Календарно-тематический план решения задачи: развитие речи. Тема: «У природы нет плохой погоды»
Образовательные задачи.
Речевое развитие: активизировать в речи детей сложных предложений, прилагательных (подбором определений); формировать умение понимать смысл пословиц; упражнять в звуковом анализе, выделении определенного звука в слове; развивать умение составлять короткие описательные рассказы.
Познавательное развитие: закрепить представления детей о характерных особенностях времен года; развивать мышление, фантазию при сочинении небылиц.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать любовь к природе родного края; формировать заботливое отношение к природе; вызвать желание поддерживать чистоту в экологической среде.
Материалы и оборудование.
1. Дидактический материал: фишки красного, зеленого, синего цвета, мешочек с муляжами овощей- фруктов, колпак на голову.
2. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: стенд.
№ |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Предметно-развивающая среда |
Ожидаемые результаты |
1 |
Пальчиковая гимнастика. «Дружба» Дружат в нашей группе девочки и мальчики. С вами мы подружимся маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять- начинай считать опять, 1, 2, 3, 4, 5- мы закончили считать. Сегодня, мы отправимся в путешествие по разным временам года, вспомним, что о них знаем. С давних пор человек наблюдал за природой: собирал природный материал, сочинял стихи, загадки, пословицы о природе и передавал их от отца к сыну от матери к дочери. Вот и получается, что мы не только поговорим о временах года, но и о нашей Родине- России, потому что такие весны, зимы, лета, осени бывают только у нас. В других землях и странах всё по-иному. |
Дети выполняют пальчиковую гимнастику. |
|
Сформирован интерес к предстоящей деятельности. |
2 |
Воспитатель:- Какое сейчас время года? -Какая осень в наших краях?
- Назовите любые осенние слова и звук на который они заканчиваются.
|
-Осень -Тёплая, холодная, дождливая, золотая, листопадная. Листопад (д), дождь (дь), тучи (и), холод (д) |
|
Закреплено умение подбирать определения, определять последний звук в слове и называть его. |
3 |
Д/ и «Чудесный мешочек» - Осень пришла к нам с чудесными дарами. Давайте попробуем на ощупь узнать овощи- фрукты и рассказать о них. |
Дети отгадывают на ощупь овощи- фрукты, составляют короткие описательные рассказы о них.
|
Мешочек с муляжами овощей- фруктов. |
Развито умение определять на ощупь предмет, составлять короткие описательные рассказы. |
4 |
- После осени к нам придет… -заметет дорожки пороша: ш-ш-ш
-завьюжит вьюга: в-в-в
-закружит метель: у-у-у |
-зима. Дети произнося звук, двигают опущенными руками из стороны в сторону; Дети произнося звук, выполняют круговые движения руками; Дети произнося звук, кружатся |
|
Обеспечена двигательная активность |
5 |
Воспитатель:- что мы сейчас произносили? -Чем обозначаются звуки при письме? -Назовите свой любимый звук и дайте ему характеристику.
Выставляется схема слова «Зима»(зеленый квадрат, красный квадрат, синий, красный) -Попробуйте отгадать зашифрованное слово и сказать мне его на ушко. -Попробуйте составить самостоятельно слово называющее следующее после зимы время года
|
-Звуки -Буквами. -«О»- гласный звук; «Вь»- согласный, звонкий, мягкий; «Б»- согласный, звонкий, твердый звук; «С»- согласный, глухой, твердый.
Дети разгадывают слово
Ребенок работает на доске, другие на местах составляют схему слова, проверяют, исправляют ошибки.
|
Фишки, обозначающие звуки. |
Развито умение детей дифференцировать звуки на слух и давать им характеристику. |
6 |
-Итак, весна следует за зимой Д\и «Хорошо- плохо» -Скажите, что хорошего в весне? -Плохого? -Давайте составим о весне предложения по схеме. (на доске пишется схема простого предложения, сложного. |
Дети анализируют время года, дают полный ответ
Дети составляют предложения в соответствии со схемой
|
|
Активизировано мышление, закреплено умение понимать схему предложения, составлять по ней предложение. |
7 |
-После весны наступает… -Да, лето веселая пора, поэтому предлагаю поиграть в игру «Зверь, птица, насекомое, небылица» |
-Лето Дети по кругу идут, говоря: «Мы по лугу шли, колпачок нашли. Зверь, птица, насекомое, небылица». Ведущий в кругу с колпаком на голове указывает палочкой на кого-то из детей и называет слово «Птица»- на кого указал ведущий называет птицу, если выпало «Небылица»- говорит короткую небылицу |
|
Закреплено умение быстро, без подсказок давать ответ, развита фантазия, творчество. |
8 |
Воспитатель: -Сегодня мы путешествовали по всем временам года и еще раз увидели- как красива наша природа в любое время года, а чтобы она всегда была такой яркой, красочной ее надо беречь и заботиться о ней. Как говорится в пословице: «Жизнь дана на добрые дела». Повторите пословицу. Чтобы понимать природу побольше читайте о природе, наблюдайте, слушайте. Учитесь видеть, слышать, чувствовать, потому что природа и Родина неотделимы друг от друга. Даже слова похожи: «Природа» и «Родина». Давайте ласково скажем: «Родина любимая, что мать родимая» |
Дети отвечают хором и индивидуально.
Дети повторяют. |
|
Подведен итог деятельности, дети познакомились с новыми пословицами. |
Литература: Л.Е. Белоусова «Удивительные истории»- С-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.