Конспект занятия «Взаимоотношения в коллективе». Нравственно-этическое воспитание. Формирование эмоционально-волевой сферы с применением здоровьесберегающих технологий.

  • docx
  • 09.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Взаимоотношения в коллективе.docx

«Взаимоотношения в коллективе».

Нравственно-этическое воспитание.

Цель: Расширение знаний детей о правилах взаимоотношений в коллективе.

Задачи:

Образовательная: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив; раскрыть содержание понятий «коллектив» и «школьные товарищи».

Развивающая: развить умение аргументировать свою точку зрения, ассоциативное мышление, эмоциональную сферу, воображение.

Воспитательная: формировать умение жить в коллективе; воспитать чувство патриотизма, любовь к родине, гордость за …, сформировать познавательный интерес у учащихся к новому учебному материалу.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели; строить отношения с людьми, не похожими на тебя; пользоваться правилами поведения, общими для всех людей; уметь объяснять свои чувства, рассуждать, обсуждать, высказывать свои чувства, делать выбор.

Метапредметные:

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию; понимать информацию; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Предметные: Познакомить детей с правилами поведения в коллективе, с предотвращением конфликтных ситуаций.

 

 

Ход занятия

1 этап. Вступительная часть

-Дорогие ребята! Я вам предлагаю поговорить на очень интересную тему. Но на какую, вы догадаетесь после просмотра мультфильма. (смотрят)

-Обратите внимание на события. Что происходит, уделите внимание на некоторые моменты в мультфильме.

Просмотр мультфильма «О принятии себя и других». (5 мин)

-Как вы думаете, о чём этот мультфильм? (о дружбе и принятии себя и других).

-Верно ребята. Этот мультфильм о дружбе, о принятии себя и других людей такими, какие они есть.

-Кто главные персонажи? (день и ночь)

-Что вы заметили необычного? На что обратили внимание?

-Почему ночь не принимала день, как вы думаете? (потому что они сильно отличаются друг от друга)

-И это им мешало подружиться.

-Какими качествами обладала ночь? А день? (дети называют)

-А какие чувства они испытывали друг к другу, особенно ночь? (чувство зависти)

-Ребята, а это хорошо или плохо завидовать? (плохо)

-Почему плохо? (потому что к хорошему зависть не приводит)

-Это качество съедает человека изнутри и человек становится раздражительным и злым.

 -Ночь не принимала день, потому что он был не такой не похожий, совсем другой. Ночь завидовала дню, потому что днём есть то, чего нет в ночи не замечала того, что в ней тоже есть прекрасное, что она неповторима своей красотой. Например, днём оживает весь мир, вся природа, люди весело проводят день, а ночью она засыпает и становится менее подвижной, но таинственной и загадочной.

-А потом, что произошло с ночью и днём? Они подружились?

-Что помогло им стать друзьями?

- Они осознали свои ошибки?

-Ночь поняла, что не надо завидовать? (да)

-Затем, только со временем она это поняла и осознала.

-А что такое дружба на ваш взгляд?

-У вас много друзей?

-А какими качествами должен обладать ваш друг?

-А каким другом являетесь вы, как вы думаете? Охарактеризуете себя как друга.

-Сегодня на уроке мы поговорим с вами не только о дружбе, но и о взаимоотношениях в коллективе, узнаем понятие коллектив, конфликт, о разных конфликтных ситуациях и способах поведения в них.

2 этап. Основная часть

-Кто сможет объяснить, что такое коллектив? (высказывания детей)

- Коллективом называется группа людей, объединенных общей работой, общими интересами или взглядами.

-Как вы думаете, а ваш класс – это коллектив?

-Почему вы так думаете?

-А как называются люди, которые входят в коллектив? Кем вы являетесь друг другу?

-Школьный класс может стать коллективом. Люди, которые входят в коллектив, - товарищи.

 -Школьные товарищи – это одноклассники, сотрудничающие в учебе и помогающие друг другу в самовоспитании.

-Что такое самовоспитание? (это когда вы прикладываете усилия, чтобы воспитать в себе какие-нибудь положительные качества)

-Например, какие? (трудолюбие, доброжелательность, понимание, ответственность)

-Школьные товарищи проявляют взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в приготовлении домашних заданий, совместно проводят перемены, а после уроков – свободное время по интересам.

- Итак, объединяет учащихся в классе все, что делается вместе, совместными усилиями.

-Подумайте, есть ли деловое сотрудничество в нашем классе?

Анализ взаимопомощи в учёбе

1.      Оказываете ли вы вашим одноклассникам помощь в учении в школе и дома? (ученики приводят свои примеры).

2.      Бывают ли в классе случаи, когда возникает необходимость в учебной помощи?

3.      Обращался ли кто-нибудь из вас за помощью и помогал ли тот, к кому вы обращались? (высказывания детей)

Анализ взаимопомощи в коллективе.

1.      Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков, в том числе интересные ответы у доски? (дети вспоминают и приводят свои примеры).

2.      Мешают ли вам на уроке другие ученики? Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? (дети приводят примеры).

3.      Как вы действуете в этих ситуациях? (выслушиваются высказывания учащихся).

4.      Проводите ли вы совместно с кем-то из одноклассников свободное время по интересам? Чем занимаетесь? (ответы детей)

5.      Кого в классе можно назвать товарищем? Как он проявляет товарищество? (дети приводят примеры).

 

Игра «Закончи фразу»

-Мне нравится, когда мои друзья…

-Я не люблю, когда меня…

- Мне очень приятно говорить друзьям…

-Своим друзьям я всегда…

-Я могу дружить с теми, кто…

- Со мной можно дружить, потому что…

 

-Как вы думаете, можно ли ваш класс назвать коллективом?

- А без чего невозможна жизнь в коллективе, как вы считаете?

-Жизнь в классном коллективе была бы невозможна без взаимопонимания.

Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, позы понимать душевное состояние окружающих, их стремления и желания.

Просмотр фрагментов из мультфильмов «Гадкий утенок» и «Маугли»(о том, как их принимали в коллективе).

Вопросы для обсуждения:

- Что общего у героев этих сказок?

- Как принимали их в коллективе?

- Чью позицию вы принимаете?

- Кому вы сочувствуете?

- На чьем месте вы не хотели бы оказаться?

- Была ли в вашей жизни похожая ситуация?

Взаимопонимание – это согласие. Оно связано с умением думать, перед тем как что-то сделать или сказать. Не согласен с чем-то – скажи, почему ты против, но не дерись.

-А что будет, если нет взаимопонимания? (все будут ругаться и люди не смогут договорится о чём-либо)

-А что нужно делать, чтобы всегда между людьми было взаимопонимание? 

-Ребята, знакомы ли вы с понятием конфликт? Наверняка, вы слышали его?

-Конфликт – это когда люди не сходятся в своей точке зрения, у них разное мнение, и они ссорятся, ругаются. И такая ситуация называется конфликтной.

-Например, одному из вас хочется во время перемены поиграть в «Ручейки», а другому – в шашки. Как вы договоритесь?

-И что же делать, если у вас произошёл конфликт с кем-то? Как себя вести?

-А у вас складывалась такая ситуация, где вы ссорились? Почему?

-Но вы же потом помирились? Как вы помирились?

-Так вот, ребята. Из любой такой ситуации можно выйти. Стоит только проявить очень важное качество. Какое же? (взаимопонимание).

-А ещё как себя вести, какие слова употреблять в речи? (вежливые)

-Если между вами произошёл конфликт, то вы должны уметь договориться.

3 этап. Заключительная часть

-Наш урок заканчивается и напоследок, я хочу, чтобы вы познакомились с правилами поведения в коллективе.

Памятка

•        Помни закон нашей жизни: один за всех и все за одного.

•        С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

•        Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова», здороваться при встрече, прощайся при расставанию

•        Если знаешь интересные игры и что-то умеешь делать, научи других. В играх не будь грубым, не кричи.

•        Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

•        Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом; останови товарища, если он занимается чем-то плохим.

•        Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не выходит.

-Ребята, что вы сегодня делали?

-Что нового узнали для себя?

-Что такое коллектив?

-Что такое конфликт?

-Как вести себя в конфликтной ситуации?

П О М Н И :

Ты живешь на свете не один, а среди людей, поэтому твои поступки могут радовать или огорчать окружающих и тебя самого.