Конспект занятия: «Стили речи»

  • docx
  • 29.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Разработка занятия.docx


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 "Лянторский центр дополнительного образования"

ХМАО-Югра Тюменская область Сургутский р-н г.Лянтор

 

 

 

Х Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»

(региональный этап в хмао - югре)

 

 

 

 

 

Тема занятия: «Стили речи»

 

 

 

 


Емельянова Вероника Владимировна

Должность: педагог дополнительного образования

Объединение: «Словесник»

Образование: высшее, учитель русского языка и литературы

Стаж педагогической работы: 6 лет

Стаж работы в данном учреждении: 6 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лянтор

 

Пояснительная записка

            Методическая разработка занятия по теме «Стили речи» предназначена для обучающихся средней и старшей возрастной категории по программе дополнительного образования детей «Русский язык:  за страницами учебников».

Цель занятия: обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка.

Задачи:

Образовательные: вспомнить и повторить с учащимися стили речи и присущие им признаки;  научиться применять стили речи по ситуации, научиться обобщать и систематизировать изученное.

 Развивающие: актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования,  закрепить умение определять стиль речи.

Воспитательные: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как:  анализ, синтез, группировка, обобщение.

Форма занятия: деловая игра.

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы: информационно-развивающий, проблемно-поисковый, репродуктивный, творчески-воспроизводящий.

Формы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: раздаточный материал (опорная схема), мультимедийное оборудование, компьютер, принтер.

 

Этап занятия

Форма

Цель

   Ориентация.
Учитель представляет изучаемую тему, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.

Беседа, объяснение, лекция, демонстрация презентации

Усвоение новых знаний

Подготовка к проведению. 
Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, примерном типе решений в ходе игры.

 

Эвристическая  беседа, объяснение, учебная дискуссия

Восприятие, осмысление, запоминание нового материла

Проведение игры. 
Учитель организует проведение самой игры, разъясняет неясности и т.д.

Решение ситуационных производственных задач, организационно - деятельностная игра, создание конечного продукта

 

Усвоение и творческое применение умений и навыков, обобщение и систематизация знаний

Обсуждение игры.
Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзор-характеристика "событий” игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу дела трудностей, идей, которые приходили в голову, и т.д., побуждает детей к анализу проведенной игры. Особое внимание при этом уделяется сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира.

Публичная защита мини-проекта

Выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и  их коррекция

 

На занятии оптимально использовались разнообразные методы обучения:

1. Информационно-развивающий: предполагающие  сообщение информации в готовом виде (лекция, объяснение, демонстрация презентации), предполагающие самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с учебным материалом).

  2. Проблемно-поисковый: проблемное изложение материала, учебная дискуссия.

3. Репродуктивный: выполнение задания по образцу, работа по инструкции.

4. творчески-воспроизводящий:  анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач.

 В ходе занятия большое внимание я старалась уделить на создание в группе благоприятного психологического климата. Данный материал будет интересен преподавателям русского языка,  педагогам дополнительного образования.

 

ТЕМА: «Стили речи»

Цель занятия: обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка.

Задачи:

Образовательные: вспомнить и повторить с учащимися стили речи и присущие им признаки;  научиться применять стили речи по ситуации, научиться обобщать и систематизировать изученное.

 Развивающие: актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования,  закрепить умение определять стиль речи.

Воспитательные: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как:  анализ, синтез, группировка, обобщение.

Форма занятия: деловая игра.

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы: информационно-развивающий, проблемно-поисковый, репродуктивный, творчески-воспроизводящий.

Формы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: раздаточный материал (опорная схема), мультимедийное оборудование, компьютер, принтер.

Формирование общих компетенций:

 1. Организовывать собственную деятельность 

2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него задач, а также для своего личностного развития.

4. Работать в коллективе и команде.

5. Брать ответственность за работу членов команды, за результат выполненных заданий.

6. Самостоятельно определять задачи. 

Оборудование:  

Листы бумаги

Ластики

Простые, цветные карандаши, фломастеры

Компьютер

Принтер

Установка для просмотра слайдов

Ватман

Клей

Дидактический материал:

Книги, газеты, журналы.

Презентация 

Раздаточный материал

 

План занятия:

1 этап. Организация начала занятия - 2 мин

2 этап. Вступительная беседа, ориентация - 3мин

3 этап. Объяснение нового материала, подготовка к проведению игры -10 мин

4 этап. Проведение игры – 20 мин

5 этап. Итог занятия, демонстрация и защита конечного продукта - 3мин

6 этап. Уборка рабочих мест - 2 мин

 

Ход занятия.

Организационный момент.

(Дети рассаживаются по группам на заранее отведенные места, всего 4 группы).

Педагог. Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть сегодня на занятии. Сегодня вы будете   работать в группах.

      2. Вступительная беседа:

Педагог:  Сегодняшнее занятие я хочу начать с прочтения стихотворения. Послушайте, пожалуйста, внимательно.

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема, -
Нужно стили речи знать!

Прослушав данное стихотворение, как вы думаете, какая тема сегодняшнего занятия?

Дети: Стили речи.

Педагог: Правильно. Сегодня у нас необычное занятие. Представьте, что наш кабинет – редакция газеты. Вы будете играть роль журналистов, корректоров, редакторов, секретарей-машинисток и к концу игры выпустите номер газеты.

Наша главная задача – узнать, о стилях речи и как их можно применить на примере выпуска газеты. Итак, вы – начинающие журналисты. Прежде чем приступить к работе, узнаем о стилях речи и их жанрах.

     

3.  Объяснение нового материала, подготовка к проведению игры

Педагог:

(Приложение №1, презентация)

Стили речи - это основные наиболее крупные речевые разновидности. Стиль реализуется в текстах. Определить стиль и его особенности можно, проанализировав ряд текстов и найдя в них общие черты. В русском языке есть пять стилей речи:
1) разговорный;
2) художественный;
3) публицистический;
4) официально-деловой;
5) научный.

В целом все стили речи можно разделить на две большие группы: разговорный стиль с одной стороны и книжные стили речи (художественный, публицистический, официально-деловой, научный) — с другой.
Стили речи служат для обслуживания какой-либо стороны человеческой жизни, а потому каждый стиль выделяется по двум признакам: сфера общения и цель общения.

Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на доску. Вы видите схему. Она пустая, мы будем ее заполнять по мере изучения новой темы.

(Приложение №2)

http://festival.1september.ru/articles/515269/img1.gif

 

Итак, в первые две пустые клеточки, что мы можем записать?

Дети: В первую клеточку – разговорный, во вторую – книжный.

Педагог: Правильно. Дальше продолжаем тему. У вас на столах каждой группы лежать листочки с определениями стилей и их жанрами. Ваша задача: прочитать о стилях и заполнить схему на доске. (Приложение №1)

Дети: Самостоятельно читают. Поочередно выходят к доске и заполняют схему.

Педагог: Молодцы! Приступаем к следующему этапу работы.

 

4. Проведение игры.

Как  уже говорилось, мы сегодня проведем игру «В редакции газеты». Каждый должен определить себе роль и объем выполняемой работы. Каждая рубрика должна быть написана одним из стилей речи. Скажите, пожалуйста, разговорный стиль в какой рубрике можно применить?

Дети: Интервью, письмо в редакцию.

Педагог: Молодцы!  У нас 4 группы. Три группы будут заниматься поиском материала для газеты. Чтобы определиться каким стелем должна быть работа, тянем жребий. (Каждая команда выбирает себе по два стиля, два стиля повторяются. В итоге должно быт 6 рубрик, написанные разными стилями.) Те группы, которые выбрали стили, вы назначаетесь журналистами и корреспондентами. На столах у вас имеются листочки бумаги, на которых вы будете творить свои произведения.

Так же на столах лежат газеты разных изданий. Вы можете использовать их в работе. Одна группа – это иллюстраторы, корректоры, редакторы. Ваша задача – придумать название газеты и рубрик, собрать со всех материал и создать газету. Для этого вам предоставляется компьютер, интернет и принтер. Для иллюстрации и оформления используйте, цветные карандаши и фломастеры. Весь материал оформляется на ватмане.

Дети: определяются с темами статей, самостоятельно создают текст или пользуются информацией из предложенных газет, создают газету.

 

5. Итог занятия.

Педагог. Время на изготовление газеты вышло. Продемонстрируйте ее, пожалуйста. Приглашаем главного редактора на защиту проекта.

Дети: рассказывают о своих статьях, каким стилем речи пользовались.

Педагог: Молодцы, ребята. Мы узнали о стилях речи и научились определять характерные признаки стилей на практике. Полученные знания вы можете применять в разных сферах жизнедеятельности, используя приобретённые на занятии  умения и навыки. Спасибо всем, кто побывал у нас в редакции. Мы с вами неплохо поработали. Я хочу сказать, что у многих ребят есть склонности к журналистской деятельности!

 

6. Уборка рабочих мест

Педагог: А теперь наведите порядок на ваших рабочих местах. Карандаши, ластики, уберите в коробку, листочки сдайте. Наше занятие подошло к концу. До свидания, ребята!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

 

http://festival.1september.ru/articles/515269/img1.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Разговорный стиль
Разговорный стиль используется людьми для общения в быту с целью передачи своих мыслей, чувств, а также сообщения о чем-либо.
Долгое время существовало заблуждение, что основные языковые средства разговорного языка — это разговорные слова. Это не так. На самом деле основу разговорного стиля составляют нейтральные средства языка, т. е. слова, употребляемые во всех стилях речи: семья, пойти, обед, вечер и др. Меньший процент составляют разговорные слова (брякнуть, приперся, общага), просторечия (нынче, давеча, ехай) и жаргонизмы (пацан, бабки (деньги) и т. д.)

Особенностью синтаксического построения разговорного стиля является использование в основном неполных предложений (Наташа домой, он — за ней.). Это обусловлено тем, что при разговоре всегда есть возможность переспросить, показать на предмет обсуждения. Кроме того, важную роль играют жесты, мимика, заменяющие собой часть информации, которую можно было бы выразить словами. Очень редко используются сложные предложения, а если используются, то это в основном бессоюзные предложения (Прихожу домой, вижу — опять брат приводил своих друзей.). Для разговорного стиля характерны обращения, побудительные и вопросительные предложения. Часто в разговорной речи используются вводные слова, междометия, модальные частицы (Представь, завтра экзамен. Да я же не готов!).
Также широко используются слова с суффиксами эмоциональной оценки (например, уменьшительно-ласкательные): мамочка, кисонька, а также усеченные формы имен существительных, особенно имен собственных: пап, мам, Миш, Вань и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественный стиль

Художественный стиль используется в художественном творчестве, его цель — воздействовать на читателей через созданные образы.
Например:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в краю далеком?
Что кинул он в краю родном? (М. Ю. Лермонтов)
В стихотворении М. Ю. Лермонтова создан образ одинокого паруса на голубой глади моря, через который автор и воздействует на мысли и чувства читателей.

В художественном стиле распространены изобразительно-выразительные средства (метафоры, эпитеты и др.). Кроме того, для создания образа в художественном стиле уместны любые языковые средства (нейтральная лексика, диалектные и жаргонные слова, эмоционально окрашенные слова и т. д.).

Жанры художественного стиля зависят от рода: проза, лирика или драма. Это будут роман, повесть или рассказ, элегия, ода, трагедия, комедия или драма соответственно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Публицистический стиль

Используется в агитационно-массовой деятельности и средствах массовой информации, его цель — воздействовать через призыв. Жанрами публицистического стиля являются: статья, очерк, выступление и др.
Любой текст публицистического стиля имеет яркую эмоциональную окраску (нередко доходящую до пафоса), поэтому в публицистическом стиле широко используются изобразительновыразительные средства, слова с экспрессивной окраской, многозначные слова в переносном значении, фразеологизмы, торжественные, высокие слова, гражданская лексика, сочетание книжных и разговорных слов и конструкций. В синтаксическом строении текстов публицистического стиля преобладают несложные синтаксические конструкции, риторические вопросы и восклицания, частицы, вводные слова, повторы, употребление однородных членов предложения (с градацией).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Официально-деловой стиль

Используется в официально-деловой среде для общения граждан с учреждениями и учреждений между собой, цель данного стиля — сообщение официально-деловой информации. Жанрами официально-делового стиля являются закон, указ, доверенность, заявление, акт, протокол и др.

Особенность официально-делового стиля — точность, достоверность информации, ее объективность, исключающая двоякость толкования, а потому в нем неуместны изобразительно- выразительные средства, слова с экспрессивной окраской. В данном стиле употребляются нейтральные слова, а также слова в пря- мом значении, абстрактная лексика (выполнение, соблюдение), стандартизированные обороты (согласно приказу…, мы, ниже подписавшиеся…), сложные предложения с составными союза- ми, термины, слова долженствования (должен, обязан, полагает- ся, следует).

Предложения в официально-деловом стиле всегда повествовательные, распространенные, как правило, осложненные причастными и деепричастными оборотами или однородными членами предложения. Часто тексты официально-делового стиля делятся на части, обозначаемые цифрами (статьи законов), или имеют строго ограниченное и регламентированное положение на странице (шапка заявлений и других документов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный стиль

Используется в сфере науки, его цель — сообщение научной информации. Жанры научного стиля — монография, научная статья, диссертация, диплом, доклад, реферат, рецензия, аннотация и др.

Так же, как и официально-деловому стилю, научному стилю присущи точность, строгость, лаконичность выражений, следовательно, в научном стиле не приемлемы изобразительно-выразительные средства, слова с экспрессивной окраской, лексика в переносном значении.
Используются в данном стиле научные термины, специальные фразеологизмы, сложные синтаксические конструкции, вводные слова, предложения с обобщающими родовыми наименованиями.