Конспект занятия по речевому развитию с элементами обучения грамоте.
Задачи:
Речевое развитие: Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи. Систематизировать знания о предложениях, закреплено умение составлять предложения из двух и более слов; умение делить слова на части, придумывать родственные слова; умение подбирать слова соответственно родам; продолжать обучать построению связных монологических высказываний через составление описательных рассказов, используя модель; умение проводить звуковой анализ слов.
Социально- коммуникативное развитие: воспитывать чуткое и доброе отношение к людям.
Познавательное развитие: активизировать знания детей в сезонных изменениях в природе.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций о весне; заучивание пословиц, стихов, поговорок о весне.
Материалы и оборудование: маски животных, карточки-схемы, модели звуков, карточки с предметами, смайлики, полоски бумаги, карандаши, мольберт, модель рассказа.
№ |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Развивающая предметно- пространственная среда |
Ожидаемые результаты |
1 |
Вос-ль: Утром встали малыши В детский садик свой пришли Вам мы рады как всегда! Гости здесь у нас с утра, Поздоровайтесь друзья Посмотрю на ваши лица С кем бы мне здесь подружится? Я –Татьяна Павловна, А ты кто?
|
дети здороваются
Я- Саша- дружок. Я - Танюша огонек. Я – Настя подружка. Я –Саша- хохотушка. Я- Катя поскакушка. Я- Соня болтушка, Я- Альмир- весельчак, Я- Вадим- учиться мастак.
Дети садятся на ковре
|
|
Создан положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. |
2 |
Вос- ль: Какие милые дети Вы всех прекрасней на свете. Вы такие хорошие, пригожие послушайте загадку: Тает снежок, Ожил лесок, День прибывает Когда это бывает (весной) -Правильно, весной. Замечательное время года, когда все пробуждается и оживает после зимнего сна. А как вы догадались, что это загадка о весне? -Какие приметы весны вы еще знаете? -А пословицы и поговорки знаете? -Молодцы, вы много знаете примет, пословиц. поговорок о весне. |
Дети: Снег тает, день прибывает. Ответы детей
|
Модель солнца- эстафетная палочка. |
Закреплены приметы весны, активизирован словарь. |
3 |
Ребята, из чего состоит наша речь (из предложений) Какие бывают предложения (простые и сложные) Какие предложения называются простыми? (из двух слов). Какие предложения называются сложными (из трех и более слов). Придумайте простое предложение. Назовите первое слово, второе слово. Придумайте сложное предложение. Какой знак поставим в конце предложения? (точку) Скажите это слово так, чтобы можно было поставить вопросительный знак. Скажите это предложение с восторгом, чтобы можно было поставить в конце восклицательный знак. Хорошо, и с этим заданием мы справились. |
Дети участвуют в диалоге |
Магнитная доска, листы бумаг, маркер. |
Систематизированы знания о предложениях, знаках в конце предложения, закреплено умение составлять предложения из двух и более слов |
4 |
Гимнастика для глаз. -Давайте отдохнем глазками и нарисуем яркое, весеннее солнышко, рисуем глазками за моей указкой. |
Выполняют гимнастику для глаз |
Указка. |
Обеспечен отдых глазам. |
5 |
Дети, из чего состоят предложения? (из слов) Какие бывают слова? (длинные и короткие) Какие слова мы называем короткими (которые состоят из одной части) Назовите короткие слова (дом, дым, сыр,луч) Назовите длинные слова и покажите хлопками, что в них несколько частей (ма- ши - на). Молодцы, с заданием справились. |
Дети выполняют задание- отсчитывают слоги хлопками. |
|
Закреплено понимание длинных и коротких слов. |
6 |
Вот следующие задание Первая группа картинок: молоко, облако, вата -Необходимо закрыть карточками отрицания те картинки, которые не соответствуют определению «белая» Вторая группа картинок: снег, сосулька, мороженное. -Закройте карточками отрицания те картинки, которые не соответствуют определению «холодное» Третья группа картинок: ребенок, капелька, цыпленок -Закройте карточками отрицания те картинки, которые не соответствуют определению «маленький» |
Дети закрывают: мел, облако. Остается вата
Дети закрывают: снег, сосулька. Остается мороженое
Дети закрывают: капелька. Остается ребенок, цыпленок
|
. 3группы картинок (см. приложение 1) и карточки отрицания).
|
Закреплен грамматический строй речи. |
7 |
Ребята, из чего состоят слова (из звуков) Какие бывают звуки (гласные и согласные) Какие звуки называют гласными? (которые поются) Назовите их (а, о,и, у, е, ю, я,ы,э) Какие звуки называют согласными? (которые не поются, а произносятся четко и громко) Дети, какими еще бывают звуки (твердые, мягкие, ударные, безударные) Давайте вспомним, какой фишкой отмечаем гласные звуки (красной) Согласные мягкие - зеленой. Согласные твердые - синей. Молодцы, все вспомнили. Ребята, в загадке, которую я вам загадывала было выражение "Ожил лесок".Как вы понимаете это выражение? Да, с приходом весны все оживает, зацветает. Послушайте, я произнесу слово "лесок", проведем звуковой анализ слова "Лесок" Приготовьтесь к работе, возьмите схему и фишки. Юля произнеси слово лужок так, чтобы мы услышали первый звук. Какой это звук Отметь его на доске (все остальные дети работают на местах) Маша, произнеси слово лужок так, чтобы мы услышали второй звук. Какой это звук Отметь его на доске. - Саша, произнеси слово так, чтобы мы услышали третий звук. Какой это звук? -Ярослав, произнеси четвертый звук в этом слове. -Какой это звук Даша, произнеси слово так, чтобы мы услышали последний звук Дети, проверьте, у всех так сделан звуковой анализ слова "Лесок" как на доске? Вы и с этим заданием справились отлично, молодцы! |
Дети переходят за столы Дети дают ответы.
-появились первые цветы, травка зазеленела и т. д.
Дети на полосках бумаги составляют звуковую схему, слоговую схему. -л, согласный, мягкий, отмечаю синей фишкой.
-е, гласный, отмечаю красной фишкой.
-с, согласный, твердый, отмечаю синей фишкой.
-О, гласный отмечаю красной фишкой) -к, согласный, твердый, отмечаю синей фишкой.
|
Фишки, обозначающие звуки, полоски бумаги, карандаши. |
Закреплен звуковой анализ слова. |
8 |
Как-то раз лесной тропой Звери шли на водопой. (Идут по кругу.) За мамой лосихой топал лосенок. (Идут, громко топая.) За мамой лисицей крался лисенок. (Крадутся на носочках.) За мамой ежихой катился ежонок. (Двигаются в полуприседе.) За мамой медведицей шел медвежонок. (Идут вперевалку.) За мамою белкой скакали бельчата. (Двигаются прыжками.) За мамой зайчихой – косые зайчата. (Прыгают, сделав ушки из ладоней.) Волчица вела за собою волчат. (Крадутся большими шагами.) Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются в круг лицом, делают лакательные движения.) |
Выполняют соответствующие движения |
|
Обеспечена двигательная активность. |
9 |
- Наконец-то мы с вами добрались до сказки В. Орлова «Как малышу маму искали». (приложение 2). Ребята, вам понравилась сказка? Что же там происходило? Кто пришел на помощь малышу? -А вот наши гости не слышали сказку, давайте расскажем им ее. Итак, за сказочницу будет Саша, Олененком мы выберем Альмира,(Надеваю на детей маски животных.) - Для того, чтобы ваш рассказ получился интересным и полным, мы будем использовать модель рассказа. (На мольберте модель рассказа о диких животных.) Сначала нужно рассказать о внешнем виде животного. Продолжить рассказом о том, где оно живет. Затем рассказать, чем оно питается, а закончить рассказом о детенышах этого животного. Если вы забудете, о чем нужно рассказывать, то посмотрите на модель и вспомните. В рассказе пользуйтесь словами из текста сказки. Расскажите о себе так, чтобы только вас олененок хотел бы видеть своей мамой. |
Дети остаются на ковре, рассаживаются на стульчики.
Дети отвечают на вопросы.
Саша начинает рассказывать сказку. |
Маски зверей, мольберт, модель рассказа |
Закреплено умение построения связных монологических высказываний через составление описательных рассказов, используя модель. |
10 |
После всех рассказов о животных вопрос олененку: - Узнал ты свою маму? - Дети, почему оленёнок не выбрал этих животных своей мамой, ведь они такие замечательные мамы? - Потому что для каждого малыша его мама лучше всех. Оленёнок, расскажи о своей маме. - Молодец, олененок. Ты хорошо знаешь приметы своей мамы. |
|
|
Закреплена диалогическая речь. |
11 |
Вот и закончилась наша сказка. А сейчас возьмите смайлики и оцените себя, кто как работал на занятии. -Замечательно, все оценили свою работу положительно! |
Дети дают самооценку |
смайлики |
Подведен итог работы, вызван положительный отклик на занятие. |
Приложение 1
Приложение 2
Как Малышу маму нашли. (В. Орлов)
Заблудился в лесу Малыш - на тонких ножках и весь в желтых пятнышках. Стоит и
плачет:
- Ма-ма! Ма-ма!
Все мамы в лесу переполошились:
Из дупла Бельчиха выглянула.
Из норы - Барсучиха.
Из берлоги - Медведица.
Из-за пенька - Зайчиха.
Даже Лягушиха из болота выпрыгнула.
Все наперебой утешают Малыша, а он не
унимается:
- Ма-ма! Ма-ма!
- Чего ревешь! - затрещала Сорока. -
Посмотри, сколько мам вокруг! Я сама тоже мама! Выбирай!
- Моя мама не такая! - плачет малыш.
- А какая она? - спросила Бельчиха. - Она
с хвостиком?
- Нет!
- В полосочку? - спросила Барсучиха.
- Нет!
- Может, она лохматая? - спросила
медведица.
- Нет! - плачет Малыш.
- С длинными ушами? - спросила Зайчиха.
- Нет!
- Наверное она зеленая! - сказала
Лягушиха.
- Нет, не зеленая, - ответил Малыш и
улыбнулся.
- Знаю! - затрещала Сорока. - Твоя мама в
перьях!
- Ничего себе мама! - рассмеялся
Малыш. - Ой, не могу! Где же вы такую маму видели? С хвостиком, в полосочку,
лохматую, с длинными ушами, зеленую, да еще в перьях!
И все мамы тоже стали смеяться,
потому что они вдруг представили такую "ничего себе маму".
- И какие приметы у твоей мамы? -
спросила Медведица, вытирая слезы.
- У нее рожки на голове! - ответил
малыш.
- Знаем! Знаем! - закричали мамы. -
Как прекрасно! Как чудесно! Как замечательно, когда ребенок знает приметы своей
мамы!
И по приметам они быстро нашли Малышу его
маму.
Догадались какую?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.