ, одновременно снижая аппетит. Но курение – не лучший способ похудеть (почему – мы обсудим чуть позже).
Когда закуривает подросток (любого пола), это наверняка стремление доказать всем, что он уже взрослый.
Люди нерешительные (даже если эта нерешительность запрятана очень глубоко и нередко маскируется показной наглостью) курят иногда затем, чтобы везде «чувствовать себя как дома» – иными словами, запах сигарет вызывает у них привычные ассоциации и помогает адаптироваться в незнакомой обстановке.
Курение может быть и элементом моды, и способом ухода от действительности (особенно когда человек чувствует в чем-то свою беспомощность), и даже некоторым способом выражения признательности - многие закуривают, именно подражая своим любимым людям, или тем, от кого они материально зависимы, или своим кумирам…
И наконец, успокоительный эффект сигареты на самом деле обусловлен лишь фактом того, что эта сигарета находится у вас во рту. Природой задумано так, чтобы человек испытывал чувство покоя и комфорта под действием сосательного рефлекса. И точно так же, как младенец успокаивается у маминой груди, взрослые приходят в себя, беря в рот сигарету.
Сейчас, когда человеческий ум начинает хоть что-то стоить реально, наблюдается интересная картина: люди, которые нашли свое место в жизни, ценят свой мозг и не травят его чем попало. А те, кто в жизни остается вечным подростком, да еще оказывается в чем-то социально неприкаянным, в качестве спасения хватается за сигарету. Поэтому, выбирая курящего спутника (спутницу) жизни, задумайтесь - а нужен ли вам этот вечный ребенок с большими амбициями, нелогичными требованиями и нежеланием думать о завтрашнем дне?
Но как бы то ни было - курить все-таки вредно. И давайте точно разберемся - почему.
Номер первый - онкология. Пусть отсроченная по времени, но все же практически неминуемая. И если кто-то из курильщиков не получил в результате своей привычки к сигарете рак легких, то это лишь потому, что он до него просто не дожил - умер раньше от других болезней.
Второй по распространенности бич курильщиков - сердечно-сосудистые заболевания. Здесь механизм простой: никотин, поступая в организм, помимо возбуждающего эффекта вызывает спазм гладкой мускулатуры - прежде всего стенок сосудов. Через сжатые сосуды сердцу становится труднее качать кровь: поднимается артериальное давление. Но к тому времени действие никотина уже прошло, сосуды расширились, и сердце гонит через них лишнюю кровь. Тогда наступает так называемый защитный спазм сосудов - стенки сокращаются уже в противовес избыточному давлению… В результате такой "тренировки", особенно в течение долгого времени, у курильщика стенки сосудов становятся менее эластичными, что приводит к ишемии, гипертонии и тому подобным "радостям".
Курильщики чаще становятся жертвами несчастных случаев - конечно, не потому, что курят, а потому, что их тип личности еще называется "искатель приключений" - желание получить удовольствие во что бы то ни стало не позволяет им считаться со степенью любой опасности. Недаром, кстати, большинство рекламных кампаний сигарет связаны с экстремальными видами спорта…
Курение часто вызывает осложненное течение самых безобидных заболеваний - таких, как грипп, ОРЗ, ангина. Вообще у курильщика, особенно со стажем, подобные заболевания протекают менее выражено (температура ниже и симптомов меньше) - потому, что ослабленный никотином организм просто не в силах активно сопротивляться. Но именно поэтому курильщики болеют дольше. И риск осложнений у них выше - причем таких, которые могут кончиться печально.
Как уже было сказано, курение – не лучший способ похудеть. Ведь стимулирующее действие никотина не постоянно: можно похудеть, если постоянно дымить ВМЕСТО еды. (в этом случае есть риск, не дождавшись похудения, умереть от рака легких). А отказаться от курения «худеющая» дама уже не может – боится поправиться. Но толстеют после отказа от курения во многом потому, что начинают «заедать» те стрессы, которые раньше «закуривали», плюс заедание самого главного стресса – отсутствия сигареты. Если контролировать количество и качество питания, а также нанести визит эндокринологу (поскольку от длительного курения уже нарушен обмен), вполне можно избежать никотиновой полноты.
Ну и наконец - постепенная деградация личности. Как говорила одна моя коллега - "изменение мозгов по куриному типу". Очень многое зависит от того, как рано человек начал курить. Скажем, если он взял сигарету лет в двадцать - ему, чтобы интеллектуальное развитие полностью остановилось, понадобится еще лет двадцать. А если пристрастие к курению появляется лет в десять - то такой ребенок рискует по умственными показаниям не закончить среднюю школу. (Кстати, все перечисленным последствиям курения, и особенно снижению интеллекта, подвержены и пассивные курильщики - те, кто вынужден глотать дым от чужой сигареты!) Никотин не столько разрушает уже имеющийся разум, сколько мешает интеллекту совершенствоваться. Ведь суть кайфа от любого наркотика - временное отупение. И, в конце концов, организм привыкает к этому состоянию. Но по своей сути никотин НИЧЕМ не отличается от наркотиков. Этим он и страшен.
Анализ рекламы в малых группах.
Цель: показать возможные привлекательные «ловушки» современной скрытой рекламы, воздействующей на молодежь.
Ученики делятся на малые группы и обсуждают предоставленные образцы современной медиа - продукции (ролики, нарезки из музыкальных клипов, фото «звезд» из журналов, и т.д). Их задача — найти как можно больше моментов (цветовое решение, тема, слоган, материал и т.д.), которые могут внушить молодым людям мысль о престижности и распространенности курения. По окончании, проводится групповое обсуждение.
«Письмо наркомана».
Цель: предоставление личного опыта человека столкнувшегося с последствиями курения, формирование эмпатичного отношения к окружающим у подростков.
Ученикам зачитывается письмо, написанное в газету пациентом наркологического диспансера.
«Я курю с восьми месяцев. Я не умел разговаривать, но уже тянул ручки к сигарете. Розовый, тогда еще пухленький, я уже почувствовал желание, а дым был для меня воздухом.
Мое первое слово не «Мама», а «Еще», родители очень обрадовались, когда я сказал его. Года в три я впервые взял в руки сигарету и тут же сунул ее в рот. Как я смотрелся в зеркале! А когда я жевал кончик сигареты, то представлял себя взрослым.
… Иногда я раздумываю: а если бы родители бросили курить, когда я был еще в утробе? И понимаю, что не было бы ничего: я вырос бы как все. Я чувствовал бы боль, я радовался бы и страдал, я был бы в этом мире. А так я – личность, необычный маленький ребенок с сигаретой во рту.
Как я любил читать! Книги давали мне вымышленный мир. Как я любил жизнь! В которой я был любимым сыном, усердным школьником, терпеливым и внимательным другом. Оказалось - все это фигня. Никотиновый наркотик дал мне смысл – вечный поиск наслаждений, вечный поиск еще более сильного разрывателя воли.
Боли больше нет, когда в меня входит героиновая игла и я ощущаю, как горячая струйка смешивается с моей кровью и я – это наркотик, а наркотик - это я. Я – маленький , 17-ти летний, полысевший, с изогнутыми ногами, одуревший от вечного угара, человек без вен. Я – ничто! А все началось с сигарет…..».
Ведущий предлагает обсудить письмо и инициирует обсуждение. Во время обсуждения прочитанного необходимо дать возможность высказаться всем ребятам.
Закрепление информации с использованием технологии составления кластера.
Ученики делятся на две группы. Каждой группе предоставляется ПК. Выбранный группой ученик составляет схему: записывает в центре ключевое понятие, а от него (по решению группы) рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Луч означает существующую между терминами логическую связь. Далее группы составляют краткий на 5 минут рассказ по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера, и презентуют его остальным группам. Созданные группами кластеры необходимо сохранить для дальнейшего использования (создание профилактических памяток, плакатов на итоговом занятии).
Завершение работы.
Ученикам еще раз предлагаются 5 вопросов анкеты, на которые они самостоятельно отвечают. При возникновении затруднений вопрос обсуждается всем классом (1 –да, 2 – да, 3 –нет, 4 – нет, 5 - да).
Прощание.
«Рефлексивный круг». Все участники садятся в круг. Ведущий напоминает алгоритм рефлексии: расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу занятия и в его конце; что нового вы узнали, чему научились; каковы причины этого; - как вы оцениваете свое участие в занятии. Затем все участники поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом. Ведущий своим высказыванием завершает рефлексивный круг.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://www.naritsyn.ru/ 29.08.01.
http://pandia.ru/text/78/520/93727.php
http://novik.sch139.minsk.edu.by/main.aspx?guid=2131
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.