Конспект бинарного урока "Витамины"
Оценка 4.6

Конспект бинарного урока "Витамины"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология +1
8 кл
28.02.2018
Конспект бинарного урока "Витамины"
Данный конспект урока относится к категории бинарных уроков, направленных на работу с детьми различных категорий. Новые стандарты (ФГОС ОВЗ) предполагают инклюзивное обучение учащихся с особыми образовательными потребностями. Данный урок рассчитан был на учащихся как мотивированных, успешных, так и учащихся с ЗПР и РАС.
Бинарный урок.docx
Технологическая карта бинарного урока «Биология»8 класс Модель: «Учитель­Учитель», учитель биологии МБОУ «СОШ №1 г.  Анадыря» Ушанова Ирина Николаевна. Тема: «Витамины». УМК «Сфера», Учебник «Биология. Человек. Культура здоровья», Л.Н.  Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.Х. Цехмистренко (М.: Просвещение, 2009). Номер урока: № 51 Тип урока: комбинированный урок, продолжительность – 40 минут. Цель и задачи урока: Обучающие:  сформировать представление о витаминах как биологически активных  веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;   познакомить с классификацией витаминов,   ввести понятия: авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз;   рассмотреть  последствия авитаминоза, гиповитаминоза, гипервитаминоза;  Развивающие:  коррегировать и развивать внимание на основе работы с текстом учебника,  заполнения таблицы, составления классификации витаминов;  коррегировать и развивать операции анализа и синтеза на основе  выполнения опытов и формулирования выводов по ним;  развивать коммуникативные умения работы в парах и в группах. Воспитательные:  продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и  здоровому образу жизни. Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая. Методы и приёмы:   Словесный – индивидуальные сообщения учащихся.   Проблемный – проблемные вопросы.   Репродуктивный – рассказ учителя с элементами беседы.   Наглядный –иллюстрации учебника, презентация. Технологии:  Информационная технология;   Технология проблемного обучения;  Технология развития критического мышления;  Здоровьесберегающая технология. Материалы: дифференцированные по трудности заданий и объему  карточки.  Учебник, компьютер, проектор, презентация (Приложение 1), рабочий лист (Приложение 2), «корзинка витаминов»: яйцо, рыбий жир, морковь,  помидор, дрожжи, молоко, хлеб, капуста, изображение солнца. Лабораторное оборудование: пробирки, штатив, колба, универсальный  индикатор, аскорбиновая кислота, подсолнечное масло, лимонная кислота, йод, крахмал, FeCl3. В классе 24 учащихся: 5 мотивированных учеников, 3 ученика с ЗПР, 1 ученик с РАС. Планируемые результаты:  Личностными результатами изучения темы являются следующие умения:  Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.   Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.  Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности. Метапредметными результатами изучения  темы является  формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД  Самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   учебную   проблему, определять цель учебной деятельности.  Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать   из   предложенных   и   искать   самостоятельно   средства достижения цели.  Составлять   (индивидуально   или   в   группе)   план   решения   проблемы (выполнения проекта).  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД  Анализировать,   сравнивать,   классифицировать   и   обобщать   факты   и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.  Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая   основания   и   критерии   для   указанных   логических   операций; строить классификацию.  Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­ следственных связей.  Создавать   схематические   модели   с   выделением   существенных характеристик объекта.   Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).  Вычитывать все уровни текстовой информации.   Уметь   определять   возможные   источники   необходимых   сведений, производить   поиск   информации,   анализировать   и   оценивать   её достоверность.  Коммуникативные УУД  Самостоятельно   организовывать   учебное   взаимодействие   в   группе (определять   общие   цели,   распределять   роли,   договариваться   друг   с другом и т.д.). Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: – определять роль витаминов в организме человека; – объяснять последствия авитаминоза, гиповитаминоза, гипервитаминоза; – перечислять группы витаминов; – распознавать наличие витаминов в продуктах; –понимать смысл биологических терминов; Словарь:   гипервитаминоз, жирорастворимые витамины, водорастворимые витамины, цинга, бери­ бери, рахит.   гиповитаминоз,   витамины,   авитаминоз, Этапы урока/ учебная ситуация Результаты этапа 1. Самоопределение  к деятельности,  мотивация  Готовность  (внутренняя и внешняя)  к работе на  уроке.  Оценка  готовности Приветствие  учащихся.  Опрос  домашнего  задания.  Создание  ситуации  успеха на  предстоящем уроке Технологическая карта урока Цель этапа Взаимодействие в образовательном процессе Действие учителя биологии и учащихся Приветствие учащихся. Настрой на  работу.  ­ Сегодня перед Вами откроются  новые границы науки биологии. У нас  на уроке не просто гость, а  равноправный участник урока –  учитель химии Габидуллина Ильмира  Римовна.  ­ Ребята, какие темы мы изучали на  предыдущих уроках? (Питание и  пищеварение, обмен веществ и  энергии) РАБОТА С ДЕЖУРНЫМ  ЗВУКОМ: обратите внимание,  дежурный звук «Щ», произнесите  слова из прошлой темы урока с  дежурным звуком. Действия учителя химии и учащихся Здравствуйте ребята, я рада, что у  нас есть возможность поработать на уроке вместе. Мотивированным учащимся даются индивидуальные карточки.  Учащиеся с ОВЗ, в том числе  слабоуспевающие работают с  учителем:  ­ Химия является неотъемлемой  частью тех, процессов, которые Вы  изучили. Где они могут протекать?  (в желудке, в ротовой полости, в  кишечнике, в клетках). Приложение 2.  ­ Разгадайте ребус Устный фронтальный опрос. За  каждый верный ответ учащиеся  Ответ: амилаза ­ Перед Вами цепочки слов и  символы, составьте из них  уравнения реакций, которые  происходят при  переваривании:  А) аминокислоты, +, = белки  Б) жиры, =, глицерин, + жирные  кислоты, = В) глюкоза, =, крахмал Приложение 3 получают по одной букве из слова  ВИТАМИНЫ. По окончании опроса  они составляют слово. Это и есть тема урока. 1. Что такое пищеварение?(И) 2. Дайте определение понятию  «обмен веществ»? (Обменом  веществ называют сложную цепь превращений веществ в  организме, начиная с момента их  поступления из внешней среды и  кончая удалением продуктов  распада.) (М) 3. Каким другим термином  можно  назвать этот процесс(метаболизм) (В) 4. В обмене веществ, происходят  реакции двух типов. Какие?  (анаболические и катаболические  реакции)(Т) 5. Какие реакции называют  анаболическими? (Анаболическими называют  реакции, идущие в организме при  которых из простых веществ  образуются сложные вещества)  (И) 6. Какие реакции называют  катаболическими?  (Катаболическими называют  реакции, идущие в организме при  которых из сложных веществ  образуются простые вещества.) (А) 7. Что происходит с энергией во  время анаболических реакций? (В  процессе анаболических реакций  энергия поглощается)(Ы) 8. Что происходит с энергией во  время катаболических реакций? (в  процессе катаболических реакций  выделяется)(Н) Самоорганизация (запись числа и  темы урока, из полученных букв,  которые получили ребята за 2. Актуализация  знаний,  фиксирование  затруднения 3. Постановка  учебной задачи Воспроизве денные  знания и  способы  действия.  Осознание  необходимо сти  получения  новых  знаний Сформулир ованная  цель и тема  урока. Предположе ние  Организация  ситуации, в  которой дети актуализиру ют нужные  для  последующег о открытия  знания  (мотивация  на изучение  темы).  Определение границ  знания и  незнания.  Формирован ие и развитие умения  определять и формулиров ать  правильные ответы) Тема: «Витамины» ­ Ребята, что вы уже знаете о  витаминах? ­ Перед Вами 7 цветов радуги,  попробуйте назвать 7 вопросов на  которые Вы бы хотели  получить  ответ на сегодняшнем уроке? ­ Выводятся цели и задачи  урока.  (Примерные ответы учащихся:  расширить знания о витаминах,  узнать о значении витаминов и т.п.) ­ Ребята, но если наш сегодня урок  мы можем рассмотреть с точки  зрения химии, еще какую цель  урока мы можем поставить перед  собой? (определить наличие  витаминов) ­ Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода. ­ А как же все начиналось?  Когда и как   человек   впервые   узнал   о витаминах?   Это   первый   вопрос,   на ­ Прежде чем познакомиться с  классификацией, мы должны знать,  чем с точки зрения химии являются витамины. Витамины – низкомолекулярные проблему,  цель и тему  изучения учеников о  том, что  нового они  узнают на  уроке, чему  научатся.  который мы ответим. Учащимся дается рассказ об открытии витаминов в учебнике  ­   Как   объяснить,   почему   погибли мыши,   вскормленные   искусственной пищей?(Н.И.   Лунин   решил,   что   в пище   какое­то незаменимое вещество, необходимое для подержания  жизни). есть     еще  «vita»  ­   жизнь, ­   Эти   вещества   назвали   витаминами (от   лат.  «amin»  ­ содержащий   азот).   Правда,   потом оказалось,   что   не   все   витамины содержат   азот,   но   старое   название осталось.  Всю   правду   о   составе   и классификации   этих   веществ   мы поговорим сейчас. органические соединения различной химической природы,  катализаторы, биорегуляторы  процессов, протекающих в живом  организме (записывают определение в рабочий лист. Приложение 4.) ­ Какими признаками обладают  витамины? Демонстрирует  пробирки: в одной рыбий жир, в  другой аскорбиновая кислота  (порошок). Приливает воду.  Учащиеся делают вывод о том,  что в первой пробирке витамин не  растворился, в другой –  растворился. ­ Важнейшими признаком  классификации является  способность витаминов  растворимость. Поясняет, что  одни в воде, другие в жирах.  Поэтому признаку различают два  класса витаминов:  У учащихся на столах листочки  разного цвета с обозначением  витаминов (водорастворимые одного цвета, жирорастворимые­ другого). С помощью учителя  составляется схема на доске и  вносят в рабочий лист. 1. Водорастворимые. К ним  относятся витамины С, РР, группы  В и другие. 2. Жирорастворимые. К ним  относятся витамины групп А, D, Е и К. Рассмотрим витамин С ( название ­  аскорбиновая кислота).  СЛАЙД №6 ­ Почему вещество называется  кислотой? (Оно кислое на вкус и в  водном растворе диссоциирует на  катион Н+, а поэтому и изменяет окраску индикатора). Инструктаж по ТБ(обсуждение  правил с учащимися): 1.Не бегать. 2. Слушать инструкции учителя. Решение учебной  задачи. Первичное  закрепление Применение новых  знаний при  заполнении  таблицы и  на практике. Формирован ие умения  работать с  литературой  в решении  учебных  задач.  Реализация  плана  достижения  цели. Организация   ситуации   решения учебной задачи. Работа по группам (А и  С)с   электронным   приложением учебника. По   мере   изучения   материала заполняют   таблицу   и   затем докладывают результаты: ­Рассмотрим   биологическую   роль витамина  С.   Помогает   организму бороться   с   инфекциями,   лучше видеть,   стимулирует   обновление клеток. ­   Витамин   А  (ретинол)   участвует   в биохимических   процессах,   связанных с деятельностью мембран клеток. При недостатке   витамина   А   ухудшается зрение   (ксерофтальмия   –   сухость роговых   оболочек; “куриная” слепота). Замедляется рост молодого организма,   особенно   рост   костей, наблюдается   повреждение   слизистых оболочек   дыхательных   путей, пищеварительных   систем. Обнаружен только   в   продуктах   животного происхождения, особенно его много в печени   морских   животных   и   рыб. Потребность   человека   в   витамине   А может быть удовлетворена и за счет растительной   пищи,   в   которой содержатся   его   провитамины   – каротины. ­ Познакомимся с витаминами группы В.   Различают   несколько   видов   этой группы:   В₁,   В₂,В₆,В₁₂.,   они   имеют сложное химическое строение. ­Витамин   D   (кальциферол). Участвует   в   регуляции   обмена 3.  Соблюдать аккуратность. 4. Не передавать вещества с парты  на парту и т.п. Проведем опыт. В раствор  аскорбиновой кислоты опускаем  универсальный индикатор.  (Индикатор окрасился в красный  цвет.) Далее учитель координирует работу групп.  Группа С. Практическая работа  №1«Обнаружение в лимонном соке  витамина С» (Приложение 5).   В   пробирке  №1  находится Ход работы: 1. лимонный сок. 2.  В пробирке №2 находится синий раствор йода с крахмалом. 3.   К   раствору   сока   по   каплям добавляйте   синий   раствор   йода   с крахмалом.   Поставьте пробирку в кальция   и   фосфора   в   организме, содействует   использованию   этих важных веществ клетками и тканями нашего   организма,   обеспечивает нормальное   отложение   кальция   в костях,   способствуя   формированию скелета.   Особенно   важное   значение витамин D имеет для детей. В раннем детском при необеспеченности   организма   ребенка этим   витамином   развивается   рахит. Симптомы   этого   заболевания   – беспокойство,   вялость,   тревожный сон,   вздрагивание   при   малейшем шуме, затем   неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются   ноги,   голова   и   живот увеличены,   изменяется   грудная клетка. возрасте   а      Важнейшей Вопрос:   мерой профилактики   является   длительное пребывание детей на свежем воздухе. ­ Как вы думаете, почему? (Под   воздействием   солнца   в   коже появляется   вещество,   способное         В времени   через, раствор штатив   и   наблюдайте,  сколько   обесцветится (1­2 мин).  Обесцвечивание раствора свидетельствует   о   содержании   в растворе   аскорбиновой   кислоты (витамина С).  Вопрос: пробирке прокипяченный   яблочный   сок,   я прилила раствор йода с крахмалом, но   обесцвечивания   раствора   не произошло.   Объясните   почему. (Витамин   С   легко   разрушается при нагревании) ­   Но   и   избыток   витамина   очень вреден,  в  последних  лабораторных исследованиях   было   доказано   что витамин   С   в   дозах,   превышающих 500 мг, может повреждать ДНК. Группа А. Практическая   работа   №   2 «Определение   витамина в подсолнечном масле» (Приложение 5).   А превращаться в витамин D).  Ход работы:  ­ Для нормальной жизнедеятельности  человека витамины необходимы в  небольших количествах, но так как в  организме они не синтезируются в  достаточном количестве, то должны  поступать с пищей в качестве ее  необходимого компонента.  Отсутствие или недостаток в  организме витаминов вызывает:  Авитаминоз – полное  отсутствие  витаминов в организме; Гиповитаминоз – недостаточное  содержание витаминов; Гипервитаминоз – избыточное  содержание  витаминов в организме ФИЗМИНУТКА На общем столе лежат различные  продукты«корзинка витаминов».  Необходимо их распределить по  группам в зависимости от того  витамина, который в них содержится. 1. В пробирке под №3 налит 1 мл подсолнечного масла. 2. Добавьте   в   эту   пробирку   2­3 капли 1 %­ного раствора FeClз.  3. Наблюдайте   за   изменением окраски. 4. При   наличии   витамина   А ярко­зеленое   появляется окрашивание. Установлено,   что   витамин  А  во время   варки   пищи   быстро разрушается.   В   варёной   моркови его в 2 раза меньше, чем в сырой. Разрушение   его   происходит   и   при её сушке.  Избыток   витамина   тоже   может нанести вред организму: повышает риск   преждевременной   смерти   на 16%,   провоцирует   онкологические А. (яйцо, рыбий жир, морковь,  помидор) В. (дрожжи, молоко, хлеб, капуста) С. (яблоко,  лимон, лук, капуста) D. ( рыбий жир, солнце) заболевания.  Работа по  самостоятельному  применению новых  знаний Умение  применять  полученные  знания на  практике. Формирован ие и развитие умения  применять  полученные  знания на  практике. ­ Мы с вами познакомились с  биологическими свойствами  некоторых витаминов, узнали к каким  последствиям, может привести их  недостаток или избыток. На основе  полученных знаний попытайтесь  разрешить проблемную ситуацию.  (Работа в парах, каждой паре своя  проблемная ситуация) Приложение 6.  Пары проводят взаимопроверку.  Отрабатывают навыки определения  Самостоятельная работа с текстом  учебника стр. 94­95. Заполнение  соответствующей графы в таблице. Учащиеся работают  самостоятельно, затем проводят  самопроверку и  взаимопроверку.  Оценивают их работу. Оценка  Умение  определять  уровень  овладения  учебным  материалом. Формирован ие т развитие умения к  самооценке и умения  применять  новые  знания. витаминов по симптомам заболевания, а также по продуктам питания. Попробуйте оценить собственные  знания и умения. ­ Мне понятно всё, смогу научить  другого.                             Оценка 5. ­ Я могу объяснить тему при  некоторой помощи. Оценка 4. ­ Мне сложно разобраться  самостоятельно в теме, нужна  помощь. Оценка 3. Высказывают свое согласие­ несогласие с самооценкой ребенка,  комментирую выбор. Итог урока.  Рефлексия Умение  соотносить  цели  результаты  собственной деятельност и. Формирован ие умения  анализироват ь и  осмысливать свои  достижения. Вот и подошел к концу наш урок. ­ Что на уроке сегодня для вас было  ценным, новым? ­ Что вам понравилось на уроке, а что  можно было сделать по­другому? ­ Удалось ли Вам ответить на  вопросы, поставленные на уроке? Химия: проделать дома  самостоятельно практические  работы: «Обнаружение витамина С  в капустном соке», « Обнаружение  витамина С в яблочном соке»; ход  работы и выводы записать в  тетради. Биология: учебник п. 39, стр. 94­ 95­пересказ, закончить таблицу. (По желанию подготовить пословицы и  поговорки о витаминах)  Дети участвуют в дискуссии:  анализируют выполнение опытов,  осмысливают, проговаривают и  фиксируют достижения.  Подводя итог урока учащимся  предлагается составить синквейн на тему: Витамины, например: ­ жизнь ­ полезные ­ поддерживают ­ придают бодрость Использованная литература: 1. УМК «Сфера», Учебник «Биология. Человек. Культура здоровья», Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.Х.  Цехмистренко (М.: Просвещение, 2009). + электронное приложение к учебнику. 2. Универсальные поурочные разработки по биологии (Человек). Авторы: О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. – М.: ВАКО,  2005.­416 с. – (В помощь школьному учителю). 3. Интернет­ресурсы.

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"

Конспект бинарного урока "Витамины"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018