Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Дифференциация звуков [П-Б]. Буквы – П и Б»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель занятия: Дифференциация звуков [п], [б], закрепить знание букв П, Б.
Иконка файла материала 5 Конспект занятия по формированию фонетико.doc

 

МБДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №9»

 

 

 

 

 

 

Конспект НОД в старшей группе

компенсирующей направленности

по теме

«Дифференциация звуков [П-Б].   

Буквы – П и Б»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель – логопед

Кирюхина Е.Г.

 

 

 

 

г. Гатчина

 

 

Цель занятия: Дифференциация звуков [п], [б], закрепить знание букв П, Б.

 

Коррекционно-образовательные задачи:

1.     формировать умение выделять и различать закрепляемые звуки [П]-[Б];

2.     закрепить образ букв П, Б;

3.     расширить активный словарный запас.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.     продолжать развивать умение различать на слух и в произношении, сходные по артикуляционно - акустическим признакам звуки [п - б];

2.     продолжать формировать фонематический слух, звукослоговой анализ;

3.     продолжать формировать слоговую структуру слова;

4.     активизировать логическое мышление, память, внимание;

5.     побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями;

6.     совершенствовать двигательные навыки, координацию движения и речь;

7.     развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1.     Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

плоскостные фигурки собака Бобик, кот Пушок; большие печатные буквы П и Б; логопедические прищепки; картинки с изображением предметов со звуками [П] или [Б]; мяч; цветные палочки; интерактивная доска Mimio Studio, презентация «Дифференциация звуков [П-Б]».   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

1.     Организационный момент.

Л. - Ребята, поздоровайтесь друг с другом. А теперь пусть поздороваются ваши пальчики. Упражнение (кинезиологическое) «Пальчики здороваются»: поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе.

 

2.   Вводная беседа.

Выставляются плоскостные фигурки собаки Бобика и кота Пушок.

Л. – Ребята, это собака Бобик и её друг – кот Пушок. Они тоже хотят научиться слышать и различать наши речевые звуки. Поможем им?

Д. Да.

Л.- давайте скажем, какой первый звук в кличке Пушок?

Д. – В кличке Пушок первый звук [П].

Л.- А в кличке Бобик?

Д. – В кличке Бобик первый звук [Б].

Л. – эти звуки чем-то отличаются друг от друга?

Д. – да. Звук [П]- глухой согласный, а звук [Б]- звонкий согласный.

Л. – а чем они похожи?

 Д. – звуки [П] и [Б] согласные.

Л.- правильно, молодцы. Итак, сегодня на занятии мы будем слушать, выделять и различать звуки [П] и [Б]. Но сначала мы сделаем артикуляционную гимнастику

 

3. Биоэнергопластика.

Л. - Приготовили ладошки:

- «лопаточка» - «чашечка» - на счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами опускается вниз. На счет «два» - сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика.

- «качели» - на счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднимается вверх. На счет «два» - кисть руки с сомкнутыми пальцами опускается вниз.

- «часики» - на счет «один» указательный палец ведущей руки показывает налево, на счет «два» - направо.

- «маляр» - кисть руки с сомкнутыми пальцами поднята вверх. На счет «один» кисть руки идёт вперёд, на счет «два» - назад.

- «футбол» - На счет «один» указательный палец ведущей руки показывает налево, на счет «два» - направо.

- «мяч в воротах» - На счет «один» указательный палец ведущей руки показывает вверх, на счет «два» - вниз.

- «лошадка» - кисть руки находится горизонтально, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Под счет смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах.

Л. – Молодцы!

 

4. Дифференциация звуков [П – Б]

А) в слогах:

Игра «Потопаем-похлопаем»:

Л. - Давайте поиграем с Бобиком и Пушком.

Если в слоге услышите звук [Б], то будете хлопать, если услышите Звук [П], то – топать:

па, бо, пы, по, бы, пэ, пу, ба и т.д.

 

Б) в словах:

Игра «Умные прищепки»

Л. - ребята, давайте покажем Бобику и Пушку, как обозначаются звуки [П – Б] на бумаге. Поднимите букву, которой мы обозначаем звук [Б] - (дети поднимают букву Б), а сейчас поднимите букву, которой мы обозначаем звук [П] (дети поднимают букву П).

Л. - Молодцы! Вы правильно показали нашим гостям буквы. А сейчас, я буду произносить слова, а вы будете прикреплять прищепки к букве Б, если в слове слышим звук [Б], к букве П – если в слове слышим звук [П].

Слова: кнопка, платье, бабочка, лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, собака, балет, лопата, палка, бочка, почка, бык.

Л.- Молодцы! Вы всё сделали правильно. А сейчас возьмите палочки из тарелок и выложите из них буквы П и Б.

 

5.     Динамическая пауза

У проруби попробовал                 приседания, руки вытянуты вперёд.

Наш Бобик пообедать…               подносят руку ко рту, имитируя движения с ложкой.

Он лапкой бил по проруби,          «бить» рукой по воздуху.

Да не было победы!

И рыбка в проруби была,              ладони сложены вместе, волнообразные движения.

Да лапка Бобика мала!..                одной рукой гладят другую руку.

 

6.     Игра: «Договори слово»

Л. - Послушайте внимательно первую часть слова и добавьте в нему слог ба или па, а затем повторите всё слово целиком (игра проводится с мячом):

Ры… ба

Жа… ба

Лу…па

Тру… ба

Шу… ба

Па… па

Ба…ба

Кру…па

Ла…па

Вер…ба

Лам…па

Тум… ба

Клум…ба

Скорлу…па

 

7.       Игра: «Подарки». (Презентация «Дифференциация звуков [П] и [Б] -слайд № 6)»

Л. - Ребята, я для Бобика и для Пушка приготовила подарки, но они все перепутались. Помогите, пожалуйста, разобрать их: для Бобика мы отберём подарки со звуком [Б], а для Пушка - со звуком [П].

 

8. Игра: «Напиши букву»

Л. - Ребята, я прочитаю вам предложение, а вы запишите в тетради букву, чей звук чаще в нем слышится: Б или П.

Рыбаки удили рыбу.
Поля поливает тюльпаны.
Плавно плывет пароход.
На голубом цветке - бабочки.

 

9.Итог занятия:  

Л. - Какие звуки мы сегодня изучали?

Л. - Какими буквами они обозначаются при письме?

Л. - Чем они похожи? Чем различаются?

Л. – Молодцы! Бобик и Пушок благодарят вас за помощь и дарят вам подарки – собственные портреты. Их нужно обвести по точкам и дорисовать элементы лица. Эти портреты вам раздадут воспитатели в группах.


Скачано с www.znanio.ru