Конспект бинарного урока "Витамины"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный конспект урока относится к категории бинарных уроков, направленных на работу с детьми различных категорий. Новые стандарты (ФГОС ОВЗ) предполагают инклюзивное обучение учащихся с особыми образовательными потребностями. Данный урок рассчитан был на учащихся как мотивированных, успешных, так и учащихся с ЗПР и РАС.
Иконка файла материала Бинарный урок.docx
Технологическая карта бинарного урока «Биология»8 класс Модель: «Учитель­Учитель», учитель биологии МБОУ «СОШ №1 г.  Анадыря» Ушанова Ирина Николаевна. Тема: «Витамины». УМК «Сфера», Учебник «Биология. Человек. Культура здоровья», Л.Н.  Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.Х. Цехмистренко (М.: Просвещение, 2009). Номер урока: № 51 Тип урока: комбинированный урок, продолжительность – 40 минут. Цель и задачи урока: Обучающие:  сформировать представление о витаминах как биологически активных  веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;   познакомить с классификацией витаминов,   ввести понятия: авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз;   рассмотреть  последствия авитаминоза, гиповитаминоза, гипервитаминоза;  Развивающие:  коррегировать и развивать внимание на основе работы с текстом учебника,  заполнения таблицы, составления классификации витаминов;  коррегировать и развивать операции анализа и синтеза на основе  выполнения опытов и формулирования выводов по ним;  развивать коммуникативные умения работы в парах и в группах. Воспитательные:  продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и  здоровому образу жизни. Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая. Методы и приёмы:   Словесный – индивидуальные сообщения учащихся.   Проблемный – проблемные вопросы.   Репродуктивный – рассказ учителя с элементами беседы.   Наглядный –иллюстрации учебника, презентация.Технологии:  Информационная технология;   Технология проблемного обучения;  Технология развития критического мышления;  Здоровьесберегающая технология. Материалы: дифференцированные по трудности заданий и объему  карточки.  Учебник, компьютер, проектор, презентация (Приложение 1), рабочий лист (Приложение 2), «корзинка витаминов»: яйцо, рыбий жир, морковь,  помидор, дрожжи, молоко, хлеб, капуста, изображение солнца. Лабораторное оборудование: пробирки, штатив, колба, универсальный  индикатор, аскорбиновая кислота, подсолнечное масло, лимонная кислота, йод, крахмал, FeCl3. В классе 24 учащихся: 5 мотивированных учеников, 3 ученика с ЗПР, 1 ученик с РАС. Планируемые результаты:  Личностными результатами изучения темы являются следующие умения:  Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.   Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.  Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности. Метапредметными результатами изучения  темы является  формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД  Самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   учебную   проблему, определять цель учебной деятельности.  Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать   из   предложенных   и   искать   самостоятельно   средства достижения цели.  Составлять   (индивидуально   или   в   группе)   план   решения   проблемы (выполнения проекта).  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД  Анализировать,   сравнивать,   классифицировать   и   обобщать   факты   и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая   основания   и   критерии   для   указанных   логических   операций; строить классификацию.  Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­ следственных связей.  Создавать   схематические   модели   с   выделением   существенных характеристик объекта.   Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).  Вычитывать все уровни текстовой информации.   Уметь   определять   возможные   источники   необходимых   сведений, производить   поиск   информации,   анализировать   и   оценивать   её достоверность.  Коммуникативные УУД  Самостоятельно   организовывать   учебное   взаимодействие   в   группе (определять   общие   цели,   распределять   роли,   договариваться   друг   с другом и т.д.). Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: – определять роль витаминов в организме человека; – объяснять последствия авитаминоза, гиповитаминоза, гипервитаминоза; – перечислять группы витаминов; – распознавать наличие витаминов в продуктах; –понимать смысл биологических терминов; Словарь:   гипервитаминоз, жирорастворимые витамины, водорастворимые витамины, цинга, бери­ бери, рахит.   гиповитаминоз,   витамины,   авитаминоз,Этапы урока/ учебная ситуация Результаты этапа 1. Самоопределение  к деятельности,  мотивация  Готовность  (внутренняя и внешняя)  к работе на  уроке.  Оценка  готовности Приветствие  учащихся.  Опрос  домашнего  задания.  Создание  ситуации  успеха на  предстоящем уроке Технологическая карта урока Цель этапа Взаимодействие в образовательном процессе Действие учителя биологии и учащихся Приветствие учащихся. Настрой на  работу.  ­ Сегодня перед Вами откроются  новые границы науки биологии. У нас  на уроке не просто гость, а  равноправный участник урока –  учитель химии Габидуллина Ильмира  Римовна.  ­ Ребята, какие темы мы изучали на  предыдущих уроках? (Питание и  пищеварение, обмен веществ и  энергии) РАБОТА С ДЕЖУРНЫМ  ЗВУКОМ: обратите внимание,  дежурный звук «Щ», произнесите  слова из прошлой темы урока с  дежурным звуком. Действия учителя химии и учащихся Здравствуйте ребята, я рада, что у  нас есть возможность поработать на уроке вместе. Мотивированным учащимся даются индивидуальные карточки.  Учащиеся с ОВЗ, в том числе  слабоуспевающие работают с  учителем:  ­ Химия является неотъемлемой  частью тех, процессов, которые Вы  изучили. Где они могут протекать?  (в желудке, в ротовой полости, в  кишечнике, в клетках). Приложение 2.  ­ Разгадайте ребус Устный фронтальный опрос. За  каждый верный ответ учащиеся  Ответ: амилаза­ Перед Вами цепочки слов и  символы, составьте из них  уравнения реакций, которые  происходят при  переваривании:  А) аминокислоты, +, = белки  Б) жиры, =, глицерин, + жирные  кислоты, = В) глюкоза, =, крахмал Приложение 3 получают по одной букве из слова  ВИТАМИНЫ. По окончании опроса  они составляют слово. Это и есть тема урока. 1. Что такое пищеварение?(И) 2. Дайте определение понятию  «обмен веществ»? (Обменом  веществ называют сложную цепь превращений веществ в  организме, начиная с момента их  поступления из внешней среды и  кончая удалением продуктов  распада.) (М) 3. Каким другим термином  можно  назвать этот процесс(метаболизм) (В) 4. В обмене веществ, происходят  реакции двух типов. Какие?  (анаболические и катаболические  реакции)(Т) 5. Какие реакции называют  анаболическими?(Анаболическими называют  реакции, идущие в организме при  которых из простых веществ  образуются сложные вещества)  (И) 6. Какие реакции называют  катаболическими?  (Катаболическими называют  реакции, идущие в организме при  которых из сложных веществ  образуются простые вещества.) (А) 7. Что происходит с энергией во  время анаболических реакций? (В  процессе анаболических реакций  энергия поглощается)(Ы) 8. Что происходит с энергией во  время катаболических реакций? (в  процессе катаболических реакций  выделяется)(Н) Самоорганизация (запись числа и  темы урока, из полученных букв,  которые получили ребята за2. Актуализация  знаний,  фиксирование  затруднения 3. Постановка  учебной задачи Воспроизве денные  знания и  способы  действия.  Осознание  необходимо сти  получения  новых  знаний Сформулир ованная  цель и тема  урока. Предположе ние  Организация  ситуации, в  которой дети актуализиру ют нужные  для  последующег о открытия  знания  (мотивация  на изучение  темы).  Определение границ  знания и  незнания.  Формирован ие и развитие умения  определять и формулиров ать  правильные ответы) Тема: «Витамины» ­ Ребята, что вы уже знаете о  витаминах? ­ Перед Вами 7 цветов радуги,  попробуйте назвать 7 вопросов на  которые Вы бы хотели  получить  ответ на сегодняшнем уроке? ­ Выводятся цели и задачи  урока.  (Примерные ответы учащихся:  расширить знания о витаминах,  узнать о значении витаминов и т.п.) ­ Ребята, но если наш сегодня урок  мы можем рассмотреть с точки  зрения химии, еще какую цель  урока мы можем поставить перед  собой? (определить наличие  витаминов) ­ Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода. ­ А как же все начиналось?  Когда и как   человек   впервые   узнал   о витаминах?   Это   первый   вопрос,   на ­ Прежде чем познакомиться с  классификацией, мы должны знать,  чем с точки зрения химии являются витамины. Витамины – низкомолекулярныепроблему,  цель и тему  изучения учеников о  том, что  нового они  узнают на  уроке, чему  научатся.  который мы ответим. Учащимся дается рассказ об открытии витаминов в учебнике  ­   Как   объяснить,   почему   погибли мыши,   вскормленные   искусственной пищей?(Н.И.   Лунин   решил,   что   в пище   какое­то незаменимое вещество, необходимое для подержания  жизни). есть     еще  «vita»  ­   жизнь, ­   Эти   вещества   назвали   витаминами (от   лат.  «amin»  ­ содержащий   азот).   Правда,   потом оказалось,   что   не   все   витамины содержат   азот,   но   старое   название осталось.  Всю   правду   о   составе   и классификации   этих   веществ   мы поговорим сейчас. органические соединения различной химической природы,  катализаторы, биорегуляторы  процессов, протекающих в живом  организме (записывают определение в рабочий лист. Приложение 4.) ­ Какими признаками обладают  витамины? Демонстрирует  пробирки: в одной рыбий жир, в  другой аскорбиновая кислота  (порошок). Приливает воду.  Учащиеся делают вывод о том,  что в первой пробирке витамин не  растворился, в другой –  растворился. ­ Важнейшими признаком  классификации является  способность витаминов  растворимость. Поясняет, что  одни в воде, другие в жирах.  Поэтому признаку различают два  класса витаминов:  У учащихся на столах листочки  разного цвета с обозначением  витаминов (водорастворимыеодного цвета, жирорастворимые­ другого). С помощью учителя  составляется схема на доске и  вносят в рабочий лист. 1. Водорастворимые. К ним  относятся витамины С, РР, группы  В и другие. 2. Жирорастворимые. К ним  относятся витамины групп А, D, Е и К. Рассмотрим витамин С ( название ­  аскорбиновая кислота).  СЛАЙД №6 ­ Почему вещество называется  кислотой? (Оно кислое на вкус и в  водном растворе диссоциирует на  катион Н+, а поэтому и изменяет окраску индикатора). Инструктаж по ТБ(обсуждение  правил с учащимися): 1.Не бегать. 2. Слушать инструкции учителя. Решение учебной  задачи. Первичное  закрепление Применение новых  знаний при  заполнении  таблицы и  на практике. Формирован ие умения  работать с  литературой  в решении  учебных  задач.  Реализация  плана  достижения  цели. Организация   ситуации   решения учебной задачи. Работа по группам (А и  С)с   электронным   приложением учебника. По   мере   изучения   материала заполняют   таблицу   и   затем докладывают результаты: ­Рассмотрим   биологическую   роль витамина  С.   Помогает   организму бороться   с   инфекциями,   лучше видеть,   стимулирует   обновление клеток. ­   Витамин   А  (ретинол)   участвует   вбиохимических   процессах,   связанных с деятельностью мембран клеток. При недостатке   витамина   А   ухудшается зрение   (ксерофтальмия   –   сухость роговых   оболочек; “куриная” слепота). Замедляется рост молодого организма,   особенно   рост   костей, наблюдается   повреждение   слизистых оболочек   дыхательных   путей, пищеварительных   систем. Обнаружен только   в   продуктах   животного происхождения, особенно его много в печени   морских   животных   и   рыб. Потребность   человека   в   витамине   А может быть удовлетворена и за счет растительной   пищи,   в   которой содержатся   его   провитамины   – каротины. ­ Познакомимся с витаминами группы В.   Различают   несколько   видов   этой группы:   В₁,   В₂,В₆,В₁₂.,   они   имеют сложное химическое строение. ­Витамин   D   (кальциферол). Участвует   в   регуляции   обмена 3.  Соблюдать аккуратность. 4. Не передавать вещества с парты  на парту и т.п. Проведем опыт. В раствор  аскорбиновой кислоты опускаем  универсальный индикатор.  (Индикатор окрасился в красный  цвет.) Далее учитель координирует работу групп.  Группа С. Практическая работа  №1«Обнаружение в лимонном соке  витамина С» (Приложение 5).   В   пробирке  №1  находится Ход работы: 1. лимонный сок. 2.  В пробирке №2 находится синий раствор йода с крахмалом. 3.   К   раствору   сока   по   каплям добавляйте   синий   раствор   йода   с крахмалом.   Поставьте пробирку вкальция   и   фосфора   в   организме, содействует   использованию   этих важных веществ клетками и тканями нашего   организма,   обеспечивает нормальное   отложение   кальция   в костях,   способствуя   формированию скелета.   Особенно   важное   значение витамин D имеет для детей. В раннем детском при необеспеченности   организма   ребенка этим   витамином   развивается   рахит. Симптомы   этого   заболевания   – беспокойство,   вялость,   тревожный сон,   вздрагивание   при   малейшем шуме, затем   неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются   ноги,   голова   и   живот увеличены,   изменяется   грудная клетка. возрасте   а      Важнейшей Вопрос:   мерой профилактики   является   длительное пребывание детей на свежем воздухе. ­ Как вы думаете, почему? (Под   воздействием   солнца   в   коже появляется   вещество,   способное         В времени   через, раствор штатив   и   наблюдайте,  сколько   обесцветится (1­2 мин).  Обесцвечивание раствора свидетельствует   о   содержании   в растворе   аскорбиновой   кислоты (витамина С).  Вопрос: пробирке прокипяченный   яблочный   сок,   я прилила раствор йода с крахмалом, но   обесцвечивания   раствора   не произошло.   Объясните   почему. (Витамин   С   легко   разрушается при нагревании) ­   Но   и   избыток   витамина   очень вреден,  в  последних  лабораторных исследованиях   было   доказано   что витамин   С   в   дозах,   превышающих 500 мг, может повреждать ДНК. Группа А. Практическая   работа   №   2 «Определение   витамина в подсолнечном масле» (Приложение 5).   Апревращаться в витамин D).  Ход работы:  ­ Для нормальной жизнедеятельности  человека витамины необходимы в  небольших количествах, но так как в  организме они не синтезируются в  достаточном количестве, то должны  поступать с пищей в качестве ее  необходимого компонента.  Отсутствие или недостаток в  организме витаминов вызывает:  Авитаминоз – полное  отсутствие  витаминов в организме; Гиповитаминоз – недостаточное  содержание витаминов; Гипервитаминоз – избыточное  содержание  витаминов в организме ФИЗМИНУТКА На общем столе лежат различные  продукты«корзинка витаминов».  Необходимо их распределить по  группам в зависимости от того  витамина, который в них содержится. 1. В пробирке под №3 налит 1 мл подсолнечного масла. 2. Добавьте   в   эту   пробирку   2­3 капли 1 %­ного раствора FeClз.  3. Наблюдайте   за   изменением окраски. 4. При   наличии   витамина   А ярко­зеленое   появляется окрашивание. Установлено,   что   витамин  А  во время   варки   пищи   быстро разрушается.   В   варёной   моркови его в 2 раза меньше, чем в сырой. Разрушение   его   происходит   и   при её сушке.  Избыток   витамина   тоже   может нанести вред организму: повышает риск   преждевременной   смерти   на 16%,   провоцирует   онкологическиеА. (яйцо, рыбий жир, морковь,  помидор) В. (дрожжи, молоко, хлеб, капуста) С. (яблоко,  лимон, лук, капуста) D. ( рыбий жир, солнце) заболевания.  Работа по  самостоятельному  применению новых  знаний Умение  применять  полученные  знания на  практике. Формирован ие и развитие умения  применять  полученные  знания на  практике. ­ Мы с вами познакомились с  биологическими свойствами  некоторых витаминов, узнали к каким  последствиям, может привести их  недостаток или избыток. На основе  полученных знаний попытайтесь  разрешить проблемную ситуацию.  (Работа в парах, каждой паре своя  проблемная ситуация) Приложение 6.  Пары проводят взаимопроверку.  Отрабатывают навыки определения  Самостоятельная работа с текстом  учебника стр. 94­95. Заполнение  соответствующей графы в таблице. Учащиеся работают  самостоятельно, затем проводят  самопроверку и  взаимопроверку.  Оценивают их работу.Оценка  Умение  определять  уровень  овладения  учебным  материалом. Формирован ие т развитие умения к  самооценке и умения  применять  новые  знания. витаминов по симптомам заболевания, а также по продуктам питания. Попробуйте оценить собственные  знания и умения. ­ Мне понятно всё, смогу научить  другого.                             Оценка 5. ­ Я могу объяснить тему при  некоторой помощи. Оценка 4. ­ Мне сложно разобраться  самостоятельно в теме, нужна  помощь. Оценка 3. Высказывают свое согласие­ несогласие с самооценкой ребенка,  комментирую выбор. Итог урока.  Рефлексия Умение  соотносить  цели  результаты  собственной деятельност и. Формирован ие умения  анализироват ь и  осмысливать свои  достижения. Вот и подошел к концу наш урок. ­ Что на уроке сегодня для вас было  ценным, новым? ­ Что вам понравилось на уроке, а что  можно было сделать по­другому? ­ Удалось ли Вам ответить на  вопросы, поставленные на уроке? Химия: проделать дома  самостоятельно практические  работы: «Обнаружение витамина С  в капустном соке», « Обнаружение  витамина С в яблочном соке»; ход  работы и выводы записать в  тетради. Биология: учебник п. 39, стр. 94­ 95­пересказ, закончить таблицу. (По желанию подготовить пословицы и  поговорки о витаминах)  Дети участвуют в дискуссии:  анализируют выполнение опытов,  осмысливают, проговаривают и  фиксируют достижения.  Подводя итог урока учащимся  предлагается составить синквейн на тему: Витамины, например: ­ жизнь­ полезные ­ поддерживают ­ придают бодрость Использованная литература: 1. УМК «Сфера», Учебник «Биология. Человек. Культура здоровья», Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.Х.  Цехмистренко (М.: Просвещение, 2009). + электронное приложение к учебнику. 2. Универсальные поурочные разработки по биологии (Человек). Авторы: О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. – М.: ВАКО,  2005.­416 с. – (В помощь школьному учителю). 3. Интернет­ресурсы.