МБДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №9»
Конспект НОД в старшей группе
компенсирующей направленности
по теме
«Дифференциация звуков [П-Б].
Буквы – П и Б»
Подготовила учитель – логопед
Кирюхина Е.Г.
г. Гатчина
Цель занятия: Дифференциация звуков [п], [б], закрепить знание букв П, Б.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. формировать умение выделять и различать закрепляемые звуки [П]-[Б];
2. закрепить образ букв П, Б;
3. расширить активный словарный запас.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. продолжать развивать умение различать на слух и в произношении, сходные по артикуляционно - акустическим признакам звуки [п - б];
2. продолжать формировать фонематический слух, звукослоговой анализ;
3. продолжать формировать слоговую структуру слова;
4. активизировать логическое мышление, память, внимание;
5. побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями;
6. совершенствовать двигательные навыки, координацию движения и речь;
7. развивать мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование:
плоскостные фигурки собака Бобик, кот Пушок; большие печатные буквы П и Б; логопедические прищепки; картинки с изображением предметов со звуками [П] или [Б]; мяч; цветные палочки; интерактивная доска Mimio Studio, презентация «Дифференциация звуков [П-Б]».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Л. - Ребята, поздоровайтесь друг с другом. А теперь пусть поздороваются ваши пальчики. Упражнение (кинезиологическое) «Пальчики здороваются»: поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе.
2. Вводная беседа.
Выставляются плоскостные фигурки собаки Бобика и кота Пушок.
Л. – Ребята, это собака Бобик и её друг – кот Пушок. Они тоже хотят научиться слышать и различать наши речевые звуки. Поможем им?
Д. – Да.
Л.- давайте скажем, какой первый звук в кличке Пушок?
Д. – В кличке Пушок первый звук [П].
Л.- А в кличке Бобик?
Д. – В кличке Бобик первый звук [Б].
Л. – эти звуки чем-то отличаются друг от друга?
Д. – да. Звук [П]- глухой согласный, а звук [Б]- звонкий согласный.
Л. – а чем они похожи?
Д. – звуки [П] и [Б] согласные.
Л.- правильно, молодцы. Итак, сегодня на занятии мы будем слушать, выделять и различать звуки [П] и [Б]. Но сначала мы сделаем артикуляционную гимнастику
3. Биоэнергопластика.
Л. - Приготовили ладошки:
- «лопаточка» - «чашечка» - на счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами опускается вниз. На счет «два» - сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика.
- «качели» - на счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднимается вверх. На счет «два» - кисть руки с сомкнутыми пальцами опускается вниз.
- «часики» - на счет «один» указательный палец ведущей руки показывает налево, на счет «два» - направо.
- «маляр» - кисть руки с сомкнутыми пальцами поднята вверх. На счет «один» кисть руки идёт вперёд, на счет «два» - назад.
- «футбол» - На счет «один» указательный палец ведущей руки показывает налево, на счет «два» - направо.
- «мяч в воротах» - На счет «один» указательный палец ведущей руки показывает вверх, на счет «два» - вниз.
- «лошадка» - кисть руки находится горизонтально, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Под счет смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах.
Л. – Молодцы!
4. Дифференциация звуков [П – Б]
А) в слогах:
Игра «Потопаем-похлопаем»:
Л. - Давайте поиграем с Бобиком и Пушком.
Если в слоге услышите звук [Б], то будете хлопать, если услышите Звук [П], то – топать:
па, бо, пы, по, бы, пэ, пу, ба и т.д.
Б) в словах:
Игра «Умные прищепки»
Л. - ребята, давайте покажем Бобику и Пушку, как обозначаются звуки [П – Б] на бумаге. Поднимите букву, которой мы обозначаем звук [Б] - (дети поднимают букву Б), а сейчас поднимите букву, которой мы обозначаем звук [П] (дети поднимают букву П).
Л. - Молодцы! Вы правильно показали нашим гостям буквы. А сейчас, я буду произносить слова, а вы будете прикреплять прищепки к букве Б, если в слове слышим звук [Б], к букве П – если в слове слышим звук [П].
Слова: кнопка, платье, бабочка, лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, собака, балет, лопата, палка, бочка, почка, бык.
Л.- Молодцы! Вы всё сделали правильно. А сейчас возьмите палочки из тарелок и выложите из них буквы П и Б.
5. Динамическая пауза
У проруби попробовал приседания, руки вытянуты вперёд.
Наш Бобик пообедать… подносят руку ко рту, имитируя движения с ложкой.
Он лапкой бил по проруби, «бить» рукой по воздуху.
Да не было победы!
И рыбка в проруби была, ладони сложены вместе, волнообразные движения.
Да лапка Бобика мала!.. одной рукой гладят другую руку.
6. Игра: «Договори слово»
Л. - Послушайте внимательно первую часть слова и добавьте в нему слог ба или па, а затем повторите всё слово целиком (игра проводится с мячом):
Ры… ба
Жа… ба
Лу…па
Тру… ба
Шу… ба
Па… па
Ба…ба
Кру…па
Ла…па
Вер…ба
Лам…па
Тум… ба
Клум…ба
Скорлу…па
7. Игра: «Подарки». (Презентация «Дифференциация звуков [П] и [Б] -слайд № 6)»
Л. - Ребята, я для Бобика и для Пушка приготовила подарки, но они все перепутались. Помогите, пожалуйста, разобрать их: для Бобика мы отберём подарки со звуком [Б], а для Пушка - со звуком [П].
8. Игра: «Напиши букву»
Л.
- Ребята,
я
прочитаю вам предложение, а вы запишите в тетради букву, чей звук чаще в нем слышится:
Б или П.
Рыбаки
удили рыбу.
Поля поливает тюльпаны.
Плавно плывет пароход.
На голубом цветке - бабочки.
9.Итог занятия:
Л. - Какие звуки мы сегодня изучали?
Л. - Какими буквами они обозначаются при письме?
Л. - Чем они похожи? Чем различаются?
Л. – Молодцы! Бобик и Пушок благодарят вас за помощь и дарят вам подарки – собственные портреты. Их нужно обвести по точкам и дорисовать элементы лица. Эти портреты вам раздадут воспитатели в группах.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.